ПРИЛОЖЕНИЕ
подавателя КГМУ и внедрение новейших образовательных и инновационных технологий в учебный процесс способствует становлению студента, проявляющееся в способности осваивать и самостоятельно развивать различные компетентности, готовности к целенаправленному саморазвитию, личностному и профессиональному росту, формированию у обучающихся ценностных ориентаций, развитию креативного мышления и творческих способностей, а также формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
А.Ж. Досимов, К.Б. Курмангалиев, Ж.Б. Досимов Инновационно-мотивационная сущность технологии накопления кредитных единиц в системе непрерывного профессионального развития практикующих врачей
РГП «Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова» Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, Актюбинск
Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан (РК) на 2011—2015 гг. определяет видение, обозначает основные принципы и направления развития медицинского образования в ближайшей и отдаленной перспективе. Концептуальная сущность официального документа предполагает внедрение основных положений Болонского процесса без указания конкретных механизмов инкорпорирования европейских образовательных технологий в национальную систему медицинского, в том числе дополнительного, профессионального образования врачей. Вместе с тем основной доктриной организации и развития глобальной системы образования является технология непрерывного профессионального развития (НПР), определяющего принципа реализации «Концепции обучения человека в течение всей его профессиональной жизни» в рамках государственной политики в сфере образования многих стран и в последние годы РК.
Внедрение и развитие технологии НПР является прерогативой, основной целью и основным принципом прежде всего послевузовского (дополнительного) профессионального образования. Эффективное внедрение европейских образовательных технологий невозможно без экспертной оценки традиций и исходного состояния национальной системы образования, в частности дополнительного медицинского образования, как этапа подтверждения профессиональной компетенции практикующих врачей. В системе дополнительного медицинского образования в РК по инерции сохраняется традиционная, по своему содержанию авторитарная и, в принципе, формальная технология послевузовского образования — повышение профессиональной квалификации в строго регламентированные сроки с интервалом в 5 лет. Строгая регламентация сроков дополнительного медицинского образования подразумевает его непрерывность, но в принципе нивелирует сущность и содержание НПР, поскольку при существующей системе регламентированного послевузовского образования и сертификации врачей исключается мотивация к самообразованию, самосовершенствованию и повышению профессиональной компетенции практикующих специалистов в целом.
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.шМ
03.12.2012 16:35:43
Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
Формат НПР в системе послевузовского медицинского образования включает последипломное профессиональное образование как этап первичной сертификации и последующее дополнительное медицинское образование как этап подтверждения профессиональной компетенции с обязательной ресертификацией. Вместе с тем, успешное внедрение технологии НПР в систему дополнительного медицинского образования возможно при условии однозначного понимания сущности взаимосвязанности и взаимодополняемости основных его компонентов: компетенция, кредиты, модули. Система кредитных единиц в рамках Болонского процесса определена не только как система учета учебной программы и переноса кредитов, но и как накопительная система подтверждения профессиональной компетентности. В контексте дополнительного медицинского образования инкорпорирование кредитной технологии в систему НПР врачей предполагает постоянное поддержание профессиональной компетенции посредством систематического накопления кредитных единиц.
Основным механизмом реализации стратегии НПР в систему дополнительного медицинского образования практикующих врачей является внедрение системы накопления кредитов (накопительной системы знаний, умений, навыков, отношений), а также модульной организации учебного процесса, что в совокупности позволит обеспечить достойный уровень профессиональной компетентности специалистов. Ретроспективный анализ реального состояния традиционной структуры и содержания дополнительного медицинского образования в РК с учетом основных тенденций в общеевропейской образовательной системе предопределяет необходимость внесения следующих существенных корректив:
• разработать и внедрить типовые образовательные программы на основе модульно-компетентностного подхода в системе дополнительного медицинского образования врачей;
• разработать многовариантные и доступные кредитные позиции с учетом всех возможных форм обновления и совершенствования знаний и умений врачей;
• в процессе сертификации специалистов и аттестации на врачебные категории учитывать совокупность документально подтвержденных компетенций, приобретенных как на циклах повышения квалификации, так и вне таковых;
• целесообразно проведение сертификационных циклов, предполагающих после окончания цикла тематического усовершенствования проведение комиссионной сертификации специалиста по совокупности подтвержденных кредитных единиц;
• внедрить технологию дистанционного медицинского образования как реальный и доступный метод накопления кредитных единиц в системе НПР.
Таким образом, реализация стратегического плана в системе послевузовского профессионального образования врачей представляется вполне возможной в процессе осознанных, последовательных и законодательно закрепленных тактических действий по внедрению технологий кредитных единиц в структуру и содержание дополнительного и профессионально-ориентированного медицинского образования.
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
М
Ф
блок МОИПР 3 2012лл<М 87 03.12.2012 16:35:43