УДК 340
А. В. ДЮКОВ, начальник управления правовой информации Договорно-правового департамента МВД России, кандидат юридических наук, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, полковник внутренней службы (г. Москва)
О РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 МАЯ 2011 г. № 657 «О МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
В МВД России мониторинг правоприменения [1] проводится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» [2], Методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации [3] и Положением о мониторинге правоприменения в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 20 октября 2011 г. № 1090.
Методика осуществления мониторинга в Российской Федерации устанавливает правила и показатели осуществления мониторинга в Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти [4] органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ней существуют два вида мониторинга - текущий мониторинг, который осуществляется на регулярной основе в отношении группы нормативных правовых актов, а также оперативный мониторинг, осуществляющийся в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Мониторинг в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на текущий год [5], который ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.
За разработку проекта Плана мониторинга отвечает Минюст России, на которое возложена координирующая функция по осуществлению мониторинга ФОИВ.
Ежегодно в срок до 1 июня ФОИВ направляют предложения в Минюст России для включения их в проект Плана мониторинга на следую- ^ щий год. ^
По результатам анализа полу- 3 ченных предложений Минюст России а
августа представ- у ляет проект Плана мониторинга в Правительство Российской Федерации, ко- ¡^ торое в свою очередь утверждает пред- ^ ставленный проект не позднее 1 сентяб- |
ря. |
Для исполнения пунктов Плана | мониторинга ФОИВ могут утверждать ^ собственные планы по организации мо- ^ ниторинга правоприменения, по резуль- § татам которого они до 1 июня представляют в Минюст России доклады о результатах мониторинга, осуществленно- ^ го ими в предыдущем году в соответст- | вии с планом мониторинга. | На основе представленных док- ^ ладов и других материалов Минюст России подводит итоги выполнения ^ Плана мониторинга за предыдущий год, а подготавливает проект доклада Прези- | денту Российской Федерации о резуль- ^ татах мониторинга в Российской Федерации и до 1 августа направляет его на рассмотрение в Правительство Россий-
ской Федерации, которое в свою очередь до 1 сентября представляет его Президенту Российской Федерации.
По итогам рассмотрения доклада Президентом Российской Федерации могут быть даны поручения государственным органам и организациям, а также должностным лицам о разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принятии иных мер по реализации предложений, содержащихся в указанном докладе.
Результаты рассмотрения доклада о результатах мониторинга опубликовываются Минюстом России в средствах массовой информации, а также размещаются на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минюста России в сети Интернет.
В МВД России во исполнение ^ Указа переработано Положение о мони-^ торинге правоприменения в системе § МВД России и вновь утверждено прика-^ зом МВД России от 20 октября 2011 г. 13 № 1090.
и
^ Мониторинг в системе МВД Рос-
^ сии осуществляется на постоянной ос-
^ нове в режиме реального времени с ис-
| пользованием АИС «Мониторинг», ко-
Ц торая представляет собой многоуровне-
| вую территориально распределенную
^ систему, предназначенную для сбора,
® обработки, накопления и анализа ин-
ф формации о состоянии нормативно-
^ правового регулирования в сфере внут-
а ренних дел.
а АИС «Мониторинг» делится на
^ федеральный и территориальный сег-
§ менты. Администратором федерального
| сегмента является Договорно-правовой
а департамент МВД России [6], который: ^ осуществляет организационно-
а методическое обеспечение проведения
§ органами, организациями и подразделе-
^ ниями системы МВД России мониторинга применения законодательства Российской Федерации;
осуществляет рецензирование предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики, которое отражает позицию подразделения по проблематике предложения на предмет актуальности и целесообразности;
обобщает и направляет в Минюст России предложения от МВД России в проект Плана мониторинга, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
готовит и направляет в Минюст России доклад о результатах мониторинга, осуществленного в предыдущем году МВД России в соответствии с Планом мониторинга;
предоставляет для размещения на официальном интернет-сайте МВД России результаты мониторинга, осуществленного в соответствии с планом мониторинга, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну), за прошедший год;
анализирует на предмет актуальности и целесообразности включения в проект плана основных организационных мероприятий МВД России поступившие предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики от субъектов мониторинга.
Субъектами федерального сегмента АИС «Мониторинг» являются -подразделения центрального аппарата МВД России (включая ГКВВ МВД России), «ЭКЦ МВД России», ФКУ «ГЦАХиТО МВД России», ФКУЗ «ЦМСЧ МВД России», ФКУ «НПО «СТиС МВД России», территориальные органы МВД России на межрегиональном уровне (кроме линейных управлений МВД России на транспорте).
Указанные субъекты при проведении мониторинга правоприменения руководствуются целями и задачами мониторинга, осуществляют рецензиро-
вание предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики.
К субъектам мониторинга территориального сегмента АИС «Мониторинг» относятся - территориальные органы МВД России на окружном, региональном и районном уровнях, внутренние войска МВД России, линейные управления МВД России на транспорте, образовательные и научно-исследовательские организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, которые также руководствуются целями мониторинга и выполняют следующие задачи и функции:
Образовательные и научно-исследовательские организации системы МВД России:
выполняют научно-исследовательские и диссертационные исследования, посвященные проблемам и перспективам нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел, по направлениям, закрепленным за ними приказом МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России», а также анализируют состояние нормативной правовой базы и правоприменительной практики подразделений системы МВД России, находящихся на одной с ними территории субъекта Российской Федерации;
формируют перечень исследуемых актуальных проблем и электронный банк по тематике выполняемых работ;
анализируют зарубежное законодательство, регламентирующее деятельность правоохранительных органов;
разрабатывают концептуальные основы проектов и предложения по изменению нормативных правовых актов в целях совершенствования нормативно-правового регулирования;
анализируют поступившие обращения граждан, предложения институтов гражданского общества и СМИ;
формулируют и направляют в ДПД МВД России предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в указанной сфере деятельности, а также пополняют блок «Банки данных» АИС «Мониторинг» положениями диссертаций, выносимых на защиту и содержащих предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики.
Субъекты мониторинга по мере сбора предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования и проведения анализа правоприменительной практики представляют в ДПД МВД России:
не позднее 1 мая текущего года предложения в проект плана мониторинга правоприменения, утверждаемого Правительством Российской Федера- > ции; §
не позднее 1 сентября текущего а года предложения по совершенствова- & нию нормативно-правового регулирова- ^ ния и правоприменительной практики ¡^ для включения в проект плана основных ^ организационных мероприятий МВД § России. Ц
Мониторинг в системе МВД Рос- § сии проводится в соответствии с Пла- | ном мониторинга правоприменения ^ в Министерстве внутренних дел Рос- § сийской Федерации на текущий год [7], ^ утверждаемым Министром внутренних ^ дел Российской Федерации. Ц
Данный План МВД России фор- ф мируется посредством включения в него § следующих позиций: ^
1. В первую очередь в План -Л МВД России включаются позиции, по ^ которым МВД России выступает в каче- Л стве головного исполнителя (соиспол- § нителя), в соответствии с Планом мони- 05 торинга, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Далее в Плане МВД России находят свое отражение предложения о необходимости проведения мониторинга тех или иных групп правоотношений или нормативных правовых актов, поступившие от подразделений системы МВД России.
3. Далее проект Плана МВД России направляется на согласование в подразделения центрального аппарата МВД России.
4. Завершается процедура подготовки Плана МВД России его изданием, после утверждения Министром внутренних дел Российской Федерации.
По результатам мониторинга правоприменения МВД России был подготовлен и направлен в Минюст России Доклад о результатах мониторинга правоприменения, осуществленного Министерством внутренних дел Российской Федерации в 2013 году [8].
В Доклад вошли предложения по ^ совершенствованию законодательства ^ Российской Федерации по позициям 5 Плана мониторинга правоприменения в ^ Российской Федерации, утвержденного | распоряжением Правительства Россий-^ ской Федерации от 1 августа 2012 г. ^ № 1396-р, согласно которому: ¡^ по пункту 1 - «Поступление на
§ службу в органы внутренних дел, ее §
Ц> прохождение и прекращение, а также Ц определение правового положения (ста-^ туса) сотрудника органов внутренних ® дел и предоставления ему социальных ^ гарантий» - МВД России - головной ^ исполнитель, Минтруд России и Мина фин России - соисполнители; « по пункту 17 - «Миграционная ^ деятельность в Российской Федерации» ^ - ФМС России - головной исполнитель, | МВД России, МИД России и 3 ФСБ России - соисполнители. ^ Указанные плановые позиции а вошли в План мониторинга правопри-§ менения в Министерстве внутренних ^ дел Российской Федерации на 2013 год, утвержденный Министром внутренних дел Российской Федерации генерал-
полковником полиции В. А. Колоколь-цевым 26 декабря 2014 г. № 1/2593.
За 2013 год в АИС «Мониторинг» поступило 1477 предложений. Из них по выполнению Плана МВД России на 2013 год:
- по плановой позиции № 1 «Мониторинг правоприменения Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также нормативных правовых актов, изданных в связи с его принятием» -392 предложения;
- по плановой позиции № 2 «Мониторинг правоприменения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также нормативных правовых актов, изданных в связи с его принятием» - 439 предложений;
- по плановой позиции № 3 «Мониторинг правоприменения регулирования миграционной деятельности в Российской Федерации» - 36 предложений;
- по плановой позиции № 4 «Мониторинг правоприменения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также нормативных правовых актов, изданных в связи с его принятием» -65 предложений;
- по плановой позиции № 5 «Мониторинг правоприменения Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также нормативных правовых актов, изданных в связи с его принятием» - 90 предложений;
- по плановой позиции № 6 «Мониторинг правоприменения приказа
МВД России от 19 сентября 2006 г. № 734 «Об утверждении правил предоставления доступа и использования ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России» - 23 предложения;
- по плановой позиции № 7 «Мониторинг правоприменения приказа МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» - 39 предложений;
- по плановой позиции № 8 «Мониторинг правоприменения приказа МВД России от 29 июня 2012 г. № 646 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» - 32 предложения;
- по плановой позиции № 9 «Мониторинг правоприменения приказа МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации и подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» - 76 предложений.
В рамках проведения подразделениями системы МВД России инициативного мониторинга правоприменения получены 285 предложений.
Поступившие в АИС «Мониторинг» предложения были рассмотрены экспертами федерального сегмента
АИС «Мониторинг», после чего частично включены в Доклад.
В процессе подготовки Доклада был проведен анализ практики применения более двух с половиной тысяч нормативных правовых актов. По результатам данной работы были сформулированы предложения по внесению изменений в:
1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9].
2. В Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10].
3. Кодекс Российской Федерации ^ об административных правонарушениях > [11]. §
4. Федеральный закон от 27 июля s 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной & гражданской службе Российской Феде- i рации» [12]. ¡^
5. Федеральный закон от 6 апре- ^ ля 2011 г. № 64-ФЗ «Об администра- g тивном надзоре за лицами, освобожден- Ц ными из мест лишения свободы» [13]. g
6. Приказ МВД России от 19 сен- |
тября 2006 г. № 734 «Об утверждении ©
Правил предоставления доступа и ис- §
о
пользования ресурсов сети «Интернет» ^
в системе МВД России» [14]. ^
7. Приказ МВД России от 3 июля ^ 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка © организации подготовки кадров для за- § мещения должностей в органах внутрен- s них дел Российской Федерации» [15].
Кроме того, ряд проблем, выявлен- ^ ных в процессе подготовки Доклада, уже Ц были решены в проектах федеральных за- §
конов, либо в приказах МВД России. oq