Научная статья на тему '12. 14. «Рецепты» здоровой жизни города'

12. 14. «Рецепты» здоровой жизни города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / СТРАНА / ГОРОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / РЫНОК / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ECONOMY / DEVELOPMENT / COUNTRY / CITY / ECONOMIC SCIENCE / MARKET / VITAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джегутанов Валерий Владимирович

Тема формирования и управления конкурентоспособности городов в российской экономической науке практически не разработана. Это связано как с неоднозначностью осмысления категории «конкурентоспособность», так и с отсутствием практики ее применения к понятию «город». Поэто-му понятие конкурентоспособность, используется по-разному, и существует множество определений, которые могут привести к определенному замешательству. Автор в своей статье попытался внести ясность в эту актуальную тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECIPES FOR HEALTHY CITY LIFE

City competitiveness, its forming and management, is not practically developed in Russian economic science. It is due to ambiguity of understanding of "the competitiveness" category, as well as to absence of practice in its application to a city concept. So the competitiveness concept is used in different ways, and there are a lot of definitions that can lead to certain confusion. The author of the article has tried to clear up this vital topic.

Текст научной работы на тему «12. 14. «Рецепты» здоровой жизни города»

12.14. «РЕЦЕПТЫ» ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА

Джегутанов Валерий Владимирович, аспирант, кафедра «Менеджмент», Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Тема формирования и управления конкурентоспособности городов в российской экономической науке практически не разработана. Это связано как с неоднозначностью осмысления категории «конкурентоспособность», так и с отсутствием практики ее применения к понятию «город». Поэтому понятие конкурентоспособность, используется по-разному, и существует множество определений, которые могут привести к определенному замешательству. Автор в своей статье попытался внести ясность в эту актуальную тему.

Ключевые слова: конкурентоспособность, экономика, развитие, страна, город, экономическая наука, рынок, жизнедеятельность

RECIPES FOR HEALTHY CITY LIFE

Dzhegutanov Valeriy Vladimirovich, postgraduate student, Management Department, Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation

Annotation: City competitiveness, its forming and management, is not practically developed in Russian economic science. It is due to ambiguity of understanding of "the competitiveness" category, as well as to absence of practice in its application to a city concept. So the competitiveness concept is used in different ways, and there are a lot of definitions that can lead to certain confusion. The author of the article has tried to clear up this vital topic. Keywords: competitiveness, economy, development, country, city, economic science, market, vital activity

Будем откровенны, жизнь в малых и средних городах, а также большинстве провинциальных центров скучна, неинтересна и однообразна. Создается впечатление, что люди здесь не живут, а прозябают. Происходит это потому, что жизнедеятельность людей, заселяющих эти города, запущена и больна. Метастазы однообразия, скуки и безразличия ко всему новому интересному проникли во все поры жизни таких городов и разъедают их с утра до ночи. Ладно бы, если бы их было не много, но ведь их подавляющее большинство в нашей стране.

В Российской Федерации насчитывается 1087 городов и более 2000 поселков городского типа, различных по численности населения, народнохозяйственному профилю, природно-климатическим условиям размещениям, экономическому и природно-ресурсному потенциалу1. Малых городов с численностью до 50 тысяч человек у нас свыше 750. А если к ним приплюсовать города, насчитывающие от 50 до 100 тысяч человек, то их будет уже более 900. В них проживает почти каждый четвертый россиянин. Добавим сюда социальноэкономически подорванные, культурно и духовно недоразвитые, научно обездоленные провинциальные

1 Стукалова О.С. Конкурентоспособность малого и среднего города: сущность, факторы, особенности, критерии оценки, показатели. М., 2002.

центры России, то у нас получится, что в одной из самых крупных стран мира - Российской Федерации, жизнь в подавляющем большинстве угасающая. Поэтому и получается, что молодежь более чем трех тысяч населенных пунктов нашей страны стремится жить в трех с небольшим десятках городов России. Это, конечно же, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск, Самара, Казань и так далее. В них концентрируется основной культурный, научно-технический и интеллектуальный потенциал Российской Федерации. Как сделать так, чтобы расширить границу этого потенциала на все пространство нашей страны?

Для этого, по-моему твердому убеждению, надо глубоко и научно-обоснованно заняться разработкой темы конкуренции городов России. Это и будет «рецептом», который оздоровит жизнь российских городов. Конечно, я не могу сказать, что пространственным, региональным развитием экономики Российской Федерации, в той или иной степени касающейся и развития городов, никто в отечественной науке еще не занимался. Занимались, да еще как активно. Можно назвать десятки, сотни ученых старой и новой России, которые исследовали проблемы региональной эконо-мики2. Однако, самой актуальной на сегодняшний день проблемой конкуренции городов, как впрочем, конкуренции регионов, многие ученые по большому счету так и не коснулись. Поэтому и получилось, что в начале двадцать первого века тема формирования конкурентоспособности городов почти не разработана в отечественной экономической науке.

Одни ученые откровенно чурались темы конкуренции, считали ее не только не нужной, но и вредной. Другие просто игнорировали, обходили ее стороной. Третьи же, хоть и понимали ее значимость, но не осмеливались пробивать ее блокаду.

Первым из отечественных ученых, на мой взгляд, кто осознанно, основательно и глубоко научно решился на прорыв этой блокады стал Раис Ахметович Фахтуди-нов. В своей монографии «Глобальная конкурентоспособность» он исследовал сущность тридцати инструментов конкурентоспособной экономики, применение, которых позволит повышать точность, качество и эффективность конкурентоспособности нашей страны3.

Адаптировав его инструменты, стандарты, параметры и индикаторы относительно конкурентоспособности городов, можно разработать эффективный и надежный механизм улучшения качества жизни, как во всей Российской Федерации, так и в ее конкретных городах. Для этого необходимо не только у лиц, принимающих решения на местах, но и их конкретно исполняющих, сменить отношение к понятию конкуренция, показать истинную и сугубо научную сущность данного явления.

Теория конкуренции в зарубежной научной литературе развивается уже на протяжении двух столетий. Как и всякое понятие, термин конкуренция имеет множество толкований.

Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «сопсиггепйа», означающему «столкновение», «состязание»4. Именно такая трактовка изначально установилась в экономической литературе (классическая политическая экономия). Адам Смит, в

2 См., например работы А.И. Абалкина, Э.Б. Алаева, А.Г. Гран-берга, В.В. Кистанов, Н.В. Копылова, В.Н. Лексина, Т.Г. Морозовой, А.Н. Швецова, Б.Н. Штульберга, Е.Г. Ясина и других.

3 Фахтудинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. М., 2009.

4 Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. М., 2001, с. 30.

частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен. Им же был сформулирован главный принцип конкуренции -знаменитая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников: производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чье-то потребности. Проще говоря - вы не получите прибыль если потребителю ваш товар не понравится. Цель конкуренции - получение прибыли, или же большей прибыли (в сравнении с другими участниками - конкурентами). Он же определил три начальных фактора - труд, земля (природные ресурсы) и капитал - определяющие абсолютные преимущества государств в международной торговле и доказывал преимущества открытости национальных экономик.

Его умозаключения были продолжены Давидом Рик-кардо, который ввел понятие сравнительных преимуществ государств, которые с тех пор легли в основу теории международной торговли. Основным достижением здесь стала идея о том, что национальные экономики не только получают прибыль от абсолютных преимуществ с точки зрения себестоимости, но при обмене товарами и услугами от него выигрывают обе участвующие страны5.

Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли также Д. С. Миаль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, Э. Чемберлин, А. Курно, П. Хайне, Ф. А. Хайек, А. Маршалл, Ф. Найт, Х. Фризе-винкель, К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, М. Портер, Ю.И. Коробов, Д.Ю. Юданов и др.

Современный американский экономист П. Хайне характеризует конкуренцию - как стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.

Ф. Найт определил конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

К. Р. Макконнелл и С.Л. Брю под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

Й. Шумпетер конкуренцию видит как соперничество старого с новым, с инновациями.

Лауреат нобелевской премии по экономике в 1974 г. Австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания.

Основы теории монополистической конкуренции создал А. Маршалл, а сам термин «монополистическая конкуренция» ввел в экономическую теорию американский экономист Э. Чемберлин.

Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация).

Всемирно известный швейцарский экономист Ха-ральд Фризевинкель является автором «звериных» обозначений типов фирм в зависимости от поведения на рынке («лис», «мышей», «львов» и т.д.)

5 Валтер Ж. Конкурентоспособность: общий подход (проект). 2005.

Линия аргументации была завершена теорией обеспеченности факторами, которая была разработана Хекшером и Олином в ХХ веке. Она утверждает, что страна должна экспортировать тот товар, при производстве которого интенсивно используются в изобилии имеющиеся факторы. Иначе говоря, страны будут производить и экспортировать продукты, в производстве которых используются факторы, которыми они наделены в значительной степени и импортировать продукты, требующие для производства большого объема использования факторов, недостаточно представленных в данной стране. Например, страна в изобилии обеспечена трудовыми ресурсами, если отношение труда к капиталу выше, чем в стране, с которой она торгует.

Все эти теории, преимущественно, связывают конкурентоспособность экономики с ее структурой издержек. Сравнительное преимущество есть способность к производству товаров с более низкой себестоимостью по отношению к другим товарам и по сравнению с другой страной. Это - основа традиционного взгляда, связывающего конкурентоспособность со структурой издержек экономики и, таким образом, с эволюцией ее реального валютного курса.

Современная теория конкуренциии получила свое развитие в последней четверти XX в. благодаря работам М. Портера, а Стрикленда и А. Томпсона, И. Ан-соффа, достаточно широко известным в России. Благодаря М. Портеру проблема конкуренции в последние 2 десятилетия получила новое звучание. По его мнению, конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

В последнее время в этой области появились работы выполненные отечественными учеными: Г.А. Азоевым,

A.П. Челенковым, Т.Г. Философовой и В.А. Быковым,

Н.К. Моисеевой, Р.А. Фатхутдиновым, Л. Г. Раменским,

B.Е. Хруцким, А.Ю. Юдановым и др.

Г. Л. Азоев трактует понятие конкуренции как соперничества на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Л.Г. Раменскому принадлежат термины «виолент», «патиент», «эксплерент» хорошо известным в экономической литературе посвященной конкуренции.

Р. А. Фатхутдинов рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

А.Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция

- борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем, он считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие «конкуренция». Ученые придерживаются одной из трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.

В литературе, посвященной конкуренции, часто выделяют три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкурен-

цию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной морфологии рынка.

Действительно, как видно, одни авторы включают в понятие конкуренции характеристики, связанные с анализом структуры рынка и тех условий, которые господствуют на нем (Ф. Найт, К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю), другие, не проводя подразделения по структурному критерию, опираются главным образом на борьбу компаний друг с другом, например, в неоклассической трактовке говорится о борьбе за редкие экономические блага, и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести, третьи же - А. фон Хайек, Й. Шумпетер - трактую понятие конкуренции в зависимости от роли, которую она играет в экономике.

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Нередко конкуренцию представляли даже как войну, борьбу всех против всех. Однако броские определения конкуренции скорее похожи на достояние литературы, нежели на понимание ее сущности и природы. Авторы подобных трактовок скорее хотели привлечь внимание к данному термину, показать его значимость, заострить внимание на важности определенных последствий конкурентной борьбы6.

На фоне эволюции и развития теории конкуренции само значение данного термина имеет непостоянный, меняющийся характер. В то время как традиционно конкуренция считалась, в первую очередь, способностью продавать больше продукции и генерировать большую прибыль, чем конкурент, будь то компания или страна, нарастающие преобразования, произошедшие с фордистской моделью производства привели к существенны изменениям7. Сегодня конкуренция в большей степени сосредоточена на «нематериальных» аспектах, таких как брэнды, ноу-хау, маркетинг, а не на действительной стоимости продукта как такового. По мере изменения природы конкуренции, меняются и предпосылки конкурентоспособности.

Анализ формулировок и трактовок понятия конкуренция позволяет сделать следующие выводы:

1. понятие конкуренции трактуется неоднозначно;

2. определения, отвечающего всем требованиям пока нет: конкуренцию стараются определить в узком смысле, трактовки с позиции системного подхода нет;

3. существует необходимость синтезировать подходы к определению конкуренции;

4. правильно разработать содержание и суть конкуренции поможет решить споры относительно этой категории;

5. высокий уровень теоретизированности и низкий уровень практической применяемости;

6. при отсутствие верного понимания сущности конкуренции трудно вести согласованную работу и пра-

6 Юданов А. Ю. Конкуренция. Теория и практика. М., 2001.

7 Валтер Ж. Конкурентоспособность: общий подход (проект). 2005.

вильно применять содержания данного термина на практике;

7. правильно разработать содержание и суть конкуренции поможет верно охарактеризовать производные от нее понятия (конкурентоспособность, конкурентное преимущество и т.д.).

Исходя из анализа формулировок понятие конкуренция представляется весьма размыто. Для иллюстрации взглянем на таблицу №1.

Таблица 1

Как видим, конкуренция вовлечена в гораздо больший круг взаимоотношений, которые скорее только начинаются с конкуренции в занимаемой рыночной нише, и ведутся между существующими в этой нише кон-

Автор Определение конкуренции

Адам Смит Честное без сговора соперничество, ведущее между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товаров)

Марксистская трактовка Свойственная товарному производству ...антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров

Ф.Найт Ситуация, в которой конкурирующих единиц много и все они независимы

П.Хайне Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.

К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю Наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его

И.Шумпетер Соперничество старого с новым, с инновациями

Фридрих А.фон Хайек Процесс, посредством которого люди получают и передают знания

А.Ю. Юданов Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка

М. Портер Динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Г.Л.Азоев Соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Р.А.Фатхутинов Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях

Закон РФ от 22.03.1991 № 948- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 30.12.2001). Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

курентами. Однако границы этого соперничества весьма расплывчаты.

Изначально конкуренция это состязание, соперничество, борьба или даже война всех против всех, если выражаться на языке художественной литературы. Попытаемся ответить на вопросы: кто и за что состязается; каким образом, способом и зачем он это делает; каковы условия, определяющие и выделяющие конкуренцию среди прочих явлений на рынке?

По сути, рассматривая данное понимание этого термина конкуренция как столкновение может существовать при наличии:

а) соперников;

б) цели функционирования этих участников должны быть схожими.

Вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц, как потребителей, так и конкурентов.

Конкуренция в принципе невозможна без следующих условий:

1. наличие соперников (или рынка, рыночной ниши);

2. честность соперников;

3. независимость участников;

4. состязательность участников;

5. экономическая борьба (противодействие не может быть самой целью конкуренции);

6. заинтересованность участников (личный мотив и заинтересованность в достижении положительного для себя результата);

7. возможность и способность противостоять соперникам;

8. наличие ресурсов для реализации деятельности;

9. информация, осведомленность;

10. наличие общей деятельности;

11. наличие выбора (или расщепления экономической власти благодаря чему потребитель может выбирать среди множества).

Правильным будет также сформулировать функции конкуренции и конкурентной борьбы, ибо через них проявляется сущность этого явления:

- конкуренция выбраковывает ненужные обществу товары и услуги;

- стимулирует прогресс.

Не будем забывать, что в конкурентные отношения вовлечены, в конечном счете, не только товары и услуги, но и люди. С давних времен люди конкурируют друг с другом везде, где имеют общие интересы, ибо то, что нас окружает ограничено. В современной рыночной экономике люди чаще всего конкурируют за работу, должности, выбор которых зависит от их способностей, знаний, навыков и умений. За все, что могут конкурировать фирмы, конкурируют по сути люди: их навыки, способности и умения по организации бизнеса, выбора стратегии поведения на рынке, поиске профессиональных кадров, анализе конкурентов и т.д. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. Поэтому процесс конкуренции гораздо более сложный и правильно представить его можно с позиции менеджмента как процесс управления.

В конкурентные отношения могут быть вовлечены фирмы и люди, интересы которых заключаются не только в экономическом смысле, но и, например, в более глубоких моральных утверждениях. Примером тому могут служить большинство автомобильных фору-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мов, где абсолютно бесплатно участникам форумов может быть оказана помощь друг другом по ремонту, обслуживанию и диагностике автомобиля. Иногда это объясняется тем фактом, что люди просто недовольны высоким уровнем цен и при этом низким качеством обслуживания официальных дилеров, создают порталы, где объединяются в борьбе против спекулянтов. Получается, на неэкономической основе создается сильнейшая конкурентная оппозиция, которая реально работает и постоянно расширяет свои границы. Поэтому реальный платежеспособный спрос не всегда является целью фирмы, которая вовлечена в конкурентные отношения на рынке.

Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщепление экономической власти. Когда оно отсутствует потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия либо отказаться от необходимого ему блага.

Понятие конкуренция нужно рассматривать исключительно системно. Можно говорить что компании существующие на одной рыночной нише конкурируют друг с другом, но на самом деле это только часть конкурентной борьбы. В конечном счете конкуренты бьются за деньги потребителя.

Подойдя к понятию конкуренции столь широко отметим из чего оно складывается:

1. потребитель, без которого невозможно достичь цели получения прибыли;

2. идея товара/услуги, которая привлечет внимание потребителя;

3. субъекты управления (например, фирма), у которых есть возможность воплотить идею в реальность и произвести товар или услугу.

Имеет место быть информированность потребителя. Так если потребитель не знает о существовании чего-либо, он не будет принимать это во внимание.

Таким образом, конкуренция представляется процессом управления субъектом своими способностями, навыками, умениями для одержания победы над конкурентами или удержания позиции на рынке, что заставляет потребителей одних фирм8(или СХД) стать потребителями других.

Именно это определение, по мнению автора, удовлетворяет всем требованиям системного подхода и наиболее полно отражает содержание данного термина. Данная трактовка представляется в широком смысле.

Правильно определив понятие термина конкуренция, можно охарактеризовать его по отношению к предприятию, отрасли, стране и, конечно же, городу. Что и станет «рецептом» здоровой жизни его населения.

Список литературы:

1. Валтер Ж. Конкурентоспособность: общий подход (проект). 2005.

2. Гранберг А.Г. основы региональной экономики. М.. 2000.

3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1999.

4. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

5. Стукалова О.С. Конкурентоспособность малого и среднего города: сущность, факторы, особенности, критерии оценки, показатели. М., 2002.

6. Фахтудинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. М. 2009.

7. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. М., 2001.

8 Экономический термин, используемый для описания группы индивидуумов, объединившихся для получения экономической выгоды. Введён Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (The Nature of Firm, 1937).

20S

РЕЦЕНЗИЯ

Залогом выживаемости и основой развития любой системы (будь то фирма, организация, отрасль, город, регион, страна) служит её конкурентоспособность. Если система дает сбои, не отвечает требованиям современности, на ее место приходит другая, более конкурентоспособная, функционирующая лучше, производящая более соответствующий для данного времени, места и сложившейся ситуации товар или услугу. Любая из этих систем, однако, может функционировать в прогрессивной и отсталой сфере (отрасли, регионе, стране), проводить обширные или ограниченные научные исследования, создавать передовые и отсталые блага и во всех этих случаях процветать.

В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики.

Практически нет развитых стран, которые бы не создали у себя специальных комиссий для анализа состояния конкурентоспособности своей экономики и не искали бы путей ее совершенствования.

Между тем, надо сказать, что с исследованием темы конкурентоспособности городов в Российской Федерации есть большая и не решенная проблема. Тема формирования и управления конкурентоспособностью городов в российской экономической науке практически не разработана. Это связано как с неоднозначностью осмысления категории «конкурентоспособность», так и с отсутствием практики ее применения к понятию «город». Автор в своей статье попытался разрешить эту проблему. Думаю, у него это получилось. Поэтому считаю, что данная статья заслуживает публикации в журнале «Бизнес в законе».

Оренбургский государственный

аграрный университет

зав. кафедры агробизнеса

и внешнеэкономических связей

к.э.н., профессор, В.О. Джораев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.