11.8. СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЕТЕНЦИИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Сапфирова Алевтина Александровна
Аннотация: В статье раскрывается статус наблюдательного совета высшего учебного заведения, имеющего организационно-правовую форму автономного учреждения. Подробно описываются полномочия данного органа управления, а так же анализируются точки зрения представителей руководства высших учебных заведений по вопросу объема его компетенций. В статье рассматриваются словарные и практические значения терминов «рекомендация» и «заключение», и в этом контексте определяется влияние наблюдательного совета на руководителя и на деятельность автономного учреждения в целом.
Ключевые слова: федеральные университеты, компетенция наблюдательного совета, органы управления автономного учреждения, значения терминов «рекомендация» и «заключение».
QUESTIONS AT ISSUE OF THE COMPETENCE OF THE SUPERVISORY BOARD OF INDEPENDENT ESTABLISHMENT
Sapfirova Alevtina Alexandrovna
Annotation: In article reveals status of supervisory board higher educational institution having the organizational-legal form of independent establishment. Powers of the given controls are in detail described and as the points of view of representatives of a management of higher educational institutions concerning of its volume competences are analyzed. In article dictionary and practical values of terms «recommendation» and «conclusion» are considered and in this context influence of the supervisory board on the head and on activity of independent establishment as a whole is defined.
Keywords: federal universities, competence of supervisory board, controls of independent establishment, values of terms «recommendation» and «conclusion».
Реформирование высшего профессионального образования в настоящее время идет по пути укрупнения учебных заведений и преобразования их статуса. Одним из итогов реализации названных направлений стало принятие Федерального закона РФ от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университе-тов»1. Данный нормативный акт внес значительные корректировки в образовательное нормотворчество и на уровне закона закрепил существование такого вида высшего учебного заведения как федеральный университет.
На наш взгляд, самым важным достижением принятого закона является установление для федеральных университетов формы автономного учреждения. Органы управления данного учреждения аналогичны тем, которые были созданы в Сибирском и Южном федеральных университетах2 - это ректор, президент, уче-
1 См.: СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 786
2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 1518-р // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4923; Распоряжение Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. № 1516-р // СЗ РФ. 2006. № 48. Ст. 5085
ный совет, а так же попечительский совет. Кроме того, согласно Федеральному закону «Об автономных учреждениях»3, еще как минимум одним органом управления федерального университета должен быть наблюдательный совет, состоящий из представителей учредителя, исполнительных органов государственной власти, иных государственных органов, общественности и работников автономного учреждения.
Вопросы, связанные с компетенцией наблюдательного совета, являются предметом оживленных дискуссий среди представителей высших учебных заведений. Одни полагают, что статус наблюдательного совета, как органа управления, в законе не определен и не понятен, однако, объем его компетенций не вызывает опасений4. Некоторые считают, что роль других органов управления ВУЗ в связи с изменением типа учреждения резко ограничивается5. Например, председатель Российского союза ректоров В.А. Садовничий отрицательно относится к такому руководящему органу управления автономным учреждением как наблюдательный совет и полагает, что в условиях, когда ученый совет, ректор и его заместители фактически отстранены от управления университетом, неизбежна потеря фундаментальности науки и образования6.
Между тем, такая точка зрения представляется спорной и, на наш взгляд, нуждается в дополнительном законодательном подкреплении либо опровержении. В связи с этим, проанализируем более подробно статус наблюдательного совета высшего учебного заведения, имеющего организационно-правовую форму автономного учреждения. Объем полномочий наблюдательного совета, закреплен в Федеральном законе «Об автономных учреждениях». По вопросам своей деятельности наблюдательный совет совершает следующие действия: дает рекомендации и заключения на проекты и предложения учредителя или руководителя, утверждает проекты отчетов и принимает решения.
Итак, наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения учредителя или руководителя по конкретным вопросам деятельности и дает свои рекомендации; дает заключение на проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения и на предложение руководителя о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета; утверждает проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения.
По предложению руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью и по вопросам проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации наблюдательный совет принимает решение, обязательное для руководителя. Такая формулировка дает основание предполагать, что по всем остальным вопросам рекомендации и заключения наблюдательного совета для руководителя и учредителя обязательными
3 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626
4 См. например: Национальный исследовательский номер один // Іійр:/Амм«.8Іґ1:.ги/огаапігайоп.а8РХ?Са1аІоаИ=221&Ь по=18515
См. например: «Образование: шторм реформ. Часть 3. Антикризисные новации» // Ийр:/А«от«.8Ьґа8.ґи/НВС/ИЬс.рИ1тІ?184961
6 См.: http://www.stm.ru/archive/08-07/12.html
не являются. Следует подчеркнуть, что вопросов, по которым наблюдательный совет дает рекомендации и заключения - большинство. Кроме того, окончательное решение после рассмотрения рекомендаций принимает учредитель, а после рассмотрения заключений - руководитель.
Какое же значение законодатель вкладывает в понятия «рекомендация» и «заключение»? Чтобы разобраться в этом вопросе рассмотрим словарные и практические значения данных терминов.
По толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля «рекомендация» - это хороший отзыв, похвала, одобрение; «заключение» - вывод, последствие, умозаключение7. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «рекомендация» - совет, пожелание; «заключение» - утверждение, являющееся выводом из чего-нибудь8. Советский энциклопедический словарь определяет «рекомендацию» как указание9. В философской энциклопедии «заключение» есть совокупность положений, каким-либо образом вытекающих из предшествующего изложения10. В некоторых словарях «рекомендация» определяется как предложение, указание об определенном образе действий11, а «заключение» - обоснованное мнение, оценка специа-листа12.
Исходя из изложенного многообразия словарных значений терминов «рекомендация» и «заключение» делаем вывод, что рекомендации могут носить как обязательный характер, так и факультативный, но заключение представляет собой некий вывод, оценку эксперта в определенной области знаний и на вопрос об обязательности для других лиц этого заключения нельзя однозначно ответить положительно.
Исследуем применение рассматриваемых терминов в различных нормах законодательства. Понятие «рекомендация» широко используется в российском нормотворчестве и имеет несколько значений. Например, методические рекомендации разрабатываются и утверждаются с целью более подробного разъяснения как применять какой-либо нормативно-правовой акт. Так, Министерство экономического развития РФ утвердило методические рекомендации по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения13, по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения 4 и др.; Федеральная
7 В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: в
4 т. - М.: Рус. яз., 2000. - Т. - 4, стр. 90; Т. - 1, стр. 587
8 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН: Российский фонд культуры. М. - АЗЪ, 1995, стр. 203, 664
9 Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. - Советская энциклопедия. - 1989, стр. 1127
10 Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., Советская энциклопедия, - 1962. Т. - 2, стр. 149
11 См.: Новейший большой Толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб, М., «Рипо-Норинт, 2008, стр. 1115; А.Б. Барихин. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир. 2005. - стр. 542
12 Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. -М.: «Альфа-Принт», ООО «Издательство «ДОМ. XXI век». - 2008 - VIII, - стр. 240
13
См.: Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 декабря 2008 г. № 424 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения» // СПС «Гарант»
14 См.: Приказ Министерства экономического развития и тор-
говли РФ от 20 июля 2007 г. № 261 «Об утверждении методиче-
ских рекомендаций по заполнению формы предложения о созда-
нии автономного учреждения путем изменения типа существую-
регистрационная служба в рекомендациях разъяснила как заполнять формы документов, представляемых в федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций15 и т.д. Форму разъяснений имеют так же рекомендации по применению законодательства, разработанные Научно-
консультативными советами при федеральных окружных арбитражных судах16.
В некоторых случаях рекомендации имеют властный характер и обязательно должны быть исполнены. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» установлено, что национальный банковский совет вправе давать рекомендации аудитору Банка России по вопросам аудиторской проверки годовой финансовой отчетности Банка России, а аудитор Банка России обязан обеспечить выполнение этих
- 17
рекомендаций .
В законодательстве рекомендации имеют так же значения пожелания или предложения. Например, совет по аудиторской деятельности оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности18; совет судей разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности органов судейского сообщества, а Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности квалификационных коллегий судей субъектов РФ19. Так же, аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих, однако, решение уже принимает представитель нанимателя (работодатель)2 .
Подобное значение придается рекомендациям и во многих международных актах: Рекомендация о положении учителей 1, Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования22, Рекомендация
щего государственного или муниципального учреждения» // сайт Министерства экономического развития и торговли РФ в Inteґnet http://www.economy.aov.ru
См.: Приказ Федеральной регистрационной службы от 21 мая 2007 г. № 89 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм документов, представляемых в федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» // Учет. Налоги. Право - Официальные документы от 28 августа 2007 г. № 31, от 4 сентября 2007 г. № 32
16 См. например: Рекомендации Научно-консультативного Совета Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, принятые на заседании 5 июня 2008 г. // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2008. № 5; Рекомендации Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа «О практике применения налогового законодательства» от
9 октября 2008 г. // СПС «Гарант» и др.
17 См.: ст. 93 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) // СЗ18РФ. 2002. № 28. Ст. 2790
18 См.: ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15
19 См.: ст.ст. 10 и 17 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022
0 См.: ст. 18 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152
21 Рекомендация о положении учителей от 5 октября 1966 г. // Свод нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1993 г., с. 120
22 Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. // Свод нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1993 г., с. 1
Международной Организации Труда от 17 июня 2004 г. № 195 о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение23 и т.д.
Таким образом, можно обозначить, что, если в нормативно-правовом акте не указано иное, то рекомендации факультативны и носят либо разъяснительный характер, либо это предложения или пожелания, которые впоследствии подкрепляются соответствующими решениями или нет.
Очень похожим статусом в законодательстве обладает заключение - вывод; утверждение, являющееся выводом из чего-нибудь; обоснованное мнение, оценка специалиста. В большинстве законодательных актов заключение является результатом проведения какого-либо вида экспертизы, причем зачастую его отсутствие или отрицательный характер влияет на права и обязанности участников соответствующих отношений. Например:
- отсутствие заключения о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а так же о соответствии инженерных изысканий требованиям технических регламентов влечет отказ в выдаче разрешения на строительство24;
- заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с последствиями радиационных воздействий вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является документом, подтверждающим право на предоставление одному из родителей, бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей мер социальной поддерж-ки25;
- лицензирующий орган может отказать в выдаче ли-
цензии на занятие соответствующими видами деятельности в виду отсутствия санитарно-
эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества26;
- положительное заключение государственной эколо-
гической экспертизы, содержащее обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта государственной экологической
экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы27;
- отказ в получении лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является следствием отсутствия заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помеще-
23 См.: официальный сервер Международной организации труда в Intemet http://www.ilo.ora
24 См.: ст.ст. 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16
25 См.: ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128
26 См.: ст.ст. 1 и 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650
27 См.: ст. 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556
ний организаций, осуществляющих соответствующую деятельность2 ;
- в связи с отсутствием заключения о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах», запрещается производство лекарственных
29
средств и мн. др.
Важная роль вышеперечисленных заключений прямо установлена в законе. Однако, не все заключения по результатам экспертиз имеют подобное значение. Так, во время конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом наряду с другими доказательствами3 . Так же, как заключения экспертов по результатам экспертиз рассматриваются таможенными и налоговыми органами при принятии решений31. В других нормативноправовых актах указывается на рекомендательный характер экспертного заключения32.
Тем не менее, заключение эксперта это часть общего массива заключений, используемых законодателем в правовом регулировании отношений. Существуют и иные виды заключений, имеющих немаловажное значение для соответствующих участников правоотношений:
- заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного
33
тяжкого преступления ;
- заключение территориального органа Минтруда России по вопросам занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников на территории субъекта Российской Феде-рации34;
28 См.: ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553
29 См.: Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006
См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921
31 См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066; Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824
32 См. например: Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» // Российская газета. 13 марта 2009 г. № 43; Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Фе-де^ции» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277
См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447 и Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237
34 См.: Приказ Минтруда РФ от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» // Российская газета. 22 августа 2003 г. № 166; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032
- заключение квалификационной комиссии по результатам рассмотрения жалобы о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей35;
- заключение в Министерства юстиции РФ, в котором дается оценка законопроекту и перечню правовых актов, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта, устанавливается соответствие актам более высокой юридической силы, отсутствие внутренних противоречий и пробелов, а также отсутствие в законопроекте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и соблюдение правил юридической техники3 .
О решающем влиянии результатов данных заключений так же указано в нормативно-правовых актах. Таким образом, можно утверждать, что заключение органа или должностного лица является обязательным для других лиц при наличии в законодательном акте соответствующих положений, определяющих последствия его отсутствия или отрицательного содержания.
Исследуя значения терминов «рекомендация» и «заключение», употребляемых в нормативно-правовых актах, приходим к выводу, что они имеют обязательный характер лишь в том случае, если об этом прямо говорится в законе. Поэтому, считаем, что вопрос обязательности или факультативности рекомендаций и заключений наблюдательного совета автономного учреждений разрешен в самом Федеральном законе. Иными словами, в связи с тем, что в Законе нет прямого указания на императивный характер данных предложений, пожеланий и выводов, органы управления автономным учреждением не обязаны ими руководствоваться. В целом, можно сказать, что рекомендации и заключения наблюдательного совета это мнения коллегиального органа автономного учреждения, которые руководитель и учредитель обязаны учитывать при принятии ими решений.
Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что влияние наблюдательного совета на руководителя и на деятельность автономного учреждения в целом проявляется только в случаях, когда от руководителя поступают предложения о совершении крупной сделки или сделки с заинтересованностью, а так же возникает необходимость провести аудит годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения. По всей видимости, создание подобного коллегиального органа связано с предоставлением автономным учреждениям финансово - хозяйственной самостоятельности, отсутствием субсидиарной ответственности собственника учреждения и необходимостью контролировать распоряжение внебюджетными денежными средствами.
Список литературы:
Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. // Свод нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1993 г., с. 1.
35 См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102
36 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1877
Рекомендация о положении учителей от 5 октября 1966 г. // Свод нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1993 г., с. 120.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря
1993 г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.
Федеральный конституционный закон от 21 июля
1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128.
Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15.
Федеральный закон РФ от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 786.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1877.
Распоряжение Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 1518-р // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4923.
Распоряжение Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. № 1516-р // СЗ РФ. 2006. № 48. Ст. 5085.
Приказ Минтруда РФ от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» // Российская газета. 22 августа 2003 г. № 166.
Приказ Федеральной регистрационной службы от 21 мая 2007 г. № 89 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм документов, представляемых в федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» // Учет. Налоги. Право - Официальные документы от 28 августа 2007 г. № 31, от 4 сентября 2007 г. № 32.
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 261 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» // сайт Министерства экономического развития и торговли РФ в ^егпе! http://www.economy.gov.ru
Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 декабря 2008 г. № 424 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения» // СПС «Гарант».
Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» // Российская газета. 13 марта 2009 г. № 43.
Рекомендации Научно-консультативного Совета Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, принятые на заседании 5 июня 2008 г. // Вестник Федерального Арбитражного суда ЗападноСибирского округа. 2008. № 5.
Рекомендации Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа «О практике применения налогового законодательства» от 9 октября 2008 г. // СПС «Гарант».
Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир. 2005.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Рус. яз., 2000. - Т. - 4, стр. 90; Т. - 1.
Новейший большой Толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб, М., «Рипо-Норинт, 2008.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН: Российский фонд культуры. М. -АЗЪ, 1995.
Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. - Советская энциклопедия. - 1989.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. - М.: «Альфа-Принт», ООО «Издательство «ДОМ. XXI век». - 2008 - VIII.
Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., Советская энциклопедия, - 1962. Т. - 2.
Национальный исследовательский номер один // http://www.stґf.ґu/oґaanization.aspx?CataloaId=221&d_no =18515 (дата последнего посещения 14.09.2009.).
«Образование: шторм реформ. Часть 3. Антикризисные новации» // http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml
?18+496+1 (дата последнего посещения 14.09.2009.).
http://www.stm.ru/archive/08-07/12.html (дата последнего посещения 14.09.2009.).
Официальный сервер Международной организации труда в !^єп^ http://www.ilo.org