Научная статья на тему '2013. 04. 024. Урбано Д. , гуэрреро М. Предпринимательские университеты: социальное и экономическое влияние академического предпринимательства в европейском регионе. Urbano D. , Guerrero M. entrepreneurial universities: socioeconomic impacts of Academic entrepreneurship in a European region // economic development Quarterly. – 2013. – Vol. 27, n 1. – p. 40–55. – doi:10. 1177/0891242412471973'

2013. 04. 024. Урбано Д. , гуэрреро М. Предпринимательские университеты: социальное и экономическое влияние академического предпринимательства в европейском регионе. Urbano D. , Guerrero M. entrepreneurial universities: socioeconomic impacts of Academic entrepreneurship in a European region // economic development Quarterly. – 2013. – Vol. 27, n 1. – p. 40–55. – doi:10. 1177/0891242412471973 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 04. 024. Урбано Д. , гуэрреро М. Предпринимательские университеты: социальное и экономическое влияние академического предпринимательства в европейском регионе. Urbano D. , Guerrero M. entrepreneurial universities: socioeconomic impacts of Academic entrepreneurship in a European region // economic development Quarterly. – 2013. – Vol. 27, n 1. – p. 40–55. – doi:10. 1177/0891242412471973»

ЭКОНОМИКА НАУКИ

2013.04.024. УРБАНО Д., ГУЭРРЕРО М. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ.

URBANO D., GUERRERO M. Entrepreneurial universities: Socioeconomic impacts of academic entrepreneurship in a European region // Economic development quarterly. - 2013. - Vol. 27, N 1. - P. 40-55. -D0I:10.1177/0891242412471973.

Ключевые слова: предпринимательство; малый бизнес; роль университетов в экономическом развитии.

Авторы, представители Независимого университета Барселоны и Баскского института конкурентоспособности в Доностия-Сан-Себастьяне (Испания), рассматривают академическое предпринимательство и его особую форму - предпринимательские университеты как один из ведущих факторов регионального экономического развития. Предпринимательство традиционно считают ключевым фактором экономического роста, занятости и инноваций. В этом контексте университеты выступают катализаторами экономического и социального развития, поскольку они представляют собой инкубаторы, генерирующие новые идеи и технологии, способствующие формированию новых предприятий и вносящие большой вклад в создание новых конкурентных преимуществ.

Суммируя различные определения понятия «академическое предпринимательство», существующие в современной научной литературе, авторы определяют академического предпринимателя как

представителя академической среды1, связанного со структурами высшего образования, который одновременно занимается предпринимательской деятельностью и основанием венчурных компаний2 на основе интеллектуальной собственности, созданной в рамках академических организаций3.

В своем развитии академическое предпринимательство сталкивается с целым рядом проблем, которые отсутствуют в традиционных сферах предпринимательской деятельности. К их числу следует отнести различия в специфике человеческого капитала, формируемого на базе академической деятельности и в предпринимательской сфере; конфликт целей и интересов между научной и предпринимательской активностью; сильная вовлеченность в систему научных связей и крайне слабые связи в предпринимательской среде, что препятствует быстрому осуществлению трансфера технологий и коммерциализации результатов научных исследований. Все это мешает академическим предпринимателям использовать в полной мере все предоставляющиеся возможности для извлечения дохода и существенно снижает эффективность их деятельности по сравнению с традиционными формами предпринимательства. Поэтому академическое предпринимательство остро нуждается в поддерживающих механизмах, способных облегчить преодоление барьеров и выход за традиционные рамки академической деятельности. Предпринимательский университет и служит одним из наиболее эффективных поддерживающих механизмов, способствующих развитию академического предпринимательства и превращающих его в один из главных факторов регионального экономического развития (с. 42)

Предпринимательский университет одновременно выполняет три задачи, которые достаточно трудно сочетать: обучение студен-

1 Samson K.J., Gurdon M.A. Entrepreneurial scientists: Organizational performance in scientist started high technology firms. Frontiers of entrepreneurship research. -Wellesley, MA: Babson centre for entrepreneurial studies, 1990.

Chrisman J., Hynes T., Fraser S. Faculty entrepreneurship and economic development: The case of the University of Calgary // Journal of business venturing. -1995. - Vol. 10. - P. 267-281.

Shane S. Encouraging university entrepreneurship? The effect of the Bayh-Dole on university patenting in the United States // Journal of business venturing. -2004. - Vol. 19. - P. 127-151.

тов, исследовательская и предпринимательская виды деятельности. Для того чтобы выполнять все эти задачи, университет должен стать предпринимательской организацией, а его сотрудники -предпринимателями. Взаимодействие с внешней средой должно быть построено по предпринимательским моделям. Однако главная функция университета заключается все же в том, что он готовит и выпускает на рынок труда потенциальных работников и работодателей, квалифицированные кадры. Следовательно, выпускники университета должны обладать не только теоретическими знаниями, но и навыками практической деятельности. Значит, академическое предпринимательство оказывает влияние на социальные и экономические процессы путем формирования человеческого капитала. В этом контексте исследовательская активность университетов получает особое значение. В современной экономике, базирующейся на научном знании, результаты научных исследований представляют собой не только публикации, но и новые технологии и инновации для новых компаний. Поэтому академическое предпринимательство вносит существенный вклад в производство и сохранение особо ценных результатов научной деятельности, которые, в свою очередь, влияют на инновационный процесс и осуществление трансфера научных знаний: получение патентов и лицензий, создание дочерних высокотехнологичных компаний. Таким образом, академическое предпринимательство устанавливает устойчивые взаимосвязи между процессами научного исследования и процессами регионального экономического развития, технологического обновления и создания новых современных рабочих мест (с. 43-44).

Реализация таких сложных задач требует участия всех университетских структур на всех уровнях, начиная от руководства университета, преподавателей и исследователей до студентов, завершивших курс или продолжающих обучение. Для определения и использования необходимых предпринимательских возможностей в университетах нужен благоприятный климат, способствующий продвижению инноваций и участию в этом процессе всех сотрудников.

В качестве яркого примера формирования эффективной региональной инновационной системы (РИС) на базе предпринимательских университетов авторы рассматривают инновационную

систему Каталонии. Система высшего образования в Каталонии включает восемь государственных и четыре частных университета. Это самая молодая и наименее развитая система в Западной Европе. Тем не менее затраты на ее содержание вполне оправдываются тем положительным эффектом, который она оказывает на технологическое и экономическое развитие региона в последнее десятилетие. Каталонские университеты активно включены во все формы деятельности, свойственные предпринимательским университетам. Большинство из них имеет в своем составе структуры, способствующие развитию предпринимательской деятельности: центры научных исследований и разработок, подразделения, занимающиеся трансфером технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, дочерние университетские компании. На сегодняшний день деятельность, связанная с производством, трансфером, распространением и использованием научного знания, в значительной мере осуществляется в рамках единой Сети научных и технологических парков Каталонии, которая олицетворяет собой новую форму научного и предпринимательского сотрудничества, предопределяющего будущее научное, технологическое, экономическое и социальное развитие Каталонии. Все университеты работают совместно над совершенствованием и развитием этой системы.

Каталонские университеты - крупнейшие центры формирования человеческого капитала для своего региона, обеспечивающие региональный рынок труда квалифицированными работниками с высокими шансами на получение рабочих мест. По данным многолетних исследований и опросов, около 90% выпускников каталонских университетов имеют постоянную полную занятость. И даже глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. не смог существенно понизить этот показатель. Доля выпускников каталонских университетов, имеющих постоянную работу, уменьшилась с 93,5 до 88,8% (с. 49).

Не менее значительна роль каталонских университетов в сфере научных исследований и продвижения инноваций. На их долю приходится около 20% научных публикаций в стране (значительная часть из них в журналах с высоким импакт-фактором) и около 16% патентов, полученных испанскими университетами. Наибольший успех научные исследования, проводимые в каталонских университетах, имеют в сфере здравоохранения, энергетики,

развития городов, экономики и социальных инноваций. Каталонские университеты получают финансирование своих научных исследований из разных источников: 13% финансирования обеспечивает центральное правительство Испании; 56 - региональные власти; 1 - муниципалитеты; 7 - структуры Евросоюза; 14 - сами университеты; 8 - частные предприниматели; 1% - иные источники (с. 49-50). Это позволяет Каталонии занимать достойное место среди других европейских регионов, не уступая им в плане основных показателей интенсивности научно-исследовательской деятельности и внедрения инноваций. Согласно данным Каталонской ассоциации государственных университетов, их прямой вклад в валовой региональный продукт составил в 2011 г. 0,6% (с. 50). Это достаточно низкий показатель сравнительно с другими странами и регионами Европы. Однако следует учитывать, что интенсивные процессы развития предпринимательства в академической сфере и связанного с ним продвижения инноваций начались только в последнее десятилетие, а этого недостаточно, чтобы полностью раскрыть потенциал развития, заложенный в каталонской инновационной системе.

Помимо обучения, исследований и предпринимательства каталонские университеты используют множество других прямых и косвенных путей воздействия на социальную и экономическую ситуацию. Например, создаваемое ими предложение высококвалифицированных работников на рынке труда Каталонии содействует привлечению инвестиций из других регионов страны и из-за рубежа. В результате этот регион стал активным участником международной кооперации и сотрудничества как на своей собственной территории, так и за пределами региональных и национальных границ, что способствует развитию территориальной и социальной мобильности ее населения и стимулирует социальный прогресс.

По мнению авторов, пример Каталонии ярко иллюстрирует главный вывод их исследования: активное включение академического сообщества в предпринимательскую деятельность в форме развития предпринимательской активности университетов является эффективным средством повышения региональной и национальной конкурентоспособности, включения в систему международного сотрудничества и развития.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.