Научная статья на тему 'Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий'

Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2525
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕТЧИНГ / ДОШКОЛЬНИК / ОБЩЕНИЕ / РЕЛАКСАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасенко О.А., Кийкова А.В., Прус Е.В.

Растяжка (стретчинг)важнейшая часть тренировки для человека любого возраста, в том числе и для ребенка. Только эластичные, хорошо растянутые мышцы позволят ему легко двигаться, получать удовольствие от занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 371.321.5

О. А. Панасенко

инструктор по физической культуре А. В. Кийкова воспитатель, п. Заветный, Краснодарский край Е. В. Прус воспитатель, п. Заветный, Краснодарский край

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

Растяжка (стретчинг)- важнейшая часть тренировки для человека любого возраста, в том числе и для ребенка. Только эластичные, хорошо растянутые мышцы позволят ему легко двигаться, получать удовольствие от занятий физической культурой.

Ключевые слова

Стретчинг, дошкольник, общение, релаксация, физкультминутка.

В последнее время все больше внимания в дошкольных образовательных учреждениях уделяется здоровьесберегающим технологиям. Разрабатываются методические пособия с указаниями не только для профильных специалистов (инструкторов физического воспитания), но и для воспитателей. Активно используются такие технологии не только на занятиях в спортивном зале, но и в группах. Все это делается для того, чтобы сберечь и поддерживать в оптимальном состоянии важнейшую ценность человечества -здоровье.

Невозможно существование в этом мире без нашего тела, оно является выражением нашей души. Когда душа и тело находятся во взаимодействии - развивается гармоничная уравновешенная личность. Тело и его процессы - фундамент личности. Через тело человека можно понять его личность и сущность, через тело можно строить и развивать эту сущность намного сильнее, чем мы думаем.

Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно связано с работой над телом. Здоровый, полноценный человек представляется нам, энергичным, с хорошей осанкой, походкой, умением пластично двигаться, управлять своим телом. Все в человеке связано с работой мышц: и движение, и правильное дыхание управляющее ими. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее самообновление организма.

Однако, не секрет, что к детям всегда нужен особый подход, и заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это крайне необходимо, поскольку сейчас наши дети испытывают постоянный дефицит движения.

Статистика показывает, что заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата. В настоящее время появилось много разных форм физкультурно-оздоровительной работы, позволяющих организовать спортивную деятельность ребенка посредством воспринимаемых с интересом для него форм деятельности. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Растяжка (стретчинг)- важнейшая часть тренировки для человека любого возраста, в том числе и для ребенка. Только эластичные, хорошо растянутые мышцы позволят ему легко двигаться, получать удовольствие от занятий физической культурой.

Стретчинг пришёл на смену традиционным прыжкам и рывкам по системе Линга - упражнениям, которые оказались в значительной степени малоэффективными, а в некоторых случаях и вредными для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

мышц, поскольку приводили к травмам. Этимологический корень stretch означает - поддерживать мышцу в состоянии растяжения, в течении от 10 до 30 секунд.

Игра в развитии ребенка приобретает с самого рождения большое значение. Почти бессознательно играя, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы и, вступая в контакт с окружающим миром, реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя свой кругозор. В играх у детей синхронно функционируют три составляющие: подсознание, разум, фантазия. Они участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Благодаря играм, дети учатся доверять самим себе и окружающим людям, распознавая, что следует принять, а что отвергнуть в этом мире. Главное предназначение игр - это развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и выявлено, и что выводит его на творческий путь.

Игровой стретчинг я применяю на каждом своём занятии, уделяя ему лишь 5-6 минут, т.к. более длительные статические нагрузки могут быть утомительными.

Применяю сюжетно-ролевые игры такие как: «Кошечка», выполняем прогибания, выгибания спины, тянем и задерживаем вытянутую ногу в течении 10-30 секунд.

«Гимнаст» в ней мы так же выполняем упражнения, тянем спину, ноги демонстрируем всю свою пластичность и грацию, что очень интересно для детей показать свои умения.

Можно придумать целую сказку, и проиграть её с детьми, причём дети с удовольствием будут выполнять предложенные действия, вживаясь в образ. И даже больше того, дети, разучив на занятиях упражнения, будут самостоятельно их выполнять, разыгрываю сказку.

Приведу пример из своей практики. Перед началом утренней гимнастики, я предлагаю детям отправиться в цирк, принять участие в цирковом представлении. Дети с радостью принимают предложение. У них улучшается настроение, эмоциональный фон.

Разминка-это «парад алле». Можно подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Я предлагаю детям пройти с высоким подниманием колен, называем эту ходьбу «Лошадки». Ходьба на носочках - это и балерины, и гимнасты, даже у кого-то роботы. Включаем фантазию! Так же мы «тянемся» как кошечки, напрягаем мышцы и наклоняемся вперёд, как куклы; едем на велосипеде, как медведи и т.д. Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты упражнений и названий и к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но они приобретают новизну из-за новой игровой ситуации, названия, подачи.

Приведу пример релаксации «Сосулька». Дети сидят на корточках. Я начинаю рассказ: Пришла зима, на крышах домов выросли сосульки. Дети тянутся вверх, на носочках, руки подняты над головой. Дети стараются подняться, как можно выше, напрягают мышцы ног, спины, рук, шейного отдела - «сосулька выросла»!

Наступила весна, пригрело солнышко, сосульки начинают таять. Дети медленно опускают руки вниз, а затем и сами медленно опускаются вниз, садятся на ковёр, расслабляя мышцы. Я предлагаю им лечь на ковёр, полностью расслабиться — «сосулька растаяла».

Физкультминутка — это тот же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягая мышцы, то опускаемся вниз, расслабляясь. Здесь и наклоны, и приседания. Всё зависит от выбора и фантазии воспитателя, и готовности детей принять предложенные упражнения. Хочу отметить, что дети всегда с удовольствием выполняют упражнения физкультминутки.

Подбирая названия к упражнениям стретчинга, дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажей сказок, повадки животных, птиц и т.д.

Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение, помогает в развитии абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Повышается самооценка - я могу управлять своим телом, я ловкий, умелый!

А какой простор для творческих инициатив! Под умелым руководством воспитателя стретчинг может стать основой не только для улучшения физического здоровья, но для психологического развития детей дошкольного возраста.

Так же в игровом стретчинге можно применять мячи, гантели (детские), упражнения с табуретом, в парах или на гимнастической стенке. Дополнительный инвентарь так же интересен детям, что не мало важно в тренировочном процессе. Упражнения в стретчинге не сложные и дети с лёгкостью с ними справляются

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

конечно с коррективами инструктора.

Регулярная умеренная физическая активность - вот один из самых простых способов сохранить и улучшить своё здоровье. При стретчинге не следует прилагать запредельных усилий, что упрощает работу с детьми.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

В целом, стоит выделить следующие положительные черты такого процесса оздоровительно-физкультурной работы как игровой стретчинг:

- напряжение - расслабление - растяжение, отсутствие травм;

- статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость;

- улучшается подвижность суставов;

- растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость;

- снимает мышечное напряжение;

- во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма;

- способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться;

- улучшается пластичность;

- появляется артистизм;

- улучшает самочувствие и поднимает настроение;

- укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.

В моей работе с применением игрового стретчинга, я поняла всю необходимость этой формы работы, применяя стретчинг в парах, развиваем дружеские взаимоотношение, коллективизм. Вся работа проходит с позитивным настроем, что положительно сказывается на всех участниках образовательного процесса.

Таким образом, можно подытожить, что игровой стретчинг - это вид технологии сохранения и стимулирования здоровья, формирующий стойкую мотивацию всех участников педагогического процесса на здоровый образ жизни. Технология игрового стретчинга наиболее оптимальна наиболее оптимальна в работе с дошкольниками, включает в себя подражательные действия и образы, упражнения на развитие всех групп мышц, релаксацию, что способствует эмоциональному равновесию, усидчивости, концентрации внимания дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Ильина Г.В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г.В. Ильина// 2014. - С. 88-108.

2. Назарова А.Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста. - СПб, - 1995. - 66 с.

3. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. - 2-е изд., дополн. и испр. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 112 с. - (Растим детей здоровыми).

© Панасенко О. А., Кийкова А. В.. Прус Е. К., 2016

УДК 379.8

Н.А. Романова

Стажер МИП «Владивостокские инновации», Владивосток

К. А.Романова

Стажер МИП «Владивостокские инновации», Владивосток

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В РАМКАХ ОТРЯДНОЙ ПРОГРАММЫ

Одним из приоритетных направлений развития нашего государства является забота о детях. В основу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.