Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1936 ГОДА В СТАНОВЛЕНИИ МЕТОДИКИ А. Я. ВАГАНОВОЙ'

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1936 ГОДА В СТАНОВЛЕНИИ МЕТОДИКИ А. Я. ВАГАНОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ / А. Я. ВАГАНОВА / БАЛЕТ / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / МЕТОДИКА / БАЛЕТНАЯ ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирова В.В.

Статья посвящена учебной программе по классическому танцу 1936 года Ленинградского государственного хореографического техникума. Рассмотрены факторы, повлиявшие на ее формирование, среди которых важнейшим была реорганизация учебного заведения. Произведен детальный разбор материалов программы по годам обучения, а также сравнительный анализ с более ранней программой 1928 года и современной программой 2016 года. В результате исследования была выявлена связь между методикой А. Я. Вагановой и содержанием программы 1936 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE LENINGRAD CHOREOGRAPHIC SCHOOL 1936 CLASSICAL DANCE CURRICULUM IN THE DEVELOPMENT OF AGRIPPINA VAGANOVA METHOD

The article is devoted to the Leningrad choreographic school's classical dance curriculum for 1936 considering the factors that influenced its creation, such as the reorganization of the educational process. The materials analyzed by the year of study. The program is compared to the earlier program for 1928 year and the latest version of Vaganova Ballet Academy's program for 2016 year. As a result, the relationship between the formation of the Agrippina Vaganova's methodology and the improvement of the curriculum for 1936 year was revealed.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1936 ГОДА В СТАНОВЛЕНИИ МЕТОДИКИ А. Я. ВАГАНОВОЙ»

ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА

УДК 7.071.5

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА 1936 ГОДА В СТАНОВЛЕНИИ МЕТОДИКИ А. Я. ВАГАНОВОЙ

Жирова В. В.1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.

Статья посвящена учебной программе по классическому танцу 1936 года Ленинградского государственного хореографического техникума. Рассмотрены факторы, повлиявшие на ее формирование, среди которых важнейшим была реорганизация учебного заведения. Произведен детальный разбор материалов программы по годам обучения, а также сравнительный анализ с более ранней программой 1928 года и современной программой 2016 года. В результате исследования была выявлена связь между методикой А. Я. Вагановой и содержанием программы 1936 года.

Ключевые слова: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, А. Я. Ваганова, балет, классический танец, методика, балетная педагогика, учебная программа.

THE SIGNIFICANCE OF THE LENINGRAD CHOREOGRAPHIC SCHOOL 1936 CLASSICAL DANCE CURRICULUM IN THE DEVELOPMENT OF AGRIPPINA VAGANOVA METHOD

Zhirova V. V.1

1 Vaganova Ballet Academy, 2, Rossi St., Saint-Petersburg, 191023, Russian Federation.

The article is devoted to the Leningrad choreographic school's classical dance curriculum for 1936 considering the factors that influenced its creation, such as the reorganization of the educational process. The materials analyzed by the year

of study. The program is compared to the earlier program for 1928 year and the latest version of Vaganova Ballet Academy's program for 2016 year. As a result, the relationship between the formation of the Agrippina Vaganova's methodology and the improvement of the curriculum for 1936 year was revealed.

Keywords: Vaganova Ballet Academy, A. Vaganova, ballet, ballet pedagogy, classical dance, curriculum, methodology.

В преддверии Октябрьской революции хореографическое образование не имело учебно-методической документации. Нахождение Ленинградского государственного хореографического техникума1 в ведении Наркомпро-са с 1918 по 1936 год содействовало началу регламентации учебного процесса [1, с. 15]. В указанный период подготовка артистов балета была включена в государственную систему образования. Обучение состояло из двух этапов: школы (7 лет) и техникума (2 года), что соответствовало уровням среднего образования. «После Постановления СНК от 23 июля 1930 г. началась реорганизация вузов, техникумов и рабфаков. В 1934 г. Ленинградский хореографический техникум был реструктурирован» [2, с. 16]. Одним из изменений стало добавление дополнительного года обучения в ЛГХТ: это был десятый год обучения, который «отводится совершенствованию студентов в сольных партиях и персональной шлифовке их дарований» [3, с. 9].

В 1936 году вышел сборник программ, отличавшийся от сборника 1928 года [4] расширенным содержанием: в него включили программы по всем специальным дисциплинам (классическому танцу, характерному танцу, пантомиме, поддержке, историко-бытовому танцу, репертуару, анатомии, физиологии и патологии движения, записи танцевальных движений). Брошюра также содержала программы по методике преподавания классического и характерного танцев. Программа по классическому танцу обобщала опыт педагогической деятельности А. Я. Вагановой, которая писала, что она, «работая над своим методом преподавания, пыталась зафиксировать основания науки танца, свои достижения, все то, к чему привел меня многолетний опыт танцовщицы и педагога» [5, с. 15]. В разработке программы и методических пояснений по классическому танцу участвовали М. Ф. Романова, Е. П. Снеткова-Вячес-лова, Н. И. Рива, Е. П. Гердт, Б. В. Шаврова, Е. Н. Гейденрейх, М. С. Добролюбова, Е. В. Ширипина, Н. А. Камкова, А. И. Пушкин и Л. С. Петров. В предисловии говорилось: «Публикуемая программа является результатом почти трехлетней работы по фиксации движений и составлению методических ука-

1 Ленинградский государственный хореографический техникум — название Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой с 1928 по 1938 год.

заний к тем из них, которые на практике вызывают наибольшее количество ошибок, т. е. трудны для усвоения. Изложение движений дано в последовательности их прохождения. Таким образом, публикуемый текст фактически перерастает размер программы и дает схему краткого учебного пособия» [3, с. 9]. Программа была составлена для женского и мужского классов. Отдельные движения мужского урока оговаривались в тексте. «Для программы сохранена французская терминология части, в которой при переводе на русский язык она утратила бы специфический смысл и точность выражения. Упражнения, которые не имеют определения в лексиконе французской балетной техники, названы по-русски» [3, с. 9]. Исключение было сделано для терминологии вращений. Партерные вращения без продвижения было решено называть «пируэтами», а воздушные вращения и вращения с продвижением по диагонали и по кругу — «турами».

Материалы программы распределены по разделам: 1) у палки; 2) на середине (с дополнительным подразделом адажио); 3) аллегро; 4) упражнения на пальцах (sur les pointes).

Первый класс. Программа первого года обучения 1936 года включает в себя упражнения у палки и на середине зала. Первые два месяца экзерсис исполняется лицом к палке (держась двумя руками), начиная с третьего месяца обучения — одной рукой за палку. Основной задачей этого класса является усвоение принятой в классическом танце постановки корпуса, рук, головы и выворотности ног. Кроме самих упражнений и последовательности их изучения, в программе даны методические указания с уточнением возможных ошибок, а также указано максимальное количество повторов. В учебно-методическом пособии «Программа классического танца. 100 лет улучшений» [6] в комментариях отмечен прием исполнения battement fondu [6, с. 45], не встречающийся больше на практике. Его особенность заключается в том, что работающая нога открывается с основного (обхват стопою опорной ноги), а не условного cou-de-pied. Отдельное внимание в программе 1936 года отведено объяснению позиций рук, взятых из «Основ классического танца» [5] А. Я. Вагановой. К позициям даны иллюстрации. «Позиции рук проходятся, начиная с 3-го урока. После твердого усвоения позиций начинается изучение port de bras (не позднее, чем через месяц)» [2, с. 17]. По программе 1936 года port de bras изучаются по методике Энрико Чеккетти [8, с. 118], несмотря на то, что в ранее изданных в 1934 году «Основах классического танца» [5] А. Я. Вагановой приведены пять port de bras, используемых сейчас. Отсутствует лишь третье port de bras, которое будет добавлено во второе издание 1939 года [7, с. 42]. В переведенном на русский язык учебнике Э. Чеккетти [8] port de bras не нумеруются. Но для удобства на практике, а также в методических материалах педагогической программы к «Training the Whole Dancer. Guidelines for Ballet

Training. American Ballet Theatre National Training Curriculum» [9, p. 13], где port de bras изучаются по его системе, это port de bras называют первым. Исходя из этого, приведенное в сборнике «Программа классического танца. 100 лет улучшений» замечание о том, что «терминология port de bras не соответствует сегодняшним обозначениям» [6, с. 46], требует уточнения. Первое port de bras не «дано в варианте demi» [6, с. 46], а является полноценным port de bras по методике Э. Чеккетти.

Илл. 1. Первое port de bras в программе 1936 года [3, с. 18]

Илл. 2. Первое port de bras по системе Э. Чеккетти [8, с. 118]

Илл. 3. Первое port de bras по системе А. Я. Вагановой [7, с. 42]

На середине все движения даются в том же порядке, что и у палки, за исключением petit battement и rond de jambe en l'air, которые не выполняются на этом году обучения. Также осваивается постановка рук в позициях и позах croisé, effacé и écarté, I, II, III и IV arabesques. Двумя руками за палку исполняются маленькие прыжки; позиция ног не оговорена.

Второй класс. Основой программы второго года обучения являются «упражнения, служащие развитию силы ног и совместной работы корпуса, головы, рук» [3, c. 17], а также прыжки начального уровня сложности. Пройденный в первом классе материал повторяется и закрепляется в более быстром темпе. Вводятся battement frappé и double frappé вперед и назад, в отличие от первого года обучения, где он выполнялся только в сторону. У палки также появляются большие позы attitude croisé, effacé и écarté на 90°. Изучается новая форма grand battement — grand battement jeté pointé и «приподнимания» на полупальцы и пальцы (в очень медленном темпе, без касковых туфлей, вначале «не приседая предварительно, но с приседанием после опускания на всю стопу» [3, с. 18]). Еще одним новым движением является battement soutenu. Комментарий в учебно-методическом пособии «Программа классического танца. 100 лет улучшений» о том, что «в предыдущих программах этого движения нет» [6, с. 53], требует уточнения. battement soutenu встречалось в экзерсисе у палки в предыдущей программе 1928 года [4, с. 9] также на втором году обучения. «На середине "приподнимания" на полупальцы также отрабатываются на всех позициях, с уточнением, что в женском классе полупальцы невысокие, в отличие от высоких в мужском. Grand battement jeté и battement développé исполняются в основных позах классического танца. Изучается temps lié, в котором «руки, ноги, корпус и голова должны неразрывно переходить из одного положения в другое» [3, c. 19]. В разделе аллегро идет проработка прыжков с двух на две ноги, с двух на одну и с одной на одну. Вначале все прыжки разбираются, держась двумя руками за палку. Прыжки делаются с паузами, раздельно. Изучается pas balancé и pas de basque. В женском классе начинается освоение relevé sur les pointes (на пальцах). Уточнена постановка учениц на пальцы: «Упор ноги на 1-й и 2-й палец. Следить за тем, чтобы, вставая на пальцы, ученицы не косили подъема» [3, с. 20].

Третий класс. Задачами третьего класса являлись «развитие техники движения ног, рук, корпуса и связи между положениями и поворотами головы с позами и упражнениями, воспитание навыков участия в стройном и четком групповом движении (рисунок, положение, переходы, линии и т. п.), а также начало тренировки восприятия и памяти сменой и разнообразием заданий. Начиная с этого года, ввиду несколько окрепшей мускулатуры, обратить внимание на выразительность поз» [3, с. 20]. Экзерсис у палки начинает исполняться на невысоких полупальцах. В программе приведена рекомендуемая

последовательность его освоения: battement frappé, battement fondu, soutenu et relevé, petit battement, rond de jambe en l'air и battement développé (на полупальцы подниматься в готовую позу) [3, с. 21]. В аллегро добавляются прыжки с одной ноги на одну (temps levé, balloné) и с двух ног на одну (sissone ouverte), начинается изучение pas de bourrée и pas de bourrée dessus-dessous. Методическое указание, согласно которому на «sissone ouverte руки открываются на высоту 25°» [3, с. 22], сформулированное в сборнике «Программа классического танца. 100 лет улучшений» [6, с. 56], является особенно важным, так как на практике учащимся свойственно завышать позицию рук при выполнении этого прыжка. К тому же «это единственный раз, когда в программах встречается попытка указать точный угол позиций и положений рук» [6, с. 56]. Упражнения на пальцах делаются в медленном темпе, с постепенным ускорением его по мере освоения материала. Количество повторений наращивается, начиная с двух-трех и заканчивая восемью.

Четвертый класс. К задачам обучения на четвертый год добавляются «проработка всех видов pas de bourrée на пальцах с участием рук, подготовка корпуса и рук для пируэтов на полу и упражнения для выработки устойчивости (aplomb)» [3, с. 24]. Экзерсис у палки исполняется на полупальцах, усложняются комбинации. Новыми движениями являются ballotté и battement tendu pour batterie. Оба движения встречаются в программе 1928 года [4, с. 10-11], с единственным отличием, что pas ballotté исполнялось только в экзерсисе на середине, так что это не новые движения «в сравнении с предыдущими программами» [6, с. 58]. В разделе адажио на середине начинает выполняться grand rond de jambe developpé, preparation pour la petite et grande pirouette. К petite pirouette подготовка идет из IV или V позиции, руки во время preparation рекомендовано держать между I и подготовительным положением. К grande pirouette preparation изучается со II позиции в à la seconde, en arabesque et en attitude. В разделе allegro появляется sisonne fermée на все позы классического танца. Pas de bourrée исполняется en tournant, то есть в повороте, на полупальцах и пальцах, с уточнением, что поворот нужно делать во время второго движения, «голову оставлять лицом к зрителю и слегка перегибать корпус» [3, с. 25]. Начинается изучение больших прыжков: grand echappé (с задержкой во II и V позиции) и grand sissonne ouverte (без продвижения). В прыжках появляется новый раздел — batterie. В программе подробно описана рекомендованная последовательность постепенного ввода прыжков с заносками в урок, а также правила их исполнения: 1) echappé battu (открывать ноги без заносок, закрывать занося), 2) entrechat quatre, 3) entrechat cinq, 4) roayle, 5) entrechat trois. В экзерсис на пальцах добавляется большое количество движений со вскоком на одну ногу: sisonne, sisonne ouverte, echappé sur un pied.

Пятый класс. На пятом году обучения продолжается развитие устойчивости, то есть вырабатывается aplomb. В экзерсис у палки добавляются два новых вида grand battement: balancé (с добавлением наклона корпуса) и с поднятием на полупальцы и изучается grand rond de jambe jeté, во время которого «нога поднимается с I позиции и ведется полусогнутой до 45°, затем «учащемуся предлагается ее «вынуть на цифре 1 Уг и вести вытянутой назад» [3, с. 27]. На середине зала исполняется temps lié на 90° и новое тренажное движение battements divisés en quart. Еще одно новое движение — это flic-flac en face. Оно состоит из двух движений — flic и flac, второе из которых выполняется с подъемом на полупальцы. Важным движением раздела адажио будет pirouette lente во все позы классического танца. Данный термин используется только в программе 1936 года, и он был классифицирован как pirouette, а не tour, так как поворот делается на одном месте, без продвижения2. При первоначальном изучении pirouette lente рекомендовано делать с остановками в каждой точке и «делить круг на 8 частей для равномерного поворота» [3, с. 27] и по мере усвоения материала исполнять уже слитно. И. Л. Кузнецов отмечал, что «Н. И. Тарасов предлагал вариант, в котором круг делится на четыре части» [6, с. 60]. После изучения preparation petite pirouette в четвертом классе на этом году обучения переходят к выполнению un tour. Раздел аллегро продолжает усложняться прыжками с заносками (echappé, assemblé, jeté, balloné, brisé). Brisé исполняется только вперед с уточнением, что при прыжке нужно «отводить ногу между цифрами 1 и 2, опорная нога ударяет об открытую» [3, с. 28]. Из новых прыжков также вводятся pas failli, sissonne tombé, sissonne fondu, chassé, а также rond de jambe sauté. В экзерсисе на пальцах появляются assemblé soutenu en tournant, rond de jambe en l'air (в конце года), coupé balloné и sissonne ouverte на 90°.

Шестой класс. На шестом году обучения продолжается развитие техники классического танца. В экзерсис у палки включается единственное новое движение — grande battement de cuisse вперед и назад, — исполняемое в женском классе. «Вытянутую ногу бросить на высоту 90°, ударить бедренной частью об опорную ногу» [3, с. 28]. В экзерсисе на середине продолжается работа над вращениями. Temps lié также исполняется en tournant и одним pirouette (из V позиции перед первым и вторым положением). Усложняется построение комбинации адажио, увеличивается количество включаемых в него движений. В раздел аллегро добавляется большое количество материала, маленьких и средних прыжков. Начинается изучение petite ballotté, c важным уточнением, подмеченным в сборнике «Программа классического танца. 100 лет улучшений» [6, с. 61], что нужно «задерживать прыжок в V позиции с отклонением корпуса» [3, с. 29], то есть

2 В предшествующей и во всех последующих программах используется термин tour lent.

работа корпуса добавляется не во время приземления, а во время прыжка. Подробно описан принцип выполнения gargouillade (rond de jambe doublé: «Первый rond de jambe — на plié, второй — на прыжке» [3, с. 29]). К большим прыжкам прибавляется grand assemblé и grand jeté (из V позиции или с sissonne tombé). Еще одним новым движением является petite cabriole на 45°, который рекомендуется вначале изучить с положения effacée вперед. В мужском классе начинается освоение tours en l'air en dehors et en dedans, вначале на половину круга, а потом на целый, «при отрыве от пола нога, находящаяся сзади, сразу переносится вперед» [3, с. 30]. Начинают исполняться pirouettes на пальцах. Во все большие позы классического танца делаются relevé с ногой на 90° (1-4 движения подряд).

Седьмой класс. На седьмом году обучения заканчивается изучение основных движений классического танца и начинается их сценическая отделка. Единственный новый элемент у палки — одинарный пируэт, добавляемый в комбинации. В экзерсис на середине вводятся двойные pirouettes en attitude et en arabesque. К grande fouetté есть уточнение, что делается «во время первого положения этого движения наклон корпуса вперед к присогнутой ноге, взгляд устремлен на носок ноги» [3, с. 31]. Подробно описан принцип работы корпуса на renversé: «Первое движение — наклон корпуса вперед, второе движение — запрокидывать корпус назад» [3, с. 31]. В комбинации адажио рекомендуется включать большие прыжки. Раздел аллегро усложняется средними прыжками (jeté fondu), исполнением движений en tournant (petit jeté battu, sissonne ouverte), а также большими прыжками (grande jeté, grande cabriole, grande fouetté, saut de basque) [3, с. 32]. В мужском классе вводятся два тура в воздухе. В программе указано, что следует постепенно ускорять темп комбинаций аллегро. Основным новшеством экзерсиса на пальцах является изучение туров по диагонали (en dehors и en dedans), вначале в замедленном темпе и с остановками, исключая ее по мере освоения.

Первый курс техникума. На первом курсе техникума, соответствующем восьмому году обучения, продолжается работа над поставленными в седьмом классе задачами. Новых движений в экзерсисе у палки больше нет, кроме усиления комбинаций двойными турами вместо пройденных в седьмом классе одинарных. В экзерсисе на середине вводятся pirouette à deux tours, renversé en ecarté и grande fouetté en tournant. В аллегро большое количество новых движений исполняется только в мужском классе (grande cabriole double, grande pirouette, grande pas de basque). В женском классе продолжается изучение больших прыжков: перекидное jeté, pas de ciseaux, grand jeté renversé, grand pas de chat [3, с. 33]. Экзерсис на пальцах усложняется новыми вращениями (fouetté на пальцах и tour chaînés), а также grande fouetté en tournant en arabesque.

Второй курс техникума. Основной задачей второго курса техникума по-прежнему является сценическая отделка пройденного материала. Все комби-

нации исполняются в более быстром темпе, а также должны быть более сложными и развернутыми по своему построению. «Повороты удваиваются, пируэт делается в 3 тура. Вырабатывается непринужденность и сила больших прыжков jeté и кабриолей» [3, с. 34]. Изучаются три новых прыжка: grande jeté en tournant, entrechat six de volé и grande ballotté. Идет важная работа над танце-вальностью и выразительностью.

Третий курс техникума. На последнем курсе новый материал не изучается. Работа направлена на раскрытие индивидуальности, «совершенствование и разработку персональных свойств студента» [3, с. 34].

Сравнительный анализ программы 1936 года с предшествующей программой 1928 года [4] показывает, что материал и скорость его усвоения практически идентичны. При этом кардинально отличается принцип изложения. Если программа 1928 года является фактически перечнем движений, распределенных на восемь лет обучения по уровню их сложности, то программа 1936 года содержит методические пояснения, из-за которых становится готовым методическим пособием для педагогов классического танца, чем представляет огромную ценность. На качество нового пособия повлияло становление методики А. Я. Вагановой, а именно издание «Основ классического танца» [5]. Г. Д. Кремшевская писала, что «появление учебника тесно связано с возникновением в 1934 году педагогического отделения при Ленинградском хореографическом училище. Теперь ей [А. Я. Вагановой. — В. В. Жирова] предстояло не только научить выполнять движения по всем установленным ею правилам, не только учить танцевать, но на основе своего метода учить, как надо обучать будущих артисток балета» [10, с. 109].

Тем не менее ряд изменений в программу 193 года в сравнении с программой 1928 года был внесен.

В первом классе в экзерсис у палки введен battement tendu jeté, изучаемый по программе 1928 года на втором году обучения. В экзерсисе на середине исполняется développé, но не вводятся rond de jambe en l'air и petit battement.

Во втором классе из экзерсиса на середине исключается первая часть старинного движения temps de courante, представляющая собой комбинацию grande plié с port de bras и изложенная Леопольдом Адисом в сборнике «Классики хореографии» в редакции Е. И. Чеснокова, переведенном с французского языка Л. Д. Блок [11, с. 198]3. В раздел аллегро добавляется прыжок sissonne simple.

3 Стоит уточнить, что описание движения находится не «во вступительной статье Л. Д. Блок» [6, с. 6], а в самом тексте Адиса, зафиксировавшего урок Ф. Тальони [11, с. 198]. П. А. Силкин отмечал, что «данная комбинация применялась и в уроке Э. Чеккетти» [12, с. 49]. Более подробно обе части temps de courante изложены в книге «A manual of theory and practice of classical theatrical dancing (méthode Cecchetti)» [13, с. 106] Сирилом Бомонтом и Станиславом Идзиковским. Эти материалы также изданы в учебном пособии П. А. Сил-кина «История и теория балетной педагогики. Классический танец» [12, с. 49].

В третьем классе в материале 1928 года встречаются движения на пальцах у палки и вторая часть temps de courante на середине, исключенные из программы 1936 года, в которую вводятся два новых раздела: адажио и упражнения на пальцах (sur le pointes), включающие в себя pas de bourrée suivi, assemlé soutenu en face и glissade.

В четвертом классе в экзерсис у палки добавляется ballotté, которое по программе 1928 года исполняется только на середине. На пальцах дополнительно добавляются sisonne, sisonne ouverte, echappé sur un pied.

В пятом классе на середине движение tour lent переименовывается в pirouette lente. В аллегро вводится одно новое движение — rond de jambe sauté, а также все новые движения на пальцах.

В шестом классе экзерсис у палки и на середине идентичны программе 1928 года. На пальцах добавляется balloné и relevé с ногой на 90°.

В седьмом классе в разделе аллегро по программе 1936 года grande cabriole изучается в женском классе и мужском классе, а по программе 1928 года только в мужском. К движениям на пуантах прибавляются двойные пируэты и туры по диагонали.

На первом курсе техникума в аллегро изменена терминология — перекидное jeté вместо jeté entrelacé. Исключается entrechat sept.

На втором курсе техникума в разделе аллегро изучается grande jeté en tournant, grande balloté, пройденные годом ранее по программе 1928 года, и entrechat six de voilée, не встречающийся в предыдущей программе.

При сравнении программы 1936 года с актуальной программой Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой 2016 года [14] можно проследить основные изменения, произошедшие в технике классического танца. «Система Вагановой не стоит на месте. Она не является застывшей формой. Она вбирает в себя новые направления и веяния в искусстве хореографии, которые появляются и сегодня» [15, с. 82]. Материал первого года обучения двух программ идентичен, кроме наличия в программе 2016 года экзерсиса на пальцах и более обширного раздела allegro. Программы второго и третьего классов 1936 года технически уступают новой программе, в частности, отсутствием изучения вращений и более поздним введением исполнения экзерсиса у палки на полупальцах. При анализе программ четвертого и пятого классов разрыв в скорости освоения и объеме материала увеличивается и сокращается только в восьмом классе. При этом в программе 2016 года содержится много технически сложного материала, требующего виртуозности исполнения, который так и не будет затронут в программе 1936 года. Единственное движение из этой программы, не встречающееся в современной, — это grande battement de cuisse в экзерсисе у палки, изучаемое на шестом году обучения. Программа 1936 года выделяет дополнительный раздел на середине — «адажио». Он является очень важным, особенного

для женского класса; поэтому очень грамотным приемом было структурирование в отдельную группу движений, которые будут комбинироваться в маленькое и большое adagio на середине. В программе 2016 года большее внимание уделено технике мужского танца, которая сильно прогрессировала. Материал обеих программ содержит методические пояснения, но они носят различный характер: если в программе 1936 года пояснения касаются правил исполнения движений, то в программе 2016 года прописана музыкальная длительность выполнения движения. В обоих материалах указано рекомендуемое количество повторений.

Данные сравнительного анализа программы 1936 года с программой 1928 и 2016 годов приведены в таблице:

Таблица № 1. Сравнительный анализ учебных программ 1928, 1936 и 2016 годов

Параметры сравнения Программа 1928 года Программа 1936 года Программа 2016 года

Количество лет обучения 8 10 8

Терминология Французская Французская Французская

Методические пояснения Отсутствуют Присутствуют Присутствуют

Распределение по разделам У палки, на середине зала, allégro (со 2-го класса) У палки, на середине, аллегро (со 2-го класса), adagio и упражнения на пальцах (с 3-го класса) Экзерсис у палки, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах

Постановка учениц на пуанты 2-й класс 2-й класс 1-й класс, 2-я четверть

Экзерсис у палки на полупальцах 3-й класс (низкие), 4-й класс 3-й класс (низкие), 4-й класс 2-й класс

Изучение маленьких вращений 4-й класс — подготовка, 5-й класс — вращения 4-й класс — подготовка, 5-й класс — вращения 2-й класс — подготовка и факультативно вращения

Начало изучения больших туров 4-й класс — подготовка, 5-й класс — вращения 4, 5-й класс — подготовка, 6-й класс — вращения 4-й класс — подготовка, 5-й класс — вращения

Начало изучения заносок 4-й класс 4-й класс 3-й класс

Начало изучения больших прыжков 4-й класс 4-й класс 4-й класс

По итогам анализа программы 1936 года по классическому танцу можно сделать вывод, что она является важным звеном в становлении методики А. Я. Вагановой. Если предшествующая программа 1928 года представляет собой список движений, распределенных по классам, то есть буквально отвечает на вопрос,

что учить на каждом году обучения, то программа 1936 года содержит еще и ответы, как нужно это делать. При сравнении материала программ 1928 и 1936 годов заметен сдвиг в пальцевой технике, упражнения на пальцах даже вынесены в отдельный раздел. Программа 2016 года, являющаяся актуальной программой Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, технически более насыщена, чем программа 1936 года. При их сравнении видна динамика изменений, произошедших в технике классического танца. При этом программа 1936 года содержит важные методические пояснения, актуальные и для современной педагогики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жирова В. В. Учебная программа по классическому танцу 1928 года // Ежегодный Альманах студенческого научного общества Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2020. С. 15-20.

2. Фомкин А. В. Исторические традиции современного балетного образования: На материале деятельности танцевальной Ея Императорского Величества школы -Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 213 с.

3. Учебные программы ЛГХТ / Е. И. Чесноков. Л.: ЛГХТ, 1936. 82 с.

4. Учебный план и программы вступительных испытаний / И. И. Соллертинский. Л.: ЛГХТ, 1928. 16 с.

5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: ОГИЗ - ГИХЛ, 1934. 192 с.

6. Кузнецов И. Л., Цискаридзе Н. М. Программа классического танца. 100 лет улучшений. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2021. 335 с.

7. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.; М.: Искусство, 1939. 131 с.

8. Чеккетти Г. Полный учебник классического танца. М.: АСТ, 2010. 512 с.

9. Training the whole dancer. Guidelines for ballet training. American Ballet Theatre National Training Curriculum. New York, 2008. 91 p.

10. Кремшевская Г. Д. Агриппина Ваганова. Л.: Искусство, 1981. 162 с.

11. Адис Л. Традиции французской школы танца: Извлечение из книги «Théorie de la gymnastique de la théâtrale» // Классики хореографии. Л.; М.: Искусство, 1937. С. 194-219.

12. Силкин П. А. История и теория балетной педагогики. Классический танец: Учеб. пособие. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2014. 312 с.

13. Beaumont С., Idzikowski S. A manual of theory and practice of classical theatrical dancing (méthode Cecchetti). New York, 1975, 201 p.

14. Классический танец: Рабочая программа дисциплины по специальности 52.02.01 Искусство балета / Отв. ред. Л. А. Меньшиков. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2016. 60 с.

15. Грибанова М. А., Васильев И. В. О методологии педагогики балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 1. С. 79-84.

REFERENCES

1. Zhirova V. V. Uchebnaya programma po klassicheskomu tancu 1928 goda // Ezhegodnyj Al'manah studencheskogo nauchnogo obshchestva Akademii Russkogo baleta imeni A. Y. Vaganovoj. SPb.: Akademiya Russkogo baleta imeni A. Y. Vaganovoj, 2020. S. 15-20.

2. Fomkin A. V. Istoricheskie tradicii sovremennogo baletnogo obrazovaniya: Na materiale deyatel'nosti tanceval'noj Eya Imperatorskogo Velichestva shkoly - Akademii Russkogo baleta imeni A. Y. Vaganovoj: Dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2008. 213 s.

3. Uchebnye programmy LGHT / E. I. Chesnokov. L.: LGHT, 1936. 82 s.

4. Uchebnyj plan i programmy vstupitel'nyh ispytanij / I. I. Sollertinskij. L.: LGHT, 1928. 16 s.

5. Vaganova A. Y. Osnovy klassicheskogo tanca. L.: OGIZ-GIHL, 1934. 192 s.

6. Kuznecov I. L., Ciskaridze N. M. Programma Klassicheskogo tanca. 100 let uluchshenij. SPb., 2021. 335 s.

7. Vaganova A. Y. Osnovy klassicheskogo tanca. L.; M.: Iskusstvo, 1939. 131 s.

8. Chekketti G. Polnyj uchebnik klassicheskogo tanca. M.: AST, 2010. 512 s.

9. Training the whole dancer. Guidelines for ballet training. American Ballet Theatre National Training Curriculum. New York, 2008. 91 p.

10. Kremshevskaya G. D. Agrippina Vaganova. L.: Iskusstvo, 1981. 162 s.

11. Adis L. Tradicii francuzskoj shkoly tanca: izvlechenie iz knigi «Théorie de la gymnastique de la théâtrale» // Klassiki horeografii. L., M.: Iskusstvo, 1937. S. 194-219.

12. Silkin P. A. Istoriya i teoriya baletnoj pedagogiki. Klassicheskij tanec: Ucheb. posobie. SPb.: Akademiya Russkogo baleta imeni A. YA. Vaganovoj, 2014. 312 s.

13. Beaumont С., Idzikowski S. A manual of theory and practice of classical theatrical dancing (méthode Cecchetti). New York, 1975, 201 p.

14. Klassicheskiy tanets: Rabochaya programma discipliny po special'nosti 52.02.01 Iskusstvo baleta / Otv. red. L. A. Men'shikov. SPb.: Akademiya Russkogo baleta imeni A. Y. Vaganovoj, 2016. 60 s.

15. Gribanova M. A., Vasil'ev I. V. O metodologii pedagogiki baleta // Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Y. Vaganovoj. 2018. № 1. S. 79-84.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Жирова В. В. — аспирант; viozhiva@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhirova V. V. — Postgraduate Student; viozhiva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.