Искусствоведение список научных статей
-
Орнамент как «Связующая нить» современного и традиционного искусства2007 / Масалова Е. В.ВАК
-
Из истории становления музыкального образования в Уфе в конце XIX начале ХХ века
Статья посвящена исследованию в сфере музыкальной культуры Башкортостана. Особое внимание уделяется истории формирования системы музыкального образования, приводятся не использованные ранее архивные документы, раскрывается история возникновения образовательных учреждений в Уфе, их роль в развитии...
2007 / Набиева Э. А.ВАК -
Проблема трансляции древнерусских мифологем в современное эстетическое сознание
Рассматривается философско-эстетическая концепция эстетического перехода, представленная в аспекте историко-цивилизационного подхода. Формулируется понятие «эстетика перехода», представлен механизм трансформации древнерусских мифологем в современное пространство культуры. Инновационная...
2006 / Суслова Т. И.ScopusВАКESCI -
Звукообразование на гитаре
В статье рассмотрены основные процессы образования звука на гитаре, источник звука и предметы, контактирующие со струной в процессе извлечения звуков, классификация основных способов, видов и базовых приемов формирования звука на гитаре, ключевые понятия, терминология и профессиональный лексикон.
2008 / Карпов Л. В.ВАК -
Роберт Фельманн: «Schulungsgrundlage fuer jodlerinnen und jodler» как первый учебник йодельского пения
Первый в истории учебник йодельского пения Р. Фельманна (1943) с Приложением М. Лиенерта (1962) ставит освоение народного жанра на профессиональную основу. Продуманное расположение в нем дидактических, авторских и подлинных фольклорных образцов дает ключи к постижению как техники пения, так и...
2008 / Хенгги О. К.ВАК -
«Аврора» метаморфоза или путь к спасению души
Статья посвящена проблеме творческого взаимодействия: художник поэт. На примере последнего эскиза «Авроры» И. Г. Мейера автор статьи приводит гипотезу о влиянии данной работы на творческий процесс И. В. Гете при создании им образа Гретхен в четвертом действии второй части «Фауста».
2011 / Тузенко Елена ВикторовнаВАК -
Пластика и пространство: единство формообразования русской классической камнерезной вазы и архитектуры
Статья посвящена исследованию общих принципов строения художественной формы, которые при всем отличии средств выражения обнаруживают свое единство в архитектуре и монументальных изделиях классицизма. Камнерезные изделия концаXVIII-XIX вв. развиваются по законам, близким к законам архитектуры, в...
2010 / Кинева Лариса АнатольевнаВАК -
Древнерусские источники в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова
В статье рассматриваются важнейшие источники сюжета «Китежа»: «Повесть о Петре и Февронии» и «Житие Юлиании Лазаревской», выявляется воздействие поэтики и структурных принципов житий на либретто оперы, музыкальный синтаксис и форму.
2009 / Горячих Владимир ВладимировичВАК -
Об отражении функциональной межполушарной асимметрии в традиционной музыкальной письменности Кореи
Cпецифика нотаций профессиональной традиции музыкальной культуры Кореи рассматривается с точки зрения функциональной межполушарной асимметрии мозга. В корейских нотациях обнаруживается различное проявление главных оперативных свойств левого и правого полушария анализа и синтеза. Особое значение...
2009 / Ключко Светлана ИосифовнаВАК -
Особенности стилистической ситуации в архитектуре Петербурга первой четверти XVIII в.
Рассматривается два здания петровского Петербурга Кунсткамера и Летний дворец Петра I в Летнем саду. Детальное изучение их строительной истории и проектной архитектурной графики показывает многоэтапный характер строительства с участием нескольких архитекторов, каждый из которых внес свой вклад в...
2011 / Ухналев Андрей ЕвгеньевичВАК -
Тeоретико-экспериментальный подход к анализу театрального текста мюзикла
В работе с позиций театральной герменевтики проводится сравнительный анализ театрального текста мюзикла и драматических постановок; выделены факторы, оказывающие позитивное влияние на понимание театрального текста и приведены результаты экспериментального изучения формирования у зрителя...
2010 / Монд О. -лВАК -
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ -ЗАКОНЫ ИСКУССТВА (концепция обучения актерскому мастерству по К.С. Станиславскому)
Определены теоретические подходы к новой интерпретации системы К.С. Станиславского в современной подготовке актера с позиций законов психофизической природы актерского творчества в континууме понятий «актер-человек»«актер-образ»«текст»«мир театрального искусства».
2007 / Старков Геннадий ВасильевичВАК -
«Русский парижанин» Василий Львович Пушкин
Рассматривается образ Парижа в творческом сознании Василия Львовича Пушкина, выявляются особенностивосприятия им столицы Франции и французской культуры. Поэт и родственник А. С. Пушкина представляет новый тип сознания русского дворянина, не преклоняющегося слепо перед всем иностранным, а...
2010 / Рудикова Н. А. -
Русский Роден
Статья посвящена творчеству выдающегося мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) (1876-1959) и открывшейся 23 октября 2009 г. выставке его работ в Галерее Зураба Церетели в Москве. Отмечается также неустанная деятельность Мордовского республиканского музея изобразительных...
2009 / Куделина Елена АльбертовнаВАК -
Из истории китайского фортепианного искусства середины XX века
Статья рассказывает о становлении и развитии китайского фортепианного искусства в период после образования КНР (1949) и до так называемой культурной революции (1966). Основное внимание уделено организации фортепианного образования в целом и в частности в двух крупнейших консерваториях страны...
2008 / Хоу Юз Хоу ЮзВАК -
Этапы становления ансамбля танцев в Сибири (1950-1970 гг.)
В статье предпринята попытка подробно восстановить историю появления в Красноярске профессионального ансамбля народно-сценического танца. Анализируя творчество коллектива, определяя его специфику, исторические особенности возникновения и развития, автор стремится осмыслить причину появления такого...
2007 / Мымликова И. А.ВАК -
Послесловие к дружбе2008 / Зинченко В. П.
-
"Сценическая личность" как исполнительский метод Н.Фигнера (на примере роли Германа в опере Чайковского "Пиковая дама")
Партия Германа в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского создавалась в расчете на возможности Николая Фигнера. Совпадение исполнения певца с намерениями композитора позволяют сказать, что Чайковский воплотил в партии Германа тип сценического поведения, свойственный актерской индивидуальности...
2008 / Сидякина А. Б.ВАК -
Основные проблемы исследований портретов Александра Македонского
В статье дается анализ основных проблем исследований портретов Александра Македонского. Автор останавливается на методологических аспектах этой темы и показывает большое значение данных изысканий для разработки теории античного портрета и концепции искусства эпохи эллинизма.
2008 / Трофимова А. А.ВАК -
К. Дальхауз о значении термина «период»: к вопросу о соотношении музыкально-теоретических и риторических категорий у представителей французского барокко и венского классицизма
В статье излагается взгляд известного немецкого музыковеда К. Дальхауза на понятие периода. Главным предметом анализа является исследовательский подход к толкованию музыкальной терминологии с позиций исторических традиций разных западно-европейских музыкально-теоретических школ. В статье проведено...
2008 / Пылаев Михаил ЕвгеньевичВАК