Научная статья на тему 'Роль университетов в управлении знаниями: зарубежный опыт'

Роль университетов в управлении знаниями: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль университетов в управлении знаниями: зарубежный опыт»

Список литературы

1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.

2. Пастухов А.Л. Управление знаниями в образовании: международный опыт. // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2012. - №12(266). - С. 56-59.

3. Селютина Т.А. Основные положения стратегии управления знаниями в образовательном учреждении. [Электронный ресурс]. - URL: cyberleninka.ru/

4. Соколова И.А. Управление знаниями - новая функция менеджмента. -Хабаровск: Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения. [Электронный ресурс]. - URL: cyberleninka.ru/

Е. О. Валеева

Роль университетов в управлении знаниями: зарубежный опыт

Анализ нового феномена общественного развития - управления знаниями (англ. knowledge management) - позволяет сделать вывод о том, что это интенсивно развивающаяся методология управления, обеспечивающая в условиях информационного общества высокий уровень обмена и использования знаний и социального опыта субъектов при эффективном применении инструментов управления, экономики, защиты нематериальных активов сообщества. Объективная необходимость перехода к непрерывному образованию и адекватному управлению знаниями исходит из противоречия между непрерывно возрастающим объемом необходимых человеку знаний и умений, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения ими - с другой. Поэтому развитие образовательной среды становится одной из ведущих задач для превращения современного общества в общество постоянно обучающееся, общество знаний [1].

Значимую роль в управлении знаниями и в развитии «общества знаний» играют университеты. Современный университет - это мощная организация, являющаяся источником знаний, это открытая система, нацеленная на активное взаимодействие с обществом. Американский учёный C. Kerr предлагает даже внести новое название - «мультиверситет», подчёркивая тем самым, что в круг взаимодействия входят различные сообщества: студенты, аспиранты, учёные, бизнес, правительство.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт, можно утверждать, что университеты сегодня выполняют несколько миссий, основные из которых, безусловно, образовательная и исследовательская. Но к этим, уже ставшими традиционными, прибавилась и ещё одна - так называемая «технологическая миссия», или миссия по распространению (трансферу) знаний и технологий.

Её существование определило взаимодействие университетов с предприятиями в контексте развития глобального общества.

Сотрудник Королевского университета в Белфасте (Великобритания) Hewitt-Dundas провёл исследование с целью классификации наиболее известных университетов с точки зрения особенностей процесса передачи знаний. Им были выделены университеты высокоинтенсивных исследований (high research intensive universities -HRI) и университеты низкоинтенсивных исследований (low research intensive universities), различающиеся по способам своего участия в развитии экономики, мерам организационной поддержки, получаемой для осуществления передачи знаний, масштабам и сферам внешних обязательств [3].

Деятельность университетов по передаче знаний возможна с помощью использования различных каналов, таких как: патенты; лицензии; деятельность по созданию предприятий; совместные исследования; консультирование; учебная деятельность; использование внешними организациями ресурсов и оборудования университетов и т.п. Помимо выбранного канала передачи знаний, на эффективность трансфера технологий влияет также география деловых связей университета. Статистические данные свидетельствуют, что внешние эффекты университетских исследований пространственно ограничены. Например, в США ограничение составляет 75 км; в Германии, где более 50 % всех коммерциализированных инноваций являются результатом исследований, проводимых университетами, распространение происходит в пределах 100 км от соответствующего университета; во Франции, где основным показателем служит число цитирований научных публикаций, большие его значения зафиксированы на небольших расстояниях от источников знаний [3].

Бесспорно, на активность реализации «технологической миссии» университетов ощутимое влияние оказывает уровень экономического и институционального развития государства. Западными учёными в 2009 г. в рамках исследования с целью выявления определяющих факторов процесса трансфера знаний были выделены следующие группы стран:

1. Страны с низким экономическим развитием (в частности, к ним относятся Танзания и Вьетнам) - для них характерно отсутствие условий для передачи знаний от университетов к обществу вследствие слабо развитой экономической инфраструктуры.

2. Страны среднего уровня экономического развития (в частности, к ним относятся: Южная Африка, Бразилия, Россия, Китай, Куба, Уругвай, Латвия) - в них учреждения высшего образования получают уже больше ресурсов для возможности осуществления «технологической миссии», но при этом отсутствуют значительные

стимулы для такой деятельности в связи с тем, что большинство предприятий этих стран производит не самые сложные в технологическом плане товары и услуги.

3. Страны с высоким экономическим развитием (такие, как США, Дания, Швеция, Германия) - университеты обладают достаточными ресурсами для осуществления передачи знаний и технологий, благодаря тому, что «технологическая миссия» находится в русле государственной политики и представлена в университетских законах [2].

Интересен опыт участия университетов Каталонии в формировании эффективной региональной информационной системы. Большинство каталонских университетов имеют в своём составе структуры, способствующие развитию предпринимательской деятельности: центры научных исследований и разработок, подразделения, занимающиеся трансфером технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, дочерние университетские компании. На сегодняшний день деятельность, связанная с производством, трансфером, распространением и использованием научного знания, в значительной мере осуществляется в рамках единой сети научных и технологических парков Каталонии, которая олицетворяет собой новую форму научного и предпринимательского сотрудничества, предопределяющего научное, технологическое, экономическое и социальное развитие Каталонии. Все университеты работают совместно над совершенствованием и развитием этой системы.

Каталонские университеты - крупнейшие центры формирования человеческого капитала для своего региона, обеспечивающие региональный рынок труда квалифицированными работниками с высокими шансами на получение рабочих мест. По данным многолетних исследований и опросов, около 90 % выпускников каталонских университетов имеют постоянную полную занятость. Не менее значительна роль каталонских университетов в сфере научных исследований и продвижения инноваций. На их долю приходится около 20 % научных публикаций в стране и около 16 % патентов, полученных испанскими университетами. Наибольший успех научные исследования, проводимые в каталонских университетах, имеют в сфере здравоохранения, энергетики, развития городов, экономики и социальных инноваций. Достаточное финансирование деятельности университетов из различных источников (центральных, региональных, частных) позволяет Каталонии занимать достойное место среди других европейских регионов, не уступая им в плане основных показателей интенсивности научно-исследовательской деятельности и внедрения инноваций. Согласно данным Каталонской ассоциации государственных университетов, их прямой вклад в валовой региональный продукт составил в 2011 г. 0,6 % [4].

Роль университетов в распространении знаний, трансфере инноваций бесспорна. К сожалению, в России, по мнению экспертов, вследствие устаревших институциональных рамок, в которых вынуждены функционировать высшие учебные заведения, трансфер технологий, хотя и включён в разработку научных, экономических, политических и нормативных структур, не может быть успешно осуществлён как самостоятельная деятельность. Раскрытию потен циа-ла научных организаций нашей страны может помочь отмена старых юридических рамок, сдерживающих инициативы в передаче технологий, и установка нового разделения труда между университетами, академиями и научно-исследовательскими институтами [2].

Список литературы

1. Жилина А.И. Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования // XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015.

2. Goeransson B., Maharajh R., Schmoch U. New activities of universities in transfer and extension: Multiple requirements and manifold solutions // Science and public policy. - 2009. - Vol. 36. - № 2. - P. 157-164.

3. Hewitt-Dundas N. Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // Research policy. - 2012. - Vol. 41. - P. 262-275.

4. Urbano D., Guerrero M. Entrepreneurial universities: Socioeconomic impacts of academic entrepreneurship in a European region // Economic development quarterly. - 2013. - Vol. 27. - № 1. - P. 40-55.

В. В. Топчий

Управление знаниями - одна из основных концепций управления в сфере высшего образования

Стремительное развитие науки и техники, социально-экономические и культурные изменения, происходящие в современном обществе, определяют и новые условия, в которых должны функционировать высшие учебные заведения. При этом постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию международные хозяйственные связи формируют на рынке труда спрос на универсальные кадры, что в свою очередь привело к возникновению потребности в международной интеграции образования.

Новые современные технологии с их мощной инфраструктурой, с одной стороны, способствуют повышению эффективности организации образовательного процесса, с другой - проникая во все сферы жизни общества, меняют социально-психологические качества современных молодых людей, что требует совершенствования пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.