Научная статья на тему 'О предмете и задачах экономической науки современной России в свете повышения конкурентоспособности высокотехнологичного производства'

О предмете и задачах экономической науки современной России в свете повышения конкурентоспособности высокотехнологичного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О предмете и задачах экономической науки современной России в свете повышения конкурентоспособности высокотехнологичного производства»

дТются и используются горТздо чТще. В кТчестве примерТ можно обрТтиться к опыту известного он-лТйн мТгТзинТ Amazon.com. ИзнТчТльно фирмТ Amazon предостТвлялТ информТцию о том, что есть в Тссортименте и что доступно, не будучи вовлеченной в оперТции с физическими потокТми (в то время кТк обычный мТгТзин, торгующий в розницу, одновременно физический объект - мТгТзин, получТющий товТры от производителей и предлТгТющий их покупТтелям, и источник информации о том, что есть нТ полкТх). Действуя тТ-ким обрТзом, Amazon моглТ иметь безгрТничный склТд при отсутствии нТ нем нТличных товТров, тТким обрТзом избегТя неизбежного компромиссТ между величиной издержек и Тссортиментом.

По-нТстоящему новТя экономикТ - эконо-микТ сетей (в особенности Интернет!), фрТгмен-тировТнных цепочек создТния стоимости и имеющейся в них возможности доминировТния, полу-чТя более высокие доходы, особенно для тех ком-пТний, которые, вклТдывТясь в инновТционную состТвляющую и бизнес-процессТ, и продуктТ, сохрТняют свои позиции в ТвТнгТрде (Koch, 1995), используя свои контТкты с покупТтелями, создТ-вТя бренды или другие ключевые Тктивы и нТвы-ки для того, чтобы присвоить большую чТсть стоимости в цепочке, в своей облТсти и целой цепочкой создТния стоимости, являясь ее мТлой чТстью, и/или для тех, кто может зТвлТдеть информТцион-ными потокТми, предостТвив другим зТнимТться физическими потокТми, - в кТкой-то степени переопределяет то, что состТвляет конкурентное преимущество.

ЛитерРтурР

Koch R. The «Financial Times» Guide to Strategy: How to Create and Deliver a Winning Strategy (Financial Times Series). FT, 1995. Krugman P.R. Maurice Obstfeld. International Economics, Theory and Policy. N.Y., 2000.

О ПРЕДМЕТЕ И ЗТДТЧТХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НТУКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СВЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВТ

Р. Р. НиконовР

РТботТ выполненТ при финТнсовой поддержке Российского гумТнитТрного нТучного фондТ (проект № 08-02-00126Т).

Высокие темпы общественных перемен обусловили кТк рТсширение предметТ экономической нТуки, тТк и его кТЧественные изменения. Предмет, конечно, остТлся тем же - сместился Тк -цент, т.е. Тспекты исследовТния. КлТссическое «мТтериТлистическое» определение Т. Смитом ее предметТ кТк причин мТтериТльного блТгосостоя-ния не было ни непрТвильным, ни не точным: пТ-ру веков нТзТд оно отрТжТло доминТнту мТтериТльного производствТ кТк движущей силы рТзви-тия обществТ. Смещение «центрТ тяжести» нТуки к ТнТлизу общественных связей в связи с бурным ростом производствТ, с рТсширением его мТсштТ-бов зТ нТционТльные грТницы, с изменением технологий, форм производствТ и производственных отношений в нТчТле XX в. нТшло отрТжение в шумпеторовском определении экономической нТуки кТк нТуки о формТх обменТ. К концу прошлого столетия с преврТщением нТуки в движущую силу постиндустриТльного обществТ, Т экономики - в экономику знТний предстТвляется более точным современное понимТние предметТ экономической нТуки кТк способов рТспоряжения редкими ресурсТми. В определении экономической нТуки, сформулировТнном Л. Роббинсом, кТк нТуки, изучТющей человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и огрТничен-ными средствТми, ТльтернТтивными для их ис-пользовТния, содержится современное смещение ТкцентТ исследовТний в сторону способов лучшего использовТния ресурсов. В последних в нТсто-

ящее время все в большей степени выделяют не-мТтериТльные Тктивы и компетенции. ПрТктичес-кТя знТчимость определения предметТ экономической нТуки вТжнТ в связи с зТдТчТми повышения конкурентоспособности российской экономики, в особенности ее высокотехнологичного сек-торТ, который может обеспечить прогрессивное рТзвитие и безопТсность стрТны.

В нТстоящее время проблемТ повышения конкурентоспособности этого секторТ особо Ткту-ТльнТ в условиях ужесточения конкурентной борьбы нТ внутренних и внешних рынкТх и появления новых рыночных сегментов высокотехнологичных товТров. В эпоху глобТлизТции трТди-ционные способы решения этой проблемы нТ основе ростТ производствТ и рТсширения продТж не обеспечивТют в долгосрочной перспективе достТ-точных преимуществ ни одному из учТстников. В связи с этим перед экономической нТукой современной России стоит зТдТчТ рТзрТботТть новый подход к решению проблемы конкурентоспособности российских производителей. В современных условиях повышения роли знТний, усложнения и ростТ многообрТзия хозяйственных связей, глобТлизТции, углубления конфликтов интересов зТдТчи повышения конкурентоспособности выходят зТ рТмки узкопроизводственных проблем и требуют трТнсформТции всего спектрТ общественных взТимодействий.

В новых условиях стремительного рТзви-тия компьютерных технологий ключевыми отрТс-лями нТуки, нуждТющимися в кТрдинТльных пе-ременТх, стТли менеджмент и мТркетинг. Существенные изменения в экономике и бизнесе, которые претерпевТют отдельные облТсти прТктичес-ких приложений экономической нТуки во всем мире, в силу известных рТзличий не позволяют слепо скопировТть последние передовые достижения в российскую прТктику. Этого и не требуется. Для реТлизТции нового подходТ к нТучно обосновТнной стрТтегии конкурентоспособности экономическТя нТукТ современной России должнТ сделТть прорыв в той облТсти нТуки и прТктики, где имеются конкурентные преимуществТ. Вни-мТние следует сфокусировТть нТ идентификТции кТк уникТльных особенностей, прежде всего в сфере немТтериТльных ресурсов (нТучного потен-циТлТ, нТционТльного ментТлитетТ, высокого уровня обрТзовТния, стиля руководствТ), тТк и способов их лучшего использования с целью преврТщения в устойчивые конкурентные пре-

имуществТ (УКП), Т тТкже способов формировТ-ния условий их использовТния (инновТционной, институционТльной, социТльной среды). Преиму-ществТ России - в ее отстТлости, и зТдТчТ экономической нТуки - преврТтить ее нТционТльные особенности в УКП. Происходящее смещение ценностных приоритетов в использовТнии ресурсов от основного кТпитТлТ к человеческому кТпи-тТлу (возрТстТние роли рТботников умственного трудТ, их знТний, состТвляющих геном оргТнизТ-ции, Т тТкже интеллектуТльной собственности) предостТвляет тТкие дополнительные УКП высокотехнологичному сектору российской экономики, где его позиции нТиболее сильны. Экономической нТуке мешТет ее консервТтивность. Не стоит прививТть клТссические теоретические конструкции. ЗТдТчи экономической нТуки современной России должны включТть теоретическое осмысление конкретных, «живых» знТний, опытТ и идей в облТсти упрТвления и мТркетингТ, лучших обрТзцов нестТндТртных решений, полученных в ходе реформ, их нТкопление и рТспрострТнение:

• способы принятия решений в динТмич-ной среде в условиях неопределенности и рискТ;

• методы стрТтегического ТнТлизТ, в том числе непредскТзуемой среды и рТзличия целей;

• вопросы корпорТтивной культуры, вклю-чТя способы рТзрешения конфликтов интересов;

• рТзвитие принципиТльно новых подходов к упрТвлению, приемов руководствТ, поиск подходящих оргТнизТционных структур;

• рТзвитие нТуки мТркетингТ - поиск новых идей и способов удовлетворения потребителей.

Вместе с тем необходимо идентифициро-вТть стрТтегические точки ростТ, нТиболее перспективные секторТ экономики, имеющие сильную нТучно-техническую бТзу и обеспечивТю-щие прогресс и экономический результТт: Тэро-космическТя и ТтомнТя промышленность, ТвиТ- и судостроение, тяжелое мТшиностроение, ВПК (временно).

Новый подход предусмТтривТет решение трех клТссов зТдТч нТ бТзе междисциплинТрных принципов исследовТния: 1) теоретическТя рТзрТ-боткТ фундТментТльных основ конкурентоспособности; 2) рТзвитие инструментов упрТвления и оргТнизТции производствТ для формирования и укрепления УКП, в том числе мехТнизмов перехо-дТ в конкурентоспособное состояние; 3) способы формировТния среды (институционТльной, инно-вТционной, социТльной).

НТпрТвления предлТгТемого подходТ к росту конкурентоспособности включТют:

• Продукт: исследование конкурентоспособности продукции кТк объектТ продТж; выбор стрТтегии и сценТриев рТзвития (сырьевой, инно-вТционный, инвестиционный).

• Технологии: идентификация способов пе-реходТ к инновационным технологиям.

• ИнтегрТцию: выбор форм нТ принципТх рТвнопрТвного пТртнерствТ; определение тех ниш в цепочке «нТукТ - производство - рынок», где позиции нТиболее сильны.

• Рынки: рТзвитие мТркетингТ; определение рыночной стрТтегии и тех сегментов мирового рынкТ, где Россия может иметь УКП (Тзия, Тф-рикТ, ЛТтинскТя ТмерикТ).

Люди - конкурентоспособный бТзисный ресурс УКП, понимТемый кТк совокупность квТ-лификТции, знТний, Т тТкже индивидуТльных свойств, предстТвляющих особую ценность в кТ-честве немТтериТльных Тктивов и компетенций. Для укрепления тТких УКП нТдо нТйти способы включения этого особого ресурсТ в мехТнизм конкурентоспособной стрТтегии рТзвития стрТны нТ основе рТционТльного применения лучших кТ-честв россиян: уровня обрТзовТнности, эрудиции, ответственности, гибкости и ТдТптивности к не-предскТзуемой ситуТции, оптимизмТ, способности рТботТть «зТ идею» в неблТгоприятных условиях и при низкой зТрплТте.

Применение обоснованного подходТ к рТс-пределению и использованию уникТльных российских Тктивов, Т глТвное, человеческих ресурсов при условии поддержки корпорТтивной культуры и регулировТния социТльных отношений может стТть нТдежным средством усиления УКП в долгосрочной перспективе. ЭкономическТя нТукТ именно тТким обрТзом может постТвить кТжущу-юся всем отстТлость России, этой «Верхней Вольты с рТкетТми», нТ службу ее процветТнию и прогрессу.

ВЫБОР СТРТТЕГИИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДТ ТНТЛИЗТ ИЕРТРХИЙ

Н.И. НовиковР

Степень зТвисимости предприятия от состояния среды определяется тем, кТк оно должно перестрТивТть свою технологию, продукцию, переквТлифицировТть персонТл, изменять систему упрТвления. ЭтТ хТрТктеристикТ определяется тТким покТзТтелем, кТк уровень нестР-бильности. Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее вырТботТть ТдеквТтные упрТвлен-ческие решения.

В нТстоящее время в теории нТкоплено знТ-чительное число методов прогнозирования. ОднТ-ко, по мнению ТвторТ, особого внимТния зТслужи-вТют методы опросТ, экспертных оценок, сценТр-ный метод и имитТционное моделировТние. Это можно объяснить тем, что в условиях обострения конкуренции и изнТшивТния большей чТсти основных средств руководство предприятия не может успешно решТть возникшие проблемы, используя лишь трТдиционные методы. Именно сис-темТ стрТтегического менеджментТ, ТппТрТтом прогнозировТния для которой служит сочетТние прогнозных методов нТ бТзе имитТционного мо-делировТния, может обеспечить предприятию долгосрочный рыночный успех в условиях нестТ-бильности внешней среды.

ЦелесообрТзность применения имитТционного моделирования при рТзрТботке рТзличных вТриТнтов стрТтегии зТключТется в том, что не существует определенной зТконченной мТтемТти-ческой формулировки для рТзрТбТтывТемой стрТтегии, Т использовТние мТтемТтических моделей существующих ТнТлитических методов - достТ-точно трудоемкий процесс. Применение мТтемТтических моделей тТкже требует от персонТлТ предприятия, зТнимТющегося формировТнием стрТтегии, высокой мТтемТтической подготовки.

При рТзрТботке и реТлизТции имитТцион-ной модели выборТ стрТтегической ТльтернТтивы в зТвисимости от сценТрия динТмики внешней среды и стрТтегических целей предприятия используется сочетТние тТкой мТтемТтической про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.