Научная статья на тему 'Управление знаниями – одна из основных концепций управления в сфере высшего образования'

Управление знаниями – одна из основных концепций управления в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топчий В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями – одна из основных концепций управления в сфере высшего образования»

Роль университетов в распространении знаний, трансфере инноваций бесспорна. К сожалению, в России, по мнению экспертов, вследствие устаревших институциональных рамок, в которых вынуждены функционировать высшие учебные заведения, трансфер технологий, хотя и включён в разработку научных, экономических, политических и нормативных структур, не может быть успешно осуществлён как самостоятельная деятельность. Раскрытию потен циа-ла научных организаций нашей страны может помочь отмена старых юридических рамок, сдерживающих инициативы в передаче технологий, и установка нового разделения труда между университетами, академиями и научно-исследовательскими институтами [2].

Список литературы

1. Жилина А.И. Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования // XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015.

2. Goeransson B., Maharajh R., Schmoch U. New activities of universities in transfer and extension: Multiple requirements and manifold solutions // Science and public policy. - 2009. - Vol. 36. - № 2. - P. 157-164.

3. Hewitt-Dundas N. Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // Research policy. - 2012. - Vol. 41. - P. 262-275.

4. Urbano D., Guerrero M. Entrepreneurial universities: Socioeconomic impacts of academic entrepreneurship in a European region // Economic development quarterly. - 2013. - Vol. 27. - № 1. - P. 40-55.

В. В. Топчий

Управление знаниями - одна из основных концепций управления в сфере высшего образования

Стремительное развитие науки и техники, социально-экономические и культурные изменения, происходящие в современном обществе, определяют и новые условия, в которых должны функционировать высшие учебные заведения. При этом постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию международные хозяйственные связи формируют на рынке труда спрос на универсальные кадры, что в свою очередь привело к возникновению потребности в международной интеграции образования.

Новые современные технологии с их мощной инфраструктурой, с одной стороны, способствуют повышению эффективности организации образовательного процесса, с другой - проникая во все сферы жизни общества, меняют социально-психологические качества современных молодых людей, что требует совершенствования пре-

подавательской деятельности. Управление знаниями - одна из основных концепций управления, влияющая на современные тенденции в процессе подготовки будущего специалиста. Именно управление знаниями, по общему мнению, в ближайшее время станет пропуском в лидеры, технологией mainstream, т. е. ключевой технологией, определяющей парадигму образовательного процесса в целом. Однако, несмотря на то, что тема управления знаниями уже активно эксплуатируется рядом наиболее передовых учебных заведений и которые уже заявляют о том, что они используют у себя этот подход, ясность в ответе на вопросы, что же скрывается под этим понятием, в чем состоит польза от его применения и какие шаги надо предпринять для внедрения в образовательный процесс «управление знаниями», пока отсутствует. По нашему мнению, такой выбор и понимание задач управления знаниями основывается на двух наиболее распространенных подходах к реализации управления знаниями.

Первый подход можно назвать персонифицирующим или интуи-тивистским. Он базируется на том, что знание содержится в людях и главное, чтобы носители знания (преподаватели) его хранили, а также им делились. В результате этого на первый план выходит мотивация профессорско-преподавательского состава и формирование необходимой культуры учебного заведения. Основная задача управления знаниями при данном подходе - выявление, сохранение и эффективное использование знаний преподавателей и передача их будущим специалистам.

Второй подход можно назвать информационным, или технологическим. Он исходит из того, что современные учебные заведения, особенно крупные, накопили гигантские объемы научных знаний и много другой информации, которая хранится в десятках операционных и транзакционных системах разных функциональных подразделений. В этих базах данных скрыты настоящие сокровища мудрости. Но эта информация в основном представляет собой необработанные данные, не пригодные для целей анализа. Для поиска знаний в массивах данных и их обработки необходимы информационные технологии, которые выявляют скрытые зависимости и правила в данных. Знания рассматриваются как точная информация по данной проблеме. Система, которая способна предоставить точный ответ на запрос, именно, по нашему мнению, и есть система управления знаниями. Такой подход, как правило, начинается с определения ключевых сотрудников, заинтересованных в поддержании проекта, и объединения их в сообщество, которое в дальнейшем будет продвигать идеи управления знаниями в учебном заведении. После чего производится оценка соответствия ресурсов знаний реальным потребностям, необходимым для организации учебного процесса.

На основе такой оценки разрабатываются стратегия и политика управления знаниями образовательного учреждения. Эти документы определяют дальнейший сценарий управления знаниями и основные механизмы действия программы: какие именно знания особенно важны для образовательного процесса, что с ними следует делать, как оценивается эффективность обмена знаниями, каковы новые должностные обязанности сотрудников в отношении управления знаниями и т. д. На заключительном этапе вводится в действие политика управления знаниями и выполняются действия, направленные на реализацию стратегии управления знаниями, где ключевое место будет занимать технологический или информационный подход. Следует подчеркнуть, что в настоящий момент в большинстве отечественных вузов, ориентированных на компетент-ностный подход к обучению, уже используется в образовательном процессе ряд приемов менеджмента знаний, такие как: интерактивные методы проведения занятий, ориентация на работу в малых группах, индивидуализация учебных планов, соединение теоретических дисциплин, практических занятий и научно-исследовательской работы, развитие системы наставничества и т. д. В то же время в отечественных вузах зачастую отсутствует системный подход к использованию методов управления знаниями, согласованных со стратегическими задачами образования в целом, что обусловлено в том числе и незавершенностью реформ в сфере высшего образования.

По нашему мнению, в образовательном процессе следует обеспечить большую информационную открытость и обмен знаниями между студентами различных групп, курсов, факультетов, а также самими преподавателями. В настоящий момент такой процесс является в большей части неформальным, а в официальном формате происходит только в рамках конференций, конкурсов и круглых столов [1]. В то же время в образовательном процессе целесообразно расширить систему обмена знаниями между обучающимися посредством:

1) организации и проведения семинарских занятий самими студентами (магистрантами, аспирантами) для других групп, курсов, факультетов (в частности, некоторые учебные планы для магистратуры и аспирантуры официально предусматривают педагогическую практику). Такая практика позволила бы студентам, ориентированным на карьеру преподавателя, попробовать свои силы в данной профессиональной сфере, получить опыт проведения занятий под руководством высококвалифицированного преподавателя, который в свою очередь имеет возможность передать накопленные знания в области подготовки и организации занятий;

2) «рассказов историй», в процессе которых студенты могли бы информировать однокурсников о результатах прохождения практики, выполнения научно-исследовательской работы, участия на конференции или конкурсе. При этом изложение положительных результатов и позитивные эмоции самих рассказчиков могут служить дополнительной мотивацией других студентов для участия в аналогичных видах деятельности;

3) предоставления условий (например, электронный портал) для взаимодействия абитуриентов, студентов, выпускников, а также преподавателей в целях обмена полезной информацией, опытом, знаниями.

Безусловно, что такие мероприятия (как и в коммерческом секторе) требуют особого внимания к мотивированию студентов и преподавателей к дополнительному общению и передаче знаний. При этом поощрения за поддержку обучения и развитие знаний могут быть как материального, так и нематериального характера (например, общественное признание за инновационные вклад). В деятельности самих кафедр, факультетов, как и вуза в целом, возможно использование и других приемов управления:

1) создание социальных сетей для обмена опытом и знаниями между преподавателями факультета и другими подразделениями учебного заведения;

2) накопление передового опыта и лучшей практики в деятельности сотрудников и подразделений для последующего использования;

3) создание и взаимодействие «сообществ практиков» и кружков качества;

4) наставничество и взаимопомощь при решении коллективных задач и организации помощи новым сотрудникам и студентам.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в большинстве вузов уже применяются такие методы управления знаниями, как мозговой штурм для решения стратегических задач, широко внедряются системы менеджмента качества, обучения и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе и на кафедральных методологических семинарах, когда сотрудники делятся собственным опытом и совместно вырабатывают новые способы организации процесса образования. Как и в случае внедрения системы управления знаниями в образовательном процессе, использование данной концепции в деятельности вуза требует повышенного внимания к мотивированию сотрудников, созданию благоприятной культуры, стимулирующей обмен знаниями. Кроме того, использование управления знаниями в деятельности вуза предполагает взаимодействие с внешней средой: работодателями, научно-исследовательскими центрами и институтами, общественными и государственными организациями, образо-

вательными учреждениями разных уровней и т. д. В результате такого взаимодействия возможно создание стратегических альянсов, направленных на обмен информацией, знаниями, опытом, сотрудниками и обучающимися для реализации совместных образовательных и научно-исследовательских проектов [2]. Внедрение комплексной системы управления знаниями в деятельности вуза предполагает также использование технологий управления знаниями и в организации научно-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Богомолов А.И., Костюнин В.И., Невежин В.П. Сетевые структуры в сфере образования и инноваций. - М.: Финансовый университет, 2010.

2. Ланских А.Н. Рабочее место любого специалиста XXI века - это персональный компьютер // Финансист. - 2011. - №117.

И. А. Сиялова

Корпоративная система повышения квалификации как управление знаниями в непрерывном образовании педагогов

В последние годы в российском образовании происходят инновационные процессы, направленные на развитие и совершенствование всей системы образования. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно быть воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью и конструктивностью. Необходимость успешного решения этой задачи делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов.

Управление знаниями педагогов в рамках образовательной среды школы становится все более актуальным в связи:

- с государственным заказом, отраженным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой является развитие педагогического потенциала;

- с широким внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

- с заказом со стороны начинающих педагогов, испытывающих затруднения;

- с необходимостью изменить отношение к восприятию и внедрению инновационных идей в среде опытных педагогов [3].

Одним из основных принципов образовательной политики Российской Федерации, заложенных Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», является принцип обеспечения права на образование в течение всей жизни [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.