Научная статья на тему 'Современные аспекты непрерывного профессионального образования в системе здравоохранения Республики Казахстан'

Современные аспекты непрерывного профессионального образования в системе здравоохранения Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты непрерывного профессионального образования в системе здравоохранения Республики Казахстан»

Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей

7

Современные аспекты непрерывного профессионального образования в системе здравоохранения Республики Казахстан

Жанузаков М.А., Усебаева Н.Ж., Селедцов В.П., Шульга Е.А.

АГИУВ

В государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 20112015 годы отмечено, что одними из основных проблем образовательной деятельности в области здравоохранения Казахстана остаются качество подготовки кадров и уровень квалификации работающих специалистов. Медицинское образовательное пространство Республики Казахстан формируется на основе базового и послевузовского образования. Преемственность всех видов профессионального образования принято рассматривать в аспекте непрерывного профессионального развития (НПР).

НПР означает период образования или подготовки врачей, начинающийся после завершения базового (институт) и последующего (резидентура, магистратура, докторантура) медицинского образования. В идеале НПР длиться столько, сколько продолжается активная профессиональная жизнь врача. В настоящее время НПР рассматривается как процесс без которого невозможно соответствовать изменениям происходящим в современной медицинской науке и практике, так как НПР в большей степени подразумевает самоконтроль и основанное на собственной практике активное самообучение, в качестве профессионального обязательства.

Концепцией реформирования медицинского и фармацевтического образования республики Казахстан определено, что повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников будет осуществляться в системе НПР Поэтому в 2009 году Министерством Здравоохранения Республики Казахстан были разработаны новые стандарты дополнительного медицинского образования (ДМО), утвержденные приказом от 26 ноября 2009 г №788, основанные на международных стандартах улучшения качества НПР

Структура стандарта изменена по сравнению с ранее действующими, для улучшения качества подготовки медицинских и фармацевтических работников, продолжительность обучения на циклах переподготовки увеличена до 5-10 месяцев. Проведение циклов общего усовершенствования и длительных циклов тематического усовершенствования новым стандартом не предусмотрено. Впервые в ДМО введена самостоятельная работа слушателя, которая относится к внеаудиторной работе и составляет третью часть учебных часов каждого цикла. Типовые учебные планы переподготовки и повышения квалификации, продолжительностью 4 недели состоят из следующих разделов: обязательного компонента базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД), которые разделены на два компонента: обязательный компонент и компонент по выбору. Итоговая аттестация проводится по выбору образовательной организации.

Преимуществом данного стандарта является введение компонента по выбору циклов тематического усовершенствования, продолжительностью от 1 до 4 недель, так как необходимость проведения длительные циклов обучения в системе НПР будет минимальной, востребованными будут краткосрочные формы обучения.

При подготовке специалистов терапевтического профиля из врачей-хирургов, предусмотрено обучение в обязательном компоненте по внутренним и детским болезням, также в течение 5 недель. Но во всех стандартах обучения

по обязательному компоненту, содержание компонента одинаковое, независимо от специальности (например, онкология, гематология). При таком подходе страдает качество подготовки специалистов.

Образовательный заказ формируется Министерством Здравоохранения Республики Казахстан по заявкам управлений здравоохранения, поэтому при выполнении госзаказа образовательные организации дополнительного образования поставлены в жесткие рамки по приему слушателей. На циклы переподготовки длительностью от 5 до 10 месяцев слушатели из некоторых областей затрудняются приехать из-за финансовых проблем, таких как, трудности в получении командировочных расходов от руководителей медицинских учреждений вследствие значительной суммы, отсутствие замены на рабочем месте другим специалистом, невозможность оставить семью на длительный срок и т.п.

Для профессионального роста отдельно взятого врача, в условиях внедрения и развития Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ), доступ к образованию приобретает важное значение. Очевидно значение этого не только для развития медицины, но и общества в целом. Не случайно уровень образования является одним из базовых показателей для расчета так называемого индекса человеческого развития, составляемого ООН.

В наше время создается новая информационная среда, меняющая систему образования и обучения. Большая часть современных знаний в области медицины не может быть найдена в обычном учебнике и передана обычным, классическим способом, поэтому в связи с разнообразием источников поддерживать и совершенствовать свой профессиональный уровень современному врачу и просто и тяжело одновременно.

Согласно типологии предложенной ЮНЕСКО, непрерывное образование принято делить на формальное, неформальное и информальное. Формальное образование предполагает обучение в соответствии с наличием предназначенных для обучения учреждений и специально подготовленных педагогических кадров. Такое обучение организованно системно и целенаправленно. Неформальное образование характеризуется отсутствием системности, учебного плана и часто проходит без участия профессиональных преподавателей. Информальное образование является самообразованием, оно предполагает получение информации из профессиональной литературы, INTERNET, а также в процессе консилиумов, конференций и общения с коллегами.

Несмотря на относительную доступность медицинской литературы, необходимо отметить крайне низкий познавательный уровень некоторых специализированных газет и журналов, появившихся в последние годы. В условиях рыночной экономики, любой желающий имеет возможность опубликовать статью, которая, с одной стороны, может преследовать только рекламную цель, с другой стороны, может являться откровенно ненаучной, в связи с этим практикующие врачи часто вынуждены делать необоснованные выводы о той или иной методике, технологии, без основ учета и правил доказательной медицины.

Также для самообразования используется INTERNET, однако для этого необходимо обладать определенными

8

Вестник АГИУВ №4, 2011

навыками и умениями. По нашим данным, уровень компьютерной грамотности среди врачей-терапевтов колеблется от 35% до 67% и значительно зависит от возраста врача, при этом почти половина из них отметили, что для поиска нужной информации им приходиться прилагать усилия, дифференцируя искомое среди перегруженного информационного потока. Посещение медицинских конференций и выставок, не носит массовый характер и бывает нерегулярным, по нашим данным от 30 до 42% опрошенных. Таким образом, основным поддерживающим уровень НПО является курсы повышения квалификации.

Необходим единый подход и в вопросах сертификации специалистов и здесь очень важным является приказ МЗ РК № 661 от 6 ноября 2009 года о правилах проведения квалификационных экзаменов для специалистов в области здравоохранения и введении обязательной сертификации специалистов, который способствует системности и регулярности НПР в течение всей профессиональной деятельности врача.

Важным вопросом является и междисциплинарная подготовка педагога. Преподавателем ВУЗа может стать любой специалист, достигший определенных успехов в научной или практической деятельности. При этом чаще всего используются им же выработанные педагогические приемы и технологии, в частности принцип наблюдения за действиями старшего товарища. Не секрет, что такой принцип обучения внутри кафедры часто дает возможность начинающему ассистенту освоить базовые приемы, но иногда приводит к ошибкам, тормозящим процесс эволюции его как педагога. В связи с этим, преподаватели последипломного медицинского образования, должны регулярно, один раз в пять лет подтверждать свою компетентность в области медицинской педагогики и владения новыми образовательными технологиями.

Отдельного внимания заслуживает повышение мотивации преподавателей НПР в достижении высоких результатов в процессе обучения и в научной деятельности. По нашему мнению для этого необходимо: учредить гранты для поддержки лучших преподавателей; направлять на повышение квалификации в ведущие медицинские вузы

лучших педагогов для освоения новых образовательных, лечебных технологий и внедрение их в учебный процесс; разработать систему дифференцированной оплаты труда профессорско-преподавательского состава в зависимости от качества оказываемых образовательных услуг.

В свете государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, одной из основных задач является переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи с переносом центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), что диктует необходимость укреплять и развивать институт врача общей практики. Поэтому одним из главных направлений НПР должно быть повышение квалификации и переподготовка врачей центров ПМСП. К сожалению ФУВы медицинских академий проводят обучение врачей общей практики в основном только на одной из кафедр, в то время как они нуждаются в разносторонней подготовке по многим отраслям практической медицины. АГИУВ, с соответствующей организацией работы своих различных кафедр, может обеспечить комплексную подготовку врачей общей практики с учетом потребностей ПМСП.

В соответствии с «Всемирными стандартами медицинского образования для улучшения охраны здоровья», предложенными всемирной Федерацией медицинского образования в Копенгагене (2003) мотивацией к НПР для отдельно взятого врача, являются такие факторы, как стремление к профессиональной заботе о пациенте и обязательства перед обществом. Проведенный нами опрос врачей-слушателей свидетельствует, что по окончании курсов усовершенствования мотивация к овладению новыми знаниями, значительно возрастает. В ходе анкетирования выяснилось, что 92% опрошенных, даже в случае отсутствия обязательной сертификации, продолжали бы регулярно посещать курсы повышения квалификации.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют об ответственности образовательных учреждений системы последипломной подготовки, особенно возрастающей в период реформы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.