Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЕ-3'

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЕ-3 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная авиация / дальний истребитель / ПЕ-3 / государственные испытания / Великая Отечественная война / авиационные полки / military aviation / long-range fighter / PE-3 / state tests / the Great Patriotic War / aviation regiments

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисов Денис Александрович, Аверченко Сергей Викторович

В статье рассмотрены основные вехи истории конструкторской разработки и создания дальнего истребителя Пе-3 на основе пикирующего бомбардировщика Пе-2. Рассматривается процесс усовершенствования самолета в зависимости от задач, выполняемых им в годы Великой Отечественной войны. Анализируются аспекты применения самолета, как истребителя прикрытия, в ходе Московской битвы, а также как истребителя сопровождения конвоев в ходе военных действий в Заполярье. Показано, что в боях Пе-3 продемонстрировал свои преимущества: уникальную для истребителя дальность полета; наличие двух моторов, подстраховывающих друг друга; наличие на борту штурмана и передовые для своего времени навигационные приборы. И лишь в 1943 г., когда Красная Армия начала проводить стратегические наступательные операции, осуществляя глубокие прорывы обороны противника, Пе-3 уступил свое место истребителю дальнего сопровождения Як-9Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF THE CREATION AND APPLICATION OF THE PE-3 LONG-RANGE FIGHTER

The article presents the history of the design development and creation of the Pe-3 long-range fighter based on the Pe-2 dive bomber. The process of improving the aircraft is considered, depending on the tasks performed by it during the Great Patriotic War. Aspects of the use of the aircraft as a cover fighter during the Moscow Battle and as a convoy escort fighter during military operations in the Arctic are analyzed. It is shown that the Pe-3 demonstrated its advantages in battles: a flight range unique for a fighter; the presence of two motors that secure each other; the presence of a navigator on board and advanced navigation instruments for their time. And only in 1943, when the Red Army began to conduct strategic offensive operations, carrying out deep breakthroughs in the enemy’s defenses, did the Pe-3 give way to the Yak-9D long-range escort fighter.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЕ-3»

43. Shirokokrad A.B. Gruziya. Zakavkazskij tupik? - M.: Veche, 2010. - 414 s.

44. Pachuliya V.M. Abhaziya v Velikoj Otechestvennoj vojne (1941-1945 gg.). Suhum: AblGI, 2015. - 232 s.

45. Abhaziya v period Velikoj Otechestvennoj vojny Sovetskogo Soyuza (1941-1945 gg.): Sb. dok. / Arh. upr. pri Sovete Ministrov Abhazskoj ASSR, Abhazskaya org. ist. o-va Gruzii; Sost. B.G. Berulava i dr. - Suhumi: Alashara, 1978. - 418 s.

46. Yugo-Osetiya v period Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.): dokumenty i materialy. - Ckhinvali: Knizhnyj sektor Yugo-Osetinskogo izdatel'stva, 1963. - 580 s.

47. Ogorodnik S.V. Chrezvychajnye organy upravleniya i ih rol' v reshenii problem grazhdanskoj zashchity v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Uchebnoe posobie. - Himki: Akademiya grazhdanskoj zashchity, 2007.

48. Ot MPVOk grazhdanskoj zashchite. Stranicy iz istorii MPVO- GO - RSCHS sub"ektov Rossijskoj Federacii. - M.: In-oktavo, 2004. - 348 s.

49. Shutov N.V., Seluyanov A.A., Ahtareev A.M. Istoriya mestnoj protivovozdushnoj i grazhdanskoj oborony: ucheb. posobie. - Ufa: Izd-vo UGNTU, 2010. - 164 s.

50. Ogorodnik S.V. Razvitie Rossijskoj sistemy Grazhdanskoj zashchity v chrezvychajnyh situaciyah Velikoj Otechestvennoj vojny i poslevoennogo perioda. Uchebno-metodicheskoe posobie. / Pod red. Mudrageli A.S. - Novogorsk: Akademiya grazhdanskoj zashchity, 2005.

51. Informacionnyj servis «Pamyat' naroda»: oficial'nyj sajt - URL: https://pamyat-naroda.su/person/officers/3183715 (data obrashcheniya 19.08.2021).

52. Danilov V.N. Chrezvychajnye organy vlasti regionov Rossii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. dis. doktora ist. nauk. - Saratov: 1996. - 477 s.

53. Tugusheva V.A. Gorodskie komitety oborony Severnogo Kavkaza v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: organizaciya, napravleniya, formy i metody deyatel'nosti. // Vestnik Adygejskogo Gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. - 2008. - № 2. - S. 70-74.

54. Tugusheva V.A. Deyatel'nost' gorodskih komitetov oborony Severnogo Kavkaza v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. - dis. kand. ist. nauk. -Majkop, 2009. - 220 s.

55. «MY POBEDILI!» (Pyatigorsk i pyatigorchane v gody Velikoj Otechestvennoj vojny). - Pyatigorsk: izd-vo «Sneg», 2005. - 128 s.

56. Anikeev A.A., Linec S.A., Yanush S.V. Bitva za Kavkaz v issledovaniyah, dokumentah i fotomaterialah. - Pyatigorsk: PGLU, 2015. - 518 s.

57. Stavropol'skij kraj v period Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). Kollektivnaya monografiya. - Stavropol'-Pyatigorsk: Pyatigorskij gosudarstvennyj universitet, 2018. - 498 s.

58. Ob izmenenii Instrukcii dezhurnogo po PVO po gor. Pyatigorsku. / Pyatigorskaya pravda. - 1941. - 16 oktyabrya. - N° 245 (1158).

59. Sovetskaya Armeniya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945): Sb. dok. i materialov / In-t istorii partii CK KP Armenii - filial In-ta marksizma-leninizma pri CK KPSS, In-t istorii AN Armyanskoj SSR, Arh. upr. pri Sovete Ministrov Armyanskoj SSR; Sost. V.A. Muradyan i dr. -Erevan: Izd-vo AN Armyanskoj SSR, 1975. - 846 s.

60. Tockojnov A.N. Organy NKVD Krasnodarskogo kraya v Velikoj Otechestvennoj vojne: 1941-1945 gg. Diss. kand. ist. nauk. - M., 2004. - 208 s.

61. Reshenie Rostoblispolkoma № 1 «Ob ukreplenii protivopozharnoj oborony gorodov i rajonov oblasti i usilenii protivopozharnoj sluzhby MPVO gorodov» 03 aprelya 1942 g. F. R-3737. Op. 5. D. 55. L. 45-46 // GARO: oficial'nyj sajt - URL: http://www.gosarhro.ru/collections/1/?PAGEN_1=8 (data obrashcheniya: 17.07.2021).

62. Groznenskij gorodskoj komitet oborony. Dokumenty i materialy. - Groznyj: AO «Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks «Groznenskij rabochij», 2015. - 400 s.

63. Yanush S.V. Bitva za Kavkaz: problemy vojskovyh operacij: 1942-1943 gg. Dis. ... dok. ist. nauk. - Stavropol', 2006. - 642 s.

64. Istoriya Velikoj vojny 1941-1945: V 2 t. T. 1 Istoriya Velikoj vojny 1941-1945. - M.: INES, RUBIN, 2015. - 624 s.

65. Yanush S.V. Krasnaya Armiya v srazheniyah za Kavkaz (1942-1943 gg): monografiya - M.: Ileksa, 2020. - 780 s.

66. Postanovlenie Pyatigorskogo gorodskogo komiteta oborony «O protivovozdushnoj i protivohimicheskoj oborone». // Pyatigorskaya pravda. - 1942. - 28 iyulya. - № 176 (1397). -

67. Kryukova L.V., Bondarenko N.G. Osobennosti razvitiya patrioticheskogo vospitaniya na Stavropol'e vpervoj polovine XX veka . - Pyatigorsk: RIA-KMV, 2018. - 155 s.

68. Ponomareva I.Z., Sevost'yanov M.P. Pamyati vechnoj dostojny. - Groznyj: CHecheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1987. - 114 s.

69. Liki vojny: Sbornik dokumentov po istorii Kabardino-Balkarii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.) - Nal'chik: El'brus, 1996.

70. Prikaz Nachal'nika garnizona gor. Erevan. / Kommunist. - 1942. - 17 sentyabrya. - № 220 (2482).

71. Prikaz Nachal'nika garnizona goroda Erevana. / Kommunist. - 1942. - 27 sentyabrya. - № 229 (2491).

72. Prikaz po mestnoj protivovozdushnoj oborone goroda Erevana. / Kommunist. - 1942. - 4 oktyabrya. - № 235 (2497).

73. Prikaz nachal'nika garnizona goroda Tbilisi. / Zarya Vostoka. - 1942. - 15 sentyabrya. - № 219 (5756).

74. Ryabchenko A.G. Organy vnutrennih del Krasnodarskogo kraya v period Velikoj Otechestvennoj vojny: Istoriko-pravovoj aspekt. Diss. ... kand. yur. nauk. - Krasnodar, 2000. - 193 s.

75. Kuban' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. 1941-1945: rassekrechennye dokumenty. Hronika sobytij: V 3-h kn. Kn. 2 CHast' 1: Hronika sobytij. 1943 g. - Krasnodar: Sov. Kuban', 2003. - 893 s.

76. Yanush S.V. Bankrotstvo nemecko-fashistskoj strategii na Kavkaze. Dis. kand. ist. nauk. - Stavropol', 1998. - 241 s.

77. Degtyarev V.P. Ukrepit' mestnuyu protivovozdushnuyu oboronu. / Pyatigorskaya pravda. - 1942. - 19 iyulya. - № 169 (1390).

БАГДАСАРЯН АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - доктор исторических наук, заместитель начальника кафедры (организации управления повседневной деятельности МЧС России) Академии гражданской защиты МЧС России.

BAGDASARYAN, ARTEM O. - Doctor of History, Deputy Head of the Department (organization of management of daily activities of the EMERCOM of Russia) Civil Defense Academy of the EMERCOM of Russia (minikorobka2000@mail.ru).

УДК 355.48:623.746.3 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-144-149

БОРИСОВ Д.А., АВЕРЧЕНКО С.В. К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЕ-3

Ключевые слова: военная авиация, дальний истребитель, ПЕ-3, государственные испытания, Великая Отечественная война, авиационные полки.

В статье рассмотрены основные вехи истории конструкторской разработки и создания дальнего истребителя Пе-3 на основе пикирующего бомбардировщика Пе-2. Рассматривается процесс усовершенствования самолета в зависимости от задач, выполняемых им в годы Великой Отечественной войны. Анализируются аспекты применения самолета, как истребителя прикрытия, в ходе Московской битвы, а также как истребителя сопровождения конвоев в ходе военных действий в Заполярье. Показано, что в боях Пе-3 продемонстрировал свои преимущества: уникальную для истребителя дальность полета; наличие двух моторов, подстраховывающих друг друга; наличие на борту штурмана и передовые для своего времени навигационные приборы. И лишь в 1943 г., когда Красная Армия начала проводить стратегические наступательные операции, осуществляя глубокие прорывы обороны противника, Пе-3 уступил свое место истребителю дальнего сопровождения Як-9Д.

BORISOV, D.A., AVERCHENKO, S.V.

TO THE HISTORY OF THE CREATION AND APPLICATION OF THE PE-3 LONG-RANGE FIGHTER

Key words: military aviation, long-range fighter, PE-3, state tests, the Great Patriotic War, aviation regiments.

The article presents the history of the design development and creation of the Pe-3 long-range fighter based on the Pe-2 dive bomber. The process of improving the aircraft is considered, depending on the tasks performed by it during the Great Patriotic War. Aspects of the use of the aircraft as a cover fighter during the Moscow Battle and as a convoy escort fighter during military operations in the Arctic are analyzed. It is shown that the Pe-3 demonstrated its advantages in battles: a flight range unique for a fighter; the presence of two motors that secure each other; the presence of a navigator on board and advanced navigation instruments for their time. And only in 1943, when the Red Army began to conduct strategic offensive operations, carrying out deep breakthroughs in the enemy's defenses, did the Pe-3 give way to the Yak-9D long-range escort fighter.

Создание и развитие дальней истребительной авиации в СССР считается одной из самых малоизученных страниц в истории отечественных ВВС и таит в себе много интересных тем и сюжетов, к которым, несомненно, относится история разработки и применения дальнего истребителя Пе-3.

Потребность в дальних истребителях возникла в военно-воздушных силах СССР еще до начала Великой Отечественной войны и была связана с подготовкой страны к надвигавшейся мировой войне. Разработанный конструкторским бюро В.М. Петлякова высотный истребитель дальнего действия ВИ-100 был представлен к заводским испытаниям уже в декабре 1939 года. Согласно предъявленным военными заказчиками требованиям, дальний истребитель должен был отвечать двум критериям: 1) представлять собой высотный истребитель, предназначенный для сопровождения тяжелых бомбардировщиков в глубокий тыл противника; 2) обладать способностью перехватывать высотные бомбардировщики и разведчики противника. Экипаж ВИ-100 был представлен двумя летчиками - пилотом и штурманом-наблюдателем. В состав вооружения уникального самолета вошли только что появившаяся пушка ШВАК с боезапасом в 300 снарядов и два пулемета ШКАС калибра 7,62 с боезапасом в 900 патронов. Устанавливалось это мощное вооружение в носовой части самолета. В наступившем 1940 году испытания самолета завершились, и дальний истребитель ВИ-100 был рекомендован к постройке в серии.

Однако ситуация в отрасли стремительно менялась. Объективный анализ современного состояния ВВС потенциальных противников СССР показал, что в условиях начавшейся Второй мировой войны массовое применение высотных бомбардировщиков было маловероятным. Вместе с тем в ВВС РККА назрела необходимость замены основного фронтового бомбардировщика СБ на более современные самолеты. Определяющей характеристикой нового самолета должно было стать устойчивое и надежное пикирование. Помимо этого, в самолет должен был быть заложен десятикратный запас прочности, который позволял бы выходить из отвесного пикирования на высокой скорости. Как следствие, в мае 1940 г. последовало решение о запуске ВИ-100 в серию в качестве пикирующего бомбардировщика. В результате ВИ-100 сначала был преобразован в ПБ-100, а затем в легендарный Пе-2, ставший основным советским фронтовым бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны [1, с. 3].

Необходимо отметить, что ВВС РККА к началу Великой Отечественной войны вообще не имели на вооружении ни одного серийного дальнего истребителя, и после 22 июня 1941 года потребность в истребителе с большими дальностью и продолжительностью полета стала очевидной.

В первые недели войны недостаток на фронте самолетов подобного класса пытались восполнить бомбардировщиками Пе-2 - достаточно быстроходными и маневренными, способными нести довольно мощное вооружение. К примеру, не удивительно, что именно «пешки» 40-го бомбардировочного авиаполка (бап) сопровождали идущие в Севастополь конвои, находившиеся вне радиуса действия одномоторных машин. С начала же битвы за Москву, когда налеты вражеской авиации на советскую столицу приняли весьма интенсивный характер, возникла острая потребность в барражирующем истребителе, обладающим большим запасом топлива для постоянного патрулирования воздушного пространства столицы. Необходимость в подобном самолете была продиктована неудовлетворительным состоянием системы воздушного наблюдения, оповещения и связи вокруг Москвы. Это приводило к серьезным задержкам с оповещением истребителей ПВО о приближении авиации противника к советской столице.

Наличие дальнего истребителя позволило бы силам ПВО, прикрывавшим Москву, перехватывать бомбардировщики и разведчиков люфтваффе из положения дежурства в воздухе [2, с. 17].

Реакция Государственного комитета обороны (ГКО) на сложившуюся проблему не заставила себя ждать: уже 2 августа 1941 года легендарный авиаконструктор В.М. Петляков получил задание «переделать» Пе-2 в дальний истребитель. А спустя еще пять суток новый самолет, получивший наименование Пе-3, сделал свой первый вылет. Новая версия «пешки» получилась двухместной. Конструктивные изменения были минимальными: удалили заднюю кабину стрелка-радиста и добавили три бензобака общей емкостью 700 л, что увеличило дальность полета самолета до 2000 км. Значительно было усилено вооружение самолета: у него появились два крупнокалиберных пулемета БК с боезапасом по 150 патронов и один пулемет ШКАС Было дополнено и оборонительное вооружение: помимо пулемета ШКАС на турели у штурманов был установлен второй неподвижный ШКАС в хвостовом коке с боекомплектом из 250 патронов.

В плане оборудования Пе-3 был лишен многих технических «фишек» своего предшественника: тормозных решеток и автомата пикирования, двух наружных бомбодержателей, радиополукомпаса РСБ-2, фотоаппарата, переговорного устройства СПУ-3. Мощная радиостанция РСБ-бис была заменена на небольшую РСИ-4, устанавливавшуюся на истребителях, что явно контрастировало с увеличением радиуса действия нового самолета.

В течение считанных дней истребитель прошел заводские и государственные испытания и был принят к серийному производству. ГКО придавал огромное значение внедрению самолета в серию. Уже к 25 августа было собрано пять истребителей, а еще через четыре дня один из этих первых самолетов вышел на испытания [2, с. 17].

В конце августа 1941 года был начат процесс перевооружения на Пе-3 четырех бомбардировочных авиаполков - 9-го, 40-го, 95-го и 208-го, располагавшихся в окрестностях Москвы. 95-й и 208-й бапы были включены в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы. Изначально основной задачей Пе-3 являлась охрана воздушного пространства над важными объектами Москвы и области. Но по мере приближения противника к столице «специализация» Пе-3 начала меняться. Теперь их использовали в основном уже как истребители-бомбардировщики [3, с. 25].

Первая возможность испытать в боевой обстановке поступившие на вооружение самолеты выдалась в конце сентября 1941 года. Шестерка Пе-3 получила задание сопровождать транспортные самолеты, перевозившие из Вологды в Москву британскую делегацию. Не потеряв ни одного самолета советской шестерке удалось отразить три попытки истребителей люфтваффе ударить по транспортникам. 3 октября последовала первая победа советских летчиков: старший лейтенант Фартов сбил на Пе-3 немецкий бомбардировщик 1и-88. 28 ноября 1941 г. два Пе-3 из 95-го истребительного авиаполка осуществляя прикрытие железнодорожного узла Александров, встретили три немецких бомбардировщика. В ходе завязавшегося боя два самолета противника были сбиты, при этом с советской стороны был подбит один самолет и ранен летчик [2, с. 21].

Летчики 208-го бап, воевавшие под Москвой на Пе-3, за три месяца боев уничтожили в воздушных боях и на земле 33 самолета противника. При этом потери самого полка составили десять Пе-3, двенадцать летчиков и девять штурманов. За тот же период отличились также летчики 9-го бап, которым удалось сбить на Пе-3 одиннадцать самолетов противника [4, с. 11].

Широкое применение Пе-3 в боях за столицу выявило его основные недостатки: слабость наступательного и оборонительного вооружения, недостаточную бронезащиту, малый радиус действия радиостанции. Эти недостатки сразу же начали устранять в строевых частях, в которых в течение октября-ноября 1941 года работали заводские бригады, подвижные авиаремонтные мастерские или наземный состав самих авиаполков. В ходе предпринятых мер, в носовой части вместо пулемета ШКАС была установлена пушка ШВАК. Усиление оборонительного вооружения произошло за счет установления крупнокалиберного пулемета БТ на шкворневой установке ФТ и размещения в хвостовой части фюзеляжа гранатомета ДАГ-10 с десятью гранатами АГ-2. Эти гранаты, снабженные специальными парашютами, вылетали из-под хвоста бомбардировщика и затем взрывались на пути преследующего Пе-3 немецкого истребителя. Установленная спереди самолета бронезащита заметно увеличила живучесть самолета [1, с. 27].

Одновременно с фронтовыми мастерскими доработка Пе-3 проходила и в заводских условиях. Уже в сентябре 1941 г. начались испытания на базе НИЦ ВВС опытного образца

модификации Пе-3бис. Он имел на вооружении уже два пулемета УБК с боезапасом в 250 патронов и одну пушку ШВАК с 250 снарядами. Их поместили в носовой части самолета, не имеющей никакого остекленения. Ствол пушки был заключен в конический обтекатель. Башенную турель штурмана смонтировали с крупнокалиберным УБТ, чей боезапас составлял 180 патронов. Изменения коснулись и дизайна кабины: на его стеклах появились шторки, которые можно было задействовать при попадании самолета в луч зенитного прожектора. Еще одним нововведением стало размещение на самолете автоматических предкрылков. Конструктивные доработки истребителя никоим образом не сказались на его весе. Даже наоборот. Прошедшие в мае-июне 1942 г. государственные испытания показали, что Пе-3бис был намного легче, чем его предшественник [2, с. 33].

Появившийся в советских авиачастях Пе-3бис стал активно использоваться по своему прямому назначению. Дело в том, что к тому моменту завершилась Московская битва, в ходе которой Пе-3 использовался как бомбардировщик, штурмовик и разведчик. Теперь условия позволяли использовать самолет как дальний истребитель. К тому моменту из-за сбоев в налаживании производства Пе-3, а также потерь, понесенных в воздушных боях, авиаполков, летавших на дальних истребителях, стало существенно меньше. По сути, к весне 1942 г. на Пе-3, за исключением разведывательных частей, летали только 95-й истребительный и 9-й бомбардировочный авиаполки. Последний, располагавшийся на Центральном аэродроме в Москве, занимался сопровождением транспортных самолетов с высокопоставленными членами правительства и командования. Не удивительно, что к июню-июлю 1942 года он полностью был перевооружен на Пе-3бис [4, с.12].

Другой авиаполк, летавший на Пе-3бис, - 95-й (под командованием майора А.В. Жатькова) в начале весны 1942 г. передали морской авиации Северного флота. Прибывший на север авиаполк должен был усилить воздушное прикрытие проводки союзных конвоев из Великобритании и США. В тот период помощь союзников постепенно наращивалась и уже становилась важным фактором в разворачивавшихся на северном участке советско-германского фронта действиях. Естественно, что здесь, как нигде, Пе-3 мог продемонстрировать свои явные преимущества: уникальную для истребителя дальность полета; наличие двух моторов, подстраховывающих друг друга; наличие на борту штурмана и передовые для своего времени навигационные приборы.

Местом дислокации 95-го иап стала Ваенга - основная база ВВС Северного флота. В середине весны 1942 года полк начал выполнять боевые полеты по прикрытию действий Северного флота. Интересно отметить, что с самых первых полетов самолеты авиаполка использовались и как истребители, и как штурмовики. В конце апреля 1942 г. истребители 95-го полка приняли участие в прикрытии союзнического конвоя РР-15. Дальние истребители на всем радиусе своих действий надежно прикрыли конвой и сопроводили его до горла Белого моря, попутно отразив несколько воздушных атак противника [2, с. 36]. С 27 по 30 мая 1942 г. истребители Пе-3 95-го иап прикрывали в море идущий в Мурманск и Архангельск конвой РР-16. Только за 27 мая самолеты прикрытия провели семь воздушных боев, в которых сбили два бомбардировщика Ю-88 и один истребитель Ме-109 [5, с. 163].

В июле 1942 г. летчики 95-го иап прикрывали остатки печально знаменитого конвоя РР-17. Делая по 2-3 вылета в день, самолеты авиаполка взлетали с передовой площадки на берегу, а также с деревянной взлетно-посадочной полосы. В те дни главной задачей для советских истребителей стало обнаружение в открытом море рассеянных кораблей конвоя, наведение на них советских кораблей охранения и дальнейшее прикрытие их на пути к советским портам. В те дни советским летчикам сопутствовала боевая удача: 10 июля был сбит и упал в Баренцево море немецкий 1и-88, пилотируемый командиром 1/К030 капитаном Э. Шродером, а 13 июля четверка Пе-3 сбила целую группу «юнкерсов» [2, с. 36].

При подготовке к обеспечению проводки очередного конвоя РР-18 состав морской авиации Северного флота был усилен еще двумя авиачастями, полностью оснащенными новыми Пе-3бис, - 13-м и 121-м истребительными авиаполками (иап). Первый из них еще участвовал в воздушной защите РР-16 и еще раньше встречного рР-14. Именно летчик Усенко из 13-го иап первым обнаружил конвой РР-18 16 сентября 1942 года. Последующие трое суток суда союзников сопровождали только Пе-3, потому что другим истребителям не по силам были внушительные морские дальности. В совокупности конвой прикрывали 23 Пе-3, перемещавшихся четверками.

Вследствие небольшого количества самолетов и экипажей летчики нередко выполняли по два четырехчасовых полета с пятнадцатиминутным перерывом. Только за 18 сентября немецкие торпедоносцы дважды пытались нанести удар по судам конвоя, но советские истребители были начеку, уничтожив один Ju-88 и четырехмоторный FW-200. Через два дня 24 бомбардировщика люфтваффе пытались нанести удар по судам конвоя, находившимся на рейде Молотовска. Но их попытки были пресечены четверкой Пе-3 95-го иап, возглавляемой командиром полка подполковником А.В. Жатьковым. В ходе завязавшегося боя противник потерял два самолета, сбитые А. Жатьковым и В. Стрельцовым. Несколько самолетов были повреждены. Наиболее отличившимися в той схватке летчиками стали А. Жатьков и В. Стрельцов [3, с. 27]. Уцелевшие в том бою немецкие бомбардировщики успели только сбросить бомбы вдали от цели и в спешке уйти на свою территорию. При атаке на конвой противник задействовал 62 самолета, при этом лишь одна сброшенная с самолета торпеда смогла попасть в цель, повредив транспорт США «Кентукки» [2, с. 36].

По итогам боев на Северном флоте самым результативным летчиком, воевавшим на Пе-3, стал В.С. Стрельцов. Всего за три года войны он выполнил 146 боевых вылетов, в ходе которых потопил три и повредил два корабля, уничтожил двенадцать самолетов, девять танков, два железнодорожных эшелона и сорок пять автомобилей противника [3, с. 29]. По совокупности своих побед он стал единственным летчиком из 95-го иап, удостоенным высшего звания Героя Советского Союза.

В сентябре 1943 года производство двухмоторных истребителей было свернуто, вследствие чего 95-й иап остался единственной боевой частью в СССР, летавшей на Пе-3 и Пе-3бис. Еще в феврале 1943 г. авиапок был передан в оперативное подчинение 5-й минно-торпедной дивизии. Теперь основными задачами экипажей полка стало сопровождение и обеспечение атак торпедоносцев. В силу этого обстоятельства действия летчиков в бою были двоякими. С одной стороны, при прикрытии судов конвоя вражеской авиацией истребители должны были завязать с противником воздушный бой, не давая напасть на торпедоносцы. Если же самолетов противника не наблюдалось или их было мало, несколько Пе-3бис предпринимали атаку, подавляя пушечно-пулеметным огнем зенитные средства противника. Позже переоборудованные Пе-3бис начали устанавливать перед торпедоносцами дымовые завесы, скрывавшие их от огня зениток противника. 95-й иап на своих «пешках» продолжал воевать на Северном флоте вплоть до окончания там боевых действий. Одним из самых удачных дней для полка стало 22 октября 1944 года, когда два Пе-3, под командованием капитана Антонеца перехватили в море и сбили Ju-52 с немецкими генералами, летевшими в Петсамо [2, с. 41].

Важно отметить, что и на Черноморском флоте летом 1942 года воевало небольшое количество Пе-3. Они входили в состав 27 разведывательной авиационной эскадрильи (раэ) вместе с Пе-2 и американскими А-20. Вследствие недостатка авиации самолеты использовались и как дальние разведчики, и как истребители прикрытия для кораблей в открытом море. Бороться с одномоторными «мессерами» для Пе-3 было непросто и опасно. Лишним подтверждением тому служит тот факт, что к началу 1943 года самолетов Пе-3 в составе Черноморского флота почти не осталось [1, с. 28].

Очевидная потребность в дальнем истребителе снова возникла в 1943 г., когда Красная Армия начала проводить стратегические наступательные операции и советские наземные войска стали осуществлять глубокие прорывы обороны противника. Для набиравшего темп и масштабы коренного перелома в войне самолет Пе-3 уже не подходил и его место занял новый образец советской конструкторской мысли - истребитель дальнего сопровождения Як-9Д. Дальний истребитель Пе-3 скромно ушел в историю, сделав своей, на первый взгляд незаметной, но безусловно героической работой весомый вклад в разгром противника под Москвой и в советском Заполярье.

Литература и источники

1. Котельников В.Р., Лейко О.Ю. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. - М.: Изд-во МАИ, 1993. - 32 с.

2. Котельников В.Р. Тяжелые истребители Пе-3 / Bf-110 // Авиация и космонавтика. Вчера, сегодня, завтра. - 1998. - № 5-6. -С. 1-60.

3. Воздушные бои самолетов Пе-2 и Пе-3 с истребителями и бомбардировщиками противника (Из опыта современной войны). - М.: Военмориздат, 1943. - 45 с.

4. МедведьА.Н., ХазановД.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (Часть 2). - М.: Экспринт, 2000. - 48 с.

5. Лаврентьев Н.М., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1983. - 183 с.

References and Sources

1. Kotel'nikov V.R., Lejko O.Yu. Pikiruyushchij bombardirovshchik Pe-2. - M.: Izd-vo MAI, 1993. - 32 s.

2. Kotel'nikov V.R. Tyazhelye istrebiteli Pe-3 / Bf-110 // Aviaciya i kosmonavtika. Vchera, segodnya, zavtra. - 1998. - № 5-6. - S. 1-60.

3. Vozdushnye boi samoletov Pe-2 i Pe-3 s istrebitelyami i bombardirovshchikami protivnika (Iz opyta sovremennoj vojny). - M.: Voenmorizdat, 1943. - 45 s.

4. Medved' A.N., Hazanov D.B. Pikiruyushchij bombardirovshchik Pe-2 (Chast' 2). - M.: Eksprint, 2000. - 48 s.

5. Lavrent'ev N.M., Demidov R.S., Kucherenko L.A., Hramov Yu.V. Aviaciya VMF v Velikoj Otechestvennoj vojne. - M.: Voenizdat, 1983. - 183 s.

БОРИСОВ ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (borid83@mail.ru).

АВЕРЧЕНКО СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (aviator1ww@mail.ru).

BORISOV, DENIS A. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of the History of Wars and Military Art of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Voronezh) (borid83@mail.ru).

AVERCHENKO, SERGEY V. - Ph.D. in History, Lecturer of the Department of the History of Wars and Military Art of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Voronezh) (aviator1ww@mail.ru).

УДК 377.5:358.4:93(470.311) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-149-154

ФЕДОРОВА А.В.

2-я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА АВИАМЕХАНИКОВ

СПЕЦСЛУЖБ ВВС РККА

Ключевые слова: Великая Отечественная война, авиация, Чкаловская (Оренбургская) область, Абдулино, военно-учебные заведения, школа авиамехаников спецслужб ВВС, подготовка монгольских авиатехников, Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Статья освещает основные вехи истории 2-й Московской военной авиационной школы авиамехаников спецслужб ВВС Красной Армии, эвакуированной на Южный Урал в 1941 году. Показаны трудности в организации учебного процесса в условиях военного времени. С октября 1941 г. по май 1943 г. школа находилась в Абдулино Чкаловской (Оренбургской) области. Вторая Московская авиационная школа авиамехаников спецслужб ВВС РККА выпустила в Абдулино более двух тысяч специалистов, превратившись в одну из крупных в ВВС учебных баз. Квалификацию техника по электрооборудованию и авиаприборам в школе приобретали курсанты из Монголии. Показано, что с первых дней функционирования авиационной школы в Абдулино у ее командования сложились тесные рабочие отношения с местными советскими и общественными организациями. При этом горожане оказывали авиаторам значительную помощь в создании учебно-материальной базы и организации повседневной работы.

FEDOROVA, A.V.

2nd MOSCOW MILITARY AVIATION SCHOOL OF AIRCRAFT MECHANICS OF THE SPECIAL SERVICES

OF THE RED ARMY AIR FORCE

Key words: The Great Patriotic War, aviation, Chkalovskaya (Orenburg) region, Abdulino, military educational institutions, the school of aircraft mechanics of the special services of the Air Force, training of Mongolian aircraft technicians, the Military Academy of Strategic Missile Forces named after Peter the Great.

The article highlights the history of the 2nd Moscow Military Aviation School of Aircraft Mechanics of the special services of the Red Army Air Force, evacuated to the Southern Urals in 1941. The difficulties in organizing the educational process in wartime conditions are shown. From October 1941 to May 1943, the school was located in Abdulino, Chkalovsky (Orenburg) region. The second Moscow Aviation School of aviation mechanics of the special services of the Red Army Air Force has released more than two thousand specialists in Abdulino, turning into one of the largest training bases in the Air Force. Cadets from Mongolia acquired the qualification of an electrical equipment and aviation equipment technician at the school. It is shown that from the first days of the functioning of the aviation school in Abdulino, its command has developed close working relations with local Soviet and public organizations. At the same time, the townspeople provided the aviators with significant assistance in creating a training and material base and organizing daily work.

На 1 января 1941 года в составе ВВС Красной Армии насчитывалось 130 военных учебных заведений, в том числе одна школа авиамехаников по специальным службам. В 1941 году дополнительно сформировали ещё одну школу авиационных механиков спецслужб ВВС [1, с. 1721; 2, л.л. 14-15]. Её история тесно связана с Оренбуржьем.

Вузы, находившиеся в Чкаловской (Оренбургской) области в годы Великой Отечественной войны, готовили не только лётчиков, пилотов, штурманов и стрелков-бомбардиров, но и авиационных механиков. Специалистами данного профиля на Южном Урале обеспечивала фронт эвакуированная Вторая Московская авиационная школа механиков спецслужб ВВС РККА. Между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.