Научная статья на тему 'ВКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ВКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Узбекистан / узбекский балет / Декада узбекского искусства в Москве / Касьян Голейзовский / Агриппина Ваганова / Зинаида Афанасьева / Тамара Ханум / Евгения Обухова / Uzbekistan / Uzbek ballet / Decade of Uzbek Art in Moscow / Kasyan Goleizovsky / Agrippina Vaganova / Zinaida Afanasyeva / Tamara Khanum / Evgenia Obukhova

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гапиенко О.В.

Статья посвящена истории становления профессионального хореографического искусства в Узбекистане с помощью деятелей балета из России. Идея создания узбекской хореографической школы нашла поддержку со стороны А.Я. Вагановой. Детально освещается начальный этап становления национальной хореографической школы; отмечается весомая роль деятелей петербургско-ленинградского балета в передаче русской исполнительской традиции; акцентируется внимание на педагогической деятельности танцовщицы Мариинского театра Евгении Обуховой, приглашенной в Узбекистан по рекомендации А.Я. Вагановой. Для анализа предмета исследования использованы культурно-исторический и фактологический методы исследования. Автор реконструирует биографию балерины Е. Обуховой, забытой в постсоветский период истории балета в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN BALLET SCHOOL TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC ART IN UZBEKISTAN

The article is devoted to the history of the formation of professional choreographic art in Uzbekistan with the help of ballet dancers from Russia. The idea of creating an Uzbek choreographic school found support from A.Ya. Vaganova. The initial stage of the formation of the national choreographic school is highlighted in detail; the significant role of the figures of the St. Petersburg-Leningrad ballet in the transmission of the Russian performing tradition is noted; attention is focused on the pedagogical activity of the Mariinsky Theater dancer Evgenia Obukhova, invited to Uzbekistan on the recommendation of A.Ya. Vaganova. Cultural-historical and factual research methods were used to analyze the subject of the study. The author reconstructs the biography of ballerina E. Obukhova, who was forgotten in the post-Soviet period of ballet history in Russia.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

УДК 792.8

ВКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

Гапиенко О. В.1

1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.

Статья посвящена истории становления профессионального хореографического искусства в Узбекистане с помощью деятелей балета из России. Идея создания узбекской хореографической школы нашла поддержку со стороны А. Я. Вагановой. Детально освещается начальный этап становления национальной хореографической школы; отмечается весомая роль деятелей петербургско-ленинградского балета в передаче русской исполнительской традиции; акцентируется внимание на педагогической деятельности танцовщицы Мариинского театра Евгении Обуховой, приглашенной в Узбекистан по рекомендации А. Я. Вагановой. Для анализа предмета исследования использованы культурно-исторический и фактологический методы исследования. Автор реконструирует биографию балерины Е. Обуховой, забытой в постсоветский период истории балета в России.

Ключевые слова: Узбекистан, узбекский балет, Декада узбекского искусства в Москве, Касьян Голейзовский, Агриппина Ваганова, Зинаида Афанасьева, Тамара Ханум, Евгения Обухова.

THE CONTRIBUTION OF REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN BALLET SCHOOL TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC ART IN UZBEKISTAN

Gapienko O. V.1

1 Vaganova Ballet Academy, 2, Zodchego Rossi St., St. Petersburg, 191023, Russian Federation.

The article is devoted to the history of the formation of professional choreographic art in Uzbekistan with the help of ballet dancers from Russia. The idea of creating an Uzbek choreographic school found support from A. Ya. Vaganova. The initial stage of the formation of the national choreographic school is highlighted in detail; the significant role of the figures of the St. PetersburgLeningrad ballet in the transmission of the Russian performing tradition is noted; attention is focused on the pedagogical activity of the Mariinsky Theater dancer Evgenia Obukhova, invited to Uzbekistan on the recommendation of A Ya. Vaganova. Cultural-historical and factual research methods were used to analyze the subject of the study. The author reconstructs the biography of ballerina E. Obukhova, who was forgotten in the post-Soviet period of ballet history in Russia.

Keywords: Uzbekistan, Uzbek ballet, Decade of Uzbek Art in Moscow, Kasyan Goleizovsky, Agrippina Vaganova, Zinaida Afanasyeva, Tamara Khanum, Evgenia Obukhova.

В 1920-е годы вхождение национальных республик в состав СССР инициировало новую для этих народов социокультурную ситуацию. «Благодаря культурному строительству в рамках централизованно-плановой экономики, мирному сосуществованию разных моделей развития культуры» [1, с. 70-71], художественная жизнь в союзных республиках начала обогащаться творческими формами, не имевшими аналогов в региональном локусе. Речь идет о среднеазиатских республиках, жизненный уклад которых существенно разнился по сравнению с российским. Культурная диффузия и последующее культивирование такого вида искусства, как балет, на локальной почве потребовали времени и значительных усилий со стороны привлеченных творцов. Однако в будущем жизнь показала результативность художественного процесса, благодаря которому в пяти среднеазиатских республиках Союза возникли крупные, функционирующие до сих пор балетные центры, — театры, хореографические училища, профессиональные кадры которых обогатили палитру достижений советского балета.

В нынешнее время, когда бывшие республики СССР обрели политическую самостоятельность, сохраняющиеся культурные паттерны советской эпохи, в том числе мощный художественный ресурс балетного искусства, крепко спаянный в своих истоках с русской балетной школой, остаются наглядным свидетельством совместной истории. В этой связи представляется важным осмыслить деятельность русских педагогов, хореографов, танцовщиков, посвятивших свою жизнь основанию национальных балетных школ в Средней Азии.

Рассмотрим этот культурный процесс на примере Узбекистана. В 19301940-е годы формирование профессионального хореографического образования в Узбекской ССР и дальнейшее его развитие было тесно связано с русской, в дальнейшем с ленинградской «вагановской школой». Весомый вклад в хореографическое искусство Узбекистана внесли Евгения Константиновна Обухова, Валентина Иосифовна Вильтзак, Зинаида Николаевна Афанасьева, Нина Александровна Довгелли, Вера Ивановна Каминская, Варвара Павловна Мей, Нина Александровна Федорова, Татьяна Николаевна Легат, Юлий Иосифович Плахт, Алексей Леонидович Андреев, Нина Михайловна Стуколкина, Ксения Михайловна Тер-Степанова, Касьян Ярославич Голейзовский, Федор Васильевич Лопухов, Игорь Александрович Чернышев и др.

В 1947 году одним из основателей и первым художественным руководителем Узбекского хореографического училища стала Зинаида Николаевна Афанасьева — выпускница Ленинградского хореографического училища по классу М. Ф. Романовой1, солистка ленинградского Малого оперного театра (1925-1927). В 1941 году Афанасьева окончила педагогическое отделение Ленинградского хореографического училища (педагог А. Я. Ваганова). Приехав в годы Великой Отечественной войны в Узбекистан, она с 1942 по 1946 год работала педагогом-балетмейстером в Узбекском музыкальном театре (Янгиюль, Ташкент), а с 1946-го по 1953-й была педагогом-балетмейстером в Театре им. А. Навои. Более двадцати лет (1948-1968) З. Н. Афанасьева являлась художественным руководителем и педагогом классического танца в хореографическом училище, сумев сплотить единомышленников, заложить и утвердить программы обучения по системе А. Я. Вагановой.

«На протяжении тысячелетий узбекский народ творил свою музыку, танец, поэзию — сперва, изустную, а потом письменную. История его искусства донесла до наших дней традиционное слияние в неразрывное целое драматической игры актера — с его танцем, полным чувств, мысли, содержания; остроумного слова, едкой сатиры, ритмичного стиха, ярко-цветистой поэзии — с вокальным искусством; пения и пляски с инструментальной

1 Зинаида Николаевна Афанасьева (1907-1975) — советская артистка, педагог, заслуженный деятель искусства Узбекской сСр (1955).

музыкой» [2, с. 7-8]. На территории Узбекистана получили распространение народные представления с разнообразием форм и яркой зрелищностью.

В дореволюционный период народы Средней Азии не имели возможности создать высшие формы музыкального театра, такие как опера и балет. Основоположником узбекского советского театра является выдающийся поэт, драматург, композитор, режиссер и актер Хамза Хаким-заде Ниязи (1889-1929). Его соратником и единомышленником был Мухитдин Кари-Якубов (1886-1957) — знаменитый певец, замечательный актер, направивший свою творческую энергию, организаторские способности на обновление национального искусства, создание оперного театра. Выступая пропагандистом русской музыкальной культуры, он неоднократно высказывался о ее прогрессивной роли, высоком художественном уровне, многообразии форм и жанров.

Передовые узбекские деятели всячески содействовали организации и становлению хореографической школы и театра в республике [3]. Так, в 1909 году известный узбекский артист Юсуп-Кизик Шакарджанов под впечатлением от балетных спектаклей в Петербурге показал труппе Мариинского театра ферганский классический танец «Катта-уйин» («Большая игра»). Его ученица Тамара Ханум2, ставшая прославленной создательницей и исполнительницей узбекского сценического танца, продолжила дело своего педагога.

Вся история развития узбекского хореографического искусства от первых концертных номеров до первого балетного спектакля связана с именем этой великой узбекской танцовщицы, балетмейстера и певицы. Танец Тамары Ханум стал гордостью всего народа. Она осуществила мечту о свободе и равенстве для женщин, покинувших ичкари (женскую половину дома) и сбросивших чачван (паранджу). Танцы Ханум покорили ярких представителей мировой хореографии: Михаила Фокина, Матильду Кшесинскую, Айседору Дункан. В числе первых советских танцовщиц Тамара Ханум демонстрировала узбекское искусство за рубежом на Всемирной выставке декоративного искусства (Париж, 1925), став обладательницей золотой медали 1-го Всемирного фестиваля народного танца (Лондон, 1935) [5].

При активной поддержке Тамары Ханум в 1933 году в Ташкенте была открыта первая республиканская балетная школа при Узбекском музыкально-драматическом театре, в дальнейшем переименованная в Балетную школу имени Тамары Ханум. Тамара Ханум подбирала будущих педагогов, договаривалась с ними, обсуждала программу обучения, добиваясь постройки

2 Тамара Ханум (1906-1991) — советская танцовщица, балетмейстер, певица, народная артистка СССР (1956). В 1926-м совместно с М. Кари-Якубовым и др. участвовала в организации первой узбекской передвижной концертно-этнографической труппы. Реформировала исполнительский стиль национального женского танца. Внесла большой вклад в становление узбекского балетного театра. Государственная премия СССР (1941).

отдельного здания школы в центре города. Активную помощь оказывала московский педагог и балетмейстер К.А. Бек, ранее приглашенная в Узбекистан Эмиром Бухарским для преподавания частных уроков танца его детям. Именно на базе этой школы в 1947 году и было организовано Узбекское хореографическое училище. В 1935 году во время поездки в Ленинград Тамара Ханум посетила класс профессора А. Я. Вагановой, которая с большим вниманием отнеслась к просьбе содействовать открытию узбекской балетной школы.

Известно, что А. Я. Ваганова испытывала большой интерес к национальным танцам. Это подтверждается воспоминаниями Н. А. Анисимовой: «Скажу ещё об отношении Вагановой к чуждой ей специальности — к характерным, национальным танцам. Она была постоянной посетительницей всех концертов национальных танцев; в частности, любила и ценила искусство Тамары Ханум» [4, с. 175].

Именно по рекомендации А. Я. Вагановой в качестве ведущего педагога классического танца в ташкентскую балетную школу была приглашена петербургская балерина и педагог Евгения Константиновна Обухова, коллега и подруга Екатерины Васильевны Гельцер3 [5, с.153]. Творческая биография Е. К. Обуховой заслуживает отдельного внимания и изучения, чтобы понять основы, на которых зарождалось и развивалось профессиональное хореографическое искусство в Узбекистане.

Евгения Обухова родилась в 1874 году в семье чиновника городской управы. В 1893 году поступила в Императорское театральное училище. Первое упоминание об ученице Е. Обуховой встречается в программе к выпускному спектаклю «Волшебная сказка», прошедшем в школьном театре училища. В нем в мае 1892 года воспитанница Обухова исполняла главную партию Феи. Вместе с ней школу закончили восемнадцать человек. Наряду с Е. Обуховой в качестве артистов кордебалета балетной труппыМариинского театра на жалование в 600 рублей были приняты Н. Петипа, Н. Рыхлякова А. Облаков. За время работы в Мариинском театре способная выпускница прошла путь от кордебалетной танцовщицы до второй солистки.

М. Борисоглебский в справке о танцовщице лаконично пишет: «В 1894 году переведена в корифейки 1-го разряда с окладом в 800 рублей. В 1896 году зачислена в разряд вторых танцовщиц с увеличением оклада до 1000 рублей. В 1898 году оклад Обуховой был увеличен до 1200 рублей. В 1900 году брала отпуск для поездки за границу. В том же году ей увеличили жалование до 1500 рублей, в 1903 году — до 1800 рублей. В 1904, 1906, 1909 годах

3 Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962) — русская балерина. Первая из артисток балета удостоена звания народной артистки Республики. Яркая представительница русской школы классического танца. Выступала в балетах М. И. Петипа, А. А. Горского, работа с которыми оказала на нее значительное влияние.

совершала поездки за границу, пользуясь двухмесячными отпусками с сохранением содержания. Уволена в 1910 году с пенсией 1140 рублей. Была хорошей танцовщицей-солисткой» [6, т. 2, с. 70].

Известно, что она исполняла весь классический кордебалетный репертуар, а также характерные роли и демихарактерные партии: в послужном списке танцовщицы — танцы в балетах М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. Например, она являлась солисткой в «Венгерской рапсодии» Ф. Листа (хореография Л. Иванова), участвовала в танце Испанских вин в дивертисменте балета М. Фокина «Виноградная лоза» на музыку А. Рубинштейна, принимала участие в первом представлении оперы-балета Н. Римского-Корсакова «Млада», где шли танцы в постановке Л. Иванова и Э. Чекетти. Обухова была занята при возобновлении балета «Талисман», осуществленном М. Петипа на музыку Р. Дриго. В 1897 году 28 июля в Петергофе на Ольгином острове состоялся парадный спектакль «Фетида и Пелей»4, поставленный М. Петипа в честь германского императора Вильгельма II. В нем были заняты лучшие силы императорской балетной труппы: М. Кшесинская П. Гердт, О. Преображенская Л. Рославлева, С. Легат, А. Иогансон, К. Куличевская, Е. Гельцер, Э. Чекетти. В этом спектакле Е. Обухова исполнила партию Вакханки. В том же 1897 году 9 ноября состоялось первое представление фантастического балета в трех действиях «Дочь Микадо» на музыку барона В. Врангеля в постановке Л. Иванова. В этом балете Е. Обухова и В. Трефилова танцевали подруг главной героини Готару-Гиме.

7 января 1898 на сцене Мариинского театра в бенефис г-жи П. Леньяни с выдающимся успехом прошло первое представление балета «Раймонда». После спектакля в адрес бенефициантки прозвучало много хвалебных слов, но были отмечены и прочие артистки, в их числе Е. Обухова: «Из других классических танцовщиц требуется выделить прежде всего госпожу Гельцер, а затем Преображенскую, Иогансон, Обухову, Чумакову, Офицерову и др. Исполненные каждою из названных танцовщиц классические вариации сопровождались вполне заслуженным успехом...» [7, с. 345]. Перечисленные партии свидетельствуют о творческой состоятельности и востребованности артистки.

Значимое событие в творческой судьбе танцовщицы — первое выступление в партии Гамзатти в балете «Баядерка» — состоялось 1 октября 1903 года в Мариинском театре. Партию Никии исполняла А. Павлова. «Мимическая сцена двух соперниц (так называемая "сцена ревности") была проведена с силою и энергией.» [8, с. 49]. Участвовала артистка и в прощальном бенефисе А. Бекефи 29 января 1906 года; в балете «Дочь фараона» в Grand pas de fleuves:

4 Балет был поставлен М. Петипа на основе более ранней постановки «Приключения Пелея» 1876 года, на музыку Л. Минкуса.

Е. Обухова танцевала вариацию реки Гвадалквивир. В том же году 12 февраля состоялся бенефис П. Гердта, приуроченный к 45-летию службы. Исполнялись 3-я и 5-я картина «Баядерки». В главных партиях: П. Гердт (Солор), А. Павлова (Никия), Е. Обухова (Гамзатти) [8, с. 81 - 82].

13 декабря 1906 года в балете «Конек-Горбунок» Е. Обухова танцевала Любимую жену хана. В этом спектакле состоялось первое выступление Т. Карсавиной в партии Царь-девицы [8, с. 87].

В 1910 году Евгения Обухова покинула сцену Мариинского театра. События последующих лет ее жизни неизвестны. В дальнейшем появляются сведения, что с 1920 по 1924 год она работала преподавателем классического танца в Школе Русского балета А. Л. Волынского, а также давала уроки в Ленинградской художественной студии хореографического искусства.

В 1935 году Евгения Обухова приезжает в Узбекистан и начинает педагогическую деятельность в школе имени Т. Ханум, открытой двумя годами ранее. В этой школе она давала уроки классического танца вплоть до 1941 года. Параллельно, до 1944 года, Е. Обухова работала педагогом-репетитором в Ташкентском театре им. Я. Свердлова. В 1930-е годы в Ташкенте функционировали два театра: «Узбекский государственный музыкальный театр и Русская государственная опера, состоявшая из приезжих русских певцов и танцовщиков» [9, с. 160]. Театр оперы и балета, названный именем великого узбекского поэта Алишера Навои, был организован в Узбекистане на базе музыкального театра в 1939 году, где в 1944-1948-е годы Е. Обухова работала педагогом-репетитором.

Появление Обуховой в Узбекистане пришлось на сложное и ответственное для республики время. В 1935 году в Ташкенте осуществлялась подготовка к первой Декаде узбекской литературы и искусства в Москве, ставшей переломным моментом в развитии хореографического искусства республики [3]. Молодому национальному искусству была крайне необходима творческая личность с яркими организаторскими способностями, высокой культурой, профессиональным опытом, эрудицией. Руководство республики для выполнения этой непростой задачи пригласило К. Я. Голейзовского5. Именно он помог в короткий срок узбекскому искусству осуществить рывок в преобразовании профессиональной хореографии. С приездом балетмейстера началась интенсивная деятельность, которая захватила всех: «Труппа балета была немногочисленна, квалифицированных артистов балета были единицы. Тогда К. Я. Голейзовский объявил набор способной к танцу молодежи — девушек

5 Касьян Ярославич Голейзовский (1892-1970) — русский советский артист балета, балетмейстер, хореограф. Заслуженный артист Белорусской ССР (1940). Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954).

и юношей в возрасте от 16 до 20 лет. Отобрали более ста пятидесяти девушек и юношей, среди принятых было много молодежи из отдаленных районов республики и областных театров. Впоследствии из числа участников Декады вышло много талантливых артистов балета» [3].

«Дважды в день исполнители неустанно собирались в большом филармоническом репетиционном зале, чтобы постигнуть основы классического, народных узбекских танцев (бухарского, хорезмского, уйгурского), сценического движения и постановочной работы. Задача, стоявшая перед педагогами и балетмейстерами, казалась невероятной: за несколько месяцев научить девушек и юношей, никогда не занимавшихся танцем, овладеть сложным хореографическим искусством» [3].

В период подготовки к Декаде Е. К. Обухова вела уроки классического танца. Вложенный труд дал свои плоды. 15 мая 1937 года Москва встретила участников 1-й Декады узбекской литературы и искусства. Декаде было предоставлено помещение Большого театра, филиал Большого театра, многочисленные сцены других театров и парков Москвы. Столица рукоплескала узбекским исполнителям, их награждали орденами, присваивались почетные звания; участников Декады принимали в Кремле [3].

Е. К. Обухова вдохновенно трудилась в театре и школе на протяжении четырнадцати лет, подготовила множество квалифицированных артистов балета, танцующих на профессиональной театральной сцене. Среди ее учеников — известные узбекские танцовщики Г. Измайлова, М. Тургунбаева, Х. Камилова, Р. Тангуриев.

Таджикский танцовщик, народный артист СССР Гафар Рустамович Валмат-Заде вспоминает о своей первой учительнице Евгении Константиновне Обуховой так:

«Мне кажется, есть категория счастливчиков, которым везет на хороших людей. Я, очевидно, принадлежу к ним. Сразу же после просмотра ко мне подошла изящная седая русская женщина, от которой веяло ароматом изумительно тонких духов, и, улыбаясь, сказала: "Молодой человек, для вас природа не пожалела своих богатств и, если вы не пожалеете своих сил, чего-нибудь добьетесь в искусстве". Этой удивительной женщиной была Е. Обухова, которая вела в театре уроки классического танца.

Я начал заниматься у нее. Нелегко это мне давалось, особенно большие батманы, выворачивание ступней. Требовались неимоверные затраты сил и воли, чтобы добиваться отчетливости движений у станка. Очень часто мне казалось — всё, больше не выдержу, сейчас упаду. Е. Обухова брала меня за руку и уводила в раздевалку. Вынимая из сумочки сверток, она разворачивала белоснежную салфетку и говорила: "Я вчера испекла пирог, кусочек принесла тебе, худышка. Поешь, выпей кружечку кофе и возвращайся к станку". "Мне

не хочется есть", — откровенно врал я. "Запомни, я очень ценю твои прыжки, верчение, легкость и огненный темперамент. Для того чтобы оттачивать эти редкие качества, нужно иметь физическую силу", — и шутя добавляла, — "Когда будешь писать свои мемуары, которых твой народ будет с нетерпением ждать, не забудь написать, что твой путь в большое искусство проходил через замечательно вкусные пироги простой русской женщины" [10, с. 17-18].

В архиве ГАБТ имени А. Навои хранится заявление от 9 октября 1946 года директора театра Кариева, адресованное начальнику Управления по делам искусств при Совете Министерств УзССР товарищу Яшену:

«В нашем театре работает, в качестве педагога балета, т. Обухова Е. К., имеющая стаж работы в области искусства 54 г., из них в нашем театре более 14 лет. В период своей работы т. Обухова подготовила значительное количество квалифицированных артистов балета.

Учитывая ее долголетнюю творческую и педагогическую работу в области балетного искусства, в текущем году предполагается отметить юбилеем.

В настоящее время т. Обуховой 74 года, она находится в тяжелом материальном положении, не имеет верхней одежды, пальто, чулок, обуви, белья (постельного и нательного).

Принимая во внимание, что т. Обухова не имеет никакой помощи со стороны, а сама не в состоянии обеспечить себя, Дирекция театра считает необходимым пошить все вышеуказанное и выдать ей бесплатно, на что и просим Вашей санкции» [11].

Жизнь Евгении Обуховой закончилась в нужде. Она умерла 28 марта 1948 года и была похоронена на Боткинском кладбище в Ташкенте.

27 сентября 2012 года на антикварном аукционе появились уникальные фотографии, которые когда-то принадлежали Е. К. Обуховой [13]. Две дошедшие до нас фотографии запечатлели балерину в различных амплуа классической и характерной танцовщицы (см.: илл. 1, 2).

Примечателен взгляд коллег Е. К. Обуховой (братьев Сергея и Николая Легатов) на ее исполнительскую индивидуальность, проявившуюся в классическом и характерном репертуаре. В серии шаржей на деятелей балетного театра они изобразили артистку в белой пачке, одной ногой обутой в балетную туфельку, другой — в гусарский сапожок [13] (см.: илл. 3).

На последней из представленных фотографий запечатлен бессменный руководитель Императорской балетной труппы М. И. Петипа и присутствует его дарственная надпись: «На память талантливой и исполнительной артистке госпоже Обуховой». На обратной стороне снимка — рукой самой Е. К. Обуховой: «Мариус Иванович Петипа, главный балетмейстер и педагог по мимике» (см.: илл. 4).

Танцовщица Императорского балета эпохи Петипа, прошедшая через репертуар Мариинского театра в период своей сценической карьеры, Е. К. Обухова

Илл. 1. Балерина Е. К. Обухова. Фото Императорских театров [13]

Илл. 2. Балерина Е. К. Обухова. Фото Императорских театров. «Боярский танец» [13]

являлась носительницей академического стиля русского балета. Ее педагогический стиль вобрал почерк учителей и работавших с ней балетмейстеров. Благодаря приезду Е. К. Обуховой в Ташкент несколько поколений узбекских воспитанников были обучены и приобщены к петербургской исполнительской культуре, к традициям Императорской балетной сцены. «Биография узбекского балета могла уложиться в четверть века только потому, что русский балет складывался дольше в десять раз. Выверенность "школы", утвердившееся кредо реализма, глубокое понимание зрителя, любовь народа к искусству, сформировали выдающихся мастеров русского балета, которые понесли по свету это русское

КАШНЕШЬ

I V АУКЦИОННЫЙ ДОМ и

I /'1. к;. - '

Л - -

Балерина Е. К. Обухова. Фото Императорских театров (оборотная сторона). «Боярский танец» [13].

Илл. 3. Набор иллюстраций № 29.1. Русский балет в карикатурах: рисунки братьев Легат. Вып. 1-4. Е. К. Обухова [13]

чудо. Известная петербургская балерина Е. К. Обухова в начале тридцатых годов принесла это "чудо" в Ташкент, в классы первой узбекской балетной школы» [12, с. 7].

В Ташкент отправлялись подвижники, считавшие своим долгом поделиться с талантливыми самородками теми богатствами знаний, опыта, которыми обладали сами. Евгения Константинова Обухова относилась к таким пассионарным натурам, равно как и Валентина Иосифовна Вильтзак, Вера Николаевна Губская, Илья Ильич Арбатов, Александр Романович Томский, Павел Константинович Йоркин и др. За короткий исторический период при содружестве с русскими педагогами удалось

Илл. 4. Фото Мариуса Ивановича Петипа с дарственной надписью к Е. К. Обуховой

Фото Мариуса Ивановича Петипа с дарственной надписью к Е. К. Обуховой (оборотная сторона)

создать хореографическое училище и Большой академический театр оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте.

Время не всегда справедливо распоряжается человеческой памятью. В моменты кардинальных переломов и разделений народов, каким стал постсоветский период истории Узбекистана, в тень могут уйти имена, на которых держалось прошлое, но удержать их в культурно-исторической памяти — наша обязанность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ирхен И. И. Ретроспективы и проекции развития художественного образования в России: культурологический анализ. М.: Дом педагогики, 2009. 204 с.

2. Корсакова А. Ф. Узбекский оперный театр. Очерк истории. Ташкент: Гос. изд-во худож. лит-ры Узбек. ССР, 1961. 495 с.

3. Гапиенко О. В. Голейзовский и Лопухов — преобразователи танцевального искусства Узбекистана // Альманах студенческих работ кафедры балетоведения Академии Русского балета имения А. Я. Вагановой / ред.-сост. Л. И. Абызова. СПб: Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2018. С. 16-29.

4. Ваганова А. Я. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.-Л.: Искусство, 1953. 344 с.

5. Тамара Ханум. Моя жизнь. Воспоминания о себе и выдающихся деятелей Узбекистана / авт.-сост. Л Авдеева. Ташкент: Изд-во Нац. библиотеки Узбекистана им. А. Навои, 2009. 296 с.

6. Материалы по истории русского балета / сост. М. Борисоглебский. Ленинград: Ленингр. гос. хореограф. училище, 1938-1939. Т. 1. 379 с.; Т. 2. 355 с.

7. Петербургский балет. Три века. Хроника / сост. И. А. Боглачева. СПб.: Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2015. Т. III. 1901-1950. 429 с.

8. Петербургский балет. Три века. Хроника / сост. Н. Н. Зозулина, В. М. Миронова. СПб.: Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2016. Т. IV. 1901-1950. 549 с.

9. Искандарова Р. Р. Классический танец. Ташкент: Навруз, 2017. 220 с.

10. Гафар Валамат-заде. Официальный сайт. URL: http://valamat- zade.tj/assets/doc/ book/pdf (дата обращения: 14.04.2024).

11. Архив Государственного узбекского театра оперы и балета им. А. Навои. 1946. Тетрадь № 58 (переписка и прочие материалы). Л. 111.

12. Авдеева Л. А. Галия Измайлова. Ташкент: Изд-во лит-ры и иск. им. Гафура Гуляма, 1975. 128 с.

13. Письма о Ташкенте. Евгения Константиновна Обухова. URL:https://mytashkent. uz/2018/03/16/evgeniya-konstantinovna-obuhova/?ysclid=lskoxlwpn9901000608 (дата обращения: 10.02.2024)/

REFERENCES

1. Irkhen 1.1. Retrospektivy i proekcii razvitiya khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii: kul'turologicheskij analiz. M.: Dom pedagogiki, 2009. 204 s.

2. Korsakova A. F. Uzbekskij opernyj teatr. Ocherk istorii. Tashkent: Gos. izd-vo khudozh. lit-ry Uzbek. SSR, 1961. 495 s.

3. Gapienko O. V. Golejzovskij i Lopukhov — preobrazovateli tanceval'nogo iskusstva Uzbekistana // Al'manakh studencheskikh rabot kafedry baletovedeniya Akademii Russkogo baleta imeniya A. Ya. Vaganovoj / red.-sost. L I. Abyzova. SPb: Akad. Rus. baleta im. A. Ya. Vaganovoj, 2018. S. 16-29.

4. Vaganova A. Ya. Stat'i. Vospominaniya. Materialy. M.-L.: Iskusstvo, 1953. 344 s.

5. Tamara Khanum. Moya zhizn'. Vospominaniya o sebe i vydayushchikhsya deyatelej Uzbekistana / avt.-sost. L. Avdeeva. Tashkent: Izd-vo Nac. biblioteki Uzbekistana im. A. Navoi, 2009. 296 s.

6. Materialy po istorii russkogo baleta / sost. M. Borisoglebskij. Leningrad: Leningr. gos. khoreograf. uchilishche, 1938-1939. T. 1. 379 s.; T. 2. 355 s.

7. Peterburgskij balet. Tri veka. Khronika / sost. I. A. Boglacheva. SPb.: Akad. Rus. baleta im. A. Ya. Vaganovoj, 2015. T. II. 1901-1950. 429 s.

8. Peterburgskij balet. Tri veka. Khronika / sost. N. N. Zozulina, V. M. Mironova. SPb.: Akad. Rus. baleta im. A. Ya. Vaganovoj, 2016. T. IV. 1901-1950. 549 s.

9. Iskandarova R. R. Klassicheskij tanec. Tashkent: Navruz, 2017. 220 s.

10. Gafar Valamat-zade. Oficial'nyj sajt. URL: http://valamat- zade.tj/assets/doc/book/ pdf (data obrashcheniya: 10.05.2020).

11. Arkhiv Gosudarstvennogo uzbekskogo teatra opery i baleta im. A. Navoi. 1946. Tetrad' № 58 (perepiska i prochie materialy). L. 111.

12. Avdeeva L. A. Galiya Izmajlova. Tashkent: Izd-vo lit-ry i isk. im. Gafura Gulyama, 1975. 128 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Pis'ma o Tashkente. Evgeniya Konstantinovna Obukhova. URL:https://mytashkent. uz/2018/03/16/evgeniya-konstantinovna-obuhova/?ysclid=lskoxlwpn9901000608 (data obrashcheniya: 10.02.2024)/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Гапиенко О. В. — аспирант; lesya84@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gapienko O. V. — Postgraduate student; lesya84@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.