Искусствоведение список научных статей
-
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРАМАТУРГИИ «МИСТЕРИИ НА КОНЕЦ ВРЕМЕНИ» К. ОРФА: СПЕЦИФИКА ВОПЛОЩЕНИЯ
Статья посвящена анализу одного из крупнейших музыкально-театральных сочинений на эсхатологический сюжет — «Мистерии на конец времени» К. Орфа. В рамках ритуальной формы находит свое воплощение сложная философская концепция, основанная на слиянии иудейских, христианских, апокрифических пророчеств о ...
2023 / Карпун Н.А.ВАК -
О РОЛИ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В статье рассматривается суть понятий и явлений «креативные индустрии» и «арт-коллаборации», определяющих значимый вектор развития современной культуры и искусства. Опора креативных индустрий на соединение творчества и высоких технологий объясняет их востребованность в области современного...
2023 / Крылова А.В.ВАК -
А.Н. СКРЯБИН И «ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА» (ПО МАТЕРИАЛАМ С.К. МАКОВСКОГО)
В статье рассматриваются материалы С.К. Маковского, посвященные А.Н. Скрябину. Представитель Серебряного века, критик, мемуарист Маковский после смерти композитора являлся членом Петроградского Скрябинского общества и фонда «Венок Скрябину». Среди документов Маковского выделяется доклад «Касание...
2023 / Степанова Е.В.ВАК -
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЙСКОМ ТЕАТРЕ (СПЕКТАКЛЬ ВУ СИНГУО «ЛИР ЗДЕСЬ»)
В статье анализируется спектакль «Лир здесь» тайваньского театра «Современная легенда», основанного в 1986 году режиссером и актером Ву Сингуо. Переосмысливая трагедию Шекспира, режиссер объединяет сценические приемы Пекинской оперы, оперы куньцюй с музыкой и танцами тайваньских ритуалов, а также с ...
2023 / Су ЦзысяВАК -
ПРЕМЬЕРА «СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ» 1890 ГОДА В ОТРАЖЕНИИ РУССКОЙ ПРЕССЫ
Автор статьи представляет часть загадок, заданных сценическим рождением «Спящей красавицы» М. Петипа (1890). Это и разочарование от премьеры «просвещенных балетоманов», и упреки Петипа в отсутствии хореографии, и демонстративное несогласие зрителей с негативными оценками балета в прессе. В статье...
2023 / Зозулина Н.Н.ВАК -
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БОЛГАРСКОГО БАЛЕТА
В статье предпринята попытка осмыслить западноевропейский вектор становления и развития болгарского балета. Для анализа предмета исследования использованы структурно-функциональный и фактологический методы, а также сопоставление и обобщение. Статья опирается на культурно-исторический подход....
2023 / Ирхен И.И., Стоянов Г.Т.ВАК -
ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ВЬЕТНАМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО БАЛЕТА
В статье освещаются истоки зарождения и начальный этап становления вьетнамского национального балета как нового для Вьетнама вида сценического искусства. Показаны роль и значение вьетнамского классического и европейского классического танцев. Систематизированы и представлены ранее не упоминавшиеся...
2023 / Као Тхи Ван ЗиемВАК -
ХРИСТИАН ИОГАНСОН — ТАНЦОВЩИК-ФЕНОМЕН (Ч. I)
Христиан Иогансон (1817–1903), шведский танцовщик, приехал в Санкт-Петербург в 1840 году и остался здесь до конца жизни. Более сорока лет он выступал на сцене петербургского Большого театра как танцовщик, более тридцати лет преподавал в императорском Театральном училище. Как танцовщик Христиан...
2023 / Федорченко О.А.ВАК -
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КИТАЙСКОГО БАЛЕТА
В статье обсуждается проблема национализации балета в Китае, обозначившаяся в повестке китайского искусствоведения с начала 2000-х годов. Авторы обнаруживают в речевом штампе «национализация балета» присутствие идей марксизма и маоизма, с одной стороны, и целеполагание, с другой; на исторических...
2023 / Новик Ю.О., Сун ЛюсуаньВАК -
ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ КЛАССИКУ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГОДОВ О С.С. ПРОКОФЬЕВЕ
Предметом внимания в статье является феномен историзации исследовательского мышления в российском музыковедении середины – второй половины 1920-х годов, рассматриваемый на материале рецензий на концерты С. С. Прокофьева в России в 1927 году. При рассмотрении данных публикаций бросается в глаза...
2023 / Букина Т.В.ВАК -
ПРОБЛЕМА УЧАСТИЯ В ДЕЙСТВИИ В ДРАМАТИЧЕСКОМ СПЕКТАКЛЕ И РОЛЕВОЙ ИГРЕ
В статье рассматривается структура ролевой игры в сравнении со структурой драматического спектакля. И спектакль, и ролевая игра «погружают» зрителя или участника в игровую реальность за счет определенной системы условностей. Однако в спектакле зритель «погружается» в действие через эмпатическое...
2023 / Кожекина М.В.ВАК -
О РУКОПИСИ «PAPILLON» НИКОЛАЯ ЧЕРЕПНИНА
Статья освещает малоизвестный эпизод в творческой биографии Николая Николаевича Черепнина — создание им оркестровки фортепианного цикла Роберта Шумана «Бабочки» («Papillons», op. 2). Данная партитура легла в основу сценического осуществления одноактного балета «Бабочки» («Les Papillons») Михаила...
2023 / Любимов Д.В.ВАК -
КОНТРАПУНКТ ХХ ВЕКА — ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА
Контрапункт в музыке ХХ века приобрел целый спектр новых свойств. В основе механизма качественного преобразования контрапункта в музыке ХХ века лежит один из общих законов современной гармонии — принцип свободного диссонанса. В статье обсуждается история возникновения и сущность понятия...
2023 / Франтова Т.В.ВАК -
ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ СОВРЕМЕННОМУ СЛУШАТЕЛЮ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В настоящей статье автор анализирует различные способы записи академической музыки и их последующего прослушивания, включая как обычные стереофонические способы, так и новаторские многоканальные. Основной вопрос, которые ставит автор, — при каком из этих способов у слушателя может возникнуть...
2023 / Юсса Е.Б.ВАК -
БАЛЕТ «РАПСОДИЯ» В ПОСТАНОВКЕ ФРЕДЕРИКА АШТОНА И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ
Премьера балета «Рапсодия» в постановке Фредерика Аштона состоялась в 1980 году по случаю восьмидесятилетнего юбилея Королевы-матери. Балет был поставлен на музыку «Рапсодии на темы Паганини» С.В. Рахманинова и был создан специально для Михаила Барышникова. Спектакль представляет собой бессюжетный...
2023 / Дудина М.К.ВАК -
ХРИСТИАН ИОГАНСОН — ТАНЦОВЩИК-ФЕНОМЕН (Ч. 2)
Статья посвящена исполнительской деятельности Христиана Иогансона. Автором описывается артистический путь танцовщика; анализируются важнейшие роли: Валентин — в «Фаусте», Эдгара — в «Эолине»; воссоздается творческий облик Иогансона. Статья написана на основе материалов периодической печати и...
2023 / Федорченко О.А.ВАК -
МАЗУРКИ РУССКИХ БАЛОВ XIX ВЕКА: ПРИМЕР АВТОРСКОЙ ПОСТАНОВКИ МАЗУРКИ «ВОЗДУШНАЯ»
Изучение исторических бальных танцев в наши дни актуально в связи с организацией и проведением культурно-досуговых мероприятий и исторических реконструкций. Бальные танцы используются в театральных постановках, художественных фильмах и телевизионных сериалах, являются важным аспектом сохранения...
2023 / Слонченко Ю.Н.ВАК -
МУЗЫКА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ МИНИАТЮР» ЛЕОНИДА ЯКОБСОНА: ПРОБЛЕМЫ ПОДБОРА И КОМПОНОВКИ МАТЕРИАЛА
Статья посвящена изучению аспектов музыкальной работы выдающегося балетмейстера ХХ века Леонида Якобсона, связанных с подбором и редактурой музыкальных произведений для постановок хореографических миниатюр. Выявляются критерии отбора музыки и композиторские предпочтения Якобсона, обуславливающие...
2023 / Безуглая Г.А., Шестопалова В.Г.ВАК -
ЖЕСТ КАК СИНТЕЗ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ В ТАНЦОПЕРАХ: ПИНА БАУШ, САША ВАЛЬЦ, АННА ТЕРЕЗА ДЕ КЕЕРСМАКЕР
Предмет статьи — феномен жеста, соединяющий музыку и пластику в жанре танцоперы, созданном немецким хореографом Пиной Бауш. Продолжателями традиций жанра стали хореографы Саша Вальц и Анна Тереза де Кеерсмакер. Нарастание пластической выразительности в современном театре создало предпосылки для...
2023 / Войнова З.А.ВАК -
ВЛИЯНИЕ СТЕПНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ МОНГОЛЬСКОГО ТАНЦА
Данное исследование представляет анализ влияния степной культуры на формирование и развитие уникального стиля танца на территории Внутренней Монголии. Показано, как богатая традициями и историей культура степи оказала значительное влияние на лексику и эстетику танцевального искусства региона....
2023 / Дробышева Е.Э., Кань ХунюйВАК