Научная статья на тему 'Специфика деятельности преподавания в вузах ведомства МЧС'

Специфика деятельности преподавания в вузах ведомства МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорохова О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности преподавания в вузах ведомства МЧС»

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗАХ ВЕДОМСТВА МЧС

Дорохова О.Е., преподаватель,

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

На сегодняшний день среди основных задач модернизации профессионального образования является повышение профессионализма педагогов, расширение возможностей получения ими профессиональной информации, создание условий для саморазвития, самореализации, для повышения уровня психолого-педагогической компетентности, социальной и профессиональной мобильности.

Под преподаванием мы будем понимать деятельность преподавателя, в ходе которой он нацеливает, информирует, организует и стимулирует учебно-познавательную деятельность курсанта, достигая при этом определенной поставленной цели. В.И. Загвязинский отмечает, что «даже если речь идет о заочном обучении или самостоятельной работе студента - в эти виды обучения преподавание включено косвенно, опосредованно, через задания, консультирование, определение источников информации, последующий контроль» [2].

Рассматривая деятельность преподавания в вузах ведомства МЧС, следует отметить изменение роли преподавателя, который становится не столько носителем и транслятором научной информации, сколько систематизатором знаний, организатором учебно-познавательной деятельности курсантов, их самостоятельной учебной деятельности, научного творчества. Наряду с сохранением своего прежнего ролевого статуса, преподаватель обеспечивает более высокие уровни консультирования и мотивации обучающихся в том, что относится к критическому отбору информации, ее источников, организации адекватных учебных ситуаций, ликвидации выявленных пробелов.

С позиции системно-деятельностного подхода преподавание представляет собой сложноорганизованную систему деятельности, компонентами которой, по мнению Н.В. Кузьминой, являются гностический, проектировочный, конструктивный, организационный и коммуникативный компоненты [1].

Каждый из перечисленных компонентов деятельности преподавания в вузах ведомства МЧС имеет свои специфические особенности.

Гностический компонент представляет собой систему знаний, умений и профессиональных компетенций преподавателя, составляющих основу его деятельности, а также позволяющих решать задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования процесса обучения.

Как показывают исследования, более половины профессорско-преподавательского состава вузов МЧС не имеет педагогического образования, что влечет за собой приверженность шаблонным, однообразным приемам обучающих воздействий, неготовность и инертность по отношению к инновационной педагогической деятельности.

Понятие инновации можно определить как «комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности» [2]. Особенность инновационной деятельности состоит в том, что она не может быть задана директивно, а есть результат педагогического творчества педагогов. Данная деятельность требует от преподавателя больших затрат усилий и времени на развитие инициативности, критического мышления, рефлексии и творческих способностей.

С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун отмечают, что современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен обладать знаниями, позволяющими ему органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у обучающихся потребность и умение применять эти технологии на практике. На сегодняшний день этот аспект особенно актуален в связи с предъявляемыми квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей всех видов категорий специалистов ведомства МЧС в области информационно-коммуникационных технологий базового уровня (аппаратного и программного обеспечения, возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий при обеспечении информационной безопасности), работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет, работы в операционной системе, управления электронной почтой, работы в текстовом редакторе, работы с электронными таблицами, подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах, работы с базами данных и т.д.

Проектировочный компонент связан с проектированием целей преподавания курса учебной дисциплины и путей их достижения. Он обеспечивает стратегическую направленность деятельности преподавания и проявляется в умении решать актуальные задачи с учетом будущей специализации курсантов. Реализация данного компонента в деятельности преподавания в вузах МЧС включает в себя мониторинг и анализ подготовки курсантов, прогноз развития процесса обучения, осуществления на этой основе планирования курса с учетом его места в учебном плане и установления межпредметных связей. Особое место в данном виде деятельности уделяется электронному тестированию и использованию программных средств, позволяющих оценить уровень знаний, умений и сформированных компетенций, а также осуществить статистический анализ полученных данных.

Конструктивный компонент обеспечивает реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания учебного материала для отдельных разделов, модулей и тем, выбор форм и методов

проведения занятий и, на этой основе, разработку методического и дидактического обеспечения процесса обучения. В ряде работ, посвященных современным проблемам высшей школы, отмечается, что одним из факторов эффективности деятельности преподавания является умение работать с информацией, а именно, ее методическая и дидактическая обработка, средства использования. По мнению Мирошниченко А.А. в некоторых учебных заведениях МЧС разного уровня методическое обеспечение процесса обучения по некоторым направлениям еще отстает от современных требований и постоянно меняющейся оперативной обстановки.

Организационный компонент позволяет решать задачи практической реализации запланированного. Педагог в процессе организации собственной индивидуальной деятельности, совместной с курсантами аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности должен учитывать специфику организации процесса обучения, а также внутренний распорядок дня в вузах МЧС.

Особые условия военной деятельности и службы определяют коммуникативный компонент, включающий в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между преподавателем и курсантом.

Студентоцентрированный подход в современном образовании предполагает формирование партнерских отношений преподавателя с обучаемыми, что достаточно часто вступает в противоречие с принципом единоначалия в военном вузе, требованиями соблюдения субординации со старшим по званию и уставных отношений.

Таким образом, острой является проблема усовершенствования организации деятельности преподавания в вузах ведомства МЧС с учетом специфики каждого компонента, процесса обучения и современных инновационных педагогических подходов в образовании.

Список литературы

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М. : Просвещение, 1990. - 285 с.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 544 с. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.