Научная статья на тему 'Независимая оценка и сертификация профессиональных квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли как составляющая концепции непрерывного профессионального развития'

Независимая оценка и сертификация профессиональных квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли как составляющая концепции непрерывного профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Анестезиология и реаниматология
Scopus
ВАК
CAS
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свистунов А. А., Ших Е. В., Сизова Ж. М., Заугольникова Т. В., Выжигина Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка и сертификация профессиональных квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли как составляющая концепции непрерывного профессионального развития»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.252.2:331.108.45

А. А. Свистунов, Е. В. Ших, Ж. М. Сизова, Т. В. Заугольникова, М. А. Выжигина, А. А. Бунятян

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГБОУ ВПО Первый Московский государственный

медицинский университет им. И. М. Сеченова

Всемирная федерация медицинского образования в 1984 г. создала Международную коллаборативную программу по переориентации медицинского образования. Основное назначение этой программы — создание единого общеевропейского образовательного пространства в системе высшего профессионального образования. Проблемы реализации этой глобальной программы неоднократно обсуждались на совещаниях и встречах министров образования стран Европы и представителей Совета Европы. Вот только некоторые из них: Эдинбургская всемирная ассамблея здравоохранения (1988 г.); в г. Болонье в 1988 г. была принята Большая хартия университетов. Затем последовали: "Резолюции Всемирной Ассамблеи здравоохранения (1989 г.) № 48.8 "Переориентация медицинского образования и медицинской практики во имя здоровья каждого" (1995 г.); "Рекомендации Мирового саммита по медицинскому образованию (1993 г.); "Сорбоннская декларация" (1998 г.); Болонская декларация, подписанная министрами высшего образования 29 европейских стран (1999 г.). Далее состоялись: Конференция министров высшего образования (Прага, 2001 г.); Заседания Совета Европы — Лиссабон, 2000 г.; Барселона, 2002 г. В 2003 г. на Конференции министров высшего образования 40 европейских стран в Берлине Россия присоединилась к Общеевропейской стратегии и подписала Конвенцию. Затем последовали: Бухарестская декларация (2004 г.), Коммюнике министров (Берген, 2005 г., Лондон, 2007 г.), Левенское коммюнике (Бельгия, 2009 г.); Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Bologna Ministerial Anniversary Conference 2010 in Budapest and Vienna).

Консультативные члены Группы по развитию Болон-ского процесса: Совет Европы, Национальные союзы студентов в Европе (ESIB), Всеевропейская структура организации "Международное образование" (EI), Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Ассоциация европейских университетов (EUA), Европейская ассоциация институтов высшего образования (EURASHE), Европейский центр высшего образования (UNESCO-CEPES) и Союз европейских конфедераций промышленников и работодателей (UNICE) [1].

Придавая важное значение принятому Правительством Российской Федерации (РФ) решению об участии нашего государства в создании общеевропейского образовательного пространства и реализации в системе отечественного высшего медицинского образования, принципов и требо-

Информация для контакта.

Выжигина Маргарита Александровна — д-р мед. наук, проф. E-mail: [email protected]

ваний Болонской декларации, в рамках Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005—2010 гг., утвержденного приказом Минобрнауки России от 15.02.05 № 40, ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет (Первый МГМУ) им. И. М. Сеченова в рамках национального проекта "Образование" предложил основные подходы и стратегию реконструкции послевузовского профессионального образования врачей в России.

В трудах Первого МГМУ им. И. М. Сеченова по приоритетному национальному проекту "Образование" (2006—2008 гг.) была предложена единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации; предложены подходы к инкорпорированию Европейских образовательных традиций в Российскую национальную систему непрерывного послевузовского образования врачей в соответствии с принципом непрерывного профессионального развития (НПР).

Создана стройная концепция адаптации европейской системы высшего профессионального образования для системы послевузовского профессионального образования в медико-биологической и фармацевтической отраслях деятельности РФ, которая предусматривает:

— концептуальное обоснование к инкорпорированию европейских образовательных традиций и инновационных образовательных технологий в российскую национальную систему высшего послевузовского профессионального образования;

— методологические основы проведения реструктуризации форм образования;

— разработку путей сопряжения методов оценки профессиональной компетенции в рамках европейской системы НПР и традиционных форм экспертизы профессиональной компетенции в Российской Федерации.

В соответствии с данной концепцией основными структурными составляющими траектории НПР предложены:

— система кредитных единиц, как обобщающая функция в процессе НПР;

— модульная организация образовательного процесса;

— дистанционные образовательные технологии (ДОТ);

— обновление подходов к проведению экспертизы профессиональной компетенции.

Позиция, касающаяся системы экспертизы профессиональной компетенции, осталась незавершенной, и продолжала выполняться в традиционных правилах, т. е. в тех же ВУЗах, которые преподавали ту или иную специальность.

Вопрос о независимости экспертизы профессиональных компетенций давно беспокоит медицинскую профес-

сиональную общественность в РФ. Он широко дискутируется на различных профессиональных встречах, съездах, конференция и форумах. В настоящее время совершенно очевидно, что независимая система оценки и сертификации профессиональных квалификаций специалистов — это единственный максимально объективный подход к гарантированно высокому уровню профессиональной компетенции и, таким образом, качеству оказания медицинской помощи.

Важной мотивацией к продвижению проблемы стала инициатива Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Министерства науки и образования РФ (Минобрнауки), провозгласившие необходимость создания и внедрения системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций в различных областях производственной деятельности, в том числе в медико-биологической и фармацевтической отрасли.

Для России наиболее актуальным и новым подходом является опыт сертификации специалистов за рубежом в непрерывном профессиональном образовании. В частности, создание программ НПР, обеспечивающих приверженность врача обучению и компетентности по специальности через систему накопительных кредитов и создания портфолио.

В связи с этим в интересах выполняемого в данном направлении проекта представляется возможным привлечение потенциала активно развивающегося в последние годы межгосударственного сотрудничества России с Гер -манией и США в области здравоохранения. Сравнительный анализ ситуации с оценкой квалификаций работников медико-биологической и фармацевтической отрасли в РФ показал, что существует целый ряд нерешенных проблем:

— в первую очередь это относится к отсутствию профессиональных стандартов по всем специальностям профессиональной деятельности в медико-биологической и фармацевтической отрасли;

— во-вторых, оценка профессиональных квалификаций врачей и провизоров по-прежнему осуществляется в рамках учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и, таким образом, не является независимой;

— в-третьих, отсутствует необходимая мотивация и заинтересованность в независимой сертификации и экспертизе профессиональных компетенций у самих соискателей рабочих мест.

Вне указанных составляющих система оценки профессиональной квалификации стажированного специалиста в медико-биологической и фармацевтической областях деятельности не является квалификационно достаточной и нуждается в укреплении своих позиций, реконструкции и совершенствовании.

Таким образом, определилась очевидная необходимость создания независимой системы сертификации медицинских и фармацевтических специалистов в РФ с целью совершенствования единой государственной политики в области здравоохранения, а также соблюдения прав врачей/фармацевтов-специалистов на квалифицированное решение проблем, связанных с их профессиональной деятельностью.

Оценка уровня профессиональной компетентности и сертификация профессиональной квалификации врачей/ фармацевтов-специалистов должны проводиться независимыми экспертами из числа профессионалов, не связанных никакими обязательствами, кроме одного — стремления к объективности и ответственности в выполнении своей миссии перед врачами, пациентами и работодателями.

Кто заинтересован в существовании системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций:

— работники — специалисты и выпускники образовательных учреждений с целью подтверждения своей квалификации, повышения уровня конкурентоспособности и трудовой и образовательной мобильности;

— работодатели для подтверждения квалификации соискателей рабочих мест, формирования программ адаптации, исходя из реальной квалификации работников;

— федеральные и региональные органы государственной власти для формирования программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации специалистов;

— и, конечно, в независимой сертификации нуждаются образовательные учреждения для подтверждения качества подготовки специалистов по образовательным программам.

Современные условия обеспечения высококвалифицированными кадрами в соответствии с потребностями отрасли характеризуются отсутствием государственного регулирования и распределения выпускников образовательных учреждений. Это связано с тем, что современная экономика России коренным образом отличается от советской и представлена в основном негосударственными предприятиями. К медицинской отрасли это относится в меньшей степени, более соответствует особенностям фармакологической отрасли. С другой стороны, современная система образования, особенно профессионального, в основе своей осталась государственной. Произошло разделение интересов системы профессионального образования и потребностей производственной сферы, интересов работодателей. В связи с этим введение процедуры независимой сертификации профессиональных квалификаций позволит в достаточном объеме представить интересы работодателя и его требования к квалификации специалиста, которые должны быть подробно и четко изложены в профессиональных стандартах.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61, предусматривается создание и внедрение механизмов независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов.

Важным этапом в создании независимой системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций стало Соглашение о взаимодействии Минобр науки РФ и РСПП от 25 июня 2007 г.

В настоящее время порядок и процедура, посредством которых подтверждается уровень квалификаций и профессиональная компетентность, формируется совместными инициативами Минобрнауки РФ и РСПП в рамках реализации Соглашения о взаимодействии и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.08 № 1015 "Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования", закрепившие необходимость проведения независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций с участием представителей работодателей.

Первым шагом на пути формирования системы независимой оценки качества профессионального образования в России стало принятие "Положения о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования", утвержденного Минобрнауки РФ и Общероссийским объединение работодателей — РСПП № АФ — 318/03, 31.07.09.

Для непосредственной реализации проекта по оценке и сертификации квалификаций в РФ 30 июня 2010 г. Минобрнауки РФ и РСПП был сформирован Общественно-государственный совет (ОГС) системы независимой оценки качества профессионального образования с целью координации деятельности по созданию системы сертификации квалификаций. Основной целью Совета является развитие организационных и методических правил и протоколов функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования.

Важную стратегическую позицию в системе независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов в медико-биологической и фармацевтической отрасли занимает экспертно-методический центр (ЭМЦ), уполномоченный осуществлять организационно-методическое сопровождение процесса оценки и сертификации квалификаций профессиональной деятельности.

Организационно-правовая форма ЭМЦ — некоммерческая организация или структурное подразделение некоммерческой организации, в том числе образовательного учреждения/организации.

Основные функции Экспертно-методического центра:

— разработка организационно-методических документов, конкретизирующих процедуры оценки и сертификации квалификаций;

— разработка методов, оценочных средств и критериев оценки квалификаций, осуществление их экспертизы и актуализации с привлечением заинтересованных работодателей;

— формирование и поддержание в актуальном состоянии банка оценочных средств;

— разработка программ подготовки, проведение обучения и ведение реестра экспертов по оценке и сертификации квалификаций.

Организацией, уполномоченной исполнять процедуру оценки и сертификации квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли и выдачу квалификационных сертификатов, является Центр оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК).

Основные функции ЦОСК заключаются в непосредственной оценке и сертификации квалификаций соискателей, подготовке предложений в ЭМЦ и участие в разработке организационно-методического обеспечения процедур оценки и сертификации квалификаций.

По организационно-правовой форме ЦОСК, как и ЭМЦ, является некоммерческой организацией или структурным подразделением некоммерческой организации, в том числе образовательного учреждения/организации.

В целом система независимой оценки и сертификации квалификаций представлена на рис. 1. Возглавляет Систему ОГС, который посредством своей базовой организации — Национального агентства развития квалификаций (НАРК) осуществляет организационное и методическое взаимодействие с ЭМЦ, ЦОСК и организациями реального сектора — социальными партнерами.

В 2011 г. в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) начата работа по отработке методики и процедуры оценки и сертификации квалификаций специалистов для 16 высокотехнологичных отраслей, одной из которых избрана медико-биологическая и фармацевтическая отрасль. В рамках ФЦПРО ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова выиграл

Система независимой оценки и сертификации квалификаций

Рис.1. Структура системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций.

контракт на выполнение работ по созданию проекта экс-пертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций в рамках системы независимой оценки и сертификации квалификаций в медико-биологической и фармацевтической отрасли.

В настоящее время завершен первый этап проекта. Проведен анализ международного опыта организации сертификации квалификаций на примере Германии, Австрии, США. Одновременно в сравнительном аспекте проанализирована ситуация с оценкой квалификации работников медико-биологической и фармацевтической отрасли в РФ.

С учетом проведенного анализа разработаны модели ЭМЦ и ЦОСК; проекты нормативного, организационно-технического и методического обеспечения деятельности этих подразделений; методы оценивания профессиональных компетенций и методика сертификации квалификаций специалистов в медико-биологической и фармацевтической отрасли.

В рамках проекта в качестве пилотной площадки медико-биологической и фармацевтической отрасли ЭМЦ и ЦОСК созданы как структурные подразделения Первого МГМУ им. И. М. Сеченова (рис. 2, 3).

Важная роль в оценке и сертификации квалификации специалистов отрасли отводится подготовке независимых экспертов. На данном этапе разработок это задача первостепенной сложности, в формате которой созданы методика подбора экспертов, программы подготовки экспертов по оценке и сертификации квалификаций, механизмы их привлечения.

Требования к профессиональной компетентности экспертов достаточно высоки. Эксперт должен иметь:

• высшее профессиональное (медицинское, фармацевтическое, биологическое) образование, подтвержденное дипломом о высшем образовании; послевузовское профессиональное образование (интернатура или ординатура) или профессиональную переподготовку по специальности, по которой предполагается экспертная деятельность; для специальности "Сестринское дело" допускается среднее профессиональное образование по указанной специальности;

• опыт работы (практический, научный, управленческий) по специальности, по которой предполагается экспертная деятельность, не менее 10 лет;

• опыт экспертной работы в системе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования специалистов в медико-биологической и фармацевтической отрасли (сертификация специалистов, оценка квалификаций, работа в аттестационной комиссии и т. д.) не менее 5 лет;

• высокий уровень профессиональной компетентности в области специальности, по которой предполагается экспертная деятельность;

- Структурные подразделения

у////////, Подразделения на функциональной основе

Рис.2. Структура экспертно-методического центра (ЭМЦ).

• определенные достижения в области специальности, по которой предполагается экспертная деятельность (наличие дипломов, аттестатов, наград, ученых званий, публикаций, свидетельствующих о признании профессионального сообщества);

• соответствующее образование в области оценки квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли, подтвержденное документом установленного образца — свидетельство эксперта по оценке (сертификации) квалификаций.

Оценку квалификаций специалистов можно считать объективной при условии, что все эксперты отвечают требованиям к профессиональной (экспертной) компетентности в соответствии с критериями, предъявляемыми к экспертам по оценке и сертификации квалификаций специалистов в медико-биологической и фармацевтической отрасли.

Залогом успешности работы всей системы является добросовестное и эффективное взаимодействие участни-

ков и партнеров системы независимой оценки и сертификации квалификаций, которое представлено на рис. 4.

Перечень субъектов взаимодействия включает следующие организационные структуры:

— органы государственной исполнительной власти федерального и регионального уровней, в том числе Ро-собрнадзор, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы по труду и занятости;

— объединения и ассоциации работодателей;

— предприятия и организации отрасли;

— организации всех форм собственности и организационно-правового оформления, реализующие программы профессионального образования отраслевой направленности, в том числе ВУЗы, колледжи;

— организации (структурные подразделения организаций), реализующие программы профессиональной подготовки;

— государственные службы занятости населения, ре-крутинговые (кадровые) агентства;

СТРУКТУРА ЦОСК

- Структурные подразделения

у////////, Подразделения на функциональной основе

Рис.3. Структура центра оценки и сертификации профессиональных квалификаций (ЦОСК).

Рособрнадзор

Общественно-государственный совет

I

Национальное агенство развития квалификаций

Министерство здравоохранения и социального развития

Экспертно-методический центр в медико-биологической и фармацевтической отрасли

I

Центры оценки и сертификации квалификаций

Учреждения профессионального образования (медицинские вузы, колледжи)

Ведущие учреждения медико-биологической и фармацевтической отрасли

Рис.4 Схема взаимодействия участников и партнеров системы независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций.

— соискатели услуг оценки и сертификации квалификаций;

— иностранные граждане и лица без гражданства, желающие подтвердить свою квалификацию, в том числе трудовые мигранты, прошедшие профессиональное обучение в различных формах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— средства массовой информации.

По итогам первого этапа проекта с целью публичной апробации предлагаемых концепций 5 апреля 2012 г. проведен круглый стол: "Оценка и сертификация профессиональных квалификаций в развитии непрерывного профессионального образования врачей" в рамках III Общероссийской конференции с международным участием "Медицинское образование-2012".

В работе круглого стола приняли участие 168 специалистов из всех регионов РФ: проректоры вузов, деканы факультетов, руководители учебных, учебно-организационных и учебно-методических отделов, отделов интернатуры и ординатуры, руководители учебных центров по дополнительному профессиональному образованию врачей, заведующие кафедрами последипломного образования, преподаватели, представители работодателей и общественных профессиональных объединений.

Работа, проводимая Первым МГМУ им. И. М. Сеченова, получила одобрение и поддержку медицинской общественности, так как качество медицинской помощи тесно связано не только с качеством всех уровней образования, отвечающего требованиям личности, общества, международных сообществ и времени, но и с максимально объективной оценкой профессиональных компетенций врача.

В настоящее время завершен второй этап проекта, в рамках которого проведены апробация моделей ЭМЦ и ЦОСК, подготовка экспертов по оценке и сертификации квалификаций. Сертифицировано 40 специалистов отрасли: врачи по специальностям "терапия" и "общая врачебная практика (семейная медицина)" и специалисты со средним медицинских образованием по специальности "сестринское дело".

Таким образом, в основу создания и развития программы независимой оценки и сертификации квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли могут быть положены разработки настоящего проекта по созданию ЭМЦ и ЦОСК с учетом их апробации и доработки по результатам апробации.

В настоящем проекте закладывается базовая концепция, гарантирующая высокое качество профессиональной подготовки в медико-биологической и фармацевтической области деятельности. С течением времени и тенденциями развития система будет изменяться и адаптироваться к реальной организации производственной деятельности и образования в РФ. Возможно, с некоторыми особенностями для регионов и центров.

Концепция НПР — единый организм, в котором система, гарантирующая независимость оценки и сертификации профессиональных квалификаций, важнейшая составляющая. Она будет служить индикатором успешности и правильности функционирования всей структуры НПР, организованной согласно единым принципам. Вне целостной системы НПР в современном предлагаемом ее конструировании не будет квалифицированных профессионалов, соответствующих уровню и требованиям испытательных программ. Построение системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций не может быть самоцелью в отрыве от потребностей производства и образования в самом широком смысле этих понятий.

Следует предусмотреть не менее важный процессуальный компонент — условия допуска к процедуре оценки и сертификации профессиональных квалификаций. Согласно стратегии НПР как основу следует применить систему учетных и накопительных кредитов (баллов), как обобщающей функции в процессе НПР. Обращаясь в ЦОСК, претендент на прохождение процедуры подтверждения (получения) той или иной категории профессиональной квалификации должен будет предоставить комплект документов (портфолио), подтверждающих личные, в том числе образовательные, усилия испытуемого в поддержании и обновлении своего профессионального уровня.

Процесс накопления кредитов может быть выполнен врачами/фармацевтами-специалистами в различных вариантах и очень широких пределах действий.

При составлении перечня позиций, так называемых обучающих действий, учитываемых в рамках системы накопительных кредитов, должны быть проанализированы и максимально включены все виды деятельности врача/ фармацевта-специалиста, не входящие в его прямые служебные обязанности.

Основное назначение перечня обучающих действий состоит в том, чтобы создать условия и стать необходимой мотивацией для поддержания постоянно высокого и обновляемого профессионального уровня врача/фармацевта-специалиста.

Банк накопительных кредитов включает в себя все формы обновления знаний и умений по клинической деятельности врача-специалиста. Например, освоение новых методов лечения, практических навыков либо учебный тренинг в редко выполняемых практических процедурах, участие в клинической апробации новых фармакологических средств, технических устройств и аппаратуры.

Значительный вклад в накопление кредитов может внести участие активное, меньше пассивное, в работе конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов и прочих видов профессиональных медицинских сообществ. Профессиональное общение относится к одному из наиболее развивающих видов профессиональной деятельности: чем выше уровень этих встреч, тем больше они внесут в копилку участника. Это могут быть всероссийские и региональные профессиональные встречи, а также зарубежные конгрессы, съезды, конференции. Достаточно обогащающими являются стажировки в крупных центрах России и зарубежных клиниках. Высокий кредитный рейтинг принадлежит теоретическим аспектам деятельности, основанным на участии в научных разработках и публикации на их основе статей, тезисов, методических рекомендаций и других

видов печатной научной продукции. Особенно высоко оцениваются крупные работы, например, написание и защита диссертаций, публикация монографий, учебников, справочников, а также закрепление приоритета врача в каких-либо разработках в виде патентов на изобретение или открытие, использование компьютерных методов, посещение лицензированных сайтов, виртуальное обучение, подписка на профессиональные журналы.

Учету подлежат также все виды учебной деятельности врача/фармацевта. Речь идет не только об обучении на плановых циклах тематического усовершенствования, что само собой разумеется. Врач может эффективно пополнять свой накопительный счет, посещая предлагаемые кафедрами новые для нашей системы виды учебной деятельности на коммерческих началах. Это может быть прослушивание курса программно-ориентированных лекций, которые должны проводиться с частотой один — два раза в месяц. Календарный график этих лекций должен быть сформирован и опубликован в местной и центральной периодической медицинской печати за год до их начала, но не менее чем за три месяца. Медицинские вузы могут предложить также перечень и график проведения серии обучающих практических занятий по выполнению новых либо особенно сложных традиционных манипуляций и процедур. К осуществлению этих программ привлекаются, как правило, наиболее известные и самые высоко квалифицированные специалисты, среди которых могут быть приглашенные из-за рубежа. Такая форма образовательного процесса именно в рамках непрерывного профессионального развития практикуется с хорошей эффективностью во многих европейских странах. В накопительные кредиты учитываются также некоторые формы преподавания, осуществляемые самим врачом-специалистом. Это может быть курация практического цикла интернов и клинических ординаторов, обучающие занятия для персонала стационаров и амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и парамедиков (пожарные, сотрудники МЧС, метрополитена, железнодорожных служб и аэропортов, охранные предприятия и др.). Подлежат учету также участие в Государственных региональных программах по охране здоровья, в дистанционных формах обучения и консультирования и некоторые другие менее существенные, тем не менее учитываемые в кредитообра-зующей системе, позиции.

Внедрение новых технологий образовательного процесса с использованием системы зачетных и накопительных кредитных единиц будет способствовать формированию личности врача-специалиста, обладающего высокой профессиональной компетентностью, способного к полноценной самостоятельной работе в учреждениях практического здравоохранения, его последующего усовершенствования на протяжении профессиональной деятельности, необходимого для оказания высоко квалифицированной помощи больным в соответствии с занимаемой должностью и местом работы.

В зависимости от уровня профессиональной квалификации наполнение кредитного портфеля (портфолио) может предусматривать разное количество подтвержденных документально кредитов за межсертификационный интервал. Например: для 7-го уровня эта сумма может составить 72 кредита; для 8-го — 108 кредитов; для 9-го — 144 кредита. Наполнение портфолио в определенной степени может свидетельствовать о претензии испытуемого на тот или другой уровень профессиональной квалификации, а также обеспечить эксперту возможность предложить свои предварительные рекомендации в этом направлении.

Межсертификационный интервал вряд ли должен быть менее 5 лет. Во-первых, это традиция российского

высшего образования в рамках НПР. Во-вторых, ЦОСК(и) захлебнутся при более коротких интервалах.

Признание концепции независимой оценки и сертификации профессиональной квалификации наряду с концепцией НПР, как основных композиционных составляющих в медико-биологической и фармацевтической областях, имеет конечной целью взаимное обогащение, а также оптимальное решение важной государственной задачи — формирования высококвалифицированного рынка труда, соответствующего потребностям производства и сообщества работодателей.

Одновременно закрепит возможность реализации глобальной производственно — и системно — ориентированной образовательной стратегии высшего послевузовского профессионального образования на уровне Европейских образовательных традиций, в том числе во исполнение обязательств в соответствии с Болонской декларацией, подписанной РФ в 2003 г.

В последующем целесообразно предусмотреть равнозначную процедуру для научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, руководителей и организаторов здравоохранения, служащих фармацевтических учреждений (компаний). Возможно, для отдельных категорий необходимо создать специализированные ЦОСК(и) либо подразделения в ЦОСК(ах) общего порядка.

Эффективным мотивационным моментом в организации и реализации концепции НПР, обогащенной инновационной системой независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций, может стать система профессионального страхования. Этот процесс достаточно широко обсуждается и поддерживается профессиональной средой. Но пока еще не нашел своего приложения в медико-биологической и фармацевтической отрасли. Именно концепция независимой оценки и сертификации профессиональных квалификации может стать той реальной основой, которой до сих пор не доставало для внедрения профессионального страхования в медико-биологической и фармацевтической отраслях. Врач/фармацевт-специалист, имеющий более высокий уровень профессиональной квалификации, может рассчитывать на приоритетные условия профессионального страхования. Разработка и организация профессионального страхования могут в последующем стать функций экспертно-методического центра при поддержке РСПП и сообщества работодателей в соответствии с областями производственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. The European Higher Education Area — Achieving the Goals: Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19—20 May 2005 // Интернет: Сайт Бергенского саммита <http:www.bologna-bergen.no>. — Европейская область высшего образования — достижение целей: Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, г. Берген, 19—20 мая 2005 г.

2. Richtlinien zum Erwerb des Fortbildungszertifikats der Apothekerkammer Niedersachsen für pharmazeutisch-technische Assistenten, Apothekerassistenten, Pharmazieingenieure, Apothekenassistenten und pharmazeutische Assistenten (25.März 2009).

3. Richtlinie zur Einführung eines Fortbildungszertifikates fuer pharmazeutisch-technische Assistenten, Apothekerassistenten, Pharmazieingenieure, Apothekenassistenten und pharmazeutische Assistenten durch die Landesapothekerkammer Hessen (24.10.2004).

4. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. Блинов В. И., Сазонов Б. А., Лейбович А. Н. и др. / ФГУ ФИРО, Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; 2010.

5. Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений про-

фессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утв. решением Общественно-государственного совета (протокол № 2 от 15. дек. 2010 г.). М.; 2010.

6. Бунятян А. А., Выжигина М. А., Сизова Ж. М. Основные направления развития послевузовского профессионального образования анестезиологов-реаниматологов. В кн. Бунятян А. А., Мизиков В. М. (ред.). Анестезиология: Нац. руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2011.

7. Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утв. решением Общественно-государственного совета (протокол № 2 от 15. дек. 2010 г.). М.; 2010.

8. Положение о формировании системы независимой оценки ка-

чества профессионального образования от 31.07.2009 № АФ-318/03, утв. Минобрнауки России и РСПП. М.; 2009.

9. Положение об оценке и сертификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, от 31.07.2009 № АФ-317/03, утв. Минобрна-уки России и РСПП. М.; 2009.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 г. № 1015 "Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования". М.; 2008.

11. Егоров В. А. Признание медицинских и фармацевтических квалификаций как социальная проблема: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 2010.

Поступила 10.06.12

АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕРИОПЕРАЦИОННАЯ ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 615.272.03:616.136-089

Н. А. Трекова, В. А. Гулешов, Д. А. Гуськов, М. Н. Селезнев

ПРИМЕНЕНИЕ ТРОМЕТАМОЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ КРОВИ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ НА БРЮШНОМ ОТДЕЛЕ АОРТЫ

ФГБУ РНЦХ им. акад. Б. В. Петровского РАМН, Москва

Сравнивали результаты применения нового буферного раствора THAM (трометамол Н, "Берлин-Хеми Менари-ни", трисгидроксиметиламинометамин) и натрия бикарбоната в интраоперационном периоде при операциях на брюшном отделе аорты. Выявлена эффективность трометамола для обеспечения стабильности кислотно-основного состояния и предупреждения возможного развития метаболического ацидоза, связанного с ишемией нижних конечностей как в интраоперационном, так и в раннем постоперационном периодах. Рекомендованный объем интраоперационного введения данного раствора составляет 500—600 мл. Средняя скорость инфузии должна составлять 2—2,5 мл/мин, или 150 мл/ч. Объем трометамола необходимо учитывать при расчете общего объема инфузионной терапии. Трометамол не вызывает нарушений гемодинамики, изменений электролитов и глюкозы крови в отличие от натрия бикарбоната. Полученные результаты позволяют рекомендовать трометамол для анестезиологической практики в аортальной хирургии.

Ключевые слова: трометамол, метаболический ацидоз, кислотно-основное состояние, аортальная хирургия, ишемия нижних конечностей

"TROMETAMOL USE FOR ACID-BASE BALANCE STABILITY DURING ABDOMINAL AORTIC SURGERY"

Trekova N.A. Guleshov V.A., Guskov D.A., Seleznev M.N. We compared new buffer solution THAM Тгometamol H (Berlin-Chemie/Menarini) and sodium bicarbonate during intraoperative period in abdominal aortic surgery. The effectiveness of Trometamol for acid-base stability maintainance and metabolic acidosis associated with lower limbs ischemia prevention, during intraoperative and early postoperative period was revealed. Recommended THAM infusion volume is 500-600 ml. The average infusion rate should be 2-2,5 ml/min or 150 ml/h. The volume of Trometomol should be taken into account when calculating the total infusion volume. Trometamol does not cause haemodynamics disturbances, electrolytes and glucose changes unlike sodium bicarbonate. The obtained results allow to recommend Trometamol for anesthesiological practice in aortic surgery. Key words: trometamol, metabolic acidosis, acid-base status, aorta surgery, upper limb ischemia

Поддержание нормального кислотно-основного состояния (КОС) крови при операциях на сердце и аорте составляет существенную задачу анестезиологическо-

Информация для контакта.

Трекова Нина Александровна — д-р мед. наук, проф., зав. отд-нием кардиоанестезиологии ФГБУ РНЦХ им. акад. Б. В. Петровского РАМН, Москва. E-mail: [email protected]

го обеспечения [1, 7]. Факторами, компрометирующими этот параметр гомеостаза, являются исходные нарушения кровообращения, интраоперационная сердечная недостаточность, нарушение кислородно-транспортной функции крови, трансфузия донорских компонентов крови, искусственное кровообращение. Операции на брюшной аорте сопровождаются пережатием ее и развитием ишемии органов малого таза и нижних конечностей. В результате от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.