П. А. Силкин
РАЗДЕЛ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА АЛЛЕГРО В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Т. П. КАРСАВИНОЙ
В статье рассматривается раздел аллегро из малоизвестного русскому читателю труда Т. Карсавиной «Classical ballet: the flow of movement" с позиций ее танцевального опыта. Автор статьи предлагает вниманию методическое наследие известной балерины Мариинского театра и труппы С. Дягилева. Т. Карсавина оказывала большое влияние на британский балет в качестве ви-це-президента Королевской Академии танца в Лондоне.
Ключевые слова: аллегро, прыжки, балет, ученики, танцевальный опыт, наследие, Карсавина.
В методическом наследии Т. Карсавиной значительное место уделено разделу прыжков урока классического танца. А. Ваганова, старшая «товарка» Карсавиной по Мариинскому театру писала: «На аллегро мне хочется остановиться и подчеркнуть его совершенно особое значение. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на аллегро. <...> Вся предыдущая работа, до введения аллегро, является подготовительной для танца; когда же мы подходим к аллегро, то тут-то мы и начинаем учиться танцевать, здесь и вскрывается нам вся премудрость классического танца» [1, с. 11]. Однако нам необходимо определиться с самими терминами — аллегро и прыжки. В нашей балетной практике существуют два наименования: прыжки и аллегро. В английском варианте также есть два названия: elevation steps и jumps. Карсавина в своей первой методической книге «Ballet technique» писала: „В силу привычки и потому, что этот термин более понятный, я буду использовать в названии pas и комбинаций слово «allegro». Все мои учителя применяли этот музыкальный термин в танце" [2, р. 12]. Если в указанной выше книге Карсавина рассмотрела только общие положения, касающееся аллегро, то в опусе «Classical ballet: the flow of movement» имеется часть, состоящая из шести параграфов, в которой более де-
тально рассмотрены конкретные прыжковые движения и приемы их исполнения. В первом параграфе автор проанализировала сам принцип прыжка, во втором речь идет о движениях, способствующих прыжку, третий параграф посвящен порядку расположения комбинаций в этом разделе урока, в четвертом рассматриваются большие прыжки, в пятом анализируется движение ballotté, в последнем параграфе повествуется о заносках (batterie).
Анализируя принцип исполнения прыжка, балерина отмечала, что для хорошего развития элевации необходимо знать, как точно подняться с земли, исполняя прыжок, и какая часть тела главный инструмент при этом. Балерина подметила, что «животное перед прыжком припадает к земле, чем оно ниже, тем выше прыжок. Танцовщику заменяет такое движение сгибание колен (demi-plié) " [3, р. 68]. Demi-plié — основное действие в прыжке. Кроме того, прыжок должен быть поддержан и дополнительной помощью стоп, то есть их подошва должна быть плотно прижата к полу, в одном уровне с коленями. Карсавина предупреждала, что только сгибание колен, часто заменяющее demi-plié, почти бесполезно. Поэтому demi-plié должно быть крепко поставлено на пятках и подошвах, при этом глубоким оно может быть настолько, насколько позволяют ахилловы сухожилия танцовщика. Балерина сделала вывод, что колени и сухожилия являются первой частью работы в развитии полета. К тому же, чтобы оттолкнуться от пола, нужна помощь бедер. Бедра третий фактор подъема, но есть еще другие: мера помощи прыжку зависит от свода стопы, когда отталкиваются от пола. Если должным образом тренирован свод стопы (через battement tendu и relevé), развивается сильная часть его мускулов и подушечек стопы, т. е. подошва стопы — эти мускулы становятся полезны в прыжке и в приземлении и в итоге — они величайшие помощники для силы и гибкости каждого движения. Рассмотрев механизм прыжка, Карсавина написала о том, что при исполнении прыжковых движений необходим контроль за мышцами позвоночника, за правильным применением рук и правильным дыханием. В demi-plié, в отталкивании и приземлении мускулы
позвоночника должны быть собраны. Руки помогают полету точным по времени подхватом, когда они идут наверх, и во многих случаях медленным действием во время опускания. Часто от опускания рук в низкую позицию теряется высота, и сила прыжка. С другой стороны, срыв позы уменьшает эффект. По поводу дыхания Тамара Платоновна поделилась следующим советом: приток воздуха через ноздри должен совпадать с усилиями подъема и задерживаться, пока танцовщик в воздухе. Обращение внимания на точное дыхание танцовщика сохранит его силу. Выдыхание через рот одновременно с ослаблением усилий при приземлении, и руки тоже расслабляются, в действительности дает отдых всему телу. Это были главные существенные ремарки по развитию элевации.
Во второй части раздела Карсавина говорила о движениях в экзерсисе у палки, которые способствуют лучшему освоению техники allegro. По ее мнению, в упражнения следует больше включать demi-pliés, relevés. В комбинации demi-pliés, очень простой, должно быть три demi-pliés и одно полное (grand plié — П. С.). Кроме того, чтобы придать особую ценность demi-plié, Тамара Платоновна советовала практиковать его исполнение на одной ноге, передавая вес тела на опорную ногу. Далее она предлагала серию упражнений, которые можно назвать plié tombé. Судя по описанию, это движение в русской школе классического танца, по методике Вагановой, имеет название développé tombé. Они могут исполняться в ежедневной практике как по второй позиции, так и вперед, назад или в каждом направлении отдельно.
Plié tombé в сторону, начиная с правой ноги:
а) встать в V позицию лицом к палке, правая нога делает développé в сторону, правая рука идет на первую позицию, корпус находится на левой ноге; б) переместить вес тела на правую ногу в сторону как можно дальше. Во время tombé руки открываются в сторону, вес тела передается на правую ногу. Левая нога остается на полу, но пальцы вытянуты; в) передать вес тела обратно на левую ногу, корпус подтянут, и правая нога поднимается и удерживается в воздухе, своего рода медленный grand
battement. Руки идут на палку. Это же упражнение может быть исполнено, держась одной рукой за палку. Вперед и назад pas tombé делается в широкую IV позицию [3, с. 71].
Далее Карсавина описала два свойства толчков от пола, применяемых в прыжках: медленные и быстрые. Для того, чтобы выработать эти свойства, она рекомендовала, например, комбинацию battement fondu на полупальцах с быстрым relevé на опорной ноге, при работающей ноге 45°, заключающую в себе эти два свойства толчков. Пример комбинации battement fondu крестом на четыре счета: 1-2 fondu, 3-быстрое relevé, 4-стоять [3, р.72] По ее мнению, такие упражнения должны быть представлены в практике систематически, но осторожно. Кроме того, для предотвращения возможных ошибок балерина предлагала подготовительные упражнения у палки для движений assemblé и jeté, выполняемых без прыжка. Этим путем можно постепенно подготовить мышцы, необходимые для прыжка. Например, assemblé на два счета: 1- plié с dégagé; „и" — relevé на высокие полупальцы; 2 — закрыть в demi-plié. Также можно тренировать прыжок jeté, при этом работающая нога с dégagé идет на полупальцы, а толчковая sur le cou-de-pied. Упражнения проделываются лицом к палке.
Говоря о порядке расположения комбинаций allegro в уроке классического танца, Карсавина рекомендовала начинать прыжки terre à terre с достаточно качественным приземлением. При этом комбинации не должны быть слишком сложными. Такого принципа следует придерживаться в силу того, что после экзерсиса на середине (adagio), требующего определенного напряжения, необходимо подготовить мышцы ног и стоп для прыжков. Тамара Платоновна рекомендовала начинать allegro прыжками с двух ног на две: assemblé, changement de pied, échappé, которые должны предшествовать jeté. К тому же не следует забывать о двух свойствах приземления в основе allegro: одно глубокое для мягкости, другое короткое для свода стопы. Например: «одно assemblé на первый счет и два changements de pied на второй счет» [3, р. 73].
Прыжок jeté, по мнению Карсавиной, требует особого внимания. Простая перемена одной ноги на другую очень распро-
страненная ошибка. Должен быть прыжок с подъемом в воздух с одной ноги с абсолютно выгнутой стопой толчковой ноги. Для превосходной тренировки jeté балерина предложила комбинацию, занимающую четыре счета, в которой содержатся прыжки: jeté dessus, sissonne de coté (с одной ноги), coupé sauté, sissonne, четыре прыжка на одной ноге, выполненные строго вертикально [3, р. 74]. Это довольно трудная комбинация, но исполненная правильно — превосходная помощь для больших прыжков.
Суммируя сказанное, Тамара Платоновна писала, что базовые прыжки (маленькие — П. С.) основа для больших прыжков и поэтому ежедневный класс требует порцию assemblés, jetés, changements de pied, échappés, sissonnes, заданных в простых упражнениях, в отличие от прыжков, следующих позже. В маленьких прыжках руки не поднимаются высоко, так как не требуется помощь для полета.
В параграфе о больших прыжках (high élévation steps) Карсавина писала о необходимости хорошей подготовки мышц стоп, колен, бедер во время исполнения маленьких прыжков, чтобы сила больших прыжков была хорошо распределена и скоординирована. Она считала, что такой прыжок, как jeté, исполняемый вертикально, весьма успешно способствует этому, также и grand battement является великим помощником в большом allegro. При исполнении движений saut de basque, grand jeté в arabesque необходимо делать grand battement с сильным броском. Прыжки с продвижением, такие как: grand jeté вперед в attitude, assemblés portes, assemblés en tournant, как и указанные выше (saut de basque, grand jeté в arabesque с продвижением), получают большую помощь через вспомогательные движения: pas de bourrée, glissade или contretemps. (Здесь нам необходимо пояснить термин contretemps, который не применяется в русской школе классического танца. Термин метода Чеккетти и французской школы, а именно, это «комбинированный шаг, состоящий из coupé dessous; chassé effacé en avant, fermé; temps levé и chasse passé croisé en avant») [4, p. 32]. По мнению Карсавиной, две цели должны преследоваться при правильном
исполнении прыжков с продвижением. Во-первых, короткий по времени толчок перед прыжком; во-вторых, существенное усилие, с которым посылается тело, чтобы преодолеть пространство. Кроме того, автор книги предупреждала, что частая ошибка ограниченного большого прыжка кроется во вспомогательном движении, которое (pas de bourrée, courue и т. д.) должно быть сделано без остановки и должно служить стимулом для большого прыжка. Для примера балерина описала исполнение grand jeté вперед по кругу сцены. Она акцентировала внимание на glissade, при выполнении которого следует продвижение вперед и первое dégagé во время glissade более сильное, чем второе dégagé. Glissade идет через V позицию, но не очень близко к ней. Проходящее второе dégagé должно совпасть с глубоким, но быстрым plié перед jeté. Большие прыжки, которые она описала, могут дать впечатление таковых даже со средней элеваци-ей, при условии хорошего grand battement и стимулирующих вспомогательных движений.
В отдельный параграф Карсавина выделила прыжок ballotté, требующий, по ее мнению, очень хорошего баллона. Главная трудность и причина, почему не получается полного эффекта при исполнении этого движения, заключается в необходимости зависания в воздухе. Сильный акцент падает на высшую часть прыжка, когда обе ноги одновременно встречаются в перекрестном retiré в воздухе. Без этого акцента движение выглядит как terre à terre-ный прыжок. Далее балерина проанализировала выполнение данного движения в мужском соло в балете «Жизель», подчеркнув детали исполнения: во время двух ballottés на effacé, открывание ноги назад должно быть более широким, чем вперед, и быстрое coupé fondu (plié? —П. С.) перед jeté.
В конце параграфа Тамара Платоновна описала малоизвестный вариант ballotté, обратную, по ее мнению, форму этого движения. Она имела в виду комбинацию, исполняемую по диагонали сверху сцены вниз. Это выглядит так: из V позиции croisé проделать glissade и dégagé ногой, находящейся сзади, другая нога проходит мимо и пересекается с другой на прыжке ballotté и приземление происходит в arabesque à terre effacée на ногу,
которая делала первый шаг. Затем нога, вытянутая в arabesque, закрывается в V позицию вперед, после чего следует relevé на полупальцы с développé вперед, ногой, закрытой в V позицию, как начало комбинации [3, р. 78]. Épaulement сохраняется на протяжении всей диагонали. Описанное движение имело место в балете «Корсар».
Последний параграф посвящен одной из важнейших частей allegro — batterie (заноскам). И, в первую очередь, Карсавина указала на различие маленьких заносок и с большим взлетом. Такие движения, как brisé, entrechat quatre, jeté battu и подобные им быстрые заноски, требуют только отрыв от пола, но не прыжок. Низкий уровень маленьких batterie придаст эффект «бриллианта» и быстроты. Отрыв от пола должен быть только чуть выше, чем relevé. Полный выгиб стопы более важен для маленьких batterie, потому что: во-первых, здесь происходит только сдержанный подъем с пола, и, во-вторых, напряжение икроножных мышц при этом приводит удар на верное место.
Описывая заноски с большим прыжком, Тамара Платоновна говорила, что они зависят от его высоты, когда они вертикальны, и от дополнительного направляющего толчка при продвижении вперед или в сторону. В обоих этих случаях, по ее мнению, сила взлета очень важна. Такое качество может быть проанализировано и достигнуто через координированный прыжок, правильное дыхание и помощь руками. Первыми Карсавина рассмотрела вертикальные прыжки: entrechat six и huit. Она считала, что быстрые battements glissés (jeté) со сдержанным dégagé нужны, и это будет правильный путь освоения данных прыжков. Кроме того, по мнению балерины, entrechat six — это battements glissés (jeté) в воздухе, конечно, двумя ногами. Вот почему нет причины не работать над этим движением у палки, т. к. поддержка за палку придаст усиление выворотности бедер. Без выворотности не может быть прекрасного исполнения entrechat. Далее Карсавина писала, что entrechat huit не труднее, чем entrechat six, а ее учитель (имя которого она не указала) говорил: «Но это очень просто: делай два entrechat quatres в воздухе». По признанию танцовщицы, это работало [3, р. 79].
Балерина считала, что лучшим примером помощи, которым может быть подготовлено тело для больших заносок с продвижением, это entrechat cinq de côté, с продвижением к рампе сцены, используя подготовительное pas demi-contretemps. Далее ею описан принцип исполнения движений entrechat quatre, assemblés porte, который заключается в высоком забрасывании открываемой ноги, подъеме тела за этой ногой, соединении обеих ног в воздухе и выполнении заноски. Причем, для более легкого и эффектное впечатление от прыжка, необходимо забрасывать открываемую ногу между второй позицией и положением effacé вперед.
Немногие высокие прыжки с заносками, по мнению автора книги, могут соперничать с эффектом entrechat cinq en tournant, исполняемым по кругу сцены, с préparation pas de bourrée dessu courue на полупальцах. Из личного опыта балерина поведала, что, двигаясь по диагонали наверх сцены, руки более полезно поднимать до уровня плеч. При entrechat cinq en tournant руки лучше поднять en couronne (в русской школе III позиция — П. С.) для помощи позвоночнику.
В конце раздела Карсавина поделилась мнением об исполнении прыжка cabriole в позе arabesque, при котором мышцы спины должны быть полностью напряжены. Прыжок может быть сделан только тогда, когда корпус прогнут назад, мышцы позвоночника сжаты, чтобы удержать позу в воздухе. Танцовщица привела пример подготовительного упражнения для освоения данного прыжка. Вот он: начиная с V позиции effacé, сделать coupé-шаг ногой, стоящей впереди, другая нога поднимается в arabesque; temps levé sauté опорной ноге, удерживая высокий arabesque; cabriole и pas de bourrée, чтобы проделать в другую сторону [3, р.79] Она советовала, что первоначально arabesque не должен быть высоким. Когда движение будет проучено с низким arabesque и толчковая нога приобретет нужную силу для temps levé sauté, нога в arabesque может быть поднята выше.
Мы рассмотрели раздел аллегро, описанный прославленной балериной. В нем представлены прыжковые движения из наиболее известных западному зрителю того времени балетных
спектаклей классического наследия «Жизель», «Корсар». В то время как в учебном пособии А. Я. Вагановой «Основы классического танца» движения, в том числе и прыжки, даны в системном порядке, т. е. от простого к сложному, и охватывают почти весь арсенал прыжковой танцевальной техники.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ваганова А. Я. Основы классического танца. — JI. - М., Искусство, 1948.
2. Karsavina Т. Ballet technique. London, Adam and Charles Black, 1956.
3. Karsavina T. Classical ballet: The flow of movement. London, Adam and Charles Black., 1962.
4. Technical Manual and Dictionary of Classical Ballet by Gail Grant. New York, Dover Publications, Inc. 1982.
In this article it is considered to part of elevation steps (allegro) from not enough well-know fo Russian audience work of T. Karsavina, from her positions of dancing experience. The author of the article offer methodical legacy of famous ballerina of Mariinsky theatre and S. Diaghilev's company. Karsavina had a major influence on British ballet, acting as Vice-President of the Royal Academy of Dancing in London.
Key words: allegro, elevation steps, ballet, students, dancing experience, legacy, Karsavina.
М. А. Каримов, П. А. Силкин
УРОК КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА — ФУНДАМЕНТ В ОВЛАДЕНИИ ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
В данной статье говорится о том, что народно-сценический танец без классической подготовки в своем развитии ограничен, это и доказали на практике И. Моисеев, П. Вирский, Ф. Гаскаров и многие другие. Народно-сценический танец становится профессиональным искусством только в тесном союзе с классическим. Сотрудничество народного танца с классическим уроком открывает дорогу народному танцу на профессиональную сцену.
Ключевые слова: классика, народный танец, профессионализм.
Мэтры народного танца нашей страны Игорь Александрович Моисеев, Павел Павлович Вирский, Файзи Адигамович Гаскаров в разное время заканчивали хореографические училища Москвы, Киева, Ленинграда. Все они обучались на классическом отделении и выпускались как артисты балета. Волею судьбы они явились создателями профессиональных коллективов народного танца различного направления, стиля, характера. В коллективе И. Моисеева танцевалось все, вплоть до одноактных балетов. Лидия Ивановна Чернышева, организовавшая ансамбль танца Украины и передавшая коллектив П. Вирскому, проповедовала, за редкими исключениями, только украинские танцы. Ф. Гаскаров в ансамбле народного танца БАССР пропагандировал танцы народов мира. Несмотря на то, что коллективы резко отличались друг от друга манерой, характером, стилем репетиционной и постановочной работы, мастера, бережно относясь к фольклору, накладывали на него грамотность, чистоту, законы и правила классического танца. Танцы, поставленные в 30-50-е гг. И. Моисеевым, П. Вирским, Ф. Гаскаровым, актуальны до сих пор и востребованы зрителем: от них не устаешь, они рассчитаны на разного зрителя, и самые взыскательные с восхищением и восторгом воспринимают их и сегодня.
Фольклор имеет свою характерную особенность. И. Моисеев, говоря, что фольклор развивается вместе с народом, имел