Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
ты искусственной вентиляции легких, открытые реанимационные системы, мониторы слежения, инкубаторы и др. Все, что происходит в учебных комнатах, записывается на видеоноситель, что крайне важно и необходимо для проведения последующего разбора клинических ситуаций (дебрифинга) и позволяет курсантам видеть то, что они делают, и слышать то, что говорят. Врачи, составляющие команду, погружаются в обстановку, наполненную реалистическими визуальными, звуковыми и тактильными сигналами. В центре проходят обучение врачи из Рязанской, Ивановской, Тамбовской, Костромской, Тюменской, Ульяновской, Белгородской и Пензенской областей и Дальневосточного округа. География обучаемых территорий постоянно расширяется. Преподавателями си-муляционного центра являются ведущие специалисты Ивановского НИИ материнства и детства — акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи, доктора и кандидаты медицинских наук, которые одновременно являются высококвалифицированными врачами с большим опытом практической работы. Обучение проводится в рамках 72-часовой программы тематического усовершенствования по разделам: «Клиническое акушерство (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов)», «Интенсивная терапия в неонатологии — практические навыки и умения», «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах» (на базе обучающего симуляционного центра).
Необходимо, чтобы каждый российский врач с определенной периодичностью (1 раз в 3—5 лет) имел возможность отрабатывать и совершенствовать свои профессиональные навыки на тренажерах. Предлагаемый подход к подготовке врачей разных специальностей позволит более эффективно обучать новейшим перинатальным технологиям и внедрять их в деятельность учреждений родовспоможения, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности мероприятий, направленных на снижение материнской и младенческой смертности.
Г.С. Кемелова, Р.С. Досмагамбетова, А.С. Кусаинова Повышение потенциала преподавателя вуза — гарантия качества повышения образования
РГП «Карагандинский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Республики Казахстан
Основной задачей медицинского образования является передача знаний, опыта, культуры, традиций новым поколениям. Одним из показателей высокого уровня развития страны является конкурентоспособность в сфере образования на международном рынке, поэтому на данном этапе образование в Республике Казахстан (РК) является общенациональным приоритетом. В ежегодном Послании Президента народу РК уделяется большое внимание образованию и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять потребности и ожидания общества. Возрастающие требования общества к качеству оказания медицинской помощи и профессиональному уровню медицинских специалистов, темп развития и внедрение новейших технологий в медицину повышает ответственность медицинских вузов за подготовку выпускников.
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
м
Так, в настоящее время завершена Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования, разработанная Министерством здравоохранения РК в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения РК на 2005—2010 гг. Большим достижением в реформировании медицинского и фармацевтического образования Казахстана стало создание нормативно-правовой базы, отвечающей требованиям медицинского образования, внедрение новых образовательных методик с учетом наилучшей практики и международного опыта; существенно изменилась система финансирования и укреплена материально-техническая база медицинских организаций образования, внедрена институциональная аккредитация медицинских вузов. Министерством здравоохранения РК и руководством всех государственных медицинских вузов проведена большая работа по реализации программы повышения педагогической и профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) в непрерывном получении знаний о новейших достижениях и передовом отечественном и зарубежном опыте в области образования и медицины. Результатом реализации Концепции реформирования медицинского образования также является создание прочной основы по обеспечению качества медицинского образования и установление высоких стандартов деятельности медицинских организаций РК, что способствует повышению конкурентоспособности национальной системы медицинского образования. В целях дальнейшего совершенствования медицинского образования в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011—2015 гг. Минздравом РК была начата Концепция развития медицинского и фармацевтического образования на 2011—2015 гг. (далее — Концепция). Основные задачи Концепции направлены на достижение качества медицинского и фармацевтического образования, что обеспечивает эффективное развитие отечественной системы здравоохранения. Учитывая современные тенденции развития медицинского образования в Казахстане, разработана стратегия повышения потенциала преподавателя Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ), направленная на формирование и развитие основных компетентностей преподавателей вуза. В современных условиях успех преподавателя вуза во многом зависит от его профессионального совершенствования и требует постоянного улучшения. Для развития потенциала преподавателей в вузе был открыт Центр медицинского образования и инновационных технологий, в задачи которого входят внедрение современных активных методов обучения и передовых технологий в медицинском образовании, освоение передовых технологий и проведению исследований в области медицинского образования с учетом передового международного опыта. Начато обучение ППС по формированию и развитию компетентностей преподавателей по программе, которая включает 3 уровня обучения: I уровень — для преподавателей со стажем до 5 лет, II уровень — для преподавателей со стажем более 5 лет и III уровень — заведующих кафедр, профессоров и доцентов. Определены 6 основных компетентностей преподавателей, которые необходимы для профессионального усовершенствования: эффективное преподавание, менеджмент научных исследований, оценка/экспертиза в медицинском образовании, информационно-коммуникационные технологии, коммуникативные навыки и лидерство в медицинском образовании. В обучении преподавателей используются техноло-
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
гии интерактивного обучения студентов, методы обучения взрослых, центрированных на студента и достижение конечных результатов; определяются методы оценки в соответствии с задачами и контекстом обучения, валидность методов оценки и стратегии по улучшению оценки учебных достижений студента; развивается исследовательская компетентность по принципам проведения научных исследований с применением современной статистики и доказательной медицины в научной и педагогической деятельности; формируется межпрофессиональное сотрудничество с развитием коммуникативных навыков; возможности информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и педагогической деятельности. С целью повышения потенциала преподавателя вуза Министерством здравоохранения РК осуществляется обучение ППС в ведущих медицинских университетах и образовательных центрах мира, а также внутри страны с приглашением международных экспертов из медицинских школ и университетов мира. Так, с 2005 г. 66 преподавателей КГМУ прошли повышение квалификации в лучших университетах США, Великобритании, Германии, Канады, Австрии, Дании, Сингапура, Израиля, Австралии, Чехии и т.д. Преподаватели, обучившись за рубежом лучшим методикам образовательных технологий, обучают внутри вуза других преподавателей каскадным методом. Преподаватели интенсивно обучаются на курсах, занимаются самообразованием, выстраивают собственные концепции преподавания дисциплин, тем самым работают над формированием специалиста нового типа, умеющего ориентироваться в современном профессиональном пространстве. Для актуализации образовательных программ в КГМУ в учебный процесс активно внедряется компетентностный подход обучения. Определены основные сферы компетентности, которыми должен владеть выпускник вуза: знания биомедицинских наук, клинические навыки, навыки в сфере лекарственного обеспечения, навыки профилактической медицины и управления общественным здоровьем, навыки научных исследований, навыки работы в команде, коммуникативные навыки, профессионализм, навык постоянного самосовершенствования. В действующих образовательных программах отражен принцип постепенного и последовательного введения студента в круг профессиональных навыков. Компетентность студентов оценивают по завершении каждого курса обучения. Внедряются интегрированные оценки учебных достижений обучающихся в виде объективного структурированного клинического экзамена, клинического мини-экзамена, прогрессивного тестирования. С 2010 г. внедрено прогрессивное тестирование, которое позволяет оценить прогресс студента и используется для анализа и совершенствования образовательных программ. Качество подготовки специалистов вузом оценивается вышестоящими органами и независимыми организациями. По результатам промежуточного государственного контроля, КГМУ занял в 2009 г. 1-е место среди высших учебных заведений РК, в 2010 г. — 1-е место среди медицинских вузов РК; в 2010 г. 100% выпускников интернатуры прошли независимую оценку Министерства здравоохранения РК. В течение последних 5 лет процент трудоустройства выпускников КГМУ составляет 98%.
Выводы. Таким образом, современная система медицинского образования развивается с учетом современных требований и ожиданий общества. Развитие компетентностей пре-
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
ы
подавателя КГМУ и внедрение новейших образовательных и инновационных технологий в учебный процесс способствует становлению студента, проявляющееся в способности осваивать и самостоятельно развивать различные компетентности, готовности к целенаправленному саморазвитию, личностному и профессиональному росту, формированию у обучающихся ценностных ориентаций, развитию креативного мышления и творческих способностей, а также формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
А.Ж. Досимов, К.Б. Курмангалиев, Ж.Б. Досимов Инновационно-мотивационная сущность технологии накопления кредитных единиц в системе непрерывного профессионального развития практикующих врачей
РГП «Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова» Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, Актюбинск
Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (РК) на 2011—2015 гг. определяет видение, обозначает основные принципы и направления развития медицинского образования в ближайшей и отдаленной перспективе. Концептуальная сущность официального документа предполагает внедрение основных положений Болонского процесса без указания конкретных механизмов инкорпорирования европейских образовательных технологий в национальную систему медицинского, в том числе дополнительного, профессионального образования врачей. Вместе с тем основной доктриной организации и развития глобальной системы образования является технология непрерывного профессионального развития (НПР), определяющего принципа реализации «Концепции обучения человека в течение всей его профессиональной жизни» в рамках государственной политики в сфере образования многих стран и в последние годы РК.
Внедрение и развитие технологии НПР является прерогативой, основной целью и основным принципом прежде всего послевузовского (дополнительного) профессионального образования. Эффективное внедрение европейских образовательных технологий невозможно без экспертной оценки традиций и исходного состояния национальной системы образования, в частности дополнительного медицинского образования, как этапа подтверждения профессиональной компетенции практикующих врачей. В системе дополнительного медицинского образования в РК по инерции сохраняется традиционная, по своему содержанию авторитарная и, в принципе, формальная технология послевузовского образования — повышение профессиональной квалификации в строго регламентированные сроки с интервалом в 5 лет. Строгая регламентация сроков дополнительного медицинского образования подразумевает его непрерывность, но в принципе нивелирует сущность и содержание НПР, поскольку при существующей системе регламентированного послевузовского образования и сертификации врачей исключается мотивация к самообразованию, самосовершенствованию и повышению профессиональной компетенции практикующих специалистов в целом.
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012