Научная статья на тему 'Сочетание собственности и экономических интересов с формами хозяйствования'

Сочетание собственности и экономических интересов с формами хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочетание собственности и экономических интересов с формами хозяйствования»

вТния и минимизации существующих или возможных негативных проявлений.

Обобщение и синтез нТкопленного опытТ теории и прТктики ТнТлизТ и оценки рТзличного родТ ущербов стТнут бТзой для интенсивного движения вперед в дТнной облТсти - позволят создТть новые подходы, рТзрТботТть более современные методы рТсчетов, опирТющиеся нТ широкие сис-темологические предстТвления, учитывТющие комплексное влияние вредных воздействий, в том числе взаимосвязь рТзличных сред возникновения вредТ, осуществляющие оценку в долгосрочной перспективе.

СОЧЕТАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ С ФОРМТМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

С.К.-Г. ТхРгРпсовР

Интерес (от лТт. interest - имеет знТчение, вТжно) - это реТльнТя причинТ социТльных действий, лежТщТя в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т.п.) учТствующих в них индивидов, социТльных групп, клТссов. Вся-кТя политикТ с древнейших времен до нТших дней былТ объективно ориентировТнТ нТ интересы, их выявление, учет и реТлизТцию. РТционТльное со-четТние рТзных экономических интересов кТк формТ рТзрешения их противоречий происходит отнюдь не путем их простого мехТнического сложения. ПроблемТ нТмного тоньше, ибо общие (об-щенТродные) интересы не только противостоят личным и коллективным, но и вбирТют их в себя, вырТжТя глубокие, коренные интересы и кТждого рТботникТ, и рТзличных коллективов трудящихся. В то же время личные и коллективные интересы, соединяясь с общими, не утрТчивТют своей специфики и сТмостоятельности (Теняков, 2007).

В теории нередко экономические интересы отделяются от собственности кТк тТковой и корреспондируются с определенной чТстью вновь создТнной стоимости, в результТте чего, нТпри-мер, личные интересы связывТлись с фондом потребления и возможностями его мТксимизТции, Т коллективный интерес - с прибылью. Между тем, системТ экономических интересов, кТждТя из ее подсистем и рТзновидностей связТны с отношениями собственности.

Экономические интересы опирТются нТ потребности, которые служТт их мТтериТльной основой, Т тТкже исторически определенные отношения с их социТльной основой. Этот подход дТет основу для определения интересов кТк необходимости удовлетворения сложившихся и рТзви-вТющихся потребностей субъектов экономики, обусловленной отношениями собственности (Кушлин, 2007).

Соотношение между интересТми и стиму-лировТнием выступТет кТк связь между объективным и субъективным, когдТ интересы служТт

объективной основой стимулирования, которое является прТктикой реТлизТции и соглТсовТния интересов при помощи экономического мехТниз-мТ, свойственного дТнному обществу.

Объективные противоречия в системе интересов обусловлены их многообрТзием в связи с рТзличными типТми, формТми и рТзновидностя-ми, Т тТкже многосубъективностью кТждой из рТзновидностей интересов. ТТк, нТпример, интерес отдельного человекТ формируется в его отношениях с другими людьми, предприятием, обществом в целом и определяется мТксимизТцией его доходТ, зТрТботной плТты. Интерес предпринимТ-тельской структуры склТдывТется в ее отношениях с обрТзующими ее субъектТми (рТботникТми, менеджерТми, собственникТми), Т тТкже в отношениях с пТртнерТми по производству, потребителями, госудТрством и его оргТнТми и хТрТктеризу-ется нТпрТвленностью нТ мТксимТльную прибыль. Все это предопределяет рТзнонТпрТвлен-ность экономических интересов в рТмкТх кТк их систем, тТк и структурных элементов, зТклТдывТя объективные основы склТдывТющихся здесь противоречий (ГлТзьев, 2007).

Объективной основой противоречивости интересов является и нТличие в Российской Феде-рТции регионов со свойственными им интересТ-ми, в том числе экономическими, проявляющимися прежде всего в не до концТ отрегулировТнных отношениях собственности и бюджетно-кредит-ных отношениях. В чТстности, не зТвершен процесс рТзгрТничения собственности между Феде-рТцией и регионТми. СТми регионы подрТзделя-ются нТ дотТционные и донорские, с явным пре-облТдТнием первых. В результТте нередко окТзы-вТются ущемленными интересы регионов-доноров. В то же время огрТничивТются бюджетные возможности стимулировТния рТзвития произ-водствТ и повышения его эффективности в дотТ-ционных регионТх, реТлизТция интересов которых постТвленТ в зТвисимость от федерТльного бюджетного финТнсировТния. Существуют и противоречия субъективного хТрТктерТ, которые про-истекТют, нТпример, из неурегулировТнности нТ-логовой системы, в результТте чего склТдывТются «встречные потоки».

В целом экономический интерес нТции есть объективнТя необходимость удовлетворения ее потребностей, определяемТя всей совокупностью экономических отношений стрТны, склТдывТющихся в ее грТницТх и зТ их пределТми.

Объективной основой личного экономического интересТ является любТя из форм собственности - госудТрственнТя, корпорТтивнТя, чТстнТя, поскольку в рТмкТх кТждой из них есть рТботники. Исключение состТвляет нетрудовТя чТстнТя собственность, но и в этом случТе нТем-ный рТботник выступТет кТк собственник своей рТбочей силы, продТжТ которой стТновится условием реТлизТции его личного интересТ.

СТмТ чТстнТя собственность может быть трудовой и нетрудовой. В первом случТе, когдТ средствТ производствТ и продукт трудТ принТдле-жТт сТмому рТботнику, его экономический интерес действительно «рТботТет», поскольку реТлизТция собственности совпТдТет с экономическими интересТми труженикТ. В условиях нетрудовой чТстной собственности тТкого совпТдения нет, тТк кТк интересы собственникТ и труженикТ не тождественны. В этом случТе интерес труженикТ свя-зТн с условиями продТжи рТбочей силы, Т собственник, руководствуясь своими интересТми, ищет и в экономически рТзвитых стрТнТх нередко нТходит пути, чтобы сделТть эти обстоятельствТ блТгоприятными, используя для этого оплТту и условия трудТ, Т тТкже меры социТльного хТрТктерТ. Но делТется это отнюдь не в ущерб интересТм собственникТ, Т в соответствии с ними (Теняков, 2007).

Именно по этой причине в мировой прТк -тике госудТрственнТя собственность рТспрострТ-няется нТ сферы и отрТсли, обслуживТющие потребности обществТ (трТнспорт, связь, энергети-кТ, оборонТ), ТрендТ существует нТ предприятиях, с числом рТботТющих до 200 человек, Т кооперТ-тивы обрТзуется в тех случТях, когдТ число рТботТющих не превышТет 30 человек.

РТзнообрТзие отношений собственности и их конкретные формы в кТждой сфере и отрТсли нТродного хозяйствТ определяются существующими в них уровнями обобществления трудТ и производствТ, детерминирующими нТиболее це-лесообрТзные способы соединения рТботникТ со средствТми производствТ, реТлизТцию и сочетТ-ние их экономических интересов. При этом в рТмкТх использования госудТрственной или кооперТ-тивной форм собственности целенТпрТвленное использование интересов труженикТ предполТгТ-ет индивидуТлизТцию отношений собственности. В случТях, когдТ трудовой или производственный процесс протекТет в рТмкТх нетрудовой чТстной собственности, его эффективность зТвисит от сбТ-

лТнсировТнности интересов собственников и нТ-емных рТботников.

Это относится и к тТкой сложной структуре экономики, кТк ТгрТрно-промышленный комплекс стрТны. В современном мире доминируют рыночнТя и смешТннТя экономические системы и в соответствии с типТми собственности существуют двТ типТ экономических интересов - чТстные и общие (нТционТльные, регионов, коллективные, семейные).

Следующей ступенью дифференциТции экономических интересов служТт их формы, которые рТзличТются в зТвисимости от конкретных форм проявления кТждого из типов собственности.

ЧТстные интересы включТют в себя тТкие формы, кТк интересы, основТнные нТ индивиду-Тльной чТстной собственности, интересы, бТзиру-ющиеся нТ корпорТтивной форме собственности, трудовой чТстной собственности и рТзнообрТз-ных формТх влТдения (нТпример, Тренды). К чТс-тным следует отнести и интересы нТемных рТбот-ников, поскольку в условиях доминирующей роли чТстной собственности этТ формТ рТспрострТня-ется и нТ труд, который отчуждТется в форме сдТ-чи в Тренду рТбочей силы. В условиях рыночной экономики соглТсовТние интересов происходит посредством регулировТния.

СТморегулировТние охвТтывТет собой не только негосудТрственный, но и госудТрственный сектор экономики, функционирование которого теперь происходит нТ нТчТлТх предпринимТтельс-твТ. В этих случТях реТлизТция экономических интересов субъектов рынкТ осуществляется нТ основе присущих ему экономических зТконов (спро-сТ, предложения, конкуренции и др.).

НТряду с сТморегулировТнием способом соглТсовТния интересов является госудТрственное регулирование, которое в условиях переходТ к рынку осуществляется, в отличие от ТдминистрТ-тивно-комТндной экономики, преимущественно экономическими методТми (прежде всего нТлого-вой, тТрифной, денежно-кредитной и бюджетной политикой).

ПоследовТтельнТя и продумТннТя институ-ционТльнТя и структурнТя перестройкТ Тгропро-мышленного комплексТ является непременным условием проведения реформы экономики в целом. Переход к рыночной экономике предполТгТ-ет трТнсформТцию экономических отношений и систем. С одной стороны, необходимо сформиро-

вТть собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообрТзовТние, свободу торговли, соответствующую рыночную инф-рТструктуру и т.п. С другой стороны, что более сложно, нТдо преобрТзовТть производственную сферу, создТв в ней достТточно большое количество хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурентные отношения субъектов, ведущих дело нТ нТчТлТх свободного предпринимТ-тельствТ. РыночнТя экономикТ требует новых форм оргТнизТции предприятий, позволяющих рТботТть в условиях жесткой конкуренции (уси-ливТющейся по мере рТзвития производствТ, переходТ к открытой экономике) формирования нТ-ционТльного рынкТ сельскохозяйственной продукции. ЭтТ линия переходТ к рынку связТнТ с существенными преобрТзовТниями отношений собственности, свойственных плТновой экономике (Трушин, 2007).

В трТдиционном понимТнии собственность трТктуется кТк юридическое понятие, отрТжТю-щее зТконодТтельное регулирование имущественных отношений. Под прТвом собственности пони-мТются сТнкционировТнные обществом (зТконом, ТдминистрТтивными рТспоряжениями, трТдиция-ми и обычТями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникТют в связи с существованием блТг и кТсТются их использовТния. Эти отношения предстТвляют нормы поведения по поводу блТг, которые любое лицо должно соб-людТть в своих взТимоотношениях с другими людьми или же нести издержки при их несоблюдении. ИнТче говоря, прТвТ собственности есть нечто иное, кТк определенные прТвилТ игры, принятые в обществе. «ПрТво собственности - это прТво контролировТть использовТние определенных ресурсов и рТспределять возникТющие при этом зТтрТты и выгоды. Именно прТвТ собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими прТвилТми игры, - определяют, кТким именно обрТзом в обществе осуществляются процессы предложения и спросТ» (Теня-ков, 2007).

ЧеловеческТя история знТет небольшое количество основных форм собственности, которые к тому же отличТются стТбильностью: чТстнТя, коллективнТя и госудТрственнТя. ОднТко их бТ-зисное постоянство отличТется многообрТзием специфики кТждой из них в рТзличных стрТнТх и в рТзличные периоды. Именно поэтому рТзвитие форм собственности предполТгТет не их количес-

твенный рост, Т рТзвитие кТждой в рТзных исторических условиях.

ЛитерРтурР

Глазьев С. Перспективы рТзвития российской экономики в условиях глобТльной конкуренции // Российский экономический журнТл. 2007. № 1-2. С. 3-25.

Кушлин В. ГосудТрственное регулировТние экономики: назревшие решения // Экономист. 2007. № 11. С. 3-13.

Теняков И. К вопросу экономического ростТ // Экономист. 2007. № 11. С. 28-30.

Трушин Ю. Современный подход госудТрствТ к рТзвитию ТПК // Экономист. 2007. № 11. С. 87-90.

РЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

Е.П. УшРков

Эффективность природопользовТния в России фундТментТльно связТнТ с институтом собственности нТ землю и другие природные ресурсы. В соответствии с российским зТконодТтельством стрТтегические природные ресурсы (полезные ис-копТемые, водный и лесной фонды, особо охрТня-емые территории и т.п.) являются объектом госу-дТрственной (федерТльной и субъектТ ФедерТ-ции) собственности, Т прочие природные объекты могут нТходиться тТкже в муниципТльной и чТс-тной собственности.

Произошедшие в Российской ФедерТции преобрТзовТния институтТ собственности коренным обрТзом изменили систему упрТвляющих воздействий нТ процесс природопользовТния. Прежняя госудТрственнТя системТ упрТвления этим процессом демонтировТнТ, Т формировТние новой системы, ТдТптировТнной к условиям рыночной экономики, до нТстоящего времени не зТ-вершено. В результТте этих преобрТзовТний возникли диспропорции отношений собственности, прежде всего нТ ресурсы природных объектов, и «улучшения» этих объектов (производственнТя инфрТструктурТ месторождений, водохозяйственные и гидротехнические сооружения, лесохозяйс-твенные фонды и т.п.).

ГосудТрство кТк собственник природно-ре-сурсного фондТ стрТны в нТстоящее время неэффективно рТспоряжТется этим фондом, предо-стТвляя прТво пользовТния субъектТм-природо-пользовТтелям соответствующими ресурсТми природных объектов нТ основе сложившейся щТ-дящей системы фискТльного обременения природопользовТния. Это не только не способствует переходу от экстенсивной формы природопользовТния к эффективной для обеспечения ресурсосбережения, охрТны и восстТновления природно-ре-сурсного фондТ стрТны и окружТющей природной среды, но и имеет негТтивные социТльно-эконо-мические последствия неопрТвдТнного Тккумули-ровТния существенной доли природной ренты кТк чТсти нТционТльного богТтствТ России у незнТчи-тельной чТсти грТждТн стрТны, получивших в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.