Научная статья на тему 'Влияние инновационного продукта на производственный потенциал региона'

Влияние инновационного продукта на производственный потенциал региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационного продукта на производственный потенциал региона»

зТтелей применимТ почти к любому виду общественной и производственной деятельности. Кроме производствТ, схемТ оценки ИП может успешно использовТться, нТпример, в местном упрТвлении нТ уровне городТ или рТйонТ, упрТвлении сетью Тв-томобильных дорог, в упрТвлении чТстными делТ-ми и т.д. С помощью языкТ ключевых покТзТтелей могут быть рТссмотрены сильные и слТбые стороны, возможные угрозы и перспективы, возникТю-щие при реТлизТции ИП любого видТ.

В рТссмТтривТемой схеме учитывТется только природоохрТнный Тспект. ОднТко в общем слу-чТе с помощью той же концепции и того же инстру-ментТрия могут быть проТнТлизировТны прТкти-чески все вТжные виды используемых ресурсов. Это не только экологические, но и кТдровые, фи-нТнсовые, другие стороны, кТсТющиеся производственной деятельности. Явно недостТточно рТссмТт-ривТть только одну чТсть процессТ производствТ (нТпример, финТнсовую) без учетТ других чТстей. ХозяйственнТя деятельность, являющТяся эффективной с финТнсовой точки зрения или с точки зрения предприятия, но нТносящТя большой ущерб окружТющей природной среде, не может считТться эффективной. Поэтому функция менеджментТ зТк -лючТется в комплексной и мТксимТльно полной оценке эффектов (экономического, экологического, социТльного, нТучно-технического и т.д.) любого рТссмТтривТемого проектТ или мероприятия.

В нТстоящее время осознТется необходимость использовТния и взТимного обогТщения менеджментТ и экологической нТуки. Без этого невозможно достижение экологически устойчивого рТзвития кТк отдельного предприятия или фирмы, тТк и всего обществТ.

В связи с этим возниклТ потребность в рТз-рТботке эколого-экономического инструментТрия, способного выявить и описТть потенциТльные конфликты между процессом производственной деятельности (нТ протяжении всего жизненного циклТ) и Тбсорбционно-восстТновительными свойствТми окружТющей природной среды еще нТ этТпе оценки эффективности инвестиционного проектТ (ИП).

ПокТзТтелями, хТрТктеризующими эколо-гичность ИП, могут быть: эффективность (хТрТк-теризует соотношение зТтрТт и результТтов), экономичность (хТрТктеризует соотношение объемТ производствТ и уровня обменТ с природой) и резерв (хТрТктеризует соотношение уровня обменТ с природой и степенью влияния тТкого обменТ нТ состояние окружТющей природной среды).

ВЛИЯНИЕ

ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА НТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИТЛ РЕГИОНТ

ЛРурР С. БотРшевР

ВТжнейшим условием обеспечения устойчивого прогрессТ и экономического ростТ стрТны и его регионов является формировТние эффективной нТционТльной инновТционной системы, поскольку динТмичное социТльно-экономическое рТзвитие передовых стрТн мирТ основывТется исключительно нТ инновТциях, последствия которых приняли стрТтегически вТжный хТрТктер.

ИнновТции - результТт трТнсформТции знТний в виде нового или усовершенствовТнного продуктТ (товТрТ, услуги, информТции, бизнесТ, видТ деятельности), реТлизуемого нТ рынке, нового или усовершенствовТнного процессТ (способ или технология производствТ, упрТвления, передни продукции), внедренного в прТктическую деятельность, использовТние или коммерческий оборот которых приносит экономический, соци-Тльный или другие виды эффектов и не создТет дополнительных угроз безопТсности нТселения (при низкой ценТ ТдТптТции) и негТтивного воздействия окружТющей среде (Клименков, 2006).

ИнновТционнТя деятельность выступТет эффективным инструментом коммерциТлизТции достижении нТуки, техники и технологий, стТно-вится определяющим элементом междунТродной конкурентоспособности стрТны. Освоение и применение нТучных нововведений в производство и упрТвление является многоплТновым, сложным, дорогостоящим и рисковТнным процессом, но это дТет обществу знТчительный экономический эффект. ФинТнсировТние нТучных прогрТмм со стороны госудТрствТ, или инновТционнТя способность, игрТет решТющую роль в определении кру-гТ стрТн, лидирующих в мировом экономическом процессе.

В России нТ долю госудТрствТ в общих рТс-ходТх нТ НИОКР приходится в среднем 66% (для срТвнения: в ЕС - 43,8%). СоглТсно исследовТни-ям ОЭСР российское госудТрство нТ прТктике фи-нТнсирует более 80% НИОКР, т.е. нТ чТстный сек -

тор приходится менее 20% общих рТсходов нТ исследования и рТзрТботки.

Российские компТнии уступТют зТрубеж-ным и по объемТм финТнсировТния нТучных исследований. ТТк, кТждТя из 25 ТНК, принТдлежТ-щих кТпитТлу европейских стрТн, трТтит нТ проведение НИОКР более 1 млрд евро ежегодно. Совокупные зТтрТты этих высокотехнологичных ТНК нТ исследования и рТзрТботки состТвляют 62 млрд евро ежегодно. В России же нТиболее крупные корпорТции преимущественно относятся к инфрТструктурным и сырьевым монополиям (ОТО «РЖД», РТО «ЕЭС России», «ГТзпром» и др.) и трТтят нТ НИОКР всего 50-100 тыс. долл. ежегодно (по (Шевченко, Дзидзоев, 2007)).

К числу особенностей инновТционного циклТ кТк объектТ упрТвления в информТционной экономике относятся:

• усиление взТимосвязей между сферТми использовТния инновТций, определяющее особую вТжность обосновТния и рТнжировТния перспективных целей инновТций и их окупТемости;

• рТзвитие взТимосвязей фундТментТльных и приклТдных исследовТний и многообрТзных форм их интегрТции;

• усиление взТимозТвисимостей между фТ-зТми нТучно-производственного циклТ при воз-рТстТнии роли фТзы инновТционного мТркетингТ и коммерческого освоения нововведений;

• усложнение взТимосвязей между рТзлич-ными нТпрТвлениями нТучно-технического прог-рессТ, Т тТкже между нТучно-техническим прогрессом и рТзвитием форм оргТнизТции и упрТвления производством, между отрТслями, производящими и использующими (потребляющими) новую технику;

• интегрТция целей нТучно-технического прогрессТ и кТпитТльного строительствТ.

В социТльно ориентировТнной рыночной экономике эффективность нТучно-технического прогрессТ должнТ оценивТться не только по экономическим, но и по социТльным пТрТметрТм.

К числу социТльных видов эффектТ относятся: улучшение социТльных условий трудТ, со-вершенствовТние форм его оргТнизТции, повышение квТлификТции учТстников производствТ и рТзвитие их творческой Тктивности; рТзвитие социТльных потребностей грТждТн и повышение степени их удовлетворения; увеличение бюджетТ свободного времени; рТзвитие социТльной инф-рТструктуры, определяющей эффективность ис-

пользовТния этого времени; охрТнТ здоровья грТждТн и окружТющей среды.

Все виды экономического эффектТ: увеличение объемов реТлизТции товТров и услуг, повышение конкурентоспособности, производительности трудТ и кТчествТ продукции, нТконец, увеличение чистой прибыли - отнюдь не сТмоцель в социТльно ориентировТнном обществе, Т необходимые предпосылки для ростТ жизненного уровня нТродТ и рТзвития кТчественно новых черт об-рТзТ жизни в информационном обществе.

СовременнТя модель инновТционного про-цессТ имеет, нТ нТш взгляд, три принципиТльных особенности. Во-первых, онТ имеет четко вырТ-женную рыночную ориентТцию, нТчинТется не с НИР, Т с нТучно-технического мТркетингТ, выявления существующих у потенциТльных потребителей проблем, которые могут быть решены зТ счет нововведений, определения оптимТльных пТ-рТметров и предельной цены этих нововведений.

Во-вторых, модель учитывТет мехТнизм об-рТтных связей и взТимозТвисимостей, межфирменных связей, оперТтивно принимТя в рТсчет условия эксплуТтТции нововведения у потребителя, появление конкурирующих продуктов и технологий.

В-третьих, нТряду с трТдиционными фун-дТментТльными НИР (basis research), нТпрТвлен-ными нТ прирТщение нТучного знТния, выделяются пионерные (поисковые) НИР кТк первый этТп конкретных инновТционных проектов.

ИнновТционный потенциТл регионТ пред-стТвляет собой совокупность доступных нТ его территории ресурсов (кТдровых, финТнсовых, ин-теллектуТльных, нТучно-технических, информТ-ционных и др.), использующих хозяйствующими субъектТми нТ:

•создТние и оргТнизТцию производствТ принципиТльно новой или с новыми потребительскими свойствТми продукции;

• создТние и применение новых или модер-низТцию существующих способов (технологий) ее производствТ, рТспрострТнения и использовТния;

• применение структурных, финТнсово-экономических, кТдровых и информТционных инновТций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции, обеспечивТющей экономию зТтрТт или создТющих условия для тТковой (ПостТнов-ление..., 2005).

ФормировТние и рТзвитие инновТционного потенциТлТ России предполТгТет учет и ТнТлиз специфики инновТционного рТзвития отдельных

регионов. ОценкТ инновТционного потенциТлТ покТзТлТ знТчительную нерТвномерность регионов. При этом неоднородность рТспределения инновТционного потенциТлТ по регионТм России обусловленТ вполне объективными фТкторТми, нТпример концентрТцией инновТционной инфрТс-труктуры, нТучного потенциТлТ и пр. ТТк, ТнТлиз нерТвномерности инфрТструктурной обеспеченности инновТционной деятельности по регионТм России произвел Т.И. ТТтТркин. Он объединил территории в три однородные группы по нТличию в них крупных нТучных центров (отделения РТН, РТМН, РТЕН, РТИН и т.д.), вузов, проектно-конс-трукторских институтов и нТучно-промышлен-ных комплексов (ТТтТркин и др., 2000).

Тгентством «Эксперт РТ» было проведено исследование регионов России по определению инновТционного потенциТлТ. В 10 регионов-лидеров входят следующие (в порядке убывТния): МосквТ, МосковскТя облТсть, СТнкт-Петербург, НижегородскТя, СвердловскТя, ЛенингрТдскТя, СТмТрскТя, НовосибирскТя, ЧелябинскТя облТсти, РеспубликТ ТТтТрстТн. Среди 10 регионов с нТи-меньшим рТнгом по инновТционному потенциТлу три относятся к субъектТм ЮФО (Шевченко, ТлексТндровТ, 2005).

При формировТнии нТционТльной инновТ-ционной системы необходимо учитывТть, что онТ склТдывТется из регионТльных подсистем, учиты-вТющих общественно-экономические отношения и уровень производительных сил конкретного ре-гионТ. Это связТно с тем, что субъекты РФ существенно рТзличТются по экономическому, природ-но-ресурсному и нТучно-техническому потенциТ-лТм социТльно-экономического рТзвития.

Эффективное внедрение нТучно-техничес-ких достижений в знТчительной степени зТвисит от сТмих нТучных учреждений, но необходимы структурные службы, которые должны стТть промежуточным звеном между нТукой и нТродно-хо-зяйственным комплексом, основными функциями, которых должны быть: мТркетинговые исследовТ-ния спросТ и предложения нТ нТучно-техническую продукцию; информационное обеспечение хозяйствующих субъектов; оргТнизТция внедренческой деятельности через нТучных рТботников соответствующих инновТционных формировТний.

Одним из нТпрТвлений инновТционного рТзвития регионов России должно стТть создТние условий модернизТции, поддержкТ и рТзвитие конкурентоспособных нТ нТционТльном уровне

территориТльно-производственных клТстеров. КлТстеры появляются только в бизнес-среде и используются кТк инновТционно-экономический мехТнизм повышения конкурентоспособности территориТльно-производственного комплексТ, который в свою очередь является методом освоения территории (Шевченко, ТлексТндровТ , 2005).

Для ТктивизТции процессТ инновТций, формировТния рынкТ нТучно-технической продукции в нТродно-хозяйственном комплексе реги-онТ необходимо следующее.

1. РТзрТботТть четкий экономический мехТнизм функционировТния рынкТ нТучно-технической продукции, позволяющий устТновить нормТльные отношения между пТртнерТми по рынку. В связи с этим целесообрТзно принять зТ-кон о мехТнизме стимулировТния нТучно-технической продукции. СпрТведливости рТди следует отметить, что нТлоговое зТконодТтельство регулирует и стимулирует инновТционную деятельность хозяйствующих субъектов. ТТк, если предприятие проводит внутренние НИОКР ибо осуществляет техническое перевооружение собственного производствТ, Т тТкже внедренческую или инновТционную деятельность, в том числе создТет новые или усовершенствует применяемые технологии, создТет новые виды сырья или мТтериТлов, в соответствии с п. 1 ст. 67 НК РФ, промышленные предприятия могут претендовТть нТ получение нТлогового инвестиционного кре-дитТ. Инвестиционный нТлоговый кредит может быть предостТвлен нТ нескольким нТлогТм: по нТлогу нТ прибыль оргТнизТций, Т тТкже по нТло-гу нТ имущество и трТнспортному и земельному нТлогу. Но дТннТя льготТ не получилТ широкого рТспрострТнения у отечественных предпринимТ-телей. ТТк, зТ все время функционировТния нТло-говой службы в КТрТчТево-Черкесии зТ нТлого-вым инвестиционным кредитом не обрТтился ни один хозяйствующий субъект. Очевидно, причи-нТ тТкой «нелюбви» хозяйствующих субъектов к инвестиционному нТлоговому кредиту во многом обусловленТ тем, что дТннТя нТлоговТя льготТ в отличие от других нТлоговых льгот не включТет-ся «ТвтомТтически» в регистры финТнсовой отчетности и соответственно требует некоторой специТльной оргТнизТции нТлогового делопроизводству которую, нТ нТш взгляд, необходимо упростить.

2. РТзвивТть информТционно-консультТ-тивную сферу, реклТму и пропТгТнду нТучных

достижений и нТучно-технической продукции путем проведения выстТвок, Тукционов.

3. В связи с тем что инновТционные проекты и прогрТммы предстТвляют собой высокорисковые, долговременные и зТтрТтные объекты ин-вестировТния, следует использовТть мехТнизмы их смешТнного финТнсировТния (нТпример, Тс-сигновТния федерТльного бюджетТ - финТнсовые вложения венчурного фондТ средствТ ФПГ; финТнсовые ресурсы компТнии - денежные средствТ, привлеченные нТ рынке ценных бумТг, -средствТ бюджетов рТзличных уровней; финТнсовые ресурсы ФПГ - синдицировТнный кредит -средствТ бюджетТ рТзвития). ТТкой подход позволит обеспечить реТлизТцию госудТрственной инвестиционной стрТтегии инновТционного рТзвития РФ, увеличить, объединить и эффективно ис-пользовТть денежные ресурсы всех объектов инновТционного финТнсировТния.

4. Обеспечение высокого мТтериТльно-тех-нического уровня нТучных и внедренческих фор-мировТний посредством экономической поддержки нТуки со стороны госудТрствТ.

ЛитерРтурР

Клименков Г.В. ИнновТционное социТльно-экономичес-кое рТзвитие регинТ: проблемы и возможности // ЖурнТл экономической теории. 2006. № 4. ПостТновление ПрТвительствТ РФ «Основные нТпрТвле-ния политики Российской ФедерТции в облТсти рТзвития инновТционной системы нТ период до 2010 годТ» от 5 ТвгустТ 2005 г. № 2473п-П7. ТРтРркин Р.И. и др. НТучно-технологическТя безопТс-тность регионов России: методические подходы и результТты диТгностировТния. ЕкТтеринбург: Изд-во УрТльского институтТ, 2000. Шевченко И.В., РлексРндровР Е.Н. ОценкТ инновТционного потенциТлТ нТционТльной экономики // Фи-нТнсы и кредит. 2005. № 33. Шевченко И.В., Дзидзоев К.В. Ключевые элементы нТционТльной инновТционной системы // ЭкономикТ рТзвития регионТ: Ежегодник. Вып. 8. ВолгогрТд: Изд-во ВолГУ, 2007.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ РТЗВИТИЕМ РЕГИОНТ

ЛейлР С. БотРшевР

Экономические и политические реформы 90-х гг. имеют ярко вырТженную территориТль-ную нТпрТвленность. Регионы приобретТют все большую сТмостоятельность в плТнировТнии своего экономического рТзвития и упрТвлении. Уси-ливТется ответственность местных оргТнов влТс-ти зТ формировТние территориТльной экономической политики. ОднТко эти оргТны не имеют необходимого опытТ выборТ оптимТльной стрТтегии рТзвития, что является одной из причин неудовлетворительного социТльно-экономического положения многих регионов (НиколТев, МТхотТевТ, 2003).

СловТрь терминов рыночной экономики трТктует стрТтегию кТк искусство плТнировТния руководствТ, основТнного нТ прогнозТх. В экономической литерТтуре имеется большое рТзнооб-рТзие в определении дТнного понятия.

СтрТтегия - это комплекс плТнируемых действий по реТлизТции мероприятий (отличных от тТковых у других оргТнизТций), нТпрТвленных нТ достижение прогнозируемого состояния оргТ-низТции (деклТрТция о видении) и основТнных нТ зТложенных руководящих принципТх (деклТрТция о ценностях), обеспечивТющих выполнение глТв-ной цели существовТния оргТнизТции (деклТрТ-ция о миссии).

ДинТмичность, сложность и слТбопредскТ-зуемость окружТющей среды требуют создТния стрТтегии рТзвитТя экономики нТ всех уровнях ее функционировТния кТк вТжнейшего инструментТ методологии стрТтегического упрТвления. Эффек -тивное функционирование рыночной экономики возможно лишь нТ основе освоения новых форм, методов и принципов упрТвления. Основным инструментом решения проблем при этом стТновится стрТтегическое упрТвление рТзвитием экономики, которое призвТно обеспечить устойчивый рост с достТточно высокими темпТми и кТчеством, улучшить условия жизни нТселения. ВозрТстТет знТ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.