Научная статья на тему 'Формирование финансовых потоков в системе добровольной сертификации персонала в туризме и сервисе'

Формирование финансовых потоков в системе добровольной сертификации персонала в туризме и сервисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА И СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / ЭКСПЕРТНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова А.А.

В статье отмечается, что проблема качества образования и обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами приобрела в последнее время еще большую актуальность. Представлены результаты исследования взаимодействия центра оценки и сертификации квалификаций и экспертно-методического центра в области туризма и сервиса с органами исполнительной власти, со сферой образования, с участниками процедуры сертификации (потребителями). Описаны направления и содержание финансовых потоков между основными элементами системы добровольной сертификации персонала в области туризма и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовых потоков в системе добровольной сертификации персонала в туризме и сервисе»

Финансы сферы услуг

УДК 336.64

формирование финансовых потоков в системе добровольной сертификации персонала в туризме и сервисе

А. А. ЛАРИОНОВА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента E-mail: annla@ list. ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье отмечается, что проблема качества образования и обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами приобрела в последнее время еще большую актуальность. Представлены результаты исследования взаимодействия центра оценки и сертификации квалификаций и экспертно-методическо-го центра в области туризма и сервиса с органами исполнительной власти, со сферой образования, с участниками процедуры сертификации (потребителями). Описаны направления и содержание финансовых потоков между основными элементами системы добровольной сертификации персонала в области туризма и сервиса.

Ключевые слова: оценка и сертификация квалификаций, экспертно-методический центр, финансовые потоки, система добровольной сертификации персонала, туризм.

Модернизация системы образования является необходимым условием для формирования инновационной экономики страны. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым условием профессионального успеха, карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда, создает предпосылки для максимально эффективного использования человеческого потенциала для сфер туризма и гостеприимства. В контексте новой философии

управления образованием, которая в большинстве стран именуется «концепция образования в течение всей жизни», «непрерывное образование», важное значение имеет переход от управления профессиями и специальностями к управлению образовательными программами и квалификациями [1]. Проблема качества образования и обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами является важным условием для инновационного развития России. Особое место в повышении качества рабочей силы отводится в целом ряде документов сертификации персонала, которая является важным инструментом подтверждения соответствия специалиста требованиям рынка труда и его компетентности (начиная с 1997 г. она являлась мерой государственного регулирования рынка труда) [2].

В настоящее время в России уже созданы национальные и региональные агентства по развитию системы сертификации квалификаций. В целях организации оценки и сертификации профессиональных квалификаций в Российской Федерации действует общественно-государственный совет. Ведущую роль в этом вопросе выполняет Национальное агентство развития квалификаций, являющееся автономной некоммерческой организацией [4]. В числе учредителей Национального агентства развития квалификаций выступили Общероссий-

ское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП) Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП). Согласно уставу Национальное агентство развития квалификаций призвано содействовать:

- обеспечению качества рабочей силы и обучению на протяжении всей трудовой жизни; развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; координации действий организаций, представляющих бизнес-сообщество, а также взаимодействию бизнеса и государственных органов в процессе формирования национальной системы квалификаций;

распространению информации и знаний, консультированию и организации обучения по вопросам формирования национальной системы квалификаций, развитию качества рабочей силы;

становлению институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, функционированию национальной системы квалификаций, качественной оценке результатов образования, обучения и трудового опыта. Деятельность системы оценки и сертификации квалификаций персонала в области туризма и сервиса будет направлена на решение проблем обеспечения сектора профессиональными кадрами и на повышение качества услуг. Сертификация позволит выявить скрытые проблемы обеспечения туризма и сервиса квалифицированными кадрами и реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и сервиса, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров [3].

Основные элементы системы оценки и сертификации персонала в туризме и сервисе и их функции представлены на рис. 1.

Система оценки и

сертификации квалифика цийв туризме

Общественно-государсгвенный совет, действующий чер ез базовую организацию.

Ф едер альные ор ганы исполнит ельной вл а ста в лице Р о со бр на д зор а.

Про ф ессиона льные сообщества, ассоциации, ко мпа нии тур инду стрии н сервиса.

Учреждения

пр офессионального

образования

Ф изич еские лица -соискат ели услу г сертификации

Рис. 1. Основные элементы системы оценки и сертификации персонала в туризме

Экспертно-метод! 1чесы ш центр

/ря-

Р а зр аботка ор ганиза щ юнно -методических документов, р егулирующих пр оцедуры оценки и сертификации квалификаций. Разработка методов, контр ольно-измерительных материалов и критериев оценки квалификаций, их экспертиза и актуализация с привлечением заинтересованных работодателей. Ф ор мирование н поддержка в актуальном состоянии банка контрольно-измерительных материалов.

Оказание методической и консультационной подддэжки центр а м оценки и сер тифика ции квалификаций. Разработка программы подготовки, обучение экспертов, ведение реестра экспер тов. по оценке квалификаций

Центры оценки и сертификации

персонала

Реализация пр оцедуры оценки и сертификации квалификаций. Выдача сертификатов, пу блика цпяин ф ор магц п I о выданных сертификатах в СМИ (в том числе в Интернете). Приоста новл ение, пр екращ ение или пр одл ение действия выданных сертификатов. Участие в формировании апеллящюнньккомисснй. П орд готовка предложений по актуализации

профессиональных стандартов. Подготовка предл оженит по а кту а лнз ащ п I ор ганиза ционно -методических документов в о бл а ста оценки и с ер тифика гц п I квалификаций. Консультация соискателей, работодателей, сотрудников обр а зовательныхучреждений, ^ а инт ер есованных органов

Ключевым звеном в формируемой системе добровольной сертификации квалификаций персонала являются экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК).

Экспертно-методический центр и ЦОСК являются некоммерческими организациями и осуществляют свою деятельность в рамках системы отношений на возмездной основе по договорам с физическими лицами и организациями. Сам экспер-тно-методический центр, а также системы оценки и сертификации квалификации определяются на конкурсной основе. Центр оценки и сертификации квалификаций независим от участников системы сертификации персонала, которые представлены предприятиями и организациями вида экономической деятельности, образовательными и научными учреждениями. Он создается по территориально-отраслевому принципу на базе существующих организаций или как самостоятельное юридическое лицо. Основным источником финансирования ЦОСК являются денежные средства, поступающие на основании заключенных договоров с физическими и юридическими лицами на оказание услуг сертификации. Экспертно-методический центр и ЦОСК действуют на основании принципов, которые исключают возможность оказания на эти организации административного, коммерческого, финансового или иного давления, что может повлиять на объективность проводимых работ по сертификации персонала.

На основании анализа модели взаимодействия участников системы оценки качества профессионального образования были определены финансовые потоки, возникающие при взаимодействии ЦОСК в области туризма и сервиса, экспертно-методических центров с органами исполнительной власти феде-

рального и регионального уровней, со сферой образования, с участниками процедуры сертификации (потребителями) [3].

Финансовые потоки - это суммы денежных средств, перечисляемые за оказанные услуги, выполненные работы, в безналичной форме, в размере, обеспечивающем функционирование взаимодействующих элементов независимой системы оценки качества профессионального образования.

Проведенное исследование позволило определить, что основу финансовых отношений 1 (рис. 2) между экспертно-методическим центром и ЦОСК составляют вознаграждения за услуги, что возмещает общесистемные расходы, связанные с деятельностью экспертно-методического центра. Со стороны ЦОСК финансовые потоки являются выходными, так как это денежные средства центра, перечисляемые за оказанные услуги. Для экспертно-методического центра финансовые потоки являются входными, так как включают денежные средства.

Финансовые потоки между ЦОСК и экспертно-методическим центром включают:

оплату стоимости заказываемых оценочных средств для оценки квалификаций, которая рассчитывается в соответствии с требования-

Профессиональные сообщества, объединения, ассоциации (общероссийские, межрегиональные, региональные, компании туристической индустрии и сервиса)

Ф

Учреждения

профессионального

образования

Физические лица -соискатели услуг сертификации

Экспертно-методический центр

Базовая организация

0-

Центр оценки и сертификации квалификаций

"к©

рис. 2. Схема финансовых потоков системы добровольной сертификации квалификаций

персонала в туризме и сервисе: 1 - финансовые отношения между экспертно-методическим центром и центром оценки и сертификации; 2 - финансовые отношения между центром оценки и сертификации квалификаций и базовой организацией; 3 - финансовые отношения между центром оценки и сертификации квалификаций и участниками процедуры сертификации; 4 - финансовые отношения между экспертно-методическим центром и базовой организацией; 5 - финансовые отношения между экспертно-методическим центром и другими участниками системы оценки качества профессионального образования

ми организационно-методических документов системы;

— оплату стоимости работ по разработке организационно-методической документации;

— оплату стоимости выполнения работ по методической поддержке центра сертификации персонала;

— оплату стоимости подготовки и обучения экспертов;

— оплату расходов на организацию аудита деятельности ЦОСК;

— оплату стоимости консультационных услуг. Финансовые отношения между ЦОСК и экс-

пертно-методическим центром строятся на основе заключенных между ними договоров.

Возможны две схемы взаимодействия ЦОСК и экспертно-методического центра в области туризма и сервиса:

— абонентское информационно-методическое сопровождение ЦОСК;

— оплата по разовым договорам оказания конкретного вида услуг.

Центр оценки и сертификации квалификаций обязан оплатить оказанные экспертно-методичес-ким центром услуги после их принятия согласно акту о приемке выполненных работ. С согласия ЦОСК услуги могут быть оплачены им при заключении договора в полном размере или с помощью перечисления авансовых платежей.

Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом обязательства ЦОКС перед экспертно-методическим центром по оплате оказанных услуг (выполненных работ) считаются исполненными с момента поступления денежных средств на расчетный счет экспертно-методического центра.

Обоснованность расчета стоимости оказываемых услуг экспертно-методическим центром проверяется базовой организацией.

В целях объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности может использоваться внешний аудит, который осуществляется независимой аудиторской компанией.

Финансовые отношения между ЦОСК и базовой организацией 2 осуществляются на основании заключенных между ними договоров и включают:

— оплату стоимости заказываемых бланков сертификатов и приложений к ним;

— оплату регистрационных и иных услуг, возмещающих общесистемные расходы базовой организации за регистрацию центра;

— оплату ведения и поддержания в актуальном состоянии единых информационных сервисов регистра системы, связанных с деятельностью организации;

— оплату расходов базовой организации на проведение аудита финансовой деятельности центра. Стоимость заказываемых бланков сертификации рассчитывается в соответствии с требованиями организационно-методических документов системы оценки качества профессионального образования (она составляет фиксированную часть тарифов по оценке и сертификации квалификаций, направленных на возмещение общесистемных расходов).

Расчет стоимости оказываемых услуг осуществляется в соответствии с требованиями организационно-методических документов системы оценки качества профессионального образования.

Базовая организация осуществляет мониторинг и внешний аудит деятельности центра, в том числе осуществляет контроль за стоимостью выполненных работ (услуг) по возмездным договорам с физическими лицами и организациями.

Финансовые отношения между ЦОСК и участниками процедуры сертификации 3 строятся на возмездной основе. Участниками процедуры сертификации являются:

— физические лица, которые являются гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее -соискатели);

— юридические лица — работодатели и индивидуальные предприниматели, которые обратились за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа работников организаций и кандидатов на замещение вакантных должностей в конкретных областях деятельности;

— образовательные организации, которые обратились за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования;

— центры занятости, которые обратились за услугами по оценке и сертификации квалификаций соискателей из числа безработных граждан и трудовых мигрантов;

— другие заинтересованные организации.

Финансовые отношения между ЦОСК и участниками процедуры сертификации заключаются в получении ЦОСК оплаты:

— за выполненные работы по сертификации, включая выдачу сертификатов;

— за проведение инспекционного контроля;

— за выполнение других работ, связанных с проведением сертификации, с оказанием консультаций и др.

Также ЦОСК получает денежные средства от продажи методических и информационных и других материалов

Заявитель оплачивает ЦОСК расходы по проведению работ по оценке и сертификации квалификаций поэтапно независимо от решения о выдаче (невыдаче) сертификата.

Заявители, получившие сертификат, оплачивают ЦОСК все расходы, связанные с организацией и проведением инспекционного контроля в период действия сертификата.

Порядок расчетов ЦОСК с заявителями при сертификации квалификаций осуществляется в соответствии с нормативными документами системы оценки качества профессионального образования.

Финансовые отношения между ЦОСК и заявителями (участниками) в вопросах сертификации строятся на основе заключения между ними хозяйственных договоров.

Контроль за стоимостью выполненных работ (услуг) по возмездным договорам с физическими лицами и организациями осуществляет базовая организация.

Финансовые потоки между экспертно-ме-тодическим центром и базовой организацией 4 включают:

— оплату вознаграждения за регистрационные и иные услуги, возмещающие общесистемные расходы;

— оплату расходов базовой организации за проведение конкурсного отбора;

— оплату расходов базовой организации за регистрацию центра, ведение и поддержание в актуальном состоянии единых информационных сервисов регистра системы оценки качества профессионального образования, связанных с деятельностью центра по договору;

— оплату расходов базовой организации за проведение аудита деятельности центра. Финансовые отношения между экспертно-

методическим центром и Базовой организацией

строятся на основании заключенных между ними договоров.

Расчет стоимости оказываемых услуг осуществляется в соответствии с требованиями организационно-методических документов системы оценки качества профессионального образования.

Контроль за деятельностью экспертно-методи-ческого центра осуществляет базовая организация в форме аудита и мониторинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые потоки между экспертно-методи-ческим центром и другими участниками системы 5 заключаются в получении платы экспертно-мето-дическим центром:

— за оказание консультационных услуг;

— за разработку организационно-методических

документов.

Финансовые отношения между экспертно-методическим центром и другими участниками системы строятся на основе заключенных между ними договоров.

Участники системы оценки качества профессионального образования обязаны оплатить оказанные экспертно-методическому центру услуги после их принятия согласно акту о приемке выполненных работ. Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые потоки между экспертно-методи-ческим центром, ЦОСК и органами исполнительной власти связаны с исполнением экспертно-методи-ческим центром и ЦОСК налоговых обязательств.

Поскольку экспертно-методические центры и ЦОСК будут создаваться в форме некоммерческих организаций (НКО), то согласно действующему законодательству НКО имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в той мере, в которой данная деятельность соответствует целям, ради которых создавалась организация. Налоги по предпринимательской деятельности НКО исчисляют в том же порядке, что и коммерческие организации.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что контрольные функции базовой организации слишком обширны, что может означать появление потенциальных проблем, связанных с эффективностью ее функционирования и эффективностью системы оценки качества профессионального образования в целом. В целях объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и

отчетности целесообразно использовать внешний аудит, который осуществляется независимой аудиторской компанией.

Список литературы

1. Ларионова А. А. Привлечение экспертов по оценке и сертификации квалификаций в области туризма: материалы VII научно-практической конференции «Научная индустрия европейского континента-2011» (27 ноября — 5 декабря 2011 г.). Т. 10. Секция «Экономические науки». Прага: Издательский дом «Образование и наука». С. 22—24.

2. О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.: постановление Правительства РФ от 26.02.1997 № 222 (в ред. постановлений Правительства РФ от 24.01.1998 № 74, от 17.07.1998 № 776, от 27.07.1998 № 836).

3. Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в области туризма и сервиса: научно-исследовательская работа: ГК № 12. P2 0.11.0026 от 07.09.2011. URL: http://old.rguts. ru.

4. URL: http://www. nark-rspp. ru (дата обращения: 22.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.