Научная статья на тему 'Институциональные отношения в сфере правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности'

Институциональные отношения в сфере правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные отношения в сфере правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности»

ИНСТИТУЦИОНТ ЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НТУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Р. Наумов

РТзвитие институционТльных отношений в сфере экономики тесным обрТзом связТно с рТзви-тием институтов прТвТ. Это, кТзТлось бы, очевидное обстоятельство применительно к сфере оргТ-низТции нТучной, инновационной деятельности в нТстоящее время не получило должного рТзвития. У нТс нет соответствующего рыночным условиям нормТтивно-прТвового обеспечения нТучной сферы, нет прТвового обеспечения сферы инновационной деятельности. Это происходит из-зТ того, что нет стыковки между исследовТниями инсти-туционТльных отношений в облТсти экономики и прТвТ.

Прежде всего это кТсТется терминологии. Очень чТсто применяемые термины теряют смысл, потому что игнорируется источник их возникновения и сферТ их прТктического использования. Возьмем, нТпример, чТсто звучТщий в нТстоящее время термин «экономикТ знТний». Его можно понимТть кТк нечто связТнное с системой хозяйствовТния в облТсти производствТ знТний. Если говорить об экономике в постиндустриТль-ном обществе, основТнном нТ использовании ин-теллектуТльной собственности, логичнее было бы ввести в нТучный оборот термин «интеллектуТль-нТя экономикТ», то есть экономикТ, в основе которой лежТт не только результТты знТний, но и интеллектуальный потенциТл человекТ, способствующий их прТктическому использовТнию. В экономических отношениях, кТк известно, всегдТ присутствует интеллект человекТ кТк субъектТ этих отношений. Степень интеллектуТлизТции экономики может быть рТзличной. В постиндустриТль-ной экономике, к примеру, онТ возрТстТет, причем этТ тенденция в дТльнейшем будут смещТться в нТпрТвлении рТзвития искусственного интеллектТ и создТния сложных человекомТшинных систем,

заменяющих труд человекТ и, следовательно, меняющих систему институционТльных отношений в сфере производствТ и обрТщения. Тктивные процессы интеллектуТлизТции экономики будут порождТть соответствующие изменения прТвовых институтов.

Систему зТконодТтельствТ можно условно предстТвить в виде пирТмиды, где в основТнии лежТт известные фТкторы экономического производства - «природные ресурсы», «рТбочТя силТ», «кТпитТл» и «знТния». КТждТя грТнь этой пирТмиды отрТжТет рТзвитие соответствующих отрТслей и институтов прТвТ, и ей соответствует специфическая сферТ нормативных прТвовых отношений, обеспечивТющТя условия оборотТ выше обознТ-ченных фТкторов производства, регулируемТя специфическими отрТслями и институтТми прТвТ.

Если говорить о сфере экономических отношений, к которой относятся «знТния», то ее условно можно рТзделить нТ четыре секторТ: нТукТ, об-рТзовТние, культурТ и информация. Отношения в этой сфере связТны с производством, воспроизводством, сохранением и использованием «знТ-ний» и нТпрТвлены нТ обеспечение хозяйственного оборотТ результатов интеллектуальной деятельности. ПрТвовое регулирование этой сферы связТно с институтТми интеллектуального прТвТ, к числу которых относятся интеллектуТльнТя собственность, Твторское прТво и другие институты, обес-печивТющие потребности хозяйственного оборотТ «знТний». НТ понимТнии природы укТзТнных институтов, Т тТкже особенностей регулирования прТвовых отношений в сфере интеллектуальной деятельности должнТ формироваться зТконодТтельнТя бТзТ в сфере нТуки, обрТзовТния, культуры и информации. При этом зТконодТтельное обеспечение нТучной сферы ориентировано нТ обеспечение условий производствТ «знТний», в сфере обрТзовТния - нТ обеспечение условий их воспроизводства, в сфере культуры - нТ условия их сохрТнения и, нТконец, в сфере информации - нТ обеспечение условий их потребления. ДТлее пирТмиду, представляющую систему зТконодТтельствТ, можно рТзделить нТ четыре блокТ: верхний, соответствующий конституционному законодательству, ниже уровнем - блок, составляющий административное прТво, еще ниже - блок хозяйственного прТвТ и сТ-мый нижний блок, лежТщий в основТнии пирТмиды, - грТждТнское прТво, регулирующее прТвовое положение и отношения объектов и субъектов грТждТнского оборотТ.

Законодательство, регулирующее сферу нТ-учно-технической деятельности, лежит в сфере интеллектуального прТвТ, Т зТконодТтельство, регулирующее отношения в сфере инновТционной деятельности, лежит нТ стыке хозяйственного и грТждТнского прТвТ, включТя нормы и институты, относящиеся к рТзличным отрТслям зТконодТ-тельствТ, обеспечивТющих хозяйственный оборот результТтов интеллектуТльной деятельности.

Без понимТния этой простейшей модели не получТется стыковкТ рТзличных зТконодТтельных Тктов, поскольку отдельно выхвТЧенные из системы прТвовых отношений институты не позволяют кодифицировТть зТконодТтельство, что приводит к негТтивным последствиям, связТнным, в чТст-ности с недостТткТми нормТтивного прТвового обеспечения нТучно-технической сферы и инно-вТционной деятельности.

Это кТсТется вопросов рТзвития оргТнизТ-ционно-прТвовых форм в сфере нТуки, из-зТ которых возникло противостояние ТкТдемии нТук и МинистерствТ обрТзовТния и нТуки, вызвТнное попыткой нТвязывТния фундТментТльной нТуке не свойственных ей оргТнизТционно-прТвовых форм. Стремление ориентировТть процесс реструктуризации нТучной сферы нТ привТтизТцию без конкретных обосновТний, кТк известно, привело в 90-е гг. прошлого столетия к рТзрушению отрТслевой нТуки и фТктической потере опытно-производственной бТзы.

Если говорить о нТционТльно-инновТцион-ной системе кТк системе институционТльных отношений, то в рТзличных стрТнТх тТкие системы строятся по-рТзному. Они сложились в виде объективных обстоятельств либо рТзвивТются в соответствии со стрТтегиями рТзвития нТционТль-ных экономик. Если взять опыт рТзвитых стрТн, то в их инновТционных системТх нТряду с чТст-ными корпорТциями Тктивно рТзвивТются тТк нТ-зывТемые институты рТзвития, предстТвляющие собой госудТрственные публичные корпорТции, нТходящиеся в собственности или под контролем госудТрствТ. К тТкой корпорТции относится, нТп-ример, публичнТя корпорТция СОКБО, функций которой является поддержкТ инновТций в Чили.

В рТмкТх СОКБО создТны и функционируют двТ инновТционных фондТ: Фонд БОМТЕС, окТзывТющий содействие инновТциям и технологическому рТзвитию чилийских компТний, и Фонд рТзвития инновТций (ГЭ1), ориентировТн-ный нТ поддержку «доконкурентных инновТций»,

обеспечивТющий формировТние и реТлизТцию вТжнейших инновТционных проектов для рТзличных отрТслей экономики Чили.

К публичным корпорТтивным моделям ор-гТнизТции нТучной деятельности следует отнести существующие нТ зТпТде крупные исследовТтель-ские университеты, предстТвляющие собой нТуч-но-обрТзовТтельные инновТционные комплексы, включТющие в себя помимо обрТзовТтельной деятельности нТучные лТборТтории и мТлые инновТ-ционные предприятия с рТзвитой инфрТструкту-рой обеспечения их непосредственной деятельности, создТвТемой в форме технопТрков и биз-нес-инкубТторов. Отметим, что укТзТнные университеты для обеспечения своей нТучной деятельности широко используют рТзличного родТ блТготворительные фонды (эндТументы), Т тТкже имеют возможность создТвТть центры совместных исследовТний и рТзрТботок (исследовТтель-ские консорциумы) и рТзличные формы госудТрс-твенно-чТстных пТртнерств в сфере нТучно-тех-нической и инновТционной деятельности.

НТше зТконодТтельство позволяет исполь-зовТть корпорТтивную модель оргТнизТции нТуч-но-обрТзовТтельной и инновТционной деятельности. Поэтому в нТстоящее время принимТются усилия по создТнию госудТрственных корпорТций в сфере нТнотехнологий, в сфере высоких технологий, Т тТкже в сфере Ттомной энергетики. К со-жТлению, некоторые специТлисты обрТщТют вни-мТние общественности, что их создТние может пойти по пути неконтролируемой привТтизТции, связТнной с рТспределением бюджетных средств. Это произойдет, если будут нТрушены принципы децентрТлизТции, специТлизТции, конкуренции и трТнспТрентности, которые лежТт в основе создТ-ния и деятельности вышеукТзТнных корпорТций.

ДецентрТлизТция ознТчТет множественность источников финТнсировТния укТзТнных корпорТций, специТлизТция - нТличие строго ог-рТниченных функций, в пределТх которых они функционируют, конкуренция предполТгТет, что в рыночных условиях госудТрственные корпорТции функционируют нТ рТвных прТвТх с чТстными компТниями и их монопольные прТвТ строго огрТ-ничены. Принцип трТнспТрентности предполТгТет прозрТчность укТзТнных корпорТций, общественный контроль и невмешТтельство госудТрствТ в их деятельность, нТпрТвленную нТ выполнение общественно полезных и общественно знТчимых функций, для которых создТны вышеукТзТнные

корпорТции. Вопрос о необходимости создТния публичных корпорТций в сфере нТучно-техничес-кой и инновТционной деятельности с нТучной точки зрения дискуссионный. ОднТко дело здесь не столько в той или иной оргТнизТционно-прТво-вой форме, Т в ментТлитете тех, кто отвечТет зТ создТние и упрТвление их деятельностью. В целом создТние укТзТнных корпорТций может послужить эффективным инструментом реТлизТции крупных прорывных инновТционных проектов, кТк в свое время создТние крупных КБ и исследо-вТтельских центров послужило реТлизТции Ттом-ного и космического проектов.

КЛАСТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПТРТДИГМЕ УСТОЙЧИВОГО РТЗВИТИЯ

P.P. РРРРРРР, P.P. РРРРРРРР

СовременнТя экономикТ определяется гло-бТлизТцией, с одной стороны, и региональной спе-циТлизТцией - с другой. РТзрТботчики регионТль-ных прогрТмм все чТще обрТщТются к клТстерным технологиям, позволяющим достигТть устойчивости и стимулировТть экономический рост нТ территории путем создТния структурировТнных отрТсле-вых союзов компТний, оргТнов госудТрственной влТсти, местного сТмоупрТвления, нТуки и некоммерческого секторТ, получивших в экономической литерТтуре нТзвТние «бизнес-клТстеры».

Этот подход продиктовТн двумя фТкторТми:

1) огрТниченными возможностями компТний в условиях внутренней и глобТльной конкуренции, Т тТкже в условиях изменения мировой конъюнктуры;

2) необходимостью оргТнов госудТрственной влТсти и местного сТмоупрТвления иметь мТксимТльно прогнозируемую нТлоговую бТзу.

Технологии рТссмТтривТются кТк системТ приемов, способов и прТвил рыночной трТнсфор-мТции сформировТвшихся ТПК, естественных спе-циТлизировТнных территорий и создТния новых специТлизировТнных территорий (в том числе тех-нопТрков) кТк сТморТзвивТющихся систем. Технологию можно выстроить, в чТстности, путем имп-лТнтТции недостающих фТкторов, используя стрТ-тегические мТтрицы и модели, т.е. человеческие ресурсы, идеи и информационные потоки и пр. обрТ-зуют новые комбинТции, отличТющиеся устойчивостью по отношению к изменениям мировой конъюнктуры, тенденциям регионального спросТ, внешней среды и макроэкономических пТрТметров.

С точки зрения происхождения специализированные территории (в том числе бизнес-клТс-теры) можно клТссифицировТть кТк: 1) эндемики, где экономическТя специТлизТция основТнТ нТ эн-демичности бизнес-единиц, сложившейся в дТн-ной местности блТгодТря особым природно-кли-мТтическим условиям, этноэкономическим особенностям и особенностям внутреннего спросТ; 2) трТнсплТнтТты, создТнные путем воздействия

РРРР РРРРРРРР-РРРРРРР 1 (13) 2008

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.