Искусствоведение список научных статей
-
«“МОЦАРТ-ТАНГО” М. БЕЖАРА: ДИАЛОГ “ДВУХ МУЗЫК” В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ БАЛЕТА»
Балетная постановка Мориса Бежара «Моцарт-Танго» рассмотрена в аспекте образно-смыслового содержания ее музыки: сочинений В.А. Моцарта и мелодий аргентинского танго. Обозначены творческие и личностные предпосылки для работы балетмейстера с данным музыкальным материалом. Выявлены художественные...
2023 / Горн А.В.ВАК -
МЕТОД ПЕНИЯ ДЖАКОМО ГАЛЬВАНИ, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ, В ОБЪЕКТИВЕ НАУЧНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ XIX ВЕКА
Статья посвящена рассмотрению метода педагогической работы профессора Московской консерватории, итальянца Джакомо Гальвани. Этот метод изложен в 1882 году в трактате «Практические наблюдения за голосовым аппаратом» (Observations pratiques sur lʹorgane de la voix). В методе ощутима наметившаяся в...
2023 / Ефимова Н.И., Цыбулько О.А.ВАК -
«НЕМОЕ КРАСНОРЕЧИЕ» ХЕЛЬМУТА ЛАХЕНМАННА В СТАТИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НОН-ДАНСА КСАВЬЕ ЛЕРУА
В фокусе исследования находится творчество французского хореографа направления нон-данс Ксавье Леруа, который в своих постановках опирался на альтернативные формы работы с телом и движением, рассматриваемые в контексте отношений звука и хореографического жеста. Его перформансы нацелены на обретение ...
2023 / Лаврова С.В.ВАК -
ФОЛЬКЛОРИЗМ В БЕЛОРУССКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ XX ВЕКА
Использование фольклора в жанрах, связанных с музыкальным театром, является важной тенденцией белорусского музыкального искусства XX века. В связи со становлением национальной композиторской школы фольклоризм стал естественным средством для презентации национальной идентичности в произведении....
2023 / Лобан Е.В.ВАК -
«ЩЕЛКУНЧИК» ВАЙНОНЕНА: ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПЕТИПА
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» пользуется популярностью во всем мире. Одной из самых известных постановок, идущей на современных сценах, является балет В.И. Вайнонена, основанный на сценарии М Петипа. В статье рассмотрены вопросы продолжения и развития традиций М. Петипа в «Щелкунчике» В....
2024 / Абызова Л.И.ВАК -
«КРАСНЫЙ МАК» — «КРАСНЫЙ ВОСТОК»: К 95-ЛЕТИЮ ПОСТАНОВКИ БАЛЕТА «КРАСНЫЙ МАК»
Спектаклю «Красный мак» почти сто лет. В название статьи введены варианты употребления в речи формулировок «красный» и «Восток». Подразумевается, что красный ― это период времени (эпоха Советского строительства 1927–1930-х гг.) и красный ― цветовая доминанта советского мироощущения. «Красный...
2024 / Туминская О.А.ВАК -
ВОПЛОЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Я. ВАГАНОВОЙ В ПРОГРАММАХ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1938–1940-ГО ГОДОВ
Статья продолжает цикл работ, посвященных первым программам по классическому танцу петербургско-ленинградской балетной школы. В фокусе исследования находятся материалы программ 1938–1940 годов Ленинградского государственного хореографического техникума, найденных в Центральном государственном...
2024 / Жирова В.В.ВАК -
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТРАКТОВОК ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Э.Т.А. ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ» НА БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЙ
В статье анализируется опыт хореографических воплощений (интерпретаций) сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» на балетной сцене в конце ХХ – начале XXI столетия. В основу анализа положена методология хореографической интерпретации литературных источников, использованная некоторыми...
2024 / Васильев И.В., Краснова Л.Е.ВАК -
ПЕСНОПЕНИЯ «СВЯТОЙ ЛИТУРГИИ НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ» АНИСИМА ДЗАТТИАТЫ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ТРАДИЦИИ ОСЕТИН
В статье рассматривается «Святая литургия на осетинском языке»1 композитора Анисима Дзаттиаты в свете развития христианской богослужебной традиции осетин. В настоящее время эта традиция, в основе которой лежит практика Русской православной церкви, включает образцы, имеющие локальное (на территории...
2024 / Кулова И.И.ВАК -
ЭВОЛЮЦИЯ АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА НА РУБЕЖЕ ХIХ–ХХ ВЕКОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН И МОДЕРНИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
В статье сделана попытка определить исторические (рубежа ХIХ−ХХ веков) предпосылки современного положения актера в театре и обществе, когда параллельно с процессом становления режиссерского театра происходило формирование нового «статуса» актера вне режиссуры. На примере творчества крупнейших...
2024 / Максимов В.И.ВАК -
УТВЕРЖДЕНИЕ СКАЗОЧНО-РОМАНТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВЕТСКИХ СПЕКТАКЛЯХ ПО ФЬЯБАМ ГОЦЦИ (1930−1940-Е ГОДЫ)
В статье исследуется опыт бытования произведений итальянского драматурга Карло Гоцци на советской сцене 1930-х и 1940-х годов, когда театр находился в условиях жесткой цензуры и под идеологическим контролем. Несмотря на попытки государственных ограничений, Гоцци все равно проникал на советскую...
2024 / Мишуринская А.Н.ВАК -
СКУЛЬПТУРНЫЕ СЮИТЫ К ОПЕРАМ «СНЕГУРОЧКА» И «САДКО»: ТВОРЧЕСТВО М.А. ВРУБЕЛЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ АБРАМЦЕВСКОГО КРУЖКА
В статье представлен анализ керамических скульптур Михаила Врубеля, созданных по мотивам опер Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко» в 1899−1900-х годах. Исследуется синтетический характер работ Врубеля, особенности обращения к литературным сюжетам, получившим новое воплощение в мире...
2024 / Никифорова В.И.ВАК -
БИЛЬДШТЕЙН (ВАН ОРЕН) — ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО РУССКОГО АНСАМБЛЯ СТАРИННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Юрий (Георгий) Георгиевич Бильдштейн (1887−1947), часто выступавший под псевдонимом Ван Орен, — выдающийся отечественный виолончелист и исполнитель на виоле да гамба, а также преподаватель, организатор, композитор. Одним из главных его достижений стало создание первого в России Ансамбля старинных...
2024 / Шекалов В.А.ВАК -
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХОРЕОДРАМЫ (РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛИ «БЕСПРИДАННИЦА» М. БОЛЬШАКОВОЙ И «ИАКИНФ» А. ПОЛУБЕНЦЕВА)
Статья посвящена премьерным спектаклям двух известных петербургских балетмейстеров — «Бесприданнице» Марии Большаковой в Челябинском театре оперы и балета и «Иакинфу» Александра Полубенцева в Казанском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. В основе «Бесприданницы» — известная драма А. Н....
2024 / Розанова О.И.ВАК -
ВКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ
Статья посвящена истории становления профессионального хореографического искусства в Узбекистане с помощью деятелей балета из России. Идея создания узбекской хореографической школы нашла поддержку со стороны А.Я. Вагановой. Детально освещается начальный этап становления национальной...
2024 / Гапиенко О.В.ВАК -
ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИБРЕТТО БАЛЕТА «ЛЕГЕНДА ОБ ОЗЕРЕ» В БОЛГАРСКОЙ КРИТИКЕ
В статье предпринята попытка осмыслить трансформации либретто балета «Легенда об озере» в болгарском искусствоведческом дискурсе. Материалом для анализа послужили монографии и критические статьи, опубликованные на страницах периодических изданий (от заметок информационного характера до рецензий на...
2024 / Стоянов Г.ВАК -
ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ МИФА О МОРСКОЙ ДЕВЕ В БАЛЕТЕ «РУСАЛКА» У ЦЗУЦЗЯНА И ДУ МИНСИНЯ
Статья посвящена особенностям интерпретации характерного для мифологий многих народов мифа о Морской деве в балете «Русалка» У Цзуцзяна и Ду Минсиня, поставленном в 1959 году. Действенным инструментом выявления специфики китайской трактовки выступает сравнительный анализ сценических реализаций...
2024 / Верба Н.И.ВАК -
СИМВОЛИЧЕСКИЕ И АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЯЗЫКА ТАНЦА ЦАМ
Цам — это религиозное обрядовое действие, сформировавшееся в Тибете и получившее широкое распространение в буддийском мире. С точки зрения художественных форм Цам включает в себя хореографию, музыку, костюмы и маски. Для выражения «диалога между богами и людьми» Цам опирается на тело, звуки,...
2024 / Ли ВанВАК -
«ЭЛАСТИЧНАЯ ФОРМА» ГЕНРИ КОУЭЛЛА КАК НОВЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ГИБКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Статья посвящена феномену эластичной музыкальной формы американского композитора Генри Коуэлла. Отправной точкой создания такого типа формы стало сотрудничество с хореографом Мартой Грэм. Осознавая проблемы, сопутствующие сложным взаимоотношениям музыки и танца, Коуэлл размышлял над недостатками...
2024 / Белых С.Г.ВАК -
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПОЗИТОРА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ И ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА СГЕНЕРИРОВАННОГО НЕЙРОСЕТЬЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В статье объектом исследования является процесс создания музыки композитором с использованием нейросети. Характер этого процесса не предопределен и допускает вариации в широких пределах. Вместе с тем изучение музыкального материала позволяет сделать вывод о возможных способах взаимодействия с...
2024 / Григорьев В.Е.ВАК