Научная статья на тему 'Вопросы информационной безопасности при обучении студентов с использованием облачных технологий'

Вопросы информационной безопасности при обучении студентов с использованием облачных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
344
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сизонтов А.Е., Сизонтова И.В.

В статье рассмотрены риски применения облачного программного обеспечения при обучении студентов и выявлены методы противодействия им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы информационной безопасности при обучении студентов с использованием облачных технологий»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 004.42:378.147

А.Е. Сизонтов

магистрант

направление подготовки «Менеджмент» Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Российская Федерация И.В. Сизонтова студентка

специальность «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Российская Федерация

ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены риски применения облачного программного обеспечения при обучении студентов и выявлены методы противодействия им.

Ключевые слова

Информационная безопасность, обучение, высшая школа

Современное развитие системы высшего образования базируется на применении инновационных информационных и компьютерных технологиях. Эти технологии включают в себя использование электронных учебников, социальных сетей, учебных сайтов [3], системы дистанционного обучения [8] и даже применения элементов логистики в сочетании с современными информационными технологиями.[4] Одним из важных направлений при обучении студентов является применение программного обеспечения с использованием облачных технологий. [5] В то же время эти технологии таят значительные риски информационной безопасности. [7] Поэтому мы поставили цель изучить риски применения облачных технологий при обучении студентов и выявить методы противодействия им. В вузах существуют три основных направления использования облачных технологий: совместная работа над документами, совместная проектная работа учащихся, дистанционное обучение. [5] Поскольку совместные документы, проекты как правило не несут секретной информации, то основной угрозой информационной безопасности служит фактор сбора информации при анализе обучения студентов с целью прогнозирования качества подготовки будущих специалистов и анализа использования ими при последующей работы программного обеспечения. Причем если качество подготовки специалистов зависит от достаточно большого количества случайных факторов, то прогноз использования программного обеспечения может быть достаточно точно определен. Это связано с алгоритмом его применения - студентов обучают на образцах программного обеспечения, естественно, становясь специалистами бывшие студенты работают на том программном обеспечении на котором их обучали (с учетом обновлений до новых версий). Далее, поднимаясь по карьерной лестнице, специалист становясь менеджером и выбирая программное обеспечения для целей работы организации тоже будет выбирать его знакомые варианты. Собирая информацию через облачные технологии, которые применяются при обучении студентов, можно сделать прогноз их дальнейшего использования уже в производственной и управленческой деятельности. Таким образом сбор информации об программном обеспечении, используемом студентами во время обучения может дать информацию о возможном применении его в работе специалистов данной отрасли через 4-5 лет. В свою очередь это позволяет организовать процесс слежения и управления используемым программным обеспечением с облачными ресурсами уже на уровне управления. И следовательно дает контроль над всеми процессами,

167

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

осуществляемыми с использованием этого программного обеспечения. Связано это с тем, что кто держит сервер облачной технологии, тот и может контролировать информацию, находящуюся на нем. Это значит, что фирма производитель облачного программного обеспечения может контролировать информацию его пользователей. В свою очередь такая фирма производитель может быть под информационным контролем страны, в которой она находится. Таким образом, страна, которая владеет серверами облачных технологий обладает контролем над всеми ресурсами тех отраслей и стран, которые эти ресурсы используют в своей работе. Но в то же время существуют методы, позволяющие нивелировать эти информационные угрозы применяя методы противодействия сбору информации при использовании облачных технологий в обучении студентов. К ним можно отнести:

- формирование облачной структуры внутри организации на основе сети Интранет;

- отказ от облачных ресурсов на сторонних серверах;

- формирование имортозамещения программного обеспечения собственными облачными ресурсами внутри страны, отрасли, организации; [1]

- разработка независимого программного обеспечения для планового использования в отрасли с учетом динамики его использования: студент- специалист — менеджер;

- применение свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом; [2, 6]

- использование облачных технологий внутри организации без подключения локальной (кампусной) сети и отдельных компьютеров к Интернету.

Таким образом, использование использование облачных технологий в обучении студентов становиться безопасным, если учитывать имеющиеся угрозы информационной безопасности и применять выявленные методы противодействия имеющимся угрозам.

Список использованной литературы:

1. Глухих В.Р. Проблемы импортозамещения программного обеспечения, используемого при обучении студентов / В.Р. Глухих // сборнике: Вопросы образования и науки теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2015.

С. 27-29.

2. Левкин Г.Г. Миграция на свободное программное обеспечение при обучении студентов./ Г.Г. Левкин , В.Р. Г лухих // Экономические аспекты логистики и качества на транспорте^Межвузовский тематический сборник научных трудов. ОмГУПС, Омск, 2015. С. 25-27.

3. Левкин Г. Г. Организация дистанционного обучения в профессиональной переподготовке. / Г.Г. Левкин, В.Р. Глухих, С.В Базилевич // Аспекты использования социальных сетей, электронного учебника и учебного сайта в дополнительном образовании. / Саарбрюкен: Ламберт, 2012. -65 с.

4. Левкин Г.Г. Использование АВС-классификации в преподавательской деятельности / Г.Г.Левкин, Р.С. Симак, С.В. Люханова, В.Р. Глухих // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 7 (73). С. 76-83.

5. Никифоров О.А. Тенденции применения «облачных» технологий в образовательном процессе / О.А. Никифоров, В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1 (7). С. 80-86.

6. Никифоров О.А. Применение программного комплекса «Ксономи» для обучения студентов направлений подготовки менеджмент и торговое дело / О.А. Никифоров, В.Р. Глухих // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1 (7). С. 80-86.

7. Овчинников С.А. Облачные технологии как фактор политического риска электронного государственного управления. / С.А. Овчинников, А.А. Коробов // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. 2012. № 4 (43). С. 186-190.

8. Хонин Г.А. Основные направления развития дистанционного обучения в аграрном университете / Г.А. Хонин, Г.Г. Левкин, В.В. Семченко, В.Р. Глухих, // Профессиональное образование в современном мире 2013. № 2 (9). С. 51-56.

©А.Е. Сизонтов , И.В. Сизонтова, 2015

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.