Научная статья на тему '2-я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА АВИАМЕХАНИКОВ СПЕЦСЛУЖБ ВВС РККА'

2-я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА АВИАМЕХАНИКОВ СПЕЦСЛУЖБ ВВС РККА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / авиация / Чкаловская (Оренбургская) область / Абдулино / военно-учебные заведения / школа авиамехаников спецслужб ВВС / подготовка монгольских авиатехников / Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого / The Great Patriotic War / aviation / Chkalovskaya (Orenburg) region / Abdulino / military educational institutions / the school of aircraft mechanics of the special services of the Air Force / training of Mongolian aircraft technicians / the Military Academy of Strategic Missile Forces named after Peter the Great

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдорова Алла Владимировна

Статья освещает основные вехи истории 2-й Московской военной авиационной школы авиамехаников спецслужб ВВС Красной Армии, эвакуированной на Южный Урал в 1941 году. Показаны трудности в организации учебного процесса в условиях военного времени. С октября 1941 г. по май 1943 г. школа находилась в Абдулино Чкаловской (Оренбургской) области. Вторая Московская авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА выпустила в Абдулино более двух тысяч специалистов, превратившись в одну из крупных в ВВС учебных баз. Квалификацию техника по электрооборудованию и авиаприборам в школе приобретали курсанты из Монголии. Показано, что с первых дней функционирования авиационной школы в Абдулино у ее командования сложились тесные рабочие отношения с местными советскими и общественными организациями. При этом горожане оказывали авиаторам значительную помощь в создании учебно-материальной базы и организации повседневной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2nd MOSCOW MILITARY AVIATION SCHOOL OF AIRCRAFT MECHANICS OF THE SPECIAL SERVICES OF THE RED ARMY AIR FORCE

The article highlights the history of the 2nd Moscow Military Aviation School of Aircraft Mechanics of the special services of the Red Army Air Force, evacuated to the Southern Urals in 1941. The difficulties in organizing the educational process in wartime conditions are shown. From October 1941 to May 1943, the school was located in Abdulino, Chkalovsky (Orenburg) region. The second Moscow Aviation School of aviation mechanics of the special services of the Red Army Air Force has released more than two thousand specialists in Abdulino, turning into one of the largest training bases in the Air Force. Cadets from Mongolia acquired the qualification of an electrical equipment and aviation equipment technician at the school. It is shown that from the first days of the functioning of the aviation school in Abdulino, its command has developed close working relations with local Soviet and public organizations. At the same time, the townspeople provided the aviators with significant assistance in creating a training and material base and organizing daily work.

Текст научной работы на тему «2-я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА АВИАМЕХАНИКОВ СПЕЦСЛУЖБ ВВС РККА»

5. Лаврентьев Н.М., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1983. - 183 с.

References and Sources

1. Kotel'nikov V.R., Lejko O.Yu. Pikiruyushchij bombardirovshchik Pe-2. - M.: Izd-vo MAI, 1993. - 32 s.

2. Kotel'nikov V.R. Tyazhelye istrebiteli Pe-3 / Bf-110 // Aviaciya i kosmonavtika. Vchera, segodnya, zavtra. - 1998. - № 5-6. - S. 1-60.

3. Vozdushnye boi samoletov Pe-2 i Pe-3 s istrebitelyami i bombardirovshchikami protivnika (Iz opyta sovremennoj vojny). - M.: Voenmorizdat, 1943. - 45 s.

4. Medved' A.N., Hazanov D.B. Pikiruyushchij bombardirovshchik Pe-2 (Chast' 2). - M.: Eksprint, 2000. - 48 s.

5. Lavrent'ev N.M., Demidov R.S., Kucherenko L.A., Hramov Yu.V. Aviaciya VMF v Velikoj Otechestvennoj vojne. - M.: Voenizdat, 1983. - 183 s.

БОРИСОВ ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (borid83@mail.ru).

АВЕРЧЕНКО СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (aviator1ww@mail.ru).

BORISOV, DENIS A. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of the History of Wars and Military Art of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Voronezh) (borid83@mail.ru).

AVERCHENKO, SERGEY V. - Ph.D. in History, Lecturer of the Department of the History of Wars and Military Art of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Voronezh) (aviator1ww@mail.ru).

УДК 377.5:358.4:93(470.311) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-149-154

ФЕДОРОВА А.В.

2-я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА АВИАМЕХАНИКОВ

СПЕЦСЛУЖБ ВВС РККА

Ключевые слова: Великая Отечественная война, авиация, Чкаловская (Оренбургская) область, Абдулино, военно-учебные заведения, школа авиамехаников спецслужб ВВС, подготовка монгольских авиатехников, Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Статья освещает основные вехи истории 2-й Московской военной авиационной школы авиамехаников спецслужб ВВС Красной Армии, эвакуированной на Южный Урал в 1941 году. Показаны трудности в организации учебного процесса в условиях военного времени. С октября 1941 г. по май 1943 г. школа находилась в Абдулино Чкаловской (Оренбургской) области. Вторая Московская авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА выпустила в Абдулино более двух тысяч специалистов, превратившись в одну из крупных в ВВС учебных баз. Квалификацию техника по электрооборудованию и авиаприборам в школе приобретали курсанты из Монголии. Показано, что с первых дней функционирования авиационной школы в Абдулино у ее командования сложились тесные рабочие отношения с местными советскими и общественными организациями. При этом горожане оказывали авиаторам значительную помощь в создании учебно-материальной базы и организации повседневной работы.

FEDOROVA, A.V.

2nd MOSCOW MILITARY AVIATION SCHOOL OF AIRCRAFT MECHANICS OF THE SPECIAL SERVICES

OF THE RED ARMY AIR FORCE

Key words: The Great Patriotic War, aviation, Chkalovskaya (Orenburg) region, Abdulino, military educational institutions, the school of aircraft mechanics of the special services of the Air Force, training of Mongolian aircraft technicians, the Military Academy of Strategic Missile Forces named after Peter the Great.

The article highlights the history of the 2nd Moscow Military Aviation School of Aircraft Mechanics of the special services of the Red Army Air Force, evacuated to the Southern Urals in 1941. The difficulties in organizing the educational process in wartime conditions are shown. From October 1941 to May 1943, the school was located in Abdulino, Chkalovsky (Orenburg) region. The second Moscow Aviation School of aviation mechanics of the special services of the Red Army Air Force has released more than two thousand specialists in Abdulino, turning into one of the largest training bases in the Air Force. Cadets from Mongolia acquired the qualification of an electrical equipment and aviation equipment technician at the school. It is shown that from the first days of the functioning of the aviation school in Abdulino, its command has developed close working relations with local Soviet and public organizations. At the same time, the townspeople provided the aviators with significant assistance in creating a training and material base and organizing daily work.

На 1 января 1941 года в составе ВВС Красной Армии насчитывалось 130 военных учебных заведений, в том числе одна школа авиамехаников по специальным службам. В 1941 году дополнительно сформировали ещё одну школу авиационных механиков спецслужб ВВС [1, с. 1721; 2, л.л. 14-15]. Её история тесно связана с Оренбуржьем.

Вузы, находившиеся в Чкаловской (Оренбургской) области в годы Великой Отечественной войны, готовили не только лётчиков, пилотов, штурманов и стрелков-бомбардиров, но и авиационных механиков. Специалистами данного профиля на Южном Урале обеспечивала фронт эвакуированная Вторая Московская авиационная школа механиков спецслужб ВВС РККА. Между

тем, данное военно-учебное заведение не указано в региональном сборнике-справочнике «Урал ковал победу», опубликованном в 1993 году [3, с. 340-341].

Согласно Приказу НКО СССР от 19 сентября 1940 года (Приказ НКО СССР №0323 от 19.09.1940 г.), началось формирование 2-й Московской военной авиационной школы механиков спецслужб РККА на базе Московского технического училища гражданского воздушного флота, которое завершилось 1 февраля 1941 года. Школа дислоцировалась в городе Тушино Московской области. Наименование «2-я Московская военная авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС» было присвоено 5 февраля 1941 года [4]. Школа готовила механиков по авиационным приборам и электромехаников для обслуживания приборного и электрического оборудования самолетов истребительной и бомбардировочной авиации (сохранилась фотография «Первые курсанты авиационной школы на занятиях по электротехнике»).

Первым начальником школы был назначен генерал-майор авиации И.Е. Соколов. Иван Ефимович проходил службу в Российской императорской армии с 8 сентября 1915 года. Окончил Житомирскую школу прапорщиков в 1917 году. Во время Гражданской войны прошел путь от командира роты до командира бригады 5-й армии на Восточном фронте, в 1920 году был награжден орденом Красного Знамени. Военную академию РККА окончил в 1927 году. Занимал должность начальника штаба Качинской авиашколы, начальника штаба ВВС Орловского военного округа. Звание генерал-майора авиации присвоено в 1940 году. В начале 1941 года он был назначен начальником 2-й Московской военной авиационной школы механиков спецслужб, однако уже 3 октября 1941 года был направлен на должность командующего Военно-воздушными силами Уральского военного округа. С августа по декабрь 1944 года И.Е. Соколов - заместитель командующего ВВС 3-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. С декабря 1944 года занимал должность заместителя командующего Уральским военным округом по военным учебным заведениям.

В связи с началом Великой Отечественной войны школу авиамехаников перебазировали в город Абдулино Чкаловской (Оренбургской) области. Архивная фотография позволяет воссоздать момент объявления приказа об эвакуации школы из Тушино. 2-я Московская военная авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА находилась в городе Абдулино с октября 1941 года по май 1943 года [5, л. 3; 6, с. 89]. Начальником школы являлся военинженер-полковник Павел Петрович Бирюков, заместителем начальника по политической части - полковой комиссар Розанов [7, л. 54], начальником штаба - старший лейтенант Овруцкий [7, л. 79; 8, л.л. 85-86].

П.П. Бирюков родился в городе Нижний Тагил (ныне - Свердловской области) в 1905 году. В возрасте 36 лет возглавил авиационную школу механиков. Инженер-полковник П.П. Бирюков возглавлял учебное заведение до 1949 года. Павел Петрович был человеком, способным проявить решимость в сложной обстановке и твердой рукой поддержать порядок. Он умел опираться на своих помощников, доверял им, высоко и по достоинству ценил их.

Первый эшелон на станцию Абдулино прибыл 11 октября 1941 года. Через несколько дней подошли и остальные эшелоны с имуществом. Для эвакуированной военной школы выделили малоприспособленные помещения кинотеатра «Ударник», сберкассы, райпотребсоюза, нарсуда, конторы во дворе элеватора и три заброшенных железнодорожных барака. Материалы Абдулинского городского музея свидетельствуют о том, что в детдоме расположился штаб вуза, в 33-й школе (позднее школа-интернат) разместили навигационное кислородное оборудование, двигатели самолётов, приборные доски; здесь же развернули пилотажные классы. Одно из зданий посёлка по ул. Коммунистической отвели под продовольственный склад, на месте современного памятника воинам-афганцам находилась столовая. Пищу в осенние месяцы готовили в железнодорожной столовой и доставляли в термосах к месту проживания курсантов и офицеров. Санитарную часть оборудовали в здании старой поликлиники. Рота курсантов на несколько недель обосновалась в подвале [9]. Общежитие устроили в здании педучилища. Было настолько тесно, что между двухъярусными кроватями передвигались боком. Классы не отапливались, курсанты занимались в шинелях.

Школа выпускала специалистов следующих профилей:

- заместители старших техников авиаэскадрилий по спецслужбам;

- заместители старших техников авиаэскадрилий по спецслужбам (курсы усовершенствования технического состава);

- механики и мастера по электроприборам, по авиаприборам и кислородному оборудованию, специалисты кислородно-добывающих установок;

- техники по электрооборудованию и авиаприборам.

Обучение первым двум специальностям осуществлялось только в 1941 году. 17 техников по электрооборудованию и авиаприборам выпустили в 1941-1943 гг. В основном в школе шла подготовка механиков и мастеров по электрооборудованию, по авиаприборам и кислородному оборудованию, специалистов кислородно-добывающих установок.

Продолжительность рабочего дня устанавливалась в 12 часов, из которых 8 часов отводилось на классные занятия, 1 час - на строевую и физическую подготовку, 3 часа - на самостоятельные занятия. Причем строевая и физическая подготовка проводились ежедневно по часу. Кроме того, выделялись часы на политподготовку, боевой устав пехоты Красной Армии, стрелковую, военно-санитарную, военно-химическую подготовку и т.д.

В организации учебного процесса встречались проблемы. Не хватало учебно-методических пособий, учебников. Классы и лаборатории приходилось оборудовать силами самих курсантов.

Перед школами Военно-воздушных сил поставили задачу в 1941 году обучить 3285 механиков спецслужб. В итоге, они выпустили 4925 [2, л. 15]. План подготовки механиков спецслужб в вузах ВВС Красной Армии в 1941 году выполнили на 149,9 %. Из намеченных 3285 специалистов только 2-я Московская военная авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА обеспечила Красную Армию 2051 механиком [2, л.л. 15, 10].

Выполнение установок по выпуску авиамехаников по специальным службам в вузах ВВС наблюдалось и в 1942 году. По плановому заданию необходимо было обучить 2715 специалистов, фактическое выполнение составило 2810 [2, л. 19]. План подготовки авиамехаников спецслужб ВВС в стране в 1942 году реализовали на 103,4 % [1, л. 18; 2, л. 16]. При общей штатной численности курсантского состава в 1646 человек школа в 1942 году осуществила три выпуска, направив в боевые полки 1369 специалистов [6, с. 45].

Малоизвестным фактом является подготовка в Абдулино военных специалистов для Монголии. Число курсантов было незначительным: в 1942 году обучалось 5 монголов, в 1943 году - 4. Они приобрели квалификацию техника по электрооборудованию и авиаприборам [10].

Заметим, что курсанты из Монголии обучались в Оренбуржье и до Великой Отечественной войны. В 1938 году состоялся выпуск группы монгольских лётчиков в Военном авиационном училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова (г. Оренбург). Они пополнили ряды ВВС Монголии и вместе с советскими лётчиками храбро сражались против японских захватчиков в районе реки Халхин Гол [13, С.48-49].

Всего же 2-я Московская военная авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА выпустила в Абдулино, по нашим подсчетам, более двух тысяч специалистов. В книге «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах» (М., 1962) приводятся следующие, отличные от опубликованных другими авторами, данные: 22. VI. 1941 г. - 31.XII.1941 г. - отправлено в боевые части 2051 специалист, следует заметить, что в Абдулино школа прибыла в октябре 1941 года; в 1942 году прошли обучение 1458 курсантов (план - 1257) [10].

415 курсантов получили квалификацию в Абдулино в январе 1943 года [6, с. 45]. Всего в 1943 году школа обеспечила фронт 1372 механиками спецслужб ВВС, включая выпуски в Абдулино и Московской области при плане -1152 [10]. Таким образом, 2-я Московская военная авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА, находясь в Абдулино, перевыполняла план подготовки кадров. Школа превратилась в одну из крупных в ВВС учебных баз. За 1941-1943 годы сотни квалифицированных авиационных механиков пополнили строевые части.

С первых дней функционирования авиационной школы в Абдулино установился тесный контакт командования с местными советскими и общественными организациями. Уважение горожан к авиаторам проявилось в помощи, оказанной при создании учебно-материальной базы. В частности, летом 1942 года исполком Абдулинского городского Совета депутатов трудящихся распорядился выделить сенокосилки, лошадей и «потребное количество людей» для того, чтобы скосить и убрать с территории аэродрома траву в пятидневный срок - с 14-го по 19-е июля. Начальником строительства аэродрома назначили Сыроватченко [7, л. 62].

Тем не менее, военное учебное заведение постоянно сталкивалось с трудностями. В частности, 23 июля 1942 года полковник П.П. Бирюков на заседании Абдулинского райкома

ВКП(б) доложил о работе вуза, заострив внимание на бытовых проблемах. Руководство райкома ВКП(б) приняло решение помочь авиашколе. Приведём текст документа - выписки из протокола №101 заседания бюро Абдулинского РК ВКП(б) от 23 июля 1942 года: «Постановили... 2. Поручить председателю исполкома горсовета т. Лободину оказать помощь в ремонте помещений и зданий, занятых авиашколой и в недельный срок разрешить вопрос о бронировании квартир для комсовета школы.

3. Поручить секретарю РК ВКП(б) т. Чемоданову и председателю райсовета т. Привольному разрешить вопрос о помещении клуба кино «Ударник» в части перемещения в другое здание и оказать помощь школе в создании условий по улучшению культурно-воспитательной работы среди курсантов и начсостава школы.

4. Обязать тов. Повольского в ближайшие дни передать в ведение авиашколы подвал магазина №20 под овощехранилище и оказать помощь в лесоматериале для ремонта и постройке овощехранилищ в авиашколе. Учитывая создавшееся тяжелое положение с топливом в артели «Кондитер», которая обязана выпекать хлеб для снабжения авиашколы, поручить т.т. Чемоданову и Лободину в недельный срок через квартальных города провести работу среди населения о прекращении хождения населения и скотины на территории авиашколы» [7, л. 79].

Руководство района отрегулировало вопросы, связанные с размещением вуза и ремонтом помещений, а также создало необходимые материально-бытовые условия для учебного процесса. Так, 9 октября 1942 года исполком Абдулинского горсовета депутатов трудящихся под руководством председателя горисполкома Демьяна Константиновича Лободина рассмотрел вопрос о «мобилизации населения» для строительства аэродрома. Сразу же начались мероприятия по приведению лётного поля в рабочее состояние: расширение, укатка, перенос мешающих полётам столбов телефонной связи и пр.

Местные органы власти уделяли большое внимание и вопросам укомплектования военной школы. Среди курсантов встречалось немало абдулинских юношей - И.С. Акинин, Ю.И. Тюшевский, Жуков, Чегодаев и др. [11, с. 3].

Школа подготовила немало специалистов, в том числе сделавших блестящую военную карьеру.

К примеру, во 2-й Московской военно-авиационной школе авиамехаников спецслужб ВВС РККА начал службу в 1942 году Владимир Петрович Маслов. Год спустя он уже воевал в составе штурмового авиаполка. Боевое крещение получил на Украине. Как лучшего авиамеханика, командование полка направило его в помощь Войску Польскому. Награждён медалью «За освобождение Варшавы». После Великой Отечественной войны он окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, а затем проходил службу на подводных лодках в должностях командира боевой части, командира корабля, начальника штаба и командного соединения. Закончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил им. К.Е. Ворошилова. Маслов командовал соединением подводных лодок, был 1 -м заместителем командующего Тихоокеанским флотом, затем - командующим этим флотом. Моряки Тихоокеанского флота участвовали в разминировании Суэцкого канала (1974), расчищали порты в Бангладеш (1974). Заслуги адмирала В.П. Маслова отмечены орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и др.

Курсантом авиационной школы был и Иван Самуилович Акинин. Родился в селе Верхнее Заглядино Асекеевского района Оренбургской области в семье крестьянина. Окончил 2-ю Московскую военную авиационную школу авиамехаников спецслужб ВВС РККА в августе 1944 года. Сохранилась «Выпускная аттестация» курсанта И.Я. Акинина. Она состоит из четырёх разделов: I. Текст аттестации. II. Заключение старших начальников. III. Заключение аттестационной комиссии. IV. Решение утверждающего аттестацию. В заключении аттестационной комиссии сказано: «Школу закончил по «3» разряду. Достоин выпуска из школы механиком по авиаприборам и кислородному оборудованию с присвоением воинского звания «Сержант технической службы». Выпускная аттестация подписана начальником школы инженер-полковником П.П. Бирюковым 5 августа 1944 года. Сержант И.А. Акинин служил в 15-м отдельном разведывательном полку. Когда шла подготовка экипажей для отправки в Польшу, его включили в состав одного из них. В июле 1946 года Акинина направили во 2-ю Балашовскую военную авиационную школу пилотов ВВС КА,

а с ноября 1947 по август 1950 года он служил на Дальнем Востоке в 76-м Краснознамённом штурмовом авиационном полку. После демобилизации вернулся в Абдулино [12, с. 9].

С каждым месяцем все упорнее и настойчивее работали курсанты-рационализаторы над созданием приборов и макетов, способствующих улучшению учебного процесса, над заменой остродефицитных материалов и деталей при ремонте техники, над механизацией трудоемких работ. Многие офицеры, сержанты и курсанты зарекомендовали себя активными рационализаторами, неоднократно поощрялись и отмечались в приказах по округу за активную рационализаторскую и изобретательскую деятельность.

Анатолий Иванович Курочкин на протяжении всей войны являлся командиром-инструктором 2-й Московской военной авиационной школы авиамехаников спецслужб ВВС РККА. Он оставил интересные воспоминания, хранящиеся в Абдулинском городском музее. Привлекает внимание характеристика воспитательной работы, проводимой с курсантами: «В школе очень хорошо была развита художественная самодеятельность, создали прекрасный духовой оркестр. Каждая рота имела много певцов, музыкантов, декламаторов и танцоров, которые по вечерам часто давали концерты для местного населения и раненых, находящихся в госпиталях (здания железнодорожного клуба, средних школ №21, 38)». Всё это обогащало жизнь личного состава школы. Росли её авторитет и популярность. Местное население, отмечал бывший инструктор А.И. Курочкин, с уважением относилось к курсантам и офицерам школы за их «высокие нравственные и моральные качества». К моменту возвращения школы в Тушино около тридцати офицеров-холостяков женились на абдулинских девушках, создав крепкие семьи.

В 1943 году в результате победоносного наступления войск Красной Армии фронт отодвинулся на запад. Это создало условия для возвращения военно-учебных заведений в прежние места дислокаций. 22 мая 1943 года школа прибыла в город Тушино Московской области [6, с. 45, 89] (по другим данным - 7 марта 1943 года).

Квартиры, ранее занимаемые комсоставом 2-й Московской военной авиационной школы авиамехаников спецслужб ВВС РККА, передали 5 июня 1943 года 50-му телеграфному батальону [14, л.л. 42, 62].

В октябре 1943 года Государственный Комитет обороны СССР принял решение о переводе школы в город Серпухов Московской области. Как символ воинской части, доблести и славы 18 августа 1944 года школе было вручено на вечное хранение Красное Знамя.

Всего с 22 июня 1941 года по 1945 год 2-я Московская военная авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА подготовила 6613 специалистов при плане 5704 [10].

Полковник П.П. Бирюков за успешную боевую деятельность и умелое руководство был награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, орденом Ленина, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Начиная с 1948 года, школа пережила многочисленные преобразования. Назовём некоторые из них - Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС СССР (1948), Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище (1962), Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. Ленинского комсомола (1981), Серпуховский военный институт Ракетных войск (1998), филиал Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (2010).

Литература и источники

1. Астраханцев О.Н. О количестве подготовленных авиационных кадров в военно-учебных заведениях ВВС в годы Великой Отечественной войны // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - №1. - С. 17-21.

2. Центральный архив министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф.35. Оп.11284. Д.1629.

3. Урал ковал победу. Сборник-справочник. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. - 382 с.

4. Приказ Народного комиссара обороны СССР «О переименовании военных авиационных школ и училищ ВВС и переводе на новые штаты» №49 от 5 февраля 1941 г. // Сборник приказов Народного комиссара обороны СССР (1941-1944) о присвоении наименований частям, соединениям и учреждениям Красной Армии. - М., 1945.

5. Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф.371. Оп.6. Д.580.

6. Стрелец Р.В. Организация Южно-Уральского военного округа и его роль в подготовке военных кадров в годы Великой Отечественной войны. - Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2004. - 136 с.

7. Абдулинский городской архив. Ф.39. Оп.1. Д.14.

8. Абдулинский городской архив. Ф.39. Оп.1. Д.16.

9. Воспоминания А.И. Курочкина // Абдулинский городской музей.

10. Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. - М., 1962.

11. Малая Родина (Абдулино). - 2000. - 5 сентября.

12. Ляпин В. Жизни полная чаша // Абдулинские просторы. - 2020. - 21 мая.

13. Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское летное: очерк истории Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища лётчиков имени И.С. Полбина. - М.: Воениздат, 1976. - 268 с.

14. ОГАОО. Ф.371. Оп.7. Д.620.

References and Sources

1. Astrahancev O.N. O kolichestve podgotovlennyh aviacionnyh kadrov v voenno-uchebnyh zavedeniyah VVS v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2016. - №1. - S. 17-21.

2. Central'nyj arhiv ministerstva oborony RF (CAMO RF). F.35. Op.11284. D.1629.

3. Ural koval pobedu. Sbornik-spravochnik. - Chelyabinsk: YUzh.-Ural. kn. izd-vo, 1993. - 382 s.

4. Prikaz Narodnogo komissara oborony SSSR «O pereimenovanii voennyh aviacionnyh shkol i uchilishch VVS i perevode na novye shtaty» №»49 ot 5 fevralya 1941 g. // Sbornik prikazov Narodnogo komissara oborony SSSR (1941-1944) o prisvoenii naimenovanij chastyam, soedineniyam i uchrezhdeniyam Krasnoj Armii. - M., 1945.

5. Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti (OGAOO). F.371. Op.6. D.580.

6. Strelec R.V. Organizaciya Yuzhno-Ural'skogo voennogo okruga i ego rol' v podgotovke voennyh kadrov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. -Orenburg: Izd-vo Orenburg. gos. ped. un-ta, 2004. - 136 s.

7. Abdulinskij gorodskoj arhiv. F.39. Op.1. D.14.

8. Abdulinskij gorodskoj arhiv. F.39. Op.1. D.16.

9. Vospominaniya A.I. Kurochkina // Abdulinskij gorodskoj muzej.

10. Sovetskaya aviaciya v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. v cifrah. - M., 1962.

11. Malaya Rodina (Abdulino). - 2000. - 5 sentyabrya.

12. Lyapin V. Zhizni polnaya chasha // Abdulinskie prostory. - 2020. - 21 maya.

13. Kopylov I.S., Lazukin A.N., Rajkin G.L. Orenburgskoe letnoe: ocherk istorii Orenburgskogo vysshego voennogo aviacionnogo Krasnoznamennogo uchilishcha lyotchikov imeni I.S. Polbina. - M.: Voenizdat, 1976. - 268 s.

14. OGAOO. F.371. Op.7. D.620.

ФЁДОРОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного аграрного университета (publcentr@mail.ru).

FEDOROVA, ALLA V. - Doctor of History, Professor of Orenburg State Agrarian University (publcentr@mail.ru).

УДК 94(47).084.9:355.45 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-154-159

НИКОНОВА С.И.

СТРОИТЕЛЬСТВО КАЗАНСКОГО УЧАСТКА ВОЛЖСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РУБЕЖА (ПО МАТЕРИАЛАМ УСТНОЙ ИСТОРИИ И ЭГО-ДОКУМЕНТАМ)

Ключевые слова: Волжский оборонительный рубеж, Казанский обвод, Татарстан, Великая Отечественная война, трудовая мобилизация, историческая память, устные исторические источники, эго-документы

Статья посвящена истории строительства Волжского оборонительного рубежа (октябрь 1941 г. - январь 1942 г.). Выполнена на основе комплекса источников личного происхождения - писем, воспоминаний, автобиографий (эго-документы), а также материалов устной истории - интервью участников и свидетелей событий, собранных участниками студенческого проекта «Факел» Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Автор стремится не только наметить основные вехи событийной истории, но и передать представления о драматических событиях военного времени, сложившиеся у непосредственных их участников. Особый интерес представляет репрезентация коллекции личных документов, которая позволяет восполнить проблемы в составлении героической летописи народного подвига в годы Великой Отечественной войны. Показано, что 331 километр оборонительных сооружений, возведенных в суровых зимних условиях голодными женщинами, подростками, непризывными мужчинами - это 331 километр народного подвига, который совершили 183 тысячи человек лютой зимой 1941-1942 гг.

NIKONOVA, SI.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONSTRUCTION OF THE KAZAN SECTION OF THE VOLGA DEFENSIVE LINE (BY MATERIALS OF ORAL

HISTORY AND EGO-DOCUMENTS)

Key words: Volga defensive line, Tatarstan, Great Patriotic War, labor mobilization, historical memory, oral historical sources, ego-documents, student project "Torch"

The article is devoted to the history of the construction of the Volga defensive line (October 1941 - January 1942) and is based on a set of sources of personal origin: letters, memoirs, autobiographies (ego-documents), as well as oral history materials - interviews of participants and witnesses of events collected within the framework of the search project "Torch" of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. The author seeks not only to outline the main milestones in the history of events, but also to convey the ideas about the dramatic events of wartime that have developed among their direct participants. Of particular interest is the representation of the collection of personal documents, which makes it possible to compensate for the problems in compiling the heroic chronicle of the national feat during the Great Patriotic War. It is shown that 331 kilometers of fortifications erected in harsh winter conditions by hungry women, teenagers, unconscripted men is 331 kilometers of national feat, which was accomplished by 183 thousand people in the fierce winter of 1941-1942.

В 2020 году Казань удостоена почетного звания «Город трудовой доблести», тем самым был отмечен вклад жителей республики в достижение Великой Победы. В годы Великой Отечественной войны Татарская АССР превратилась в мощную тыловую базу, в которую входили промышленные предприятия, научные и медицинские учреждения, эвакуированные заводы и фабрики, институты Академии наук СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.