ПРАВО
УДК 340.1
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕХОДА НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО В АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
© 2014 г. А.В. Петров, М.К. Горбатова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского mk-g@mail.ru
Поступила в редакцию 13.10.2014
Рассматриваются особенности правового регулирования основных мероприятий по переходу Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского из федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования в федеральное государственное автономное образовательное учреждения высшего образования.
Ключевые слова: федеральное государственное автономное образовательное учреждения высшего образования, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, нормативная основа, бюджетное учреждение.
Нижегородский государственный университет переживает новый качественный этап в своем развитии, который обусловлен новыми задачами, стоящими перед системой высшего образования, связанными с обеспечением конкурентоспособности российских вузов в мировом научно-образовательном пространстве, существенно увеличившимися требованиями к эффективности образовательной, научной и инновационной деятельности университетов, и связан с необходимостью перехода в автономное учреждение.
Нормативной основой для процедуры перехода Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского из федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [1] и Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [2], Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 [3] и другие нормативно-правовые акты.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предусматривается два способа создания автономного учреждения: путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Первый способ подходит для вновь создаваемых учреждений, второй предусмотрен для изменения типа существующих государственных и муниципальных учреждений.
Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения в соответствии с ч. 14 ст. 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не является его реорганизацией. Несмотря на это в данном случае применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения. Ученым советом ННГУ в июне 2012 г. было принято решение об изменении
типа ННГУ как бюджетного учреждения на автономное учреждение.
Руководствуясь формой предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. [4], и Методическими рекомендациями по заполнению данной формы, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 261 [5], Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского было подготовлено предложение о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (далее - Предложение).
В Предложении о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения содержалось обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг; сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении ННГУ; сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения; сведения о финансировании и доходах ННГУ; сведения об услугах (работах), оказываемых ННГУ; иные сведения.
Стратегической целью создания и развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», в соответствии с Предложением, является формирование университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие России и Приволжского федерального округа, обеспечение национальной безопасности и повышение конкурентоспособности российской науки и образования на глобальных рынках знаний и технологий. Достижение стратегической цели будет базироваться на интеграции фундаментальной (вузовской и академической) и прикладной науки, высшего образования для подготовки высококвалифицированных специалистов в области науки и технологии, производства и социально-экономического
управления - как важнейших факторов экономического роста Приволжского федерального округа, интегрированного в российское и мировое научно-образовательное пространство.
В качестве основных задач создания федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» в Предложении были определены: повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов Университета; повышение доли внебюджетных доходов в консолидированном бюджете Университета, привлечение инвестиций и расширение источников финансирования текущей деятельности; усиление ответственности за конечные результаты деятельности, повышение результативности и прозрачности финансирования деятельности Университета.
Все данные, указанные в Предложении, были подтверждены документами, оформленными в качестве приложений, в том числе: лицензии, имеющиеся у ННГУ, свидетельство о государственной аккредитации ННГУ, перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ННГУ, перечень имущества ННГУ, приобретенного ННГУ за счет средств, полученных от осуществления приносящих доход видов деятельности, поступившего в самостоятельное распоряжение ННГУ, перечень объектов движимого имущества, которые предполагается включить в состав особо ценного движимого имущества автономного учреждения и др.
Кроме того, к Предложению был приложен проект Устава создаваемого федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Проект Устава был рассмотрен и принят конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ННГУ в августе 2013 г.
В период подготовки Предложения в июле 2013 г. Нижегородский государственный университет вошел в число российских вузов, которые стали победителями конкурсного отбора вузов на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах. Согласно Программе повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров ННГУ им. Н.И. Лобачевского одним из важных запланированных мероприятий является переход ННГУ в автономное учреждение.
Предложение ННГУ со всеми необходимыми приложениями было направлено в Министерство образования и науки РФ.
Важным этапом в принятии Министерством образования и науки РФ решения о создании автономного учреждения стало обязательное согласование Предложения и проекта Устава ННГУ с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Письмом от 20 февраля 2014 г., направленным в Министерство образования и науки РФ, согласовало в рамках своей компетенции представленные предложения о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» и проект Устава.
13 марта 2014 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 182 на основании действующего законодательства и согласованного с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Предложения о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» было создано федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 13 марта 2014 г. № 182 функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляет Министерство образования и науки РФ; имущество, закрепленное за учреждением, в полном объеме закрепляется за автономным учреждением; утвержден перечень недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепляемого за автономным учреждением; переименовываются филиалы ННГУ.
Приказом Минобрнауки РФ от 13 марта 2014 г. № 182 предусмотрен целый ряд мероприятий, связанных с изменением типа учреждения с бюджетного на автономное, которые необходимо осуществить ННГУ.
В частности, необходимо уведомить территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения автономного учреждения и работников о создании автономного учреждения.
С этой целью был подготовлен и издан приказ ректора ННГУ при участии управления кадров и правового управления ННГУ, в соответствии с которым руководители структурных подразделений ННГУ ознакомили своих сотрудников под роспись с Приказом Минобрнау-ки РФ от 13 марта 2014 г. № 182.
После получения Приказа Минобрнауки РФ от 13 марта 2014 г. № 182 правовым управлением ННГУ была уведомлена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода. Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена унифицированная форма уведомления ФНС об изменении типа учреждения, уведомление ННГУ было сделано в произвольной форме в виде письма на имя руководителя Инспекции ФНС по Советскому району г. Нижнего Новгорода.
Согласно Приказу Минобрнауки РФ от 13 марта 2014 г. № 182 после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры создания автономного учреждения необходимо с периодичностью в один месяц разместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о создании автономного учреждения.
Согласно действующему законодательству в ЕГРЮЛ не вносится запись о начале процедуры создания автономного учреждения путем изменения типа бюджетного. Поэтому сразу после направления уведомления в Инспекцию ФНС по Советскому району правовым управлением ННГУ были предприняты необходимые действия по заключению договора на публикацию информации о переходе ННГУ в автономное учреждение в Вестнике государственной регистрации.
Следующими важными мероприятиями, которые предстоит осуществить ННГУ в соответствии с Приказом Минобрнауки № 182 являются: государственная регистрация прав оперативного управления на недвижимое имущество (здания, сооружения) и прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в
органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество; закрытие лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства и переоформление и открытие счетов в кредитных организациях и (или) лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства в установленном порядке, а также осуществить иные необходимые юридические действия.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2014 г. № 218 (далее - Приказ Минобрнауки РФ № 218) был утвержден Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 218 правовым управлением ННГУ были проведены необходимые действия по обеспечению государственной регистрации Устава в порядке, установленном законодательством РФ.
2 апреля 2014 г. Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» был зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Нижнего Новгорода.
Соответственного со 2 апреля 2014 г., с момента государственной регистрации, новый Устав ННГУ вступил в силу. С этой же даты утратили силу: Устав федерального государственного бюджетного образовательного учре-
ждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2011 г. № 1672, изменения в данный Устав, утвержденные приказами Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2012 г. № 104 и от 16 мая 2012 г. № 561.
Новые органы управления университетом. В соответствии с новым Уставом предусматривается создание новых органов управления университетом. В таблице сравнивается система органов управления Университетом на основании Устава ННГУ как бюджетного учреждения и нового Устава ННГУ как автономного учреждения.
В отличие от ранее действовавшего Устава появились такие новые управленческие структуры, как наблюдательный совет, международный совет, попечительский совет, студенческий совет. Новым органам управления передана часть полномочий, ранее принадлежавших действовавшим органам управления; введены новые полномочия; уточнено распределение полномочий между действующими органами управления.
Наблюдательный совет введен в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автономных учреждениях» и поставлен Уставом на первое место среди управленческих структур университета.
В соответствии с требованиями закона решение о назначении членов Наблюдательного совета в составе не менее пяти и не более один-
Таблица 1
Устав ННГУ как бюджетного учреждения Устав ННГУ как автономного учреждения
Наблюдательный совет
Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Конференция работников и обучающихся Университета
Ученый совет Ученый совет
Ректор Ректор
Президент Президент Университета
Международный совет
Попечительский совет
Студенческий совет
Ученые советы (советы) структурных подразделений Ученые советы (советы) факультетов (подразделений)
Деканы факультетов, директора институтов, директора филиалов Деканы факультетов, директора институтов, директора филиалов
надцати принимается учредителем. В состав Наблюдательного совета включаются в определенной законом пропорции представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, представители общественности; в него также могут входить представители работников университета. Ректор и проректоры не могут быть членами Наблюдательного совета.
Срок полномочий Наблюдательного совета составляет 5 лет. Возглавляет Наблюдательный совет председатель, который избирается на срок полномочий Наблюдательного совета членами Наблюдательного совета.
По предложениям Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Министерству образования и науки Российской Федерации в состав Наблюдательного совета ННГУ планируется ввести одиннадцать членов.
За Наблюдательным советом закреплены существенные организационные полномочия. Наблюдательный совет рассматривает предложения о внесении изменений в Устав Университета, предложения о создании и ликвидации филиалов, об открытии или закрытии представительств, предложения о реорганизации или ликвидации университета.
Главные полномочия Наблюдательного совета сосредоточены в сфере хозяйственной деятельности. Наблюдательный совет рассматривает вопросы по изъятию имущества, закреп-
ленного за университетом на праве оперативного управления; предложения об участии университета своим имуществом в других юридических лицах; проект плана финансово-хозяйственной деятельности университета и отчеты о его исполнении; предложения о совершении крупных сделок или сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; предложения о выборе кредитных организаций для открытия банковских счетов; вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и другие. Практически ни один крупный финансово-хозяйственный вопрос по новому Уставу не может быть решен без рассмотрения его Наблюдательным советом. В зависимости от характера рассматриваемого вопроса Наблюдательный совет дает рекомендации или заключения, которые направляются учредителю или ректору. По вопросам совершения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, а также проведение аудита бухгалтерской отчетности Наблюдательный совет принимает обязательные решения.
Важным является то, что никакие полномочия Наблюдательного совета не могут быть переданы другим органам управления Университета.
Конференция работников и обучающихся в соответствии с новым Уставом ННГУ как автономного учреждения сохраняется в системе органов управления университетом, однако имеются некоторые изменения в ее статусе.
Таблица 2
Устав ННГУ как бюджетного учреждения Устав ННГУ как автономного учреждения
Полное наименование
Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Конференция работников и обучающихся Университета
Порядок формирования
Процедура и порядок избрания делегатов на Конференцию работников и обучающихся, нормы представительства всех категорий работников и обучающихся Университета, а также сроки и порядок созыва и работы Конференции определяется ученым советом Университета с учетом предложений всех категорий работников и обучающихся. При этом представительство членов ученого совета Университета должно составлять не более 50 процентов общего числа делегатов Конференции Порядок избрания делегатов на Конференцию, предусматривающий участие всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций, повестка дня, дата проведения Конференции определяются Ученым советом вуза. При этом члены Ученого совета вуза должны составлять не более 50 процентов общего числа делегатов
Полномочия
Принятие Устава вуза и изменений, вносимых в него; избрание Ученого совета вуза; избрание ректора вуза; обсуждение проекта и принятие решения о заключении коллективного договора; иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к ее компетенции Избрание Ученого совета университета и его международного совета; принятие программы развития университета; обсуждение проекта и принятие решения о заключении коллективного договора, изменений и дополнений к нему.
Периодичность созыва
Периодичность созыва не определена. Обычно Конференция собиралась не реже одного раза в год Конференция созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет
По новому Уставу ННГУ изменилось полное наименование Конференции: Конференция работников и обучающихся Университета, - вместо прежнего - Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся. Сохранился существовавший ранее порядок формирования Конференции. Впервые новым Уставом определена периодичность созыва Конференции: не реже одного раза в пять лет. Ранее Конференция собиралась не реже одного раза в год.
Перечень полномочий Конференции теперь носит закрытый характер и не подлежит расширению. Ранее в Уставе указывалось, что к компетенции Конференции могут быть отнесены и иные вопросы, предусмотренные законодательством и Уставом. Из новых полномочий Конференции, включенных в перечень в связи с особым статусом ННГУ как вошедшего в число ведущих российских вузов - победителей конкурсного отбора вузов, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах: избрание международного совета университета и принятие программы развития университета. В тоже время из компетенции Конференции исключены вопросы избрания ректора Университета и принятие Устава ННГУ.
В систему органов управления Университета вводится новый коллегиальный орган — Международный совет. Введение данного органа связано с особым статусом ННГУ как вошедшего в число ведущих российских вузов, которые будут реализовывать программы повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Согласно новому Уставу ННГУ Международный совет избирается на 5 лет на конференции работников и обучающихся Университета из числа ведущих международных экспертов в области управления высшим образованием, стратегического развития Университета, ведущих зарубежных ученых. Состав Международного совета по итогам конференции утверждается приказом ректора университета.
Международный совет создается для обеспечения развития университета в части повышения его международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Международный совет имеет полномочия в области международного рекрутинга, организации приема иностранных студентов на обучение и иностранных специалистов на работу в университет; поддержки международного сотрудничества университета, разработки рекомендаций научно-образовательным подразделе-
ниям (факультетам) Университета по вопросам стратегического развития и повышения международной конкурентоспособности; продвижения его достижений на мировой арене и другие.
За Международным советом Уставом ННГУ закреплено право принятия локальных нормативных актов по вопросам, относящимся к его компетенции. Порядок организации работы Международного совета, в том числе и в части принятия локальных нормативных актов, должен быть урегулирован отдельным положением, утверждаемым ректором.
Ученый совет Университета в основном сохраняет свой статус как коллегиального органа, осуществляющего общее руководство.
В соответствии с новым Уставом ННГУ более подробно прописана процедура его формирования. Так же, как и ранее состав Ученого совета формируется путем избрания на конференции университета. Количество членов Ученого совета определяется конференцией. Список кандидатов в состав Ученого совета формируется действующим Ученым советом по определяемым им нормам представительства от структурных подразделений университета с учетом предложений последних. Без избрания на конференции в состав Ученого совета по должности входят ректор университета, президент университета, проректоры, деканы факультетов.
Срок полномочий Ученого совета составляет пять лет; порядок организации его работы определяется специально принимаемым регламентом работы Ученого совета.
В соответствии с новым Уставом ННГУ из сферы ведения Ученого совета Университета исключены финансово-хозяйственные полномочия. Теперь полномочия Ученого совета в основном сосредоточены в области организации образовательной и научной деятельности, определении структуры университета и осуществлении конкурсного отбора научно-педагогических работников.
К компетенции Ученого совета, в частности, относятся: нормативное регулирование образовательной деятельности; принятие образовательных стандартов, устанавливаемых университетом; утверждение тематических планов научных исследований; принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную деятельность; принятие положений об образовательных и научных структурных подразделениях; утверждение положений о стипендиальном обеспечении; конкурсный отбор лиц, претендующих на занятие должностей научно-
педагогических работников; представление к присвоению учёных званий и другие вопросы.
В компетенцию Ученого совета входит и ряд организационных вопросов, в частности: заслушивание ежегодных отчетов ректора; принятие решений о создании международного и попечительского советов; рассмотрение отчетов руководителей структурных подразделений университета; принятие решения о созыве конференции.
Из новых полномочий, которых не было по ранее действовавшему Уставу: принятие решений о создании Международного и Попечительского советов; принятие решений об избрании в члены Ученого совета факультета (подразделения).
Следует обратить внимание на то, что перечень полномочий Ученого совета Университета не является закрытым. Ученый совет правомочен принимать решения и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, в соответствии с законодательством РФ, Уставом и локальными актами Университета.
Из нового стоит отметить возможность создания по решению Ученого совета из числа его членов президиума Ученого совета. Порядок создания президиума и порядок его работы, количественный и качественный состав определяются Ученым советом Университета. Ученый совет вправе делегировать президиуму осуществление своих полномочий в части, не противоречащей действующему законодательству.
Важно отметить, что Ученый совет Университета может делегировать свои отдельные полномочия ученым советам структурных подразделений университета, но в то же время вправе отменять любые решения ученых советов структурных подразделений.
Ректор Университета согласно новому Уставу является единоличным исполнительным органом Университета, осуществляющим текущее руководство деятельностью Университета.
Принципиальное отличие в его правовом статусе в соответствии с новым Уставом заключается в порядке наделения его полномочиями.
По новому Уставу ННГУ, в отличие от ранее действовавшего, Ректор ННГУ назначается учредителем из числа кандидатур, представлен-
ных Наблюдательным советом Университета, в то время как раньше он избирался конференцией работников и обучающихся. Так же, как и ранее, должностные обязанности ректора не могут исполняться по совместительству.
Ректор несет персональную ответственность за руководство образовательной, научной, административной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью Университета, за соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации.
В новом Уставе ННГУ за Ректором закреплен широкий перечень полномочий, за исключением тех вопросов, которые отнесены федеральными законами и Уставом ННГУ к компетенции Учредителя, Наблюдательного совета и иных органов управления Университетом.
Ректор действует без доверенности от имени Университета, представляет его интересы в отношениях с органами власти, юридическими и физическими лицами.
К организационным полномочиям Ректора относятся: утверждение структуры и штатного расписания Университета, включая филиалы; утверждение положений о структурных подразделениях Университета; выдача доверенностей; организация работы структурных подразделений; формирование приемной комиссии Университета и государственных экзаменационных комиссий; организация работ и создание условий по защите информации в Университете, содержащей сведения, отнесенные в установленном законодательством РФ порядке к государственной, служебной и коммерческой тайне и др.
Ректор осуществляет следующие полномочия работодателя: прием на работу и увольнение работников Университета, заключение трудовых договоров; установление размеров и сроков выплат заработной платы работникам Университета; определение трудовых обязанностей и ответственности проректоров и других должностных лиц Университета; поощрение работников и наложение на них дисциплинарных взысканий и др.
Среди полномочий по руководству научной деятельностью: утверждение годовых планов научно-исследовательских работ, эксперимен-
Таблица 3
Устав ННГУ как бюджетного учреждения Устав ННГУ как автономного учреждения
Ректор избирается тайным голосованием на конференции сроком до 5 лет из числа кандидатур, согласованных с Аттестационной комиссией Учредителя. После избрания Ректора с ним заключается в установленном законодательством РФ порядке трудовой договор Ректор назначается учредителем из числа кандидатур, представленных наблюдательным советом Университета и прошедшие аттестацию в установленном порядке, сроком до 5 лет. Поле назначения Ректора между ним и учредителем заключается трудовой договор на соответствующий срок
тальных разработок, опытно-конструкторских и технологических работ, осуществляемых за счет средств от приносящей доход деятельности и др.
Новое заключается в том, что ряд наиболее значимых полномочий по руководству организационно-хозяйственной деятельностью Ректор осуществляет в тесном взаимодействии с Наблюдательным советом: открывает счета Университета после рассмотрения заключения Наблюдательного совета; вносит проект плана финансово-хозяйственной деятельности на рассмотрение Наблюдательного совета и утверждает его после рассмотрения заключения Наблюдательного совета; представляет бухгалтерскую отчетность Наблюдательному совету для утверждения и ряд других.
По новому Уставу Ректор не только ежегодно отчитывается перед Ученым советом Университета и представляет на его рассмотрение план работы Университета, но и ежегодно докладывает о своей работе на заседаниях Наблюдательного совета Университета.
Перечень полномочий Ректора Университета не является закрытым, он может осуществлять иную деятельность в соответствии с законодательством РФ, Уставом и локальными актами ННГУ. Исполнение части своих полномочий Ректор может делегировать проректорам и другим работникам Университета.
Новым является то, что Ректор вправе вынести любой вопрос, отнесенный к его компетенции, на рассмотрение ученого совета университета и (или) ученых советов (советов) факультетов, иных образовательных и научно-исследовательских подразделений.
По вопросам, относящимся к его полномочиям, Ректор издает приказы, распоряжения и утверждает локальные нормативные акты в порядке, предусмотренном Уставом.
Попечительский совет создается в Университете по решению ученого совета на срок полномочий Ректора. Состав Попечительского совета утверждается решением Ученого совета Университета по представлению Ректора Университета и объявляется приказом Ректора. В Попечительский совет входят представители предпринимательских, финансовых и научных кругов, объединений работодателей, общественных объединений, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физические лица, в том числе выпускники Университета.
Главными задачами Попечительского совета являются содействие решению текущих и перспективных задач, стоящих перед университетом; привлечение дополнительных финансовых
и материальных средств для развития университета; участие в разработке образовательных программ; общественный контроль за реализацией программы развития университета.
Студенческий совет создается в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления университетом и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.
Студенческий совет формируется из числа представителей общественных объединений студентов университета по одному представителю от каждого объединения.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция Студенческого совета, а также порядок его работы определяется положением о Студенческом совете, которое утверждается Ректором университета.
В разделе нового Устава ННГУ «Виды локальных нормативных актов Университета» определена процедура согласования со Студенческим советом локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.
Проекты таких актов перед принятием решения в обязательном порядке направляются уполномоченными на принятие локальных нормативных актов органами управления на согласование в Студенческий совет. Студенческому совету дается пять дней на выражение мотивированного мнения по проекту акта, которое передается в соответствующий орган управления.
Орган управления, принимающий локальный нормативный акт, вправе согласиться с мнением Студенческого совета, учтя его полностью или частично. В то же время он вправе не согласиться с мнением Студенческого совета и принять локальный нормативный акт в своей редакции.
С целью приведения в соответствие с новым Уставом локальных нормативных актов правовым управлением ННГУ был подготовлен проект и издан Ректором соответствующий приказ 08 апреля 2014 г. № 145-ОД. На основании приказа правовому управлению ННГУ поручено подготовить и представить на утверждение Ректору ННГУ перечень локальных нормативных актов, которые необходимо принять либо в которые необходимо внести изменения в соответствие с новым Уставом ННГУ, с указанием сроков и структурных подразделений ННГУ, ответственных за подготовку локальных нормативных актов. Ответственным структурным подразделениям ННГУ совместно с правовым управлением предстоит подготовить проекты соответствующих локальных нормативных ак-
тов и представить на утверждение в порядке, закрепленном Уставом ННГУ.
Довольно большая работа предстоит по подготовке определенных Уставом ННГУ локальных нормативных актов по вопросам статуса и порядка деятельности органов управления ННГУ.
Для приведения документооборота в соответствие с новым Уставом на основании приказов Ректора ННГУ от 14.04.2014 № 149-ОД и № 150-ОД в делопроизводство ННГУ вводятся новые бланки документов (общий бланк, номерной бланк письма, бланк приказа, бланк распоряжения и др.) и гербовая печать с новым наименованием Университета.
Для завершения процедуры перехода ННГУ в автономное учреждение предстоит еще значительная работа, в которой будут участвовать все структурные подразделения ННГУ. Среди первоочередных мероприятий можно отметить регистрацию прав на имущество, открытие новых лицевых счетов, переоформление лицензии ННГУ на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной регистрации в связи с изменением наименования ННГУ и его филиалов, формирование новых органов управления и обеспечение их эффективного функционирования.
Успешность проводимых мероприятий во многом зависит от детальной проработки их нормативной основы, наличия последовательного плана действий, слаженной работы органов управления и иных структурных
подразделений Университета. Важно также доведение юридической информации по этим вопросам до руководителей структурных подразделений, работников и обучающихся Университета.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.11.2006, № 45, ст. 4626.
3. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4238
4. Постановление Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2007, № 23, ст. 2794.
5. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 261 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения // Официальные документы в образовании», № 34, декабрь, 2007.
LEGAL ASPECTS OF THE PROCEDURE OF TRANSITION OF THE NIZHNI NOVGOROD STATE UNIVERSITY TO THE AUTONOMOUS INSTITUTION STATUS
A. V. Petrov, M.K. Gorbatova
We examine some features of the legal regulation of the main activities for the transition of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod from the status of a federal budget-funded educational institution of higher education to that of a federal state autonomous educational institution of higher education.
Keywords: federal state autonomous educational institution of higher education, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, regulatory framework, budget-funded institution.
Referemes
1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v RF» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.12.2012, № 53 (ch. 1), st. 7598.
2. Federal'nyj zakon ot 3 nojabrja 2006 g. № 174-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 06.11.2006, № 45, st. 4626.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.07.2010 № 539 «Ob utverzhdenii Porjadka sozdanija, reorgani-zacii, izmenenija tipa i likvidacii federal'nyh gosudar-stvennyh uchrezhdenij, a takzhe utverzhdenija ustavov federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenij i vnesenija v nih izmenenij» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 02.08.2010, № 31, st. 4238
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.05.2007 № 325 «Ob utverzhdenii formy predlozhenija o sozdanii avtonomnogo uchrezhdenija putem izmenenija tipa sushhestvujushhego gosudarstven-nogo ili municipal'nogo uchrezhdenija» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.06.2007, № 23, st. 2794.
5. Prikaz Minjekonomrazvitija RF ot 20.07.2007
№ 261 «Ob utverzhdenii metodicheskih re k-omendacij po zapolneniju formy pred-lozhenija o sozdanii avtonomnogo uchrezhdenija putem izmenenija tipa sushhestvujushhego gosudarstven-nogo ili municipal'nogo uchrezhdenija // Ofi-cial'nye dokumenty v obrazovanii», № 34, dekabr', 2007.