Научная статья на тему 'Новые элементы статуса и форм работы коллегиальных органов управления ННГУ'

Новые элементы статуса и форм работы коллегиальных органов управления ННГУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА / СТАТУС УЧЕНОГО СОВЕТА / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ О КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT BODIES OF AN AUTONOMOUS INSTITUTION / STATUS OF THE SUPERVISORY BOARD / STATUS OF THE ACADEMIC COUNCIL / LOCAL REGULATORY ACTS ON COLLEGIAL MANAGEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайгин В.В., Петров А.В.

Рассматриваются изменения в системе коллективных органов управления ННГУ в связи с переходом в форму автономного учреждения. Анализируются статус и формы деятельности Наблюдательного совета ННГУ, Ученого совета ННГУ, показываются проблемы локального нормативного регулирования их полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайгин В.В., Петров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME NEW ELEMENTS OF THE STATUS AND FORMS OF WORK OF UNN’S COLLEGIAL MANAGEMENT BODIES

The article examines some changes in the system of UNN’s collegial management bodies in connection with its transition to the form of an autonomous institution. We analyze the status and forms of work of UNN’s Supervisory Board and UNN’s Academic Council. Some problems of local regulation of their powers are discussed.

Текст научной работы на тему «Новые элементы статуса и форм работы коллегиальных органов управления ННГУ»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 22015, № 1, с. 207-215

207

УДК 340.1

НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА И ФОРМ РАБОТЫ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ННГУ

© 2015 г. В.В. Сайгин, А.В. Петров

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

avpetrov@unn.ru

Поступила 1 рндакцию 15.03.2015

Рассматриваются изменения в системе коллективных органов управления ННГУ в связи с переходом в форму автономного учреждения. Анализируются статус и формы деятельности Наблюдательного совета ННГУ, Ученого совета ННГУ, показываются проблемы локального нормативного регулирования их полномочий.

Ключнвын слова: органы управления автономного учреждения, статус Наблюдательного совета, статус Ученого совета, локальные акты о коллегиальных органах управления.

В марте 2014 года Приказом министра образования и науки Российской Федерации была изменена организационно-правовая форма Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и университет был преобразован из бюджетного учреждения в автономное [1]. Учредителем был утвержден новый Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (далее -Устав ННГУ) [2].

Переход Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в правовую форму автономного учреждения определил необходимость формирования новых элементов в организации образовательной, научной, хозяйственной и управленческой деятельности университета. Они включили в себя основанные на действующем законодательстве общие с другими автономными учреждениями черты, а также специфические особенности, обусловленные характером вузовской работы и почти уже столетней практикой ее осуществления Нижегородским университетом. Процедуры перехода Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в статус автономного учреждения и формирование его новых элементов подробно проанализированы в одной из статей, посвященных этому процессу [3].

В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность автономных учреждений, и новым Уставом ННГУ произошло изменение системы органов университета, осуществляющих управленческие функции. Расширен состав органов управления. В соответствии с п. 3.3. действующего Устава ННГУ органами управления университетом являются: наблюдатель-

ный совет, конференция работников и обучающихся университета, ученый совет, ректор, президент университета, международный совет, попечительский совет, ученые советы (советы) факультетов (подразделений), студенческий совет.

К функционировавшим на общеуниверситетском уровне в соответствии с ранее действовавшим уставом коллегиальным органам управления - конференции работников и обучающихся ННГУ и Ученому совету ННГУ добавлены такие коллегиальные органы, как наблюдательный совет, международный совет, попечительский совет и студенческий совет. У коллегиальных органов управления появились новые предметы ведения, закреплена соответствующая компетенция, произошло перераспределение ряда полномочий внутри системы органов управления университетом. Новая система коллегиальных органов управления университетом, статус ее отдельных звеньев, новеллы в предметах ведения и полномочиях были проанализированы нами в одной из статей [4].

На первоначальном этапе в практике деятельности коллегиальных органов управления университетом в рамках закрепленных предметов ведения и полномочий обнаружились пробелы, связанные с недостаточно полным определением правовых основ их деятельности; возникли коллизии, обусловленные нечеткостью нормативного регулирования и пересечениями компетенции отдельных органов; практически не регламентированными оказались процедурные вопросы деятельности органов управления и др. Все это определило начало работы по более детальному определению правового статуса коллегиальных органов управления университетом и принятию конкретизирующих нормы законодательства и Устава ННГУ специальных локальных нормативных актов.

Сейчас, когда новая система органов управления университетом действует уже более года, ее параметры, которые раньше можно было оценить главным образом в формально юридическом аспекте, дополнились практикой осуществления правомочий и реальными аспектами взаимодействия органов управления между собой. Принят и реализуется ряд локальных нормативных актов, конкретизирующих положения законодательства и Устава ННГУ в части элементов статуса и форм работы коллегиальных органов. Это дает возможность проанализировать систему коллегиальных органов управления университетом под новым углом зрения, учитывая не только формальные, но и практические аспекты их деятельности.

В настоящей статье, в рамках общей тематики статуса коллегиальных органов управления университетом, главное внимание будет уделено статусу и функционированию Наблюдательного совета и Ученого совета ННГУ. Отчасти потому, что на сегодняшний момент - это основные на общеуниверситетском уровне коллегиальные органы по объему и значимости решаемых управленческих задач; отчасти потому, что процесс формирования общеуниверситетских коллегиальных органов еще не завершен и в ННГУ пока не созданы международный и попечительский советы.

Задачу статьи мы видим в том, чтобы показать современное состояние элементов правового статуса Наблюдательного совета и Ученого совета ННГУ и выделить некоторые проблемы, решаемые или требующие разрешения для повышения эффективности их деятельности в системе управления университетом. Коллегиальные органы играют особую роль в этой системе, обеспечивая выявление и реализацию интересов основных структур университета и обеспечивая согласование и гармонизацию различных подходов к направлениям его развития и функционирования. Попутно отметим, что в научной литературе, на наш взгляд, уделяется неоправданно мало внимания анализу деятельности коллегиальных органов управления университетами, хотя их оптимальная работа непосредственно определяет уровень эффективности высшего образования в целом.

Наблюдательный совет введен в систему коллегиальных органов управления ННГУ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автономных учреждениях» [5] и поставлен Уставом ННГУ на первое место среди управленческих структур университета. В соответствии с требованиями закона решение о назначении членов Наблюдательного совета в составе не менее пяти и не более одиннадцати

принимается учредителем. В состав Наблюдательного совета в определенной законом пропорции включаются представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления и представители общественности; в него также могут входить представители работников университета, кроме ректора и проректоров. Персональный состав Наблюдательного совета ННГУ в количестве одиннадцати человек был утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации в июне 2014 года [6].

За Наблюдательным советом законодательством и Уставом ННГУ закреплены существенные организационные полномочия. Наблюдательный совет рассматривает предложения о внесении изменений в Устав университета, предложения о создании и ликвидации филиалов, об открытии или закрытии представительств, предложения о реорганизации или ликвидации университета. Наблюдательный совет представляет учредителю кандидатуры на должность ректора университета.

Главные полномочия Наблюдательного совета сосредоточены в сфере хозяйственной деятельности. Наблюдательный совет рассматривает вопросы по изъятию имущества, закрепленного за университетом на праве оперативного управления; предложения об участии университета своим имуществом в других юридических лицах; рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности университета и отчеты о его исполнении; предложения о совершении крупных сделок или сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; предложения о выборе кредитных организаций для открытия банковских счетов; вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и другие. Практически ни один крупный хозяйственно-финансовый вопрос сейчас не может быть решен без предварительного рассмотрения его Наблюдательным советом.

Отметим, что перечень предметов ведения Наблюдательного совета, закрепленный в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» и в Уставе ННГУ, носит ограниченный характер и не может быть произвольно расширен. Другие вопросы могут рассматриваться Наблюдательным советом только в случае прямого указания на них в законодательстве. Например, в силу требований законодательства о закупках, Наблюдательный совет утверждает Положение о закупках товаров, работ и услуг. Особенностью статуса Наблюдательного совета является также то, что никакие его полномочия не могут быть переданы (делегированы) другим органам управления университетом.

Законодательное и уставное регулирование охватывает основные элементы статуса Наблюдательного совета, однако оставляет неурегулированными многие вопросы осуществления правомочий, внутренней организации и процедур деятельности Наблюдательного совета. Эти проблемы были в значительной части решены путем принятия Наблюдательным советом ННГУ в ноябре 2014 года Регламента работы Наблюдательного совета ННГУ. Положения Регламента работы Наблюдательного совета ННГУ подробно рассмотрены в одной из посвященных анализу его деятельности статей [7]. Остановимся только на некоторых принципиальных моментах, связанных с восполнением Регламентом пробелов в законодательном и уставном регулировании деятельности Наблюдательного совета.

Отметим, во-первых, фрагментарное определение полномочий председателя Наблюдательного совета в законодательстве и Уставе ННГУ. Регламент детализирует эти полномочия, закрепляя, что председатель формирует план работы Наблюдательного совета и представляет его на утверждение Наблюдательному совету; определяет, на основе предложений учредителя, членов наблюдательного совета, ректора, содержание проекта повестки дня заседаний Наблюдательного совета; определяет форму проведения заседаний Наблюдательного совета (очную или заочную); созывает заседания Наблюдательного совета; приглашает принять участие в заседаниях Наблюдательного совета лиц, не являющихся членами Наблюдательного совета; председательствует на заседаниях Наблюдательного совета и руководит ходом их проведения; вносит на заседаниях проекты решений, заключений и рекомендаций Наблюдательного совета; организует голосование по вопросам повестки дня и оглашает его итоги; осуществляет иные полномочия.

В законодательстве и Уставе ННГУ не прописана ключевая для таких структур должность секретаря Наблюдательного совета. В Регламенте она выделена, и закреплено, что секретарь Наблюдательного совета участвует в подготовке проекта повестки дня заседаний Наблюдательного совета и определении формы проведения заседаний; направляет извещения членам Наблюдательного совета и приглашенным лицам о времени и месте проведения заседаний; обеспечивает подготовку и рассылку материалов, необходимых для проведения заседаний Наблюдательного совета; обеспечивает организационно-техническую подготовку проведения заседаний Наблюдательного совета; готовит проекты решений, рекомендаций, заключений Наблюдательного совета; организует

подготовку бюллетеней для голосования по утвержденной Наблюдательным советом форме; проводит подсчет итогов голосования по вопросам повестки дня; ведет, оформляет и подписывает протоколы заседаний Наблюдательного совета; осуществляет иные полномочия.

В действующем законодательстве и Уставе ННГУ практически не прописаны процедуры подготовки и проведения заседаний Наблюдательного совета. Регламент восполняет этот пробел, урегулировав, в частности, порядок определения места и времени проведения заседаний Наблюдательного совета, если они созываются по инициативе председателя, учредителя или ректора, обычные и исключительные сроки назначения заседаний; порядок подготовки и рассылки членам Наблюдательного совета материалов заседаний; определения очной или заочной формы заседаний, установления кворума заседаний, утверждения и обсуждения вопросов повестки дня заседаний, прекращения прений; порядок голосования по вопросам повестки дня и представления бюллетеней при различных формах проведения заседаний, подведения и объявления итогов голосования, ведения и оформления протоколов заседаний.

Регламент в отличие от действующего законодательства и Устава ННГУ четко классифицировал по видам и юридическим последствиям решения, принимаемые Наблюдательным советом.

Так, Наблюдательный совет дает рекомендации, рассматривая предложения Учредителя или Ректора ННГУ о внесении изменений в Устав ННГУ; предложения Учредителя или Ректора ННГУ о создании и ликвидации филиалов ННГУ, об открытии и закрытии его представительств; предложения Учредителя или Ректора ННГУ о реорганизации ННГУ или его ликвидации; предложения Учредителя или Ректора ННГУ об изъятии имущества, закрепленного за ННГУ на праве оперативного управления; предложения Ректора ННГУ о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации ННГУ не вправе распоряжаться самостоятельно. Рекомендации даются большинством голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета ННГУ. Учредитель принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций Наблюдательного совета.

Наблюдательный совет дает заключения, рассматривая проект плана финансово-хозяйственной деятельности ННГУ; предложения Ректора ННГУ об участии ННГУ в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставной (складочный) капитал других юридических лиц

или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника; предложения Ректора ННГУ о выборе кредитных организаций, в которых ННГУ может открыть банковские счета. Заключения даются большинством голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета ННГУ. Копия заключения о проекте плана финансово-хозяйственной деятельности ННГУ направляется Учредителю. По другим вопросам Ректор ННГУ принимает решения после рассмотрения заключений Наблюдательного совета.

Наблюдательный совет принимает решения, рассматривая предложения Ректора ННГУ о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность; предложения Ректора ННГУ о совершении крупных сделок; вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности ННГУ и утверждения аудиторской организации. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов Наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в Наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается Учредителем. Решения по другим вопросам принимаются Наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета. Решения, принимаемые Наблюдательным советом, обязательны для Ректора ННГУ.

Наблюдательный совет утверждает по представлению Ректора ННГУ проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения; регламент работы Наблюдательного совета, изменения и дополнения к нему; положение о закупке товаров, работ, услуг. Копии утвержденных документов направляются Учредителю и Ректору ННГУ.

Наряду с Наблюдательным советом ключевую роль в системе коллегиальных органов управления ННГУ сохраняет Ученый совет, который позиционируется в Уставе ННГУ как орган, осуществляющий общее руководство университетом. Полномочия Ученого совета, в отличие от Наблюдательного совета, в основном сосредоточены в области организации образовательной и научной деятельности, определении структуры университета и осуществлении конкурсного отбора научно-педагогических работников.

К компетенции Ученого совета, в частности, относится: нормативное регулирование образовательной деятельности; принятие образовательных стандартов, устанавливаемых университетом; утверждение тематических планов научных исследований; принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную деятельность; принятие положений об образовательных и научных структурных подразделениях; утверждение положений о стипендиальном обеспечении; конкурсный отбор лиц, претендующих на занятие должностей научно-педагогических работников; представление к присвоению учёных званий и другие вопросы.

В компетенцию Ученого совета входит и ряд организационных вопросов, в частности заслушивание ежегодных отчетов ректора; принятие решений о создании международного и попечительского советов; рассмотрение отчетов руководителей структурных подразделений университета; принятие решения о созыве конференции. Подчеркнем, что перечисленный в Уставе ННГУ перечень полномочий Ученого совета не является, в отличие от компетенции Наблюдательного совета, исчерпывающим. Ученый совет может решать иные вопросы, отнесенные к его компетенции действующим законодательством, Уставом ННГУ и локальными нормативными актами университета.

Важно отметить, что Ученый совет ННГУ, в отличие от Наблюдательного совета, может делегировать отдельные полномочия ученым советам структурных подразделений университета. На практике Ученым советом ННГУ переданы ученым советам структурных подразделений полномочия по выборам на должности педагогических работников, кроме выборов профессоров, заведующих кафедрами и деканов, полномочия по разработке и утверждению основных компонентов образовательных программ, в том числе учебных планов. Но процесс упорядочения полномочий, передаваемых ученым советам структурных подразделений, еще явно не завершен. Обратим внимание также на то, что Ученый совет ННГУ вправе отменять или изменять в случае необходимости любые решения ученых советов структурных подразделений.

До недавнего времени для функционирования Ученого совета ННГУ достаточно было закрепления статуса этого коллегиального органа на уровне федерального закона1, федеральных подзаконных актов2, а также Устава ННГУ. Однако развитие системы коллегиальных органов управления университетом обнаружило недостаточность существующей правовой регла-

ментации в вопросах формирования Ученого совета ННГУ и конкретных процедур его деятельности. Поэтому в развитие норм действующего законодательства и Устава ННГУ на заседаниях Ученого совета ННГУ были приняты соответственно в январе и марте 2015 года два локальных нормативных акта: решение Ученого совета ННГУ «О выборах нового состава Ученого совета ННГУ» и «Регламент Ученого совета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского».

Решение «О выборах нового состава Ученого совета ННГУ» формально было связано с истечением пятилетнего срока полномочий действующего Ученого совета ННГУ. В то же время оно детально прописало общий порядок формирования состава Ученого совета, выделив и регламентировав образование его из не избираемой и избираемой частей. В не избираемую часть Ученого совета по должности входят Ректор ННГУ, Президент ННГУ, проректоры ННГУ и деканы факультетов ННГУ. Все остальные члены Ученого совета избираются на конференции работников и обучающихся ННГУ путем тайного голосования.

Список кандидатов в состав избираемой части Ученого совета ННГУ формируется действующим Ученым советом. Кандидатуры в список предлагаются общими собраниями или конференциями трудовых коллективов структурных подразделений ННГУ. Отметим некоторые особенности. Во-первых, ранее предложения о включении в состав ученого совета исходили не от собраний или конференций трудовых коллективов, а от ученых советов структурных подразделений. Во-вторых, впервые было закреплено представительство в ученом совете не только от образовательных и научных подразделений, но и от административных структурных подразделений - управлений университета. Действующим Ученым советом устанавливаются квоты на выдвижение кандидатов в избираемую часть Ученого совета по каждому субъекту выдвижения, и на заседании путем голосования утверждается окончательный список кандидатов.

Список избираемой части Ученого совета вносится на голосование делегатов конференции работников и обучающихся ННГУ. Свое право на определение состава Ученого совета делегаты конференции работников и обучающихся ННГУ реализуют через процедуру тайного голосования по списку путем оставления или вычеркивания в бюллетене фамилий кандидатов, предложенных в состав избираемой части Ученого совета. Избранными в состав Ученого совета считаются кандидаты, получившие

более 50 процентов голосов от числа присутствующих на конференции делегатов при наличии кворума не менее 2/3 от списочного состава делегатов конференции работников и обучающихся ННГУ.

По закрепленной процедуре новый состав Ученого совета ННГУ был избран конференцией работников и обучающихся ННГУ 25 февраля 2015 года; общая его численность с учетом не избираемой части составила 74 человека. На своем первом заседании Ученый совет ННГУ принял еще один важный локальный нормативный акт «Регламент Ученого совета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского» (далее - Регламент Ученого совета). Его значимость определяется тем, что в истории Нижегородского университета это первый локальный нормативный акт, специально посвященный регулированию содержания и форм деятельности Ученого совета ННГУ.

Предмет регулирования Регламента - порядок формирования органов, организации работы, проведения заседаний и принятия решений Ученого совета ННГУ, т.е. процедурные вопросы его создания, структуры и осуществления деятельности. В качестве базового элемента этих процедур Регламент закрепляет систему принципов внутренней организации и деятельности Ученого совета ННГУ, отнеся к ним принципы законности, гласности, коллегиального обсуждения и принятия решений, ответственности перед Российской Федерацией, партнерами по осуществлению образовательной и научной деятельности, работниками и обучающимися университета. Роль данных принципов такая же, как и в любом нормативном акте, - с их позиций понимается содержание всех других норм Регламента Ученого совета и осуществляется их реализация.

Регламент закрепил систему органов Ученого совета ННГУ, которую составили председатель Ученого совета ННГУ, его заместитель, ученый секретарь Ученого совета ННГУ, президиум Ученого совета ННГУ и комиссии Ученого совета ННГУ. Определены процедуры формирования органов Ученого совета ННГУ; достаточно подробно прописана компетенция каждого из органов, прежде всего председателя Ученого совета ННГУ и ученого секретаря Ученого совета ННГУ. Отметим, что до сих пор эти полномочия нигде не закреплялись и устанавливались деловыми обычаями. В Регламенте Ученого совета определены также общие правила взаимодействия органов Ученого совета ННГУ между собой, с другими органами управления университетом и структурными подразделениями университета.

Особый интерес с точки зрения правовой регламентации представляет создание и наделение полномочиями нового органа Ученого совета ННГУ - его президиума. Он создается решением Ученого совета ННГУ из числа его членов простым большинством голосов при кворуме не менее 50 процентов списочного состава Ученого совета ННГУ. Предполагается, что инициатива по формированию президиума Ученого совета должна исходить от его председателя, но кандидатуры в состав президиума могут предлагаться и членами Ученого совета. В любом случае окончательное решение по персональному составу президиума остается за Ученым советом.

Как установил Регламент, в состав президиума Ученого совета ННГУ входят ректор, являющийся председателем президиума, президент, проректоры университета, деканы факультетов, ученый секретарь Ученого совета университета, а также избранные в состав Ученого совета университета: директора институтов и научно-исследовательских институтов, директора филиалов, начальники управлений университета, представители профсоюзной организации сотрудников и обучающихся. В состав президиума Ученого совета университета по предложению председателя ученого совета могут также включаться другие члены Ученого совета ННГУ. На заседании Ученого совета ННГУ в мае 2015 года был утвержден персональный состав президиума Ученого совета ННГУ в составе 37 человек.

В Регламенте закреплено, что Ученый совет ННГУ передает часть своих полномочий президиуму. По этим вопросам президиум Ученого совета может принимать окончательные решения. Вместе с тем наиболее важные вопросы Ученый совет ННГУ оставил в своей исключительной компетенции. Принятие решений по ним возможно только на заседаниях Ученого совета ННГУ. Это, в частности, вопросы проведения конференций работников и обучающихся ННГУ, определения основных направлений развития университета, заслушивания ежегодных отчетов ректора, утверждения планов работы Ученого совета, принятия решений о создании попечительского и международного советов, рассмотрения представлений работников университета к награждению и присуждения почетных званий университета.

Отметим, что в соответствии с Регламентом президиум принимает решения по переданным ему вопросам от имени Ученого совета ННГУ, выступая как орган общего руководства университета в целом. Однако вопросы, переданные для решения президиуму, могут быть

предметом рассмотрения на заседаниях самого Ученого совета, в том числе путем процедуры пересмотра решений президиума. Здесь надо иметь в виду, что компетенция Ученого совета ННГУ - основная, а компетенция его президиума - производная от воли Ученого совета.

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского длительное время функционирует совещание деканов и директоров институтов, которое действует как совещательный орган, в том числе предварительно рассматривающий вопросы, выносимые на заседания Ученого совета ННГУ. В ряде случаев Ученый совет ННГУ поручал совещанию деканов принять окончательное решение по вопросам, обсуждавшимся на заседаниях Ученого совета, хотя формально статус совещания деканов нигде не закреплялся. Создание президиума Ученого совета, состав которого практически совпадает с составом совещания деканов, позволило конституировать в новом качестве этот практически значимый орган и наделить его легальными властными полномочиями.

В Регламенте подробно прописывается порядок организации работы Ученого совета ННГУ и его президиума, в частности порядок планирования работы, процедуры подготовки очередных и внеочередных заседаний, порядок формирования повестки дня, подготовки и представления материалов к заседаниям ответственными исполнителями, порядок информирования членов Ученого совета и его президиума о рассматриваемых на заседаниях вопросах. Следует отметить, что ранее все эти вопросы решались на основе деловых обыкновений, и форма процедурных отношений была весьма условной. Теперь эти отношения урегулированы юридическими нормами, пробрели форму прав и обязанностей, что обеспечивает более эффективную их реализацию.

Регламент формализует порядок проведения заседаний Ученого совета и его президиума, в том числе определения кворума, утверждения повестки дня, выступлений и прений по поставленным вопросам. Заседание Ученого совета ННГУ считается правомочным, когда на нем присутствует не менее 50 процентов списочного состава, если иное не предусмотрено действующим законодательством и Уставом ННГУ. Для заседаний президиума Ученого совета устанавливается более высокий кворум; заседание считается правомочным, когда на нем присутствует не менее трех четвертей от списочного состава президиума.

Регламент упорядочил процедуры, связанные с принятием решений на заседаниях Ученого совета и президиума при проведении проце-

дур открытого и тайного голосования. При наличии на заседании кворума решение Ученого совета ННГУ считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Ученого совета. В отдельных случаях действующим законодательством и Уставом ННГУ может предусматриваться необходимость квалифицированного большинства для принятия решений Ученого совета. Для принятия решений президиума Ученого совета установлена иная численность голосующих. При наличии на заседании кворума решение президиума Ученого совета ННГУ считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей от присутствующих членов президиума.

Повышенные кворум и число голосующих для принятия решения президиумом установлены, чтобы обеспечить принятие президиумом решений от имени Ученого совета ННГУ в количественном составе не ниже минимального числа, необходимого для принятия решения Ученым советом ННГУ в целом. Однако на практике это приводит к тому, что президиум проводит заседания, но ни разу еще не собрался в количестве, необходимом для принятия им решений. Возможно, что для преодоления этого затруднения следует уточнить процедуры принятия решений и допустить возможность участия в голосовании членов президиума, отсутствующих по уважительным причинам, путем представления ими письменного мнения по вопросам повестки дня. Такая процедура применяется, в частности, в деятельности Наблюдательного совета.

Регламент определил до этого не урегулированный порядок оформления, вступления в силу и опубликования решений Ученого совета ННГУ и его президиума. Эти решения вступают в силу в день подписания их Председателем Ученого совета ННГУ - Ректором ННГУ либо в сроки, определенные самими решениями. Вступившие в силу решения рассылаются ученым секретарем Ученого совета заинтересованным лицам и структурным подразделениям. Решения Ученого совета ННГУ и его президиума, имеющие общий характер или затрагивающие права и обязанности работников и обучающихся университета, в обязательном порядке размещаются на официальном сайте университета.

Важным элементом Регламента и новеллой в статусе Ученого совета ННГУ стало закрепление норм о контроле за исполнением его решений. Решения Ученого совета ННГУ, равно как и принятые от имени Ученого совета решения президиума, являются обязательными для всех органов, структурных подразделений, работников и обучающихся ННГУ. Ученый совет уни-

верситета непосредственно или через формируемые им органы контролирует исполнение принятых Ученым советом и его президиумом решений. Решения с конкретной датой исполнения подлежат исполнению в указанный срок. В необходимых случаях предложения о продлении сроков исполнения решения представляются председателю Ученого совета в письменном виде с соответствующим обоснованием не позднее чем за 5 дней до установленной даты исполнения. Председатель Ученого совета вправе установить новый срок исполнения решения.

Ученый секретарь Ученого совета по истечении установленных решениями сроков их исполнения представляет председателю Ученого совета отчеты о выполнении решений Ученого совета ННГУ и его президиума. Не реже одного раза в квартал президиум Ученого совета ННГУ заслушивает информацию председателя о выполнении принятых Ученым советом и его президиумом решений. По мере необходимости президиум Ученого совета также заслушивает отчеты представителей администрации университета. По итогам рассмотрения информации президиум Ученого совета может признать решение Ученого совета или его президиума выполненным или, в случае неудовлетворительного исполнения решения, инициировать повторное рассмотрение вопроса на заседании Ученого совета ННГУ или его президиума. Одновременно президиум Ученого совета может поставить перед ректором вопрос о необходимости привлечения лиц, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении решений Ученого совета ННГУ или его президиума, к дисциплинарной ответственности.

В заключение подчеркнем, что принятие на основе действующего законодательства об образовании и Устава ННГУ локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность коллегиальных органов управления университетом, позволяет, во-первых, определенно и четко зафиксировать основные элементы организации и формы деятельности Наблюдательного совета и Ученого совета ННГУ. Во-вторых, перейти на более высокий уровень социальной регламентации посредством юридических норм, уйдя из достаточно расплывчатой и по-разному понимаемой области деловых обыкновений. В-третьих, в системе с другими нормативными актами в сфере образования заложить добротную правовую основу для эффективной деятельности основных коллегиальных органов управления Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Примечания

1. См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; действующий Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. См.: Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 8. Ст. 731. Оно признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1636.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2014 г. № 182 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Документ официально опубликован не был.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 218 «Об утверждении устава федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Документ официально опубликован не был.

3. Петров А.В., Горбатова М.К. Правовые аспекты процедуры перехода Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в автономное учреждение // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 3. Ч. 2. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014. С. 1-17.

4. Сайгин В.В., Петров А.В. О коллегиальных органах управления Нижегородского государственного университета как автономного учреждения // Законность и правопорядок: Сборник научно-практических статей. Вып. 1 (8). Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского. 2014. С. 51-54.

5. Федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 615 «О назначении членов наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Документ официально опубликован не был.

7. Петров А.В., Горбатова М.К. О регламенте работы Наблюдательного совета ННГУ // Законность и правопорядок: Сборник научно-практических статей. Вып. 1 (11). Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского. 2015. С. 61-67.

SOME NEW ELEMENTS OF THE STATUS AND FORMS OF WORK OF UNN'S COLLEGIAL MANAGEMENT BODIES

V. V. Saygin, A V. Petrov

The article examines some changes in the system of UNN's collégial management bodies in connection with its transition to the form of an autonomous institution. We analyze the status and forms of work of UNN's Supervisory Board and UNN's Academic Council. Some problems of local regulation of their powers are discussed.

Keywords: management bodies of an autonomous institution, status of the Supervisory Board, status of the Academic Council, local regulatory acts on collegial management bodies.

References

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 13 marta 2014 g. № 182 «O sozdanii fede-ral'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo» putem izmeneniya tipa sushchestvuyushchego federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo». Dokument oficial'no opublikovan ne byl.

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 21 marta 2014 g. № 218 «Ob utverzhdenii ustava federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo

obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo». Dokument oficial'no opublikovan ne byl.

3. Petrov A.V., Gorbatova M.K. Pravovye aspekty procedury perekhoda Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo v avtonomnoe uch-rezhdenie II Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. № 3. Ch. 2. N. Novgorod: Izd-vo NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2014. S. 1-17.

4. Sajgin V.V., Petrov A.V. O kollegial'nyh organah upravleniya Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universite-ta kak avtonomnogo uchrezhdeniya II Zakonnost' i pravopo-ryadok: Sbornik nauchno-prakticheskih statej. Vyp. 1(8). N. Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet im. N.I. Loba-chevskogo. 2014. S. 51-54.

5. Federal'nyj zakon ot 03 noyabrya 2006 g. № 174-FZ «Ob avtonomnyh uchrezhdeniyah» // So-branie zakonodatel'stva RF. 2006. № 45. St. 4626.

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-sijskoj Federacii ot 2 iyunya 2014 g. № 615 «O naz-nachenii chlenov nablyudatel'nogo soveta federal'no-go gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Nizhegorods-

kij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevsko-go». Dokument oficial'no opublikovan ne byl.

7. Petrov A.V., Gorbatova M.K. O reglamente raboty Nablyudatel'nogo soveta NNGU // Zakonnost' i pravopo-ryadok: Sbornik nauchno-prakticheskih statej. Vyp. 1 (11). N. Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet im. N.I. Loba-chevskogo. 2015. S. 61-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.