Научная статья на тему 'ВОПЛОЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Я. ВАГАНОВОЙ В ПРОГРАММАХ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1938–1940-ГО ГОДОВ'

ВОПЛОЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Я. ВАГАНОВОЙ В ПРОГРАММАХ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1938–1940-ГО ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой / А.Я. Ваганова / балет / классический танец / методика / балетная педагогика / учебная программа / Vaganova Ballet Academy / A. Vaganova / ballet / classical dance / methodology / ballet pedagogy / curriculum

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жирова В.В.

Статья продолжает цикл работ, посвященных первым программам по классическому танцу петербургско-ленинградской балетной школы. В фокусе исследования находятся материалы программ 1938–1940 годов Ленинградского государственного хореографического техникума, найденных в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (Ф. Р-259 Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой), в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства (Ф. 242 А.Я. Вагановой) и в Российском государственном архиве литературы и искусства (Ф. 962 Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР). Экземпляры архивных программ содержат рукописные пометки А. Я. Вагановой, представляющие отдельный интерес для исследования. Расшифровка стенограммы совещания 1938 года по пересмотру программы старших классов дополняет картину об изменениях, внесенных в урок классического танца. Сравнительный анализ материалов с более ранними программами петербургско-ленинградской балетной школы позволяет оценить динамику эволюции техники классического танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A. VAGANOVA’S METHODICAL IDEAS IN LENINGRAD CHOREOGRAPHIC SCHOOL CLASSICAL DANCE CURRICULUM (1938–1940S)

The article continues the publications devoted to the first Saint Petersburg-Leningrad ballet school classical dance curriculums. The study focuses on the materials of the Leningrad choreographic school 1938–1940 curriculums found in the Saint Petersburg Central State Archive of Literature and Art (coll. 259, Vaganova Ballet Academy collection), Saint Petersburg State Museum of Theatre and Musical Art (coll. 242, A. Vaganova collection), and Russian State Archive of Literature and Art (coll. 962, Soviet of Ministers’ Arts Committee collection). Copies of the archival curriculums contain handwritten notes by A. Vaganova, which provide a particular area of interest for the research. The transcript of the 1938 discussion on the revision of the high school ballet curriculum complements the picture of the changes introduced in the classical dance lesson. A comparative analysis with the earlier curriculums of the Saint Petersburg-Leningrad Ballet School allows us to evaluate the dynamics of the evolution of classical dance technique.

Текст научной работы на тему «ВОПЛОЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Я. ВАГАНОВОЙ В ПРОГРАММАХ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1938–1940-ГО ГОДОВ»

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

УДК 7.071.5

ВОПЛОЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ

А. Я. ВАГАНОВОЙ В ПРОГРАММАХ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1938-1940-ГО ГОДОВ

Жирова В. В.1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.

Статья продолжает цикл работ, посвященных первым программам по классическому танцу петербургско-ленинградской балетной школы. В фокусе исследования находятся материалы программ 1938-1940 годов Ленинградского государственного хореографического техникума, найденных в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (Ф. Р-259 Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой), в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства (Ф. 242 А. Я. Вагановой) и в Российском государственном архиве литературы и искусства (Ф. 962 Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР). Экземпляры архивных программ содержат рукописные пометки А. Я. Вагановой, представляющие отдельный интерес для исследования. Расшифровка стенограммы совещания 1938 года по пересмотру программы старших классов дополняет картину об изменениях, внесенных в урок классического танца. Сравнительный анализ материалов с более ранними программами петербургско-ленинградской балетной школы позволяет оценить динамику эволюции техники классического танца.

Ключевые слова: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, А. Я. Ваганова, балет, классический танец, методика, балетная педагогика, учебная программа.

IMPLEMENTATION OF A. VAGANOVA'S METHODICAL IDEAS IN LENINGRAD CHOREOGRAPHIC SCHOOL CLASSICAL DANCE CURRICULUM (1938-1940S)

Zhirova V. V.1

1 Vaganova Ballet Academy, 2, Zodchego Rossi St., St. Petersburg, 191023, Russian Federation.

The article continues the publications devoted to the first Saint PetersburgLeningrad ballet school classical dance curriculums. The study focuses on the materials of the Leningrad choreographic school 1938-1940 curriculums found in the Saint Petersburg Central State Archive of Literature and Art (coll. 259, Vaganova Ballet Academy collection), Saint Petersburg State Museum of Theatre and Musical Art (coll. 242, A. Vaganova collection), and Russian State Archive of Literature and Art (coll. 962, Soviet of Ministers' Arts Committee collection). Copies of the archival curriculums contain handwritten notes by A. Vaganova, which provide a particular area of interest for the research. The transcript of the 1938 discussion on the revision of the high school ballet curriculum complements the picture of the changes introduced in the classical dance lesson. A comparative analysis with the earlier curriculums of the Saint PetersburgLeningrad Ballet School allows us to evaluate the dynamics of the evolution of classical dance technique.

Keywords: Vaganova Ballet Academy, A. Vaganova, ballet, classical dance, methodology, ballet pedagogy, curriculum.

Программы по классическому танцу ЛГХТ1, опубликованные в 1938-1940 годах, представляют собой результат унификации петербургско-ленинградской балетной школы в процессе становления методики А. Я. Вагановой. Содержание и история формирования более ранних программ 1895 [1], 1928 [2] и 1936 года [3] подробно раскрыты в статьях автора (см.: [4; 5; 6]. Изучению программ по классическому танцу также посвящены статья И. Л. Кузнецова [7] и учебно-методическое пособие И. Л. Кузнецова и Н. М. Цискаридзе [8].

Программа по классическому танцу 1939/1940 учебного года хранится в двух экземплярах в ЦГАЛИ СПб2 в фонде Академии Русского балета имени

1 Ленинградский государственный хореографический техникум (ЛГХТ) — название Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой с 1928 по 1938 год.

2 Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга — ЦГАЛИ СПб.

А. Я. Вагановой (Ф. Р-259) [9; 10]. Программа [9] имеет заголовок «Программа курса классического танца (для хореографических училищ)», из чего следует, что методические разработки были предназначены не только для использования в ЛГХТ. Они были составлены комиссией первого совещания по хореографическому образованию под председательством А. Я. Вагановой3 и утверждены начальником Главного управления учебными заведениями Л. Е. Шаповаловым4 17 декабря 1938 года. Материал рассчитан на девять лет обучения. Терминология приведена на французском языке, с русскими уточнениями. Методические указания, в отличие от предыдущей программы 1936 года [3], минимизированы. Учебные материалы распределены по разделам: у палки, на середине, аллегро и на пальцах [9]. Есть уточнение отдельных движений, исполняемых в мужском классе.

Второй экземпляр — «Новая программа на 1939-40 год» [10] — представляет собой машинописную программу с элементами рукописи А. Я. Вагановой (французские термины написаны ее рукой). Датировка и авторы-составители не обозначены. По своему содержанию программа дублирует «Программу курса классического танца (для хореографических училищ)» [9], поэтому можно предположить, что этот материал [10] предшествовал утвержденной программе [9].

В фонде А. Я. Вагановой (ф. 254) Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства хранятся еще два экземпляра программы: машинопись [11] и машинопись с рукописными пометками А. Я. Вагановой [12], датированные 1938 годом, но по содержанию совпадающие с «Программой курса классического танца (для хореографических училищ)» [9], из чего можно сделать вывод, что это были черновые разработки.

В ЦГАЛИ сохранился стенографический отчет «совещания по пересмотру классического танца от 27 ноября 1938 года» [13], на повестке дня которого было внесение изменений в программы шестого и седьмого классов, первого и второго курсов ЛГХТ5. В обсуждении были затронуты некоторые движения из других классов. В нем участвовали А. Я. Ваганова, Е. В. Ширипина, М. Ф. Романова, Е. Н. Гейденрейх, Л. С. Петров. Председателем совещания был К. М. Сергеев, занимавший должность художественного руководителя ЛГХТ с 1938 по 1940 год. В стенограмме зафиксированы реплики участников

3 Совещание проходило в Москве в декабре 1938 года.

4 Шаповалов Леонид Емельянович (1902-1955) — искусствовед, педагог, театральный деятель, директор Малого театра (1943-1950), работал в Комитете по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.

5 На тот момент в ЛГХТ обучение составляло 9 лет (7 классов и 2 курса) и осуществлялось по программе 1936 года [3].

совещания. Высказывания К. М. Сергеева и А. Я. Вагановой были доминирующими. Копия отчета [14] хранится в фонде А. Я. Вагановой Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

В основу статьи лег анализ утвержденной «Программы курса классического танца (для хореографических училищ)» [9], содержание которой рассмотрено в хронологической последовательности прохождения материала по классам. Формулировки балетной терминологии употребляются в варианте написания, используемого в программе [9].

Первый класс

На первом году обучения изучались «первоначальные упражнения для усвоения принятой в классическом танце постановки ног, рук, корпуса и головы» [9, л. 2]. Все позиции ног, кроме четвертой6, были рекомендованы к изучению двумя руками за палку, и по мере освоения — одной. Четвертая позиция проходилась позднее, когда ученик уже исполнял экзерсис, держась одной рукой за палку.

К трем позициям рук добавилось подготовительное положение из методики А. Я. Вагановой. Demi-plié выполнялось только по четырем позициям ног, по непонятной причине отсутствовала вторая, присутствовавшая во всех более ранних программах [1; 2; 3]. При этом большое plié (в предыдущих программах использовался термин grand plié) было рекомендовано к исполнению по пяти позициям.

Формы battement tendu были те же, что и в предыдущей программе 1936 года [3], но иначе структурированы: отдельно перечислены battements tendus из первой и из пятой позиций. В отличие от программы 1936 года battement frappé и double frappé (в прошлой программе употреблялся термин battement frappé double [3, с. 12]) изучались во всех направлениях, а не только в сторону. Исходя из комментария, что plié soutenu «служит подготовкой к assemblé» [10, л. 19], можно утверждать, что термин является синонимом assemblé soutenu, исполняемого исключительно на пальцах на третьем году обучения программы 1936 года [3, с. 24]. Градус исполнения battement fondu не уточнен, поэтому сложно предположить, как оно первоначально изучалось: носком в пол (в соответствии с методикой А. Я. Вагановой [15, с. 60] и программой 1936 года [3]) или сразу на 45°. В программе есть замечание, что battement relevé lent, grand battement jeté и battement développé в направлении назад вначале изучались лицом к палке. Таким же образом шло освоение relevé на полупальцах и пальцах по I, II

6 Использованы все русские и французские термины и формулировки из программы.

и V позициям. Следовательно, постановка девочек на пальцы осуществлялась уже на первом году обучения. В экземпляре, хранящемся в фонде А. Я. Вагановой (ф. 242) Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, есть рукописное примечание А. Я. Вагановой, что эти движения изучались в конце года [12].

Следующим в программе стояло pas de bourré без перемены ног на полупальцах. Ранее это pas изучалось только в экзерсисе на середине, в котором на этом году обучения к освоению были рекомендованы все упражнения у палки, кроме rond de jambe en l'air. Относительно прошлой программы [3] добавился petit battement sur le cou-de-pied. Осуществлялась «постановка рук и головы в позициях и позах: croisée, effacée, écartée и трех арабесках (все позы на полу)» [12]. В предыдущей программе сразу были представлены четыре формы arabesques [3, с. 16]. Для изучения на середине рекомендованы три port de bras, предположительно соответствующие первым трем port de bras по методике А. Я. Вагановой.

Кроме маленьких прыжков по I, II и V позициям, на первом году обучения изучались petit changement de pied, petit échappé, assemblé, balancé и jeté. По программе 1936 года этот материал стоял на год позже [3, с. 16]. Все прыжки первоначально были рекомендованы к освоению в положении, стоя лицом к палке (jeté исполнялось исключительно у палки).

В экземпляре фонда А. Я. Вагановой Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства [12] есть рукописная правка А. Я. Вагановой: «battement pointé, [c пометкой] отдельно закрывать в V позицию» [12]. В экзерсисе у палки второго класса это движение вычеркнуто и рядом стоит знак вопроса [12], из чего следует, что задумывался его перенос на первый год обучения. В итоговой версии программы grand battement pointé остался во втором классе.

Второй класс

Материал второго года обучения включал в себя «движения, служащие, развитию силы ступни путем начальных упражнений на полупальцах и пальцах» [9, л. 4]. Экзерсис у палки частично начинал исполняться c подъемом на полупальцы, то есть на год раньше, чем в предыдущих программах. При этом не уточнена их высота (низкие или высокие). Новым движением, не встречающимся ранее, является préparation (подготовка) к rond de jambe par terre. По методике А. Я. Вагановой [15, c. 66] он исполняется следующим образом:

1) исходное положение: I позиция ног, рука в подготовительном положении;

2) demi-plié по I позиции; 3) открытие ноги вперёд на plié одновременно с рукой в I позицию; 4) demi-rond до положения в сторону с одновременным вытягиваем опорной ноги и открытием руки на II позиции.

Как и в предыдущих программах 1928 и 1936 года, к rond de jambe par terre добавлялась обводка ноги на plié в конце движения. Battements fondus и frappés в первом полугодии исполнялись с открытием ноги на 45°, а к концу года — с подъемом на полупальцы [9, л. 4]. Соответственно, можно сделать вывод, что на первом году обучения эти движения изучались носком в пол. Petits battements sur le cou-de-pied и battement soutenu также были рекомендованы к исполнению с подъемом на полупальцы. Еще одним новым движением, ранее не использованным в программах, является temps relevé. В программе оно выделено как самостоятельное движение и préparation к rond de jambe en l'air. М. Ф. Романова на совещании по пересмотру программы отметила, что «...нигде нет temps relevé, только grand temps relevé» [13, л. 3], после чего К. М. Сергеев предложил добавить это движение в программу второго класса [13, л. 3]. Движение battement développé passé приобрело современное название и было рекомендовано к изучению на год раньше [3]. Аналогично с программой 1936 года [3]: в экзерсис включались большие позы и grand battement pointé. К освоению добавлялся battement développé demi rond de jambe.

Экзерсис на середине изучался без подъема на полупальцы. Учебный материал совпадает с предыдущей программой. Отдельно стоит отметить включение в программу четвертого арабеска7 и port de bras. Это подкрепляет гипотезу, что port de bras пронумерованы по методике А. Я. Вагановой, так как четвертое port de bras является подготовкой к четвертому arabesque.

Материал раздела аллегро повторял программу 1936 года, с тем отличием, что c опережением на год изучались sissonne ouverte (носком в пол, к концу года — на 45°) и grand changement de pieds.

На пальцах большая часть материала проходилась на год быстрее (échappé, glissade, assemble soutenu), pas de bourré с переменой ног — на два. С одной стороны, это обоснованно, так как движение было изучено у палки, с другой, — оно не было вынесено для освоения на полупальцах на середине, то есть сразу осваивалось в конечной форме.

Третий класс

На третьем году обучения ставились следующие задачи: «Развитие связи между положениями и поворотами головы и корпуса, в позах и упражнениях. Начиная с этого года [необходимо было] обратить внимание на выразительность поз в экзерсисе, адажио и аллегро» [9, л. 5]. Пройденные в прошлом году движения (с добавлением temps relevé на 45° и rond de jambe en l'air), исполняемые с отдельным подъемом на полупальцы, начинали осваиваться

7 Формулировка сохранена.

на невысоких полупальцах. Форма battement soutenu на 90° до этого момента не встречалась в программах.

Подъем на полупальцы добавлялся к grand développé у палки и на середине (кроме écarté), и ко всем ранее пройденным движениям экзерсиса. Отдельного раздела адажио в этой программе [9] нет, но есть рекомендация его исполнения с комбинациями из различных поз [9, л. 6] и всех форм port de bras. На год раньше, чем по программе 1936 года [3, с. 20], начиналась подготовка к турам из IV, V и II позиций. В рассматриваемой программе [9] опять используется термин тур, а не pirouette, но есть уточнение, что он исполняется sur le cou-de-pied8.

Материал аллегро идентичен программе 1936 года, за исключением sissonne fermée, pas de basque en tournant (в предыдущей программе использовалось русское обозначение «по кругу» [3, с. 24]) и grand échappé. В экземпляре фонда А. Я. Вагановой при упоминании double assemblé зачеркнут комментарий «без перемены ног» [12]. Можно предположить, что обсуждался вопрос о смене названия движения, которое так и не было утверждено. Новым движением, не встречающимся ранее, является balancé en tournant, исполняемое «с разных ног, с вращением в одном направлении» [9, л. 7]. Во всех направлениях исполнялось pas de bourrée suivi, изучаемое в прошлой программе только на пальцах.

В программе 1939 года произошел «сдвиг» в сторону более раннего освоения пальцевой техники. Движения представлены на год раньше относительно предыдущей программы [3]. Relevé sur un pied получило термин sissonne simple sur le cou-de-pied. Новыми движениями являются échappé по IV позиции и jeté.

Четвертый класс

Новыми задачами четвертого класса являлись: «Проработка различных поворотов и упражнений для выработки устойчивости (aplomb) при исполнении туров. Начало изучения заносок и выработки силы ног в движениях на пальцах» [9, л. 8]. В экзерсис у палки интегрировались полуповороты. Термин ballotté получил название développé ballotté на 90°, что конкретизирует прием его исполнения. В остальном материал идентичен программе 1936 года [3, с. 24].

На середине экзерсис исполнялся на полупальцах. Впервые принцип исполнения движений en tournant начал применяться к battement tendu и battement tendu jeté. Jeté на полупальцах на половину тура с продвижением в сторону в предыдущей программе имело термин petit jeté en tournant и изучалось на два

8 О смене термина упомянуто в учебно-методическом пособии И. Л. Кузнецова и Н. М. Цискаридзе [8, с. 73].

класса позднее [3, с. 30]. Начиналась подготовка для туров в позах на 90° из IV и II позиции, что также являлось новой формулировкой (заменившей термин préparation). Pirouette lente [3, с. 27] из пятого года обучения по программе 1936 года вновь обрел наименование tour lent, ранее используемое в программе 1928 года [2, с. 11].

Темп прохождения материала аллегро продолжал опережать предыдущую программу. Синхронно изучались pas emboité на 45° (в прошлой программе использовался термин pas emboité de face [3, с. 25]) и grand sissonne ouverte на 90°. На год раньше в новой программе стояли pas de chat и pas chassé, на два — sissonne tombé. Новым движением, не встречавшимся ранее в программах, является temps lié sauté на 45°, которое А. Я. Ваганова описывала как последовательность из маленьких sissonnes tombés [15, с. 83], поэтому их введение в программу на этом году обучения являлось оправданным. Подраздел pas battu в прошлой программе назывался batterie, его наполнение было идентичным [3, с. 26] — так же, как и материал, изучаемый на пальцах в женском классе. В программе из фонда А. Я. Вагановой (ф. 254) Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства написано, что «пропущено pas balloné c отлётом к ноге» [12]. На год раньше относительно программы 1936 года [3] изучалось coupé balloné на пальцах.

В рукописном варианте программы на середине добавлен один тур, в раздел аллегро — pas chassé [10, л. 25].

Пятый класс

Задачами пятого класса были: «Усвоение техники тура с разных приемов. Развитие выразительности движения» [9, л. 10]. Движения, изучаемые у палки, идентичны с прошлой программой [3, с. 27], с уточнением, что экзерсис исполнялся с включением в комбинации поворотов и переходов с одной ноги на другую [9, л. 10]. Grand temps relevé на 90° изучался в предыдущих программах на седьмом году обучения на середине вместе с туром. Включение этого движения в экзерсис у палки является важным подготовительным этапом для изучения туров в большие позы. На совещании 1938 года его предложила добавить А. Я. Ваганова, после чего ее рекомендация была утверждена К. М. Сергеевым [13, л. 3].

К новым движениям на середине, ранее не встречающимся ни в одной программе, относились temps lié на 90° (также исполнялось с прыжком), медленные повороты с переходами из одной позы в другую и туры sur le cou-de-pied с глубокого плие с I и V позиций. По программе В. И. Степанова [1] на четвертом году обучения изучались вскоки с grand plié в различные положения на полупальцах (grand plié en position, s'élever sur la demi-pointe et l'autre jambe en balance: en avant, de côté, en arrière, en attitudes, en arabesques) и пальцах (grand

plié en position, s'élever sur la pointe et l'autre jambe en balance: en avant, de côté, en arrière, en attitudes, en arabesques) [1, с. 260].

Brisé в разделе аллегро изучалось сразу вперед и назад (в предыдущих программах [2; 3] - только вперед). В остальном он идентичен с программой 1936 года [3, с. 27]. Усложнением стало введение на год раньше большого прыжка grand assemblé и туров в воздухе для мужского класса. На два класса раньше по предложению Е. В. Ширипиной [13, л. 5] вводилось pas couru. Относительно исполнения этого движения как подхода для grand jeté, А. Я. Ваганова высказывалась категорически против, считая его «вредным» [13, л. 9]. К. М. Сергеев утвердил изучать на этом году обучения pas couru как самостоятельное, а не связующее движение [13, л. 9].

Новым движением в пальцевой технике являлось исполнение petit changement de pied на пальцах, с уточнением, что включение этого pas должно происходить по усмотрению педагога [9, л. 11], так как требует особой крепости стопы. Jeté en tournant c продвижением в сторону изучалось на два года раньше относительно программы 1936 года [3, с. 30].

Шестой класс

Основной задачей шестого года обучения являлась подготовка к большим прыжкам [9, л. 12]. В экзерсис у палки по рекомендации А. Я. Вагановой [13, л. 2-3] добавлялись одинарные туры, то есть на год раньше, чем в программах 1928 [2] и 1936 [3] годов. Grands battements jetés исполнялись в более быстром темпе. Из программы исключены grand battement de cuisse, что примечательно, так как на совещании по пересмотру программы К. М. Сергеев поднимал вопрос о том, почему grand battement de cuisse вперед и назад были рекомендованы только для женского класса. Но дискуссии о том, чтобы полностью убрать это движение из программы или перенести в другой класс, не было [13, л. 2-3].

Программа экзерсиса на середине сильно видоизменена и направлена на изучение различных вращений. Новой формой grand battement является grands battements jetés balancés во II позицию, исполняемый с работой корпуса, то есть с наклоном в сторону, совершаемым вместе с броском ноги. Rond de jambe en l'air изучался en tournant, без уточнения, с подъемом на полупальцы или стоя на целой стопе. Движение включено в программу по рекомендации К. М. Сергеева [13, л. 3]. Flic-flac также исполнялся en tournant в том же классе, что и в материалах программы 1936 года [3, c. 29]. В программу прибавилась новая форма temps lié на 90°, изложенная в «Основах классического танца» [15, c. 83] А. Я. Вагановой. Еще одной новой формулировкой является «два круга sur le cou-de-pied» [9, л. 12], в программе 1936 года она применялась только к большим pirouette [3, с. 29], которые одновременно по двум программам изучались на шестом году обучения. На совещании А. Я. Ваганова

предложила ввести grand temps relevé в программу пятого года обучения, но К. С. Сергеев рекомендовал это движение к освоению в пятом классе у палки, а в шестом — на середине [13, л. 3]. Е. Н. Гейденрейх высказалась за добавление battement divisé en quarts по 1/2 поворота в комбинации адажио [13, л. 3], но эта форма так и не была включена в программу. Grand fouetté без круга, effacée, вперед и назад — это аналог grand fouetté седьмого года обучения по программе 1936 года [3, с. 31].

В аллегро целый ряд прыжков изучался на год раньше, чем по программе 1936 года: sissonne simple en tournant en dehors et en dedans, soubresaut, jeté fermé, jeté fondu, маленькое emboîté en tournant и два тура в воздухе для мужского класса. Sissonne simple en tournant М. Ф. Романова предложила ввести как подготовительное движение для sissonne ouverte. А. Я. Ваганова была с ней не согласна и утверждала, что оба движения должны остаться в программе седьмого года обучения [13, л. 2]. К. М. Сергеев утвердил предложение М. Ф. Романовой. По рекомендации А. Я. Вагановой brisé dessus et dessous были добавлены и начали изучаться по программе не только в мужском классе, но и в женском. Еще одним ее методическим уточнением было, что необходимо «начинать проработку кабриоля с положения effacée вперед и назад, проработав — делать на effacée вперед и назад» [13, л. 4]. На совещании шла дискуссия относительно jeté fermé и jeté fondu. А. Я. Ваганова предлагала перенести jeté fermé в пятый класс, М. Ф. Романова — в шестой. Е. В. Ширипина была против предложения А. Я. Вагановой, аргументируя, что в пятом классе «все прыжки делаются на месте, кроме sissonne» [13, л. 5], и что на этом году обучения «имеются дети по 14 лет с очень слабыми ногами» [13, л. 5]. В итоге обсуждения К. М. Сергеев утвердил jeté fermé и jeté fondu на шестом году обучения. Предложение А. Я. Вагановой о переносе petit jeté en tournant было также отклонено. По ее рекомендации было введено новое движение — jeté passé. Изначально она предлагала добавить его в программу четвертого года обучения вместе с pas de chat, аргументируя тем, что эти прыжки имеют аналогичный принцип исполнения. Но Е. Н. Гейденрейх была против расширения программы, и движение было утверждено К. М. Сергеевым для программы шестого класса. Отдельно обсуждалась методика исполнения прыжка grand jeté, который было решено исполнять из пятой позиции, без sissonne tombé. В программе 1936 года были указаны оба варианта [3, с. 20]. По предложению К. М. Сергеева tour en l'air оставили для освоения исключительно в мужском классе [13, л. 6].

Упражнения на пальцах идентичны программе 1936 года [3], кроме добавленного движения glissade en tournant, исполняемого с продвижением в сторону [9, л. 14]. На совещании А. Я. Ваганова рекомендовала исполнять sissonne ouverte на 45°, а не на 90°, но ее предложение было отклонено [13, л. 6]. Стоит

отметить, что pirouette sur les pointes было решено перенести в пятый класс из шестого [13, л. 6], но он не был добавлен ни в один из годов обучения, предположительно — по редакционной ошибке.

Седьмой класс

Задачи седьмого года обучения — «Окончание изучения основных движений классического танца и их сценическая отделка» [9, л. 14]. В экзерсис у палки вводилось новое движение battement battu sur le cou-de-pied. Его аналог battements serrés изучался по программе В. И. Степанова на третьем году обучения [1, с. 260].

Материалы, изучаемые на середине, идентичны програме 1936 года [3, с. 30-31].

В разделе аллегро по результатам совещания был проведен пересмотр некоторых движений. М. Ф. Романовой и А. Я. Вагановой был поднят вопрос об уровне сложности sissonne-soubressaut из программы 1936 года [3, с. 32], в результате движение было исключено из обязательного освоения. По рекомендации, на которой настояла А. Я. Ваганова, был включен прием исполнения grand jeté attitude, arabesque, c coupé et préparation [9, л. 9]. Добавились новые прыжки: sissonne renversée (предложение К. М. Сергеева [13, л. 9]), sissonne fermée battu (предложение А. Я. Вагановой [13, л. 11]) и sissonne ouverte battu на 45° (предложение Е. В. Ширипиной [13, л. 15]), с уточнением, что для мужского класса движение выполнялось с усложненной зано-ской. Sissonne battu стоял в программе пятого года обучения В. И. Степанова [1, с. 261], в программах 1928 и 1936 годов это движение не встречалось. Из программы 1928 года [2, с. 13] был возвращен entrechat six. К новым большим прыжкам добавились assemblé en tournant и grand pas de basque [9, л. 14]. Последний был предложен А. Я. Вагановой [13, л. 11]. Entrechat six volé был рекомендован в мужском классе на два года раньше, чем в программе 1936 года [3, с. 34]. Tours chaînés на полупальцах изучались на год раньше, чем в программах 1928 и 1936 годов, где на восьмом году обучения шло одновременное освоение этого вращения на полупальцах и пальцах (в женском классе).

Восьмой класс

Задачи восьмого года обучения — развитие «технического] образовани[я] по классическому танцу [и] продолжение сценической отделки пройденных движений и комбинаций» [9, л. 15]. В экзерсис у палки добавлялись двойные туры, как и в программах 1928 [2] и 1936 [3] годов.

В экзерсисе на середине изменений не было.

Единственный новый прыжок — это rond de jambe en l'air sauté та 90°. По предложению А. Я. Вагановой к турам на пальцах было добавлено уточнение

об их исполнении с различных приемов [13, л. 14]. Во время совещания также поднимался вопрос об изучении двойных туров en dedans на год позже, чем en dehors [13, л. 14], что не было зафиксировано ни в одной программе.

Девятый класс

Задачи девятого года обучения заключались в «овладении наиболее сложными движениями классического танца и сценической отделке всего комплекса движений» [9, л. 16]. Экзерсис у палки исполнялся в более быстром темпе.

На середине новых движений не было.

По рекомендации А. Я. Вагановой в раздел аллегро были добавлены grande sissonne ouverte de volé à la seconde en tournant en dedans и grand fouetté sauté en tournant en dehors et en dedans [13, л. 15]. Первое движение она использовала в вариации Дианы из вставного pas de deux «Диана и Актеон» в редакции балета «Эсмеральда» 1935 года. А. Я. Ваганова высказалась против изучения grand pas de chat, утверждая, что его «никто правильно не делает» [13, л. 13]. К. М. Сергеев выступил за сохранение этого прыжка в программе, так как «всякое движение обогащает комплекс знаний ученика» [13, л. 15]. После дискуссии grand pas de chat был перенесен из программы восьмого класса в девятый. Из программы шестого-седьмого годов обучения В. И. Степанова в женский класс добавились туры в большие позы на пальцах (предложение А. Я. Вагановой [13, л. 14]), в мужской класс — entrechat-sept [1, с. 262] и еще более усложненный вариант заноски — entrechat-huit, встречающийся впервые. Grande pirouette и grand fouetté en tournant на пальцах изучались на год позже, чем в предыдущих программах. К новым, ранее не изучаемым движениям раздела allegro, также добавились jeté par terre en tournant и туры sissonne tombé (по диагонали и по кругу в быстром темпе) [9, л. 17]. На совещании Е. В. Ширипина поднимала вопрос изучения туров по кругу, которые, по словам А. Я. Вагановой, в школе делались «отвратительно» [13, л. 14]. К. М. Сергеев предложил изучать вращения по кругу на последнем году обучения, но это так и не было отражено в программе. К пальцевой технике добавились прыжки на одной ноге, с пометкой согласно «индивидуальным возможностям учащихся» [9, л. 18].

Стоит отдельно отметить, что, согласно стенографическому отчету [13], большая часть предложений А. Я. Вагановой была отклонена К. М. Сергеевым. В 1937 году А. Я. Ваганова была снята с должности художественного руководителя Кировского театра9. Ее деятельность была критически оценена в статье

9 Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова или Кировский театр — название Мариинского театра с 1935 по 1992 год. А. Я. Ваганова занимала должность художественного руководителя Кировского театра с 1931 по 1937 год.

«О Ленинградском балете» в газете «Советское искусство» от 23 декабря 1937 года [16], подписанной Т. М. Вечесловой, О. Г. Иордан, Е. М. Люк0м, Г. С. Улановой, Л. С. Леонтьевым, А. В. Лопуховым, К. М. Сергеевым и В. М. Чабукиани. По их мнению, авторитарность А. Я. Вагановой мешала творческому процессу и «нанесл[а] огромный вред в создании нового советского репертуара» [16, с. 5]. Несмотря на то, что педагогическая и методическая деятельность Вагановой как «одного из лучших педагогов ленинградской школы» была высоко оценена, по высказываниям труппы, как «художественный руководитель [она] не справилась со своей задачей» [16, с. 5], что поколебало ее авторитет.

В фонде А. Я. Вагановой (ф. 242) Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства был найден еще один машинописный экземпляр программы на 1939/1940 учебный год с рукописными правками А. Я. Вагановой [17]. Отдельное внимание она уделила уточнению музыкальных длительностей и тактовых раскладок выполнения движений. Еще одной новацией стало предложение исполнять ряд прыжков в позы. Содержание программы [17] дублирует утвержденную программу [9] на 1939-1940-й учебный год, поэтому повторно рассмотрено не будет. Исследовательский интерес для анализа представляют методические комментарии (пометки) Вагановой.

Согласно этому варианту программы на первом году обучения изучение позиций рук осуществлялось «спиной к палке, стоя в нормальном положении ног» [17]. В исполнении demi-plié вновь добавлена вторая позиция, поэтому можно предположить, что в предыдущей программе [9] ее отсутствие было редакционной ошибкой. Относительно battement relevé lent А. Я. Ваганова уточняла, что при первоначальном освоении движения необходимо поднимать ноги невысоко [17]. Battement développé и rond de jambe en l'air были рекомендованы к изучению во втором полугодии. Добавленные в программу relevés на одной ноге изучались в конце года. Маленькие прыжки были переименованы в temps levés sautés на двух ногах. К petit changement de pied приведена музыкальная раскладка исполнения прыжка на один такт 4/4: раз — plié, два — прыжок, три — вытянуться, четыре — пауза. Petit échappé первоначально изучался на два такта 4/4. У balaré стоит пометка, что со второго класса необходимо учить движение назад [17]. К прыжкам добавлен sissonne simple.

Отдельно на обороте листов программы зафиксированы рекомендации А. Я. Вагановой по постановке на полупальцы. Она писала, что название «полупальцы» условно. Оно обозначает положение, когда пятка отрывается от пола на небольшую высоту, то есть на половине ступни «держится вся фигура» [17]. При высоких полупальцах «ступня до предела вытянута вверх и упор [осуществляется] на "подушечки"» [17]. Учить подниматься на полупальцы необходимо с ощущением половины ступни, не сворачивая пятки назад.

Для освоения выворотных высоких полупальцев, которые также способствуют развитию подъема, необходимо выполнять большое количество повторов. Сначала исполнять высоко вне зависимости от выворотности, в дальнейшем — усиливать ее соблюдение [17].

В экзерсисе второго года обучения rond de jambe en l'air к концу года рекомендовано исполнять на 1/4 музыкального материала. В аллегро маленькое échappé, glissade, assemblé изучались в маленькие позы croisé и effacé c первоначальным изучением на 4/4 , к концу года — на 2/4. Относительно pas de basque есть пометка: «.необходимо объяснить, что он является вальсовым движением» [17]. А. Я. Ваганова добавила échappé на одну ногу, ранее изучавшееся только как пальцевое движение.

В третьем классе в экзерсис у палки включены повороты с двух ног на пол тура и soutenu en tournant в пол поворота. Стоит комментарий, что эти движения можно перенести во второй класс. В разделе аллегро зафиксированы рекомендации относительно выполнения маленьких changement de pied в конце урока на 1/4 музыкального материала и освоения маленьких jetés в позы.

На четвертом году есть указание приучать к исполнению rond de jambe par terre и en l'air не только на 1/4, но и на 1/8. Sissonne tombé было рекомендовано проделывать в позы. Маленькие changement de pied с четвертого по шестой класс следовало выполнять на 1/8. Об исполнении заносок есть уточнение, что échappé battu к концу года делается со сложной заноской, то есть с пятой на вторую и со второй на пятую. В рекомендациях к пальцевому движению jeté в большие позы А. Я. Ваганова зачеркнула слова «вставать на пальцы» [17] и исправила их на «вскакивать» [17]. На год раньше в программу добавлено assemblé soutenu en tournant.

К движению экзерсиса у палки пятого класса grand rond de jambe jeté внесено уточнение, что его необходимо учить на 4/4 и к концу года исполнять на 2/4. К temps lié на 90° добавлено, что переход осуществляется на полупальцы [17]. Еще одним дополнением в программу являются туры в большие позы на полупальцах в медленном темпе, вращение добавлено на год раньше, чем в утвержденную программу [9]. В аллегро есть рекомендация изучать rond de jambe sauté с приема sissonne ouverte, а на пальцах — с coupé. Перенесены на год раньше [9] прыжки grande sissonne ouverte и grand jeté из V позиции, есть указание на их исполнение «с отлётом» в направлении заданной позы. В раздел «пальцы» возвращены туры sur le cou-de-pied, отсутствующие в прошлой программе [9] предположительно по редакционной ошибке.

В экзерсис у палки шестого года внесено уточнение, какие именно туры необходимо включать в комбинации: из пятой и второй позиций, с fouetté и temps relevé. Последние также рекомендованы к изучению на середине.

К прыжку soubressaut дан комментарий относительно того, что его можно исполнять на пятом году обучения в первоначальном виде «без выгиба спины» [17].

В программе для седьмого класса дано уточнение, что battements battus необходимо исполнять на 1/8 музыкального материала, а grand rond de jambe jeté — на 1/4.

В движения у палки восьмого класса добавлено fouetté для применения в экзерсисе и адажио. Относительно chaînés есть уточнение, что вначале необходимо исполнять его медленно на 1/2, в конце года — на 1/16.

В программу девятого класса в аллегро добавлен revoltade, в пальцы — grande sissonne tombé à la seconde en tournant en dedans (без прыжка) [17].

Следующая программа по классическому танцу ЛГХУ на учебный 1940/1941 год [18] была обнаружена в ЦГАЛИ в фонде Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой в деле программы 1939-1940 года [19]. В программе 1940 года указан десятый год обучения с уточнением, что он «являлся периодом отшлифовки всего комплекса движений, в особенности сложных и ответственных комбинаций, пройденных в 9-м классе» [18, л. 49]. Программа первого года была рассчитана на 320 академических часов, все остальные — на 280. По своему содержанию и структуре она аналогична программе, утвержденной 17 декабря 1938 года. Методические комментарии из экземпляра А. Я. Вагановой в нее не включены. В программе отсутствуют grand échappé (третий класс) и pas couru на пальцах (седьмой класс), можно предположить, что это редакционная ошибка.

Программа по классическому танцу 1940 года [19] также издана в сборнике программ по специальным дисциплинам для хореографических училищ на базе двух классов средней школы [21], хранящемся в РГАЛИ10, и учебно-методическом пособии И. Л. Кузнецова и Н. М. Цискаридзе [8]. В составителях указана только А. Я. Ваганова. Материал полностью идентичен программе по классическому танцу ЛГХУ на учебный 1940-1941 год [18]. Не указано только количество часов, отводимых на его освоение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В фонде А. Я. Вагановой Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства также имеются две версии программы 1939 года [22; 23]. Первая программа курса классического танца для хореографических училищ на базе четырех классов средней школы [22] рассчитана на шесть лет обучения. Вторая программа национального отделения [23] — на семь лет. Содержание этих программ [22; 23] не рассматривается в статье, так как с методической точки зрения они являются адаптированными версиями программ полного цикла обучения 1939-1941 годов [9, 19]. Во вступительном

10 Российский государственный архив литературы и искусства — РГАЛИ.

слове к программе [22] шестилетнего цикла А. Я. Ваганова писала, что, «учитывая более краткий срок хореографического обучения, [она] сократила ряд движений, отказавшись от того, что не является безусловно необходимым» [22]. В младшие классы был добавлен «ряд дополнительных движений, взятых из программы средних классов» [22]. Стоит отметить, что в программе на базе четырех классов средней школы [22] А. Я. Ваганова сделала прямые отсылки к книге «Основы классического танца» [15] с указанием номеров страниц.

При сравнительном анализе программ 1938-1940 годов с предыдущей программой 1936 года [3] можно сделать вывод об ускорении темпа прохождения материала, в частности, касающегося вращений, движений раздела аллегро и пальцевой техники. Изучение методического совещания 1938 года и рукописных комментариев А. Я. Вагановой позволяют обосновать эти изменения.

Из программы 1895 года В. И. Степанова в экзерсис у палки был возвращен аналог battements serrés — battement battu sur le cou-de-pied; sissonne battu (fermé и ouverte) и технически сложный прыжок с заноской entrechat-sept. Из программы 1928 года — entrechat-six. В экзерсис добавлен ряд новых, ранее не встречавшихся форм движений: préparation temps relevé, grand temps relevé, soutenu на 90° у палки; прыжок sissonne renversée, большое assemblé en tournant, rond de jambe en l'air на 90°, jeté par terre en tournant; échappé по IV позиции на пальцах, прыжки на пальцах на одной ноге. В программу на примере battement tendu и battement tendu jeté интегрирован новый принцип исполнения движений экзерсиса на середине en tournant.

Результатом исследования становится вывод о том, что программы 19381940 годов в полной мере отражают методические идеи А. Я. Вагановой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа занятий балетными танцами с примерным распределением учебного материала на семь отделов по степени трудности и сложности их / сост. В. И. Степанов // Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета: в 2 т. Л.: ЛГХУ, 1939. Т. 2. С. 260-262.

2. Учебный план и программы вступительных испытаний / И. И. Соллертинский. Л.: ЛГХТ, 1928. 16 с.

3. Учебные программы ЛГХТ / Е. И. Чесноков. Л.: ЛГХТ, 1936. 82 с.

4. Жирова В. В. Утерянные термины и движения программы по классическому танцу В. И. Степанова // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2023. № 2. С. 81-93.

5. Жирова В. В. Учебная программа по классическому танцу 1928 года // Ежегодный Альманах студенческого научного общества Академии Русского балета имени

А. Я. Вагановой. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2020. С. 15-20.

6. Жирова В. В. Значение учебной программы по классическому танцу Ленинградского государственного хореографического техникума 1936 года в становлении методики А. Я. Вагановой // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 3. С. 100-112.

7. Кузнецов И. Л. Некоторые результаты сравнительного изучения программ обучения классическому танцу: традиции ленинградской и московской балетных школ // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2023. № 1. С. 78-88.

8. Кузнецов И. Л., Цискаридзе Н. М. Программа классического танца. 100 лет улучшений. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2021. 336 с.

9. Программа курса классического танца (для хореографических училищ) // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-259. Оп.1. Д. 282. Л. 1-17.

10. Новая программа на 1939-40 год // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-259. Оп.1. Д. 282. Л. 18-32.

11. Программа 1938 года. Машинопись // Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Фонд «Рукописи и документы». Ф. 242. ГИК № 10371 / 401.

12. Программа 1938 года. Машинопись и рукопись // Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Фонд «Рукописи и документы». Ф. 242. ГИК № 10371 / 345 а-43.

13. Стенографический отчет совещания от 27 ноября 1938 года // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-259. Оп. 1. Д. 261. 16 л.

14. Стенографический отчет совещания от 27 ноября 1938 года (копия) // Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Фонд «Рукописи и документы». Ф. 242. ГИК № 10371 / 330.

15. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: ОГИЗ - ГИХЛ, 1934. 192 с.

16. О Ленинградском искусстве // Советское искусство. 1937. № 59 (405). 23 дек. С. 5.

17. Программа по классическому танцу с рукописными исправлениями А. Я. Вагановой // Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Фонд «Рукописи и документы». Ф. 242. ГИК № 10371 / 345 а-42.

18. Новая программа по классическому танцу на 1940-41 учебный год ЛГХУ // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-259. Оп.1. Д. 282. Л. 33-49.

19. Программа курса классического танца // РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 4. Д. 494. Л. 2-13.

20. Учебная программа по классу классического танца на 1939-1940 учебный год // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-259. Оп. 1. Д. 282. 49 л.

21. Сборник программ по специальным дисциплинам для хореографических училищ на базе 2-х классов средней школы // РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 4. Д. 494. 74 л.

22. Программа курса классического танца для хореографических училищ на базе четырех классов средней школы 1939 года // Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Фонд «Рукописи и документы». Ф. 242. ГИК № 10371 / 345 а-44.

23. Программа национального отделения 1939 года // Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Фонд «Рукописи и документы». Ф. 242. ГИК № 10371 / 345 а-10.

REFERENCES

1. Programma zanyatij baletnymi tancami s primernym raspredeleniem uchebnogo materiala na sem' otdelov po stepeni trudnosti i slozhnosti ih / Sost. V. I. Stepanov // Borisoglebskij M. V. Materialy po istorii russkogo baleta: v 2 t. L.: LGHU, 1939. T. 2. S. 260-262.

2. Uchebnyj plan i programmy vstupitel'nyh ispytanij / I. I. Sollertinskij. L.: LGHT, 1928. 16 s.

3. Uchebnye programmy LGHT / E. I. Chesnokov. L.: LGHT, 1936. 82 s.

4. Zhirova V. V. Uteryannye terminy i dvizheniya programmy po klassicheskomu tancu V. I. Stepanova // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj. 2023. № 2. S. 81-93.

5. Zhirova V. V. Uchebnaya programma po klassicheskomu tancu 1928 goda // Ezhegodnyj Al'manah studencheskogo nauchnogo obshchestva Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj. SPb.: Akademiya Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoj, 2020. S. 15-20.

6. Zhirova V. V. Znachenie uchebnoj programmy po klassicheskomu tancu Leningradskogo gosudarstvennogo horeograficheskogo tekhnikuma 1936 goda v stanovlenii metodiki A. Ya. Vaganovoj // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj. 2022. № 3. S. 100-112.

7. Kuznecov I. L. Nekotorye rezul'taty sravnitel'nogo izucheniya programm obucheniya klassicheskomu tancu: tradicii leningradskoj i moskovskoj baletnyh shkol // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj. 2023. № 1. S. 78-88.

8. Kuznecov I. L., Ciskaridze N. M. Programma klassicheskogo tanca. 100 let uluchshenij. SPb.: Akademiya Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoj, 2021. 336 s.

9. Programma kursa klassicheskogo tanca (dlya horeograficheskih uchilishch) // CGALI SPb. F. R 259. Op. 1. D. 282. L. 1-17.

10. Novaya programma na 1939-40 god // CGALI SPb. F. R-259. Op. 1. D. 282. L. 18-32.

11. Programma 1938 goda. Mashinopis' // Sankt Peterburgskij gosudarstvennyj muzej teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva. Fond «Rukopisi i dokumenty». F. 242. GIK № 10371 / 401.

12. Programma 1938 goda. Mashinopis' i rukopis' // Sankt Peterburgskij gosudarstvennyj muzej teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva. Fond «Rukopisi i dokumenty». F. 242. GIK N 10371 / 345 a-43.

13. Stenograficheskij otchet soveshchaniya ot 27 noyabrya 1938 goda // CGALI SPb. F. R 259. Op. 1. D. 261.

14. Stenograficheskij otchet soveshchaniya ot 27 noyabrya 1938 goda (kopiya) // Sankt Peterburgskij gosudarstvennyj muzej teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva. Fond «Rukopisi i dokumenty». F. 242. GIK N 10371 / 330.

15. Vaganova A. Ya. Osnovy klassicheskogo tanca. L.: OGIZ - GIHL, 1934. 192 s.

16. O Leningradskom iskusstve // Sovetskoe iskusstvo. 1937. N 59 (405). 23 dec. S. 5.

17. Programma po klassicheskomu tancu s rukopisnymi ispravleniyami A. Ya. Vaganovoj || Sankt Peterburgskij gosudarstvennyj muzej teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva. Fond «Rukopisi i dokumenty». F. 242. GIK N 10371 / 345 a 42.

18. Novaya programma po klassicheskomu tancu na 1940-41 uchebnyj god LGHU // CGALI SPb. F. R-259. Op. 1. D. 282. L. 33-49.

19. Programma kursa klassicheskogo tanca // RGALI. F. 962. Op. 4. D. 494. L. 2-13.

20. Uchebnaya programma po klassu klassicheskogo tanca na 1939-1940 uchebnyj god || CGALI SPb. F. R-259. Op. 1. D. 282. 49 l.

21. Sbornik programm po special'nym disciplinam dlya horeograficheskih uchilishch na baze 2-h klassov srednej shkoly // RGALI. F. 962. Op. 4. D. 494.

22. Programma kursa klassicheskogo tanca dlya horeograficheskih uchilishch na baze chetyrekh klassov srednej shkoly 1939 goda // Sankt Peterburgskij gosudarstvennyj muzej teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva. Fond «Rukopisi i dokumenty». F. 242. GIK N 10371 / 345 a-44.

23. Programma nacional'nogo otdeleniya 1939 goda || Sankt Peterburgskij gosudarstvennyj muzej teatral'nogo i muzykal'nogo iskusstva. Fond «Rukopisi i dokumenty». F. 242. GIK N 10371 / 345 a-10.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Жирова В. В. — аспирант; viozhiva@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Zhirova V V. — Postgraduate Student; viozhiva@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-6042-0806

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.