Научная статья на тему 'Внедрение элементов системы сертификации профессиональных квалификаций в Крымском федеральном округе'

Внедрение элементов системы сертификации профессиональных квалификаций в Крымском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATIONS / СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ / CERTIFICATION OF QUALIFICATIONS / КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / CRIMEAN FEDERAL DISTRICT / НОВЫЕ СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / NEW SUBJECT OF RUSSIAN FEDERATION / ЭКСПЕРТНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ / CENTER OF EXPERTISE AND METHODOLOGY OF CERTIFICATION OF VOCATIONAL QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Ольга Анатольевна

Развитие системы независимой оценки качества профессионального образования и, в частности, системы сертификации квалификаций Российской Федерации актуально и для новых ее субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С этой целью по заказу Рособрнадзора разработана модель создания и функционирования экспертно-методических центров по сертификации профессиональных квалификаций, которая предусматривает создание в Крымском федеральном округе сети таких центров с приоритетным направлением профессиональной деятельности туризм, гостеприимство и сфера услуг. Проведена апробация данной модели, проверены на практике методология и технология создания и функционирования центра в г. Ялте, выделены актуальные направления для дальнейшего развития сети таких экспертно-методических центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF ELEMENTS OF THE RUSSIAN CERTIFICATION OF VOCATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM IN THE CRIMEAN FEDERAL DISTRICT

The development of independent quality assessment of vocational education and certification qualification system, in particular, which are successfully developed in the Russian Federation, have become relevant for its new subjects the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol. For this purpose, by the order of Federal Service For Supervision in the Sphere of Science and Education a model of Expert Resource Centers of vocational qualifications is under development in these Federal subjects, with the priority on their specialization tourism, hospitality and services. The discussed model, its methodology and technology were tested in practice in the city of Yalta and highlighted topical areas for further development of the network of such centers

Текст научной работы на тему «Внедрение элементов системы сертификации профессиональных квалификаций в Крымском федеральном округе»

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

профессиональных образовательных организаций

EXPERIENCE OF PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATIONS ACTIVITIES

УДК/uDC 378(1-924.71) О. А. Данилова

O. Danilova

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАцИИ

профессиональных квалификаций

В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

the introduction of elements of the Russian certification

OF VOCATIONAL QuALIFICATIONS SYSTEM IN THE CRIMEAN FEDERAL DISTRICT

Развитие системы независимой оценки качества профессионального образования и, в частности, системы сертификации квалификаций Российской Федерации актуально и для новых ее субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. С этой целью по заказу Рособрнадзора разработана модель создания и функционирования экспер-тно-методических центров по сертификации профессиональных квалификаций, которая предусматривает создание в Крымском федеральном округе сети таких центров с приоритетным направлением профессиональной деятельности — туризм, гостеприимство и сфера услуг.

Проведена апробация данной модели, проверены на практике методология и технология создания и функционирования центра в г. Ялте, выделены актуальные направления для дальнейшего развития сети таких экспертно-мето-дических центров.

The development of independent quality assessment of vocational education and certification qualification system, in particular, which are successfully developed in the Russian

Federation, have become relevant for its new subjects—the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol. For this purpose, by the order of Federal Service For Supervision in the Sphere of Science and Education a model of Expert Resource Centers of vocational qualifications is under development in these Federal subjects, with the priority on their specialization—tourism, hospitality and services.

The discussed model, its methodology and technology were tested in practice in the city of Yalta and highlighted topical areas for further development of the network of such centers.

Ключевые слова: профессиональное образование, квалификации, сертификация квалификаций, Крымский федеральный округ, новые субъекты Российской Федерации, экс-пертно-методический центр по сертификации квалификаций.

Keywords: vocational education, qualifications, certification of qualifications, Crimean Federal District, new subject of Russian Federation, center of expertise and methodology of certification of vocational qualifications.

Вопросы, связанные с обеспечением высокого качества профессионального образования и его доступности, всегда были и будут важнейшими в решении задач совершенствования и развития образовательных организаций.

Как отмечают Р. М. Феденева, Н. А. Новикова в своей работе, «повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенность в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором роста благосостояния граждан России» [1].

Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. [2] было предусмотрено развитие системы оценки качества профессионального образования, а также создание сети экспертно-методиче-ских центров, обеспечивающих консультационную и методическую поддержку системы сертификации профессиональных квалификаций.

Включение потребителей образовательных услуг (а таковыми для сферы профессионального образования являются в первую очередь работодатели) в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования и государственно-общественного управления — одна из ключевых задач подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг. [3].

Таким образом, государственная политика РФ в области управления образованием отдает приоритет развитию независимой общественно-государственной системы сертификации квалификаций, одна из важнейших частей которой — это оценка и сертификация квалификации специалистов различного уровня.

В отличие от оценки квалификаций — процедуры, которая, в основном, ориентирована на соответствие квалификаций выпускников образовательных организаций результатам, предусмотренным освоенной ими образовательной программой и образовательными стандартами, — задача системы сертификации квалификаций — давать объективную, признаваемую всем профессиональным со-

обществом оценку соответствия квалификации граждан (их знаний, умений, личностных и профессиональных компетенций) требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами, и реальным условиям труда [4].

Сертификация обеспечивает подтверждение готовности гражданина к выполнению определенного вида трудовой деятельности, причем эта готовность определяется при данной процедуре вне зависимости от места, времени и способа получения профессиональных знаний, умений и навыков. Это особенно актуально с учетом стимулирования государством в настоящее время неформальных и инфор-мальных способов получения гражданами профессионального образования, при которых результаты обучения не подтверждаются официальными документами.

Согласно Положению об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах [5], экспертно-методические центры по сертификации профессиональных квалификаций (далее — ЭМЦ) уполномочены осуществлять организационно-методическое сопровождение процесса оценки и сертификации квалификаций профессиональной деятельности специалистов.

Данные центры являются подразделениями так называемых региональных базовых организаций, в функции которых входит управление ЭМЦ, определение организационных, методических, технологических условий деятельности ЭМЦ. И если стратегию работы системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций в целом на федеральном уровне в России задает общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования, а на региональном уровне — региональные базовые организации, то с ЭМЦ в регионе начинается сама практика построения системы сертификации профессиональных квалификаций, так как именно они напрямую уже взаимодействуют с центрами оценки и сертификации квалификаций (далее — ЦОСК) и являются для них методологами.

В данное время на территории субъектов Российской Федерации созданы и успешно функционируют 15 таких центров в различных отраслях, включая медико-биологическую

и фармацевтическую отрасли, металлургию и наноиндустрию, машиностроение и энергетику, педагогику и область вычислительной техники, юриспруденцию и др. Стоит отметить, что организационная структура ЭМЦ, представленных в РФ, достаточно вариативна и зависит от изменения условий их функционирования. В частности, в некоторых случаях ЭМЦ функционируют по так называемому ад-хократическому (или бригадному) принципу, когда эксперты собираются для решения конкретных задач. Это позволяет снизить затраты на содержание штата, аренду помещения. Пример успешного внедрения такой модели ЭМЦ — экспертно-методические группы в системе независимой оценки качества профессионального образования Белгородской области. В некоторых же случаях ЭМЦ берут на себя дополнительную функцию по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и организаций (например, экспертно-методический центр в области юриспруденции Московского государственного юридического университета имени О. Е. Ку-тафина (МГЮА)). Создание ЭМЦ является актуальным и для субъектов, вошедших в состав РФ в 2014 г: Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

С момента вступления в состав РФ данные субъекты получили дополнительный стимул для развития экономики. Согласно Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 г [6], будут устранены различия в региональном развитии между вышеуказанными субъектами и остальными регионами РФ, а показатели уровня жизни населения и развития экономики Крымского федерального округа достигнут средних значений по России, то есть в Крымском федеральном округе меняются правила экономической деятельности, ее условия, в том числе подходы к оснащению предприятий современным оборудованием, особенности развития предприятий, с учетом увеличения доли высокотехнологичных направлений деятельности организаций. И модернизированная экономика, естественно, нуждается в квалифицированных кадрах. Это предъявляет дополнительные требования к оценке компетентности сотрудников, уровню их профессионального образования, их профессиональным квалификациям.

Кроме того, с момента возвращения Крыма в состав России на него распространяется

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7], которая подразумевает переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, что позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности — высокое качество человеческих ресурсов и научный потенциал.

По заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнад-зор) Обществом с ограниченной ответственностью «Консалтинг и менеджмент» (ООО «КИМ») в 2014 г. была разработана модель создания и функционирования ЭМЦ в новых субъектах Российской Федерации.

Модель создания и функционирования ЭМЦ в новых субъектах Российской Федерации (далее — Модель) была сформирована на основе результатов анализа: образовательных стандартов профессионального образования, деятельности экспертно-ме-тодических центров системы оценки и сертификации квалификаций, отраслевых моделей экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций, — сформированных научно-технологических подходов к созданию экспертно-методических центров по сертификации профессиональных квалификаций.

Согласно Модели, целью деятельности ЭМЦ является методическое обеспечение процедур оценки и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

Основные направления деятельности ЭМЦ (в закрепленной области профессиональной деятельности):

• экспертное и организационно-методическое обеспечение центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций (далее — цОСК);

• координирующие функции в рамках сертификации квалификаций с представителями работодателя и других заинтересованных сторон;

• социальное партнерство;

• совершенствование методического обеспечения деятельности системы оценки и сертификации квалификаций различных категорий граждан Российской Федерации,

иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих подтвердить свою квалификацию в соответствующей отрасли.

В процессе функционирования ЭМЦ обеспечиваются формирование и сопровождение реализации организационных, методических, информационных условий для проведения

Основными задачами деятельности сети ЭМЦ (в закрепленной области профессиональной деятельности) являются:

• разработка и совершенствование организационно-методического и экспертного обеспечения деятельности ЦОСК;

• мониторинг и консультационно-методическая поддержка ЦОСК;

• создание и развитие информационной инфраструктуры системы оценки и сертификации квалификаций.

Согласно Модели, примерный штат специалистов ЭМЦ составляет 21 человек (20 человек, включая руководителей отделов и специалистов, 1 директор ЭМЦ). При этом штатное расписание рассчитывается по этапам созда-

непрерывной независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций работников отраслей народного хозяйства, расположенных на территории новых субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (табл.).

ния ЭМЦ. На первом этапе создания основными функциями могут быть только методические и экспертные. Соответственно, штат будет ограничен руководящими работниками и методистами, которые выполняют, в том числе, и функции координаторов работы с экспертами. При этом сотрудничество с экспертами может строиться на условиях внешнего совместительства.

В бизнес-процессе сертификации квалификаций выпускников вузов и колледжей, а также персонала организаций-работодателей ЭМЦ является методологом для ЦОСК. Также центр выступает в качестве посредника в определенной отрасли деятельности между системой образования и работодателями (рис.).

Функции ЭМц в новых субъектах Российской Федерации (в закрепленной области профессиональной деятельности)

Группа функций Содержание

Методические Разработка организационно-методических документов, регулирующих процедуры оценки и сертификации квалификаций (в закрепленной области профессиональной деятельности). Разработка на основе соответствующих профессиональных стандартов (квалификационных характеристик) методов, оценочных средств и измерительных материалов, критериев оценки квалификаций, осуществление их экспертизы и актуализации с привлечением заинтересованных работодателей (в закрепленной области профессиональной деятельности). Формирование и поддержка в актуальном состоянии банка оценочных средств и измерительных материалов. Разработка программ подготовки, проведение обучения и ведение реестра аттестованных экспертов по оценке квалификаций. Участие в разработке (организация разработки) профессиональных стандартов (квалификационных характеристик)

Организационные Участие в разработке (организация разработки) профессиональных стандартов (квалификационных характеристик). Участие в организации отбора и осуществлении контроля деятельности центров оценки и сертификации квалификаций

Информационные Сбор, обработка и представление информации для последующей обработки

Экспертные Подбор экспертов

Коррекционные Внесение изменений в организационно-методическое и информационное обеспечение оценочно-сертификационной системы

Консалтинговые Оказание методической и консультационной поддержки деятельности центров оценки и сертификации квалификаций

Аналитические Проведение адаптации международных профессиональных стандартов в целях их использования в системе оценки и сертификации квалификаций

Рис. Схема взаимодействия участников системы сертификации квалификаций

Сформированная Модель предложена как основа построения сети ЭМЦ и, как следствие, создания системы независимой оценки качества профессионального образования в Крымском федеральном округе.

Упомянутая выше Модель к 2016 г уже прошла апробацию в рамках построения системы независимой оценки качества профессионального образования в Крымском федеральном округе. На базе Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте был сформирован экспериментальный ЭМЦ по сертификации профессиональных квалификаций педагогических работников, руководителей образовательных организаций разного уровня, работников управленческой сферы и сферы услуг.

В первом полугодии 2015 г. были проведены отбор и подготовка экспертов по оценке и сертификации, в число которых вошли представители образовательных площадок Крыма в отрасли гостеприимства и туризма. В целях подготовки экспертов в начале июня были про-

ведены очно-заочные курсы повышения квалификации, на которых обучено 44 слушателя (из них 34 эксперта по сертификации квалификаций и 10 специалистов самого ЭМЦ). Ключевым в обучении стал практический семинар 4-5 июня 2015 г. в Ялте, на котором выступили представители профессиональных объединений работодателей (Ассоциация предприятий и специалистов «Агентство развития квалификаций и технологий в индустрии гостеприимства и развлечений»), образовательных организаций Крыма и других субъектов Российской Федерации в сфере сервиса и туризма. На семинаре были освещены темы, касающиеся компетентностного подхода к оценке и сертификации квалификаций, инструментария сертификации квалификаций, методов, механизмов и приемов сертификации.

Поскольку особенностью Модели является включение создаваемого ЭМЦ в систему независимой оценки качества профессионального образования, то много внимания уделялось установлению контактов с работодателями и их профессиональными объединениями

в Крыму и за его пределами. В частности, намечены перспективы сотрудничества с Агентством развития квалификаций и технологий в индустрии гостеприимства и развлечений, в числе которых: совместная разработка оценочных средств, подготовка экспертов для оценки и сертификации работников сферы услуг и туризма в Крыму.

Одним из результатов работы можно считать и стимулирование научно-исследовательской деятельности сотрудников академии, на базе которой создан ЭМЦ, в частности, была подана заявка на конкурс проектов по теме «Поддержка проектов по созданию и развитию центров компетенций и экспертизы на базе КФУ».

Апробация Модели уже на данном ее этапе позволила выявить проблемные зоны, которые требуют доработки:

1) необходимо учесть социально-экономические условия новых субъектов РФ, в том числе низкую активность и информированность, отсутствие интереса работодателей по отношению к построению системы независимой оценки качества профессионального образования и их участию в данной системе;

2) отсутствие в Крымском федеральном округе региональной базовой организации, которая являлась бы координатором процесса интеграции всех участников в систему сертификации квалификаций и сети ЦОСК. Вследствие отсутствия такой организации деятельность созданного ЭМЦ пока не целенаправленна.

Кроме того, апробация показала, что при реализации в новых субъектах РФ Модель должна предусматривать четкий механизм финансового обеспечения этого процесса на период создания и развертывания деятельности ЭМЦ, в котором учтены способы привлечения инвесторов, в том числе из числа объединений работодателей Крыма и других субъектов.

В связи с этим актуальными вопросами доработки Модели являются:

• включение механизма финансового обеспечения с учетом существующей ситуации в Крыму (низкая активность работодателей);

• оптимизация модели создания ЭМЦ в части организационной структуры, например переход к адхократическому варианту ЭМЦ, а также временное наделение ЭМЦ полномочиями такой организации в своей отрасли (если ЭМЦ создается первым из элементов этой системы), проработка комплекса мероприятий по взаимодействию ЭМЦ с работодателями региона.

На 2016 г. в план функционирования созданного ЭМЦ включены следующие мероприятия:

1)организация информационного обеспечения деятельности ЭМЦ (создание специализированной страницы на официальном сайте Гуманитарно-педагогической академии или ЭМЦ, публикация нормативных и методических документов ЭМЦ, информирование о плане работы ЭМЦ и о проводимых им мероприятиях);

2) организация информационных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы) по тематике работы ЭМЦ для привлечения работодателей Крымского федерального округа к сотрудничеству в рамках деятельности центра;

3) разработка организационно-методических документов, регулирующих процедуры оценки и сертификации квалификаций (в сфере гостеприимства, в других сферах по профилю ЭМЦ), включая планы, программы развития системы сертификации, типовые нормативно-правовые документы, регламентирующие создание и функционирование центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, методики работы данных центров, методики отбора экспертов по сертификации квалификаций, программы подготовки данных экспертов и др.);

4) разработка методов, оценочных средств и измерительных материалов, критериев оценки квалификаций, осуществление их экспертизы и актуализации с привлечением заинтересованных работодателей (в сфере гостеприимства, в других сферах по профилю ЭМЦ);

5) разработка программ подготовки, проведение обучения, создание и ведение реестра аттестованных экспертов по сертификации квалификаций (в сфере гостеприимства, в других сферах по профилю ЭМЦ).

Таким образом, апробация Модели стала результативным мероприятием, которое позволило уже на данном этапе определить актуальные направления для доработки Модели. Кроме того, создание ЭМЦ на базе Гуманитарно-педагогической академии в Ялте, пусть и на этапе апробации, позволило сформировать задел для деятельности и последующего развития данного ЭМЦ: отобраны и обучены эксперты, проведено ознакомление специалистов системы образования с задачами и особенностями системы независимой оценки качества образования в соответствии с российскими стандартами. При формировании необходимых в регионе условий (создание базовой региональной организации, повыше-

ние активности работодателей) этот задел будет использован при развертывании ЭМЦ уже в полную мощь.

1. Контроль качества образования. Инструктивно-методические материалы / Р. М. Феденева, Н. А. Новикова и др. - Оренбург, 2005. - 81 с.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, мероприятие 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов», подмеро-приятие 8.1 «Разработка и апробация технологий и ин-струментариев сертификации профессиональных квалификаций, создание экспертно-методических центров» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61. — URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение Пра-

вительства Российской Федерации от 15 мая 2013 № 792-р. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_146497/.

4. Волошина И. А. Независимая система сертификации квалификаций. Основные подходы к формированию [Электронный ресурс]. — URL: http://valo.nwaip.ru/doc/ materiayi/project/conf111214/7.voloshina2.doc.

5. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное министром образования и науки Российской Федерации и президентом РСПП от 31 июля 2009 г. № АФ-317/03 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=784.

6. Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 1 1 августа 2014 г. № 790. — http://government.ru/media/ files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. — URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf.

УДК/uDC 378 Н. И. Каргин, М. М. Грехов, В. Г. Свинаренко

N. Kargin, M. Grekhov, V. Svinarenko

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к оптимизации качества подготовки кадров

В НАНОИНДУСТРИИ THEORETICAL FOuNDATIONS

of functional labor and educational network approaches

TO OPTIMIZING THE QuALITY OF TRAINING IN NANOINDuSTRY

В статье рассматриваются теория и практика реализации функционально-трудового и образовательно-сетевого подходов к исследованию и оптимизации качества подготовки кадров в наноиндустрии. Специфика реализации идеи основана на анализе проблемы повышения качества современного образования, разработанном методическом и информационно-аналитическом базисе мониторинга деятельности предприятий и организаций отрасли по тематическому направлению деятельности национальной нанотехнологической сети «Функциональные наноматериалы для энергетики» и детерминации принципов координации

работ по интеграции научной и образовательной деятельности головных организаций отраслей по направлениям деятельности национальной нанотехнологической сети.

The article discusses the theory and practice of implementing of functional labour and educational networking approaches to the study and optimization of the quality of training in nanotechnology industry.The specifics of implementing the idea are based on the analysis of the problem of improving the quality of modern education, development of methodological and analytical basis for monitoring the activities of companies and organizations on the subject areas

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.