Научная статья на тему 'Независимая оценка качества профессионального образования: региональная модель'

Независимая оценка качества профессионального образования: региональная модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРЫ НОК ПО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казак Татьяна Викторовна

В статье предложена модель создания и внедрения независимой оценки качества профессионального образования, которая пользовалась бы доверием регионального рынка труда и не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казак Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества профессионального образования: региональная модель»

Независимая оценка качества профессионального образования: региональная модель

При создании модели и внедрения независимой оценки качества профессионального образования первостепенной задачей является выстраивание тесного взаимодействия между образованием и бизнесом. При этом необходимо, чтобы профессиональное образование отвечало запросам работодателей и одновременно учитывало стремление обучающегося стать конкурентоспособным на рынке труда.

КАЗАК

Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, начальник отдела развития профессионального образования и образования взрослых Калужского государственного института развития образования, Калуга

Аннотация

В статье предложена модель создания и внедрения независимой оценки качества профессионального образования, которая пользовалась бы доверием регионального рынка труда и не только

Ключевые слова:

организаторы НОК ПО, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, экспертная оценка качества образовательной программы

Рассматриваемый проект региональной модели независимой оценки качества профессионального образования (НОК ПО) (рис. 1) включает два направления: профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ; оценку и сертификацию квалификаций.

Организаторы

Для организации и проведения независимой оценки качества профессионального образования определяются организаторы НОК ПО. Основные группы возможных организаторов независимой оценки качества профессионального образования: региональная торгово-промышленная палата, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, территориальные объединения профессиональных союзов. Они могут действовать как самостоятельно, так и через создаваемые на их базе структуры, уполномоченные на ведение данной деятельности (например, совет по профессиональным квалификациям (СПК) и центры оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)) [3]. Специалисты СПК и ЦОСК должны пройти обучение в Национальном агентстве развития квалификаций (НАРК) по программе подготовки экспертов в области независимой оценки качества профессионального образования и получить сертификаты тьюторов.

Выбор организаций, наделяемых полномочиями СПК или ЦОСК, регламентируется обязательным требованием: они должны иметь рекомендации крупных работодателей, занимающих значительную часть соответствующего рынка и/или региональным объединением работодателей. При этом образовательные организации не могут претендовать на статус СПК и/или ЦОСК, так как объективность и достоверность оценивания достигаются только в том случае, когда его проводят независимые эксперты, рекрутируемые специализированными уполномоченными организациями [6].

Нормативная и организационно-методическая база

В рамках работы по созданию региональной нормативной и организационно-методической базы независимой оценки качества профессионального образования уполномоченными организациями утверждаются Положения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и об оценке и сертификации квалификаций [5]. В основу подготовки и проведения процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, оценки и сертификации квалификаций должны быть положены организационно-методические документы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), организационные и методические материалы НАРК, регламенты национального фонда подготовки кадров (НФПК), требования технических описаний компетенций ШогЫЗкйЬ.

I. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОА ОП) включает ряд последовательных и взаимосогласованных процедур. Объектами ПОА являются образовательные программы.

Предметами и критериями оценки образовательных программ выступают следующие:

1. Цели и назначение образовательной программы

Критерии:

- актуальность и прогностичность образовательной программы;

- согласованность и обеспеченность целей образовательной программы.

2. Структура и содержание образовательной программы

Критерии:

- качество структуры образовательной программы;

- качество содержания образовательной программы.

3. Условия реализации образовательной программы

Критерии:

- качество педагогических кадров по образовательной программе;

- качество методического сопровождения реализации образовательной программы;

- качество материально-технического и информационного обеспечения реализации образовательной программы;

- качество организации процесса реализации образовательной программы;

- участие работодателей в реализации образовательной программы.

4. Качество результатов реализации образовательной программы

Критерии:

- качество подготовки выпускников по образовательной программе;

Рис.1. Региональная модель независимой оценки качества профессионального образования

На всех этапах проведения оценки и сертификации квалификаций важна роль работодателей, ведущих специалистов соответствующих отраслей экономики

- удовлетворенность потребителей качеством подготовки по образовательной программе.

В рамках подготовки и реализации мероприятий ПОА ОП уполномоченной организацией (СПК) разрабатывается программа подготовки экспертов, проводятся семинары с работодателями, руководителями и педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций, публикуются методические рекомендации по подготовке и прохождению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Экспертная оценка качества образовательной программы включает камеральный анализ представленных образовательной организацией документов, в том числе отчет о самообследовании образовательной программы, выездной аудит и подготовку экспертного заключения.

В ходе прохождения процедуры ПОА ОП профессиональная образовательная организация:

- получает объективную оценку качества, эффективности образовательной программы с точки зрения ее потребителей, главным образом работодателей;

- определяет достаточность и адекватность ресурсов для реализации образовательной программы;

- получает рекомендации экспертов по совершенствованию образовательной программы.

Уполномоченной организацией (СПК) выносится решение о выдаче свидетельства о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы на определенный срок. При согласовании с региональными органами государственной власти в сфере образования возможен учет результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ при проведении государственной аккредитации.

II. Оценка и сертификация квалификаций

Процесс подготовки и проведения оценки и сертификации квалификаций включает следующие этапы.

1. Организационный (определение и согласование уполномоченных организаций (ЦОСК), разработка нормативных и организационно-методических документов) (рис. 2).

2. Определение перечня профессий, по которым будет проводиться оценка и сертификация.

Рис. 2. Система оценки и сертификации квалификаций

3. Создание экспертных комиссий по профессиям для оценки профессиональных компетенций (ПК).

4. Исследование квалификационных требований работодателей, определение значимых трудовых функций и трудовых действий.

5. Разработка комплектов оценочных средств (КОС) для теоретического и практического этапов квалификационного экзамена.

6. Подготовка квалификационного экзамена.

7. Оценка профессиональных квалификаций.

8. Сертификация профессиональных квалификаций.

На всех этапах важна роль работодателей, ведущих специалистов соответствующих отраслей экономики. При исследовании квалификационных требований — это разработка карты значимых трудовых функций с указанием необходимых трудовых действий, умений и знаний по видам профессиональной деятельности. При создании КОС для квалификационного экзамена — это включение заданий на демонстрацию значимых для регионального рынка труда компетенций, разработка матрицы инструментов для оценки уровня владения обучающимися трудовыми функциями, а также инфраструктурных листов. Основой для разработки КОС являются профессиональные стандарты и требования технических описаний компетенций ШогЫЗкйк.

Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен проходит на базе предприятий и ресурсных центров области. Он состоит из двух этапов — теоретического и практического. Задания теоретического этапа включают тестовые задания и практико-ориентированные задачи, демонстрирующие знания и умения, необходимые для выполнения трудовых функций. Практический этап предусматривает выполнение производственной задачи.

Членами экспертных комиссий выступают специалисты соответствующего профиля подготовки, которые при оценке особо выделяют качество конечного продукта, соблюдение технологического процесса, техники безопасности и нормы времени, самоорганизацию и проведение соискателями самооценки. Экспертом по сертификации выступает специалист региональной торгово-промышленной палаты и/или регионального объединения работодателей.

По итогам оценки и сертификации квалификаций проводится мониторинг трудоустройства сертифицированных выпускников профессиональных образовательных организаций.

Информационная открытость процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, оценки и сертификации квалификаций обеспечивается размещением на сайтах уполномоченных организаций ^^еЬ-ресурсов, на которых представлены организационно-нормативные документы, реестры

экспертов, аккредитованных программ и сертифицированных специалистов. Эти сведения учитываются при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, принятии иных управленческих решений в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

***

Ожидаемые эффекты проведения независимой оценки качества профессионального образования:

- повышение объективно- Квалификационный экзамен прости оценки качества профессионального образовав; х°Аит на базе предприятий и ре"

- выявление проблемных сурсных центров области и состоит

мест и ресурсных зон повы- из двух этапов — теоретического

шения качества профессио- и практического нального образования;

- укрепление имиджа профессиональных образовательных организаций, их образовательных программ как актуальных и востребованных рынком труда;

- повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций;

- повышение доверия работодателей к результатам подготовки выпускников, взаимодействие профессиональных образовательных организаций и работодателей.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http:// base.garant.ru/70291362/.

2. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant. ru/70587152/.

3. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. 2009 [Электронный ресурс] // URL:http://www. nark-rspp.ru/?p=1171.

4. Независимая оценка и сертификация квалификаций: Сб. документов и материалов. — М.: АНО НАРК, 2014.

5. Лейбович А.Н. Независимая оценка и сертификация квалификаций: переход от модели к практике // Профессиональное образование. — 2014. — №11.

6. Факторович А.А. Оценка качества профессионального образования в условиях модернизации национальной системы квалификаций // Образовательная политика. — 2014. — №1 (63).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.