Научная статья на тему 'Автономные учреждения как субъект гражданских и финансовых правоотношений: статья 2. Автономные учреждения как участнки хозяйственной деятельности'

Автономные учреждения как субъект гражданских и финансовых правоотношений: статья 2. Автономные учреждения как участнки хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
808
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / AUTONOMOUS ORGANIZATIONS / ECONOMIC ACTIVITY / LEGAL STATE / BUDGET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеховцева Екатерина Валерьевна

В статье рассмотрены вопросы, определяющие правовой статус автономного учреждения как субъекта финансовых правоотношений. Цель работы дать развернутую характеристику автономных учреждений как получателей бюджетных средств, а также выявить проблемы в правовом регулировании деятельности этих субъектов как участников финансовых правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autonomous organizations as the subjects of civil and financial legal relations. Article 2. Autonomous organizations as the participants of economic activity

The article is devoted to the civil and financial legal relations in administrative sphere of government monetary policy, raising local revenue (particularly through taxation) and controlling public expenditure in the autonomous organizations.

Текст научной работы на тему «Автономные учреждения как субъект гражданских и финансовых правоотношений: статья 2. Автономные учреждения как участнки хозяйственной деятельности»

Е. В. Шеховцева*

автономные учреждения как субъект гражданских и финансовых правоотношений: статья 2. автономные учреждения как участники хозяйственной деятельности

Ключевые слова: гражданское право, финансовое право, автономные учреждения, бюджетное право, предпринимательская деятельность учреждения, финансово-хозяйственная отчетность.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, определяющие правовой статус автономного учреждения как субъекта финансовых правоотношений. Цель работы - дать развернутую характеристику автономных учреждений как получателей бюджетных средств, а также выявить проблемы в правовом регулировании деятельности этих субъектов как участников финансовых правоотношений.

Key words: autonomous organizations, economic activity, legal state, budget. Summary: The article is devoted to the civil and financial legal relations in administrative sphere of government monetary policy, raising local revenue (particularly through taxation) and controlling public expenditure in the autonomous organizations.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (далее - Закон «Об автономных учреждениях», Закон),1 принятый только в ноябре 2006 г.. уже в 2007 г. претерпел неоднократные изменения. Названный закон конкретизирует и развивает нормы Гражданского кодекса РФ регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. ст. 48-65) применительно к автономным учреждениям, а также нормы, устанавливающие основы статуса и организации деятельности учреждений как некоммерческих юридических лиц (ст. 120, 213, 296, 298, 299 и др.).

Следует учитывать, что автономное учреждение - специфический субъект хозяйственной деятельности - оно может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного частного права Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. E-mail: oleg_katya@mail.ru

1 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями от 24 июля, 18 октября 2007 г) // Собрание законодательства РФ от 6 ноября 2006 г. № 45 ст. 4626.

или муниципального учреждения. Иными словами, данный субъект создается на базе имущества, находящегося: а) в федеральной собственности; б) в собственности субъекта Российской Федерации или в) в муниципальной собственности. Таким образом, в отношениях с учредителем автономное учреждение, прежде всего, руководствуется бюджетным законодательством РФ, в частности нормами Бюджетного кодекса РФ, а не гражданского законодательства. Об этом говорит и ГК РФ: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если не предусмотрено иное.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в ч. 1 ст. 1 Закона не упоминается Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», который определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества последних: права и обязанности их учредителей (участников); основы управления данными организациями и возможные формы их поддержки государственной властью и органами местного самоуправления.

Указанный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено самим законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами. Закон «Об автономных учреждениях» не содержит правил, исключающих применение норм Закона «О некоммерческих организациях» в отношении автономных учреждений. Поэтому соответствующие положения Закона «О некоммерческих организациях» следует рассматривать в качестве общих правовых норм по отношению к специальным нормам анализируемого Закона. Это свидетельствует об актуальности углубленного анализа правового статуса автономных учреждений. Пока они не часто встречающиеся субъекты хозяйственной деятельности. Однако положение может кардинальным образом измениться в связи с секвестированием расходов бюджета и недостаточностью финансирования бюджетного сектора экономики.

Подтверждение тому - изменения, которые претерпело законодательство в период с 1 янв. 2008 г. по 15 мая 2009 г.

Закон «Об автономных учреждениях» в соответствии с ГК РФ определяет правовое положение автономных учреждений как некоммерческих

юридических лиц; правила их создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации; цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями; основы их отношений с учредителями, с участниками гражданского оборота; ответственность таких учреждений по своим обязательствам. Нормы Закона «Об автономных учреждениях» имеют общее значение для всех государственных и муниципальных автономных учреждений, создаваемых в сферех науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Его знание необходимо сотрудникам государственных и муниципальных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей автономных учреждений, руководителям, юристам и другим специалистам автономных и бюджетных учреждений, гражданам, которые пользуются результатами работ и услуг данных учреждений.2

От большинства других нормативных актов закон отличается методом правового регулирования - в нем преобладают императивные нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные нормы в Законе используются крайне редко.

Нельзя не обратить внимания на то, что закону присущи недостатки. Это, прежде всего, недостаточная полнота правового урегулирования данной специальной области общественных отношений, дефекты технико-юридического характера. Так, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости на-

2 Бурундукова Е. М., Костина О. В. Автономные учреждения: правовые, бухгалтерские и налоговые аспекты: практическое руководство. М., 2008; Егорова И. Автономное учреждение: правовые и финансовые аспекты деятельности // Финансовая газета. 2008. Июль. № 30, 31; Выскубин А. А. Что это такое - автономное учреждение? // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 1; Озерова Н. Б. Об автономных учреждениях // Советник в сфере образования. 2008. № 1.

селения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2).

Типология учреждений осуществляется в соответствии с правилами ст. 120 ГК РФ и зависит от формы собственности учредителя по отношению к имуществу, закрепляемому за учреждением. По этому основанию различаются два основных вида учреждений:

а) частное учреждение (созданное гражданином или юридическим

лицом);

б) государственное или муниципальное учреждение (созданное государством, государственным или муниципальным образованием).

Второй из названных видов учреждений, в свою очередь, подразделяется на три подвида:3

а) государственное учреждение, созданное Российской Федерацией;

б) государственное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации;

в) муниципальное учреждение, созданное муниципальным образованием.

Кроме того, в зависимости от источника финансирования и объема имущественной ответственности по обязательствам различаются два типа государственных и муниципальных учреждений:

а) бюджетное учреждение;

б) автономное учреждение.

Бюджетное учреждение финансируется собственником его имущества (соответственно Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием) и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за таким учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам.

3 Тихомиров М. Ю., Тихомирова Л. В. Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (постатейный) // Законодательство и экономика. 2007. № 3.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона, можно выделить ряд важных признаков автономного учреждения.

Во-первых, оно является некоммерческой организацией, т. е. организацией, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Однако самостоятельная хозяйственная деятельность является одним из источников финансирования деятельности такого учреждения. Причем можно спрогнозировать, что доля его доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности в конечном итоге должна превысить объем бюджетного финансирования.

Во-вторых, учредителем и собственником имущества автономного учреждения могут быть только государство, государственное или муниципальное образование (ст. 6 Закона). Создание некоммерческой организации в форме автономного учреждения гражданином или юридическим лицом исключается.

В-третьих, автономное учреждение учреждается для выполнения работ, оказания услуг, необходимых для реализации полномочий соответствующих государственных или муниципальных органов в пределах их компетенции в сферах, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона. С учетом этого определяется объем специальной (уставной) правоспособности автономного учреждения (ст. 4, 7 Закона).

Одним из критериев сравнения бюджетного и автономного учреждения могут стать:

- Органы управления;

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Управление учреждением

- учредитель; - руководитель (ст.ст. 158, 159 БК РФ) - учредитель; - наблюдательный совет; - руководитель; - иные органы, предусмотренные федеральными законами и уставом АУ (п. 2 ст. 8, ст. 9 ФЗ)

Как видно, Закон «Об автономных учреждениях» определяет, что основными органами управления автономного учреждения являются: учредитель; наблюдательный совет; руководитель. Что касается компетенции его учредителя, то Закон определяет его обязанность стать членом наблюдательного совета автономного учреждения (наличие в нем его представите-

ля); утвердить ему финансовое задание на финансовый год. На переходный период финансовое задание должно утверждаться в тех же объемах, в каких осуществлялось финансирование бюджетного учреждения.

Права и обязанности учредителя автономного учреждения целесообразно не конкретизировать в подзаконных актах, поскольку уже возникает целый ряд вопросов, ответ на который Закон не дает. Так, неясно, какие меры ответственности можно применить к учредителю (представителю учредителя) в случае его неявки на заседания наблюдательного совета. Равным образом непонятно, является ли учредитель (представитель учредителя) конкретным лицом, закрепленным за наблюдательным советом конкретного автономного учреждения, или ежеквартальное заседание наблюдательного совета может проходить при постоянной смене представителя учредителя. Попробуем ответить на поставленные вопросы. К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением согласно ст. 9 Закона относятся:

1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;

4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;

8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Наблюдательный совет автономного учреждения создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В него входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (на них возложено управление государственным или муниципальным имуществом) и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета могут также входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения, не занимающие руководящих должностей.

Установленные в Законе количественные ограничения для представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета, а также для представителей работников автономного учреждения, по мнению законодателя, должны обеспечить независимость решений данного учреждения. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более пяти лет. При этом одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за исполнение своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе совета.

Решение о назначении членов наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Однако из этого правила есть исключение. Так, решение о назначении представителя работников учреждения членом наблюдательного совета или о досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения. Председатель наблюдательного совета избирается на срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения членами наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов. Представитель работников такого учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения организу-

ет работу наблюдательного совета автономного учреждения, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола. В случае отсутствия председателя, его функции осуществляет старший по возрасту член наблюдательного совета, за исключением представителя работников автономного учреждения.

Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает: предложения учредителя или руководителя учреждения:

- о внесении изменений в его устав;

- о создании и ликвидации филиалов, об открытии и о закрытии представительств;

- о реорганизации или ликвидации учреждения;

- об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.

В компетенцию наблюдательного совета входит также рассмотрение:

- предложений руководителя автономного учреждения об участии последнего в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или о передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

- проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

- по представлению руководителя проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность;

- предложения руководителя а) о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 ст. 3 Закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно; б) о совершении крупных сделок; в) о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность; г) о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета; д) вопросов проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

Закон «Об автономных учреждениях» предусматривает следующие формы оформления решений наблюдательного совета:

- рекомендации (по вопросам, указанным в п. 1-5 и 8 ч. 1 ст. 11);

- заключение (по вопросу, указанному в п. 11 ч. 1 ст. 11);

- решение (по вопросам, указанным в п. 9, 10 и 12 ч. 1 ст. 11).

Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета,

не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Следует предположить, что вопросы (повестка дня) заседания наблюдательного совета отражаются в протоколах заседания наблюдательного совета автономного учреждения. Заседание созывается его председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя автономного учреждения, члена наблюдательного совета автономного учреждения или руководителя автономного учреждения. Порядок и сроки подготовки, созыва и их проведения определяются уставом.

В заседании наблюдательного совета вправе участвовать руководитель учреждения. Иные приглашенные председателем наблюдательного совета лица могут в нем участвовать, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа членов совета. Заседание является правомочным, если все члены наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины его членов. Передача одним членом наблюдательного совета своего голоса другому не допускается.

Устав автономного учреждения может предусматривать возможность учета представленного в письменной форме мнения члена совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательным советом автономного учреждения путем проведения заочного голосования. Однако форма заочного голосования возможна не по всем вопросам.

Первое заседание наблюдательного совета после его создания, а также первое заседание его нового состава созывается по требованию. До избрания председателя на заседании председательствует старший по возрасту член совета, за исключением представителя работников учреждения. К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относится осуществление текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных феде-

ральными законами или уставом последнего к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных его органов.

Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от его имени, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание, план его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками. В этой связи возникает вопрос о возможности (механизме) снятия с должности руководителя автономного учреждения по инициативе учредителя. Нормы трудового законодательства РФ, определяющие порядок освобождения от занимаемой должности руководителя бюджетной организации, не применимы к руководителю автономного учреждения, хотя можно предположить, что, утверждая устав автономного учреждения, учредитель предусмотрит в нем и данный механизм.

Закон также определяет, что у автономного учреждения могут быть иные органы управления, предусмотренные федеральными законами и уставом самого автономного учреждения (п. 2 ст. 8, ст. 9). В этом случае их компетенция должна быть предусмотрена уставом. Следующим критерием сравнения бюджетного и автономного учреждения могут стать:

- Вопросы ответственности

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Ответственность

Отвечает находящимися в распоряжении БУ денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Отвечает закрепленным за АУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ или приобретенных за счет средств, выделенных собственником на такие цели (п. 4 ст. 2 Закона).

Ответственность учредителя по обязательствам учреждения

Несет субсидиарную ответственность по обязательствам БУ при недостаточности у БУ денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 5 ст. 2 Закона).

- Право на привлечение заемных средств

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Права при осуществлении деятельности

Не имеют (п. 8 ст.161 БК РФ). Имеют право вносить имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, передавать имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (с согласия своего учредителя) (п. 6 ст. 3 Закона).

- Обособленный учет

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность

- бюджетные средства (п. 1 ст. 321.1 НК РФ): - доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ). - средства, полученные в виде субвенций и субсидий, и расходы, произведенные за их счет (п. 2 ст. 251 НК РФ); - недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (п. 5 ст. 3 Закона); - доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

- Особенности учета для целей исчисления прибыли

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность

Регулируются ст. 321.1 НК РФ На общих основаниях (аналогично некоммерческим организациям). Используется план счетов для коммерческих организаций.

- Аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность

Не требуется. Требуется (подп. 9 п. 13 ст. 2 Закона).

- Органы, куда предоставляют информацию о своей деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность

- главный распорядитель(распоря-дитель); - орган, организующий исполнение бюджета (Инструкция Минфина РФ от 21 января 2005 г. № 25н); - органы государственной статистики; - налоговые органы (ст. 289 НК РФ); - иные органы и лица в соответствии с законодательством РФ. - органы государственной статистики; - налоговые органы; иные органы и лица в соответствии с законодательством РФ и уставом АУ (п. 12 ст. 2 Закона).

- Публичность отчетов

Бюджетные учреждения Автономные учреждения

Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность

Публичные отчеты не требуются. Ежегодно публикует отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за АУ имущества (п. 10 ст. 2 Закона)

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, автономное учреждение считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Признаком автономного учреждения как юридического лица является способность выступать в гражданском обороте (быть его участником) от своего имени - приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в

суде (имеются в виду суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды).

Внешнее выражение «имени» автономного учреждения - его наименование, служащее индивидуализации конкретного автономного учреждения как субъекта права. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона «О некоммерческих организациях» наименование любой некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования (это одно из личных неимущественных прав, которые могут принадлежать автономному учреждению).

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях» любая некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории. Следовательно, виды и количество банковских счетов автономного учреждения не ограничиваются законодательством. Такие счета могут быть открыты в российских и иностранных банках независимо от страны нахождения.

Необходимо обратить внимание на то, что руководитель автономного учреждения обязан представлять свои предложения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета, на рассмотрение наблюдательного совета автономного учреждения (п. 11 ч. 1 ст. 11 Закона). Руководитель автономного учреждения может принять решение о подписании договора банковского счета только после рассмотрения заключения наблюдательного совета по этому вопросу (ч. 3 ст. 11 Закона).

Юридическое лицо является образованием, которое создается для ограничения имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. В процессе хозяйственной деятельности юридическое лицо может как увеличить имущественную базу, первоначально сформированную его учредителем (учредителями), и в итоге увеличить активы своих учредителей, так и лишиться части, либо всего имущества, с которым оно вступило в экономический оборот.

Части 5 и 6 ст. 2 Закона разграничивают ответственность автономных учреждений и их учредителей, исходя из того, что каждый из ука-

занных субъектов самостоятельно отвечает по своим обязательствам и не несет ответственности по обязательствам другого субъекта. В отличие от собственника имущества бюджетного учреждения, который может быть привлечен к субсидиарной ответственности по его обязательствам при недостаточности денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК РФ), собственник имущества автономного учреждения ни при каких обстоятельствах не будет нести ответственность по долгам автономного учреждения. Такого рода ответственность исключена императивной нормой ч. 5 ст. 2 Закона. Поскольку автономное учреждение как самостоятельное юридическое лицо отделено от личности его учредителя, постольку оно не может быть привлечено к ответственности по обязательствам собственника закрепленного за ним имущества.

Специальная правоспособность предполагает, что обладающее ею юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Следовательно, автономное учреждение вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его уставе и соответствуют установленным в нем предмету и целям деятельности. Поэтому ч. 2 ст. 7 Закона к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе автономного учреждения, относит, в частности, предмет, цели и исчерпывающий перечень видов деятельности (т. е. перечень выполняемых работ, оказываемых услуг) учреждения.

Объем специальной правоспособности конкретного автономного учреждения определяется в его уставе при создании учреждения в соответствии с целями, некоторые из них определены органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (ст. 6 Закона). В дальнейшем возможно изменение объема уставной правоспособности автономного учреждения путем внесения соответствующих изменений в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав.

Автономные учреждения не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным федеральными законами и уставом. В случае совершения такого рода сделок должны применяться правила о недействительности сделок, установленные ГК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.