Научная статья на тему 'Венчурный бизнес и университеты: опыт анализа иностранных исследований'

Венчурный бизнес и университеты: опыт анализа иностранных исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУР / ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ / УНИВЕРСИТЕТ / VENTURE COMPANY / VENTURING / TECHNOLOGY TRANSFER / COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCHES RESULTS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьянова И. А., Зильберштейн О. Б.

В статье на широком теоретическом материале автор раскрывает проблему понятия, содержания и форм практического осуществления венчурного бизнеса университетов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурьянова И. А., Зильберштейн О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article, based on a wide theoretical material the author opens a problem of concept, the contents and forms of practical implementation of venture business of universities.

Текст научной работы на тему «Венчурный бизнес и университеты: опыт анализа иностранных исследований»

ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС И УНИВЕРСИТЕТЫ: ОПЫТ АНАЛИЗА ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

VENTUR BUSINESS AND UNIVERSITIES: AN EXPERIENCE OF FOREIGN RESEARCHES ANALYSIS

И. А. Гурьянова, начальник Службы внутреннего контроля О. Б. Зильберштейн, кандидат экономических наук

В статье на широком теоретическом материале автор раскрывает проблему понятия, содержания и форм практического осуществления венчурного бизнеса университетов.

In article, based on a wide theoretical material the author opens a problem of concept, the contents and forms of practical implementation of venture business of universities.

Ключевые слова: венчур, венчурный бизнес, трансфер технологий, коммерциализация результатов исследований, университет. Key words: venture company, venturing, technology transfer, commercialization of scientific researches results, university.

Сегодня исследователи из многих отраслей и наук, таких как экономика и финансы, социология, политология, культурология, теория образования, образовательный менеджмент и др. уделяют большое внимание вопросам связи венчурного бизнеса с такими многопрофильными общественными институтами, как высшие учебные заведения - университеты. Это не удивительно. XXI век назван в докладе ЮНЭСКО «веком пожизненного образования», а, в свою очередь, перспективное развитие общества в целом связывается сегодня с появление различных научных и технологических инноваций, которые призваны обеспечить прорыв в социально-экономическом развитии, выход цивилизации на новый уровень.

Описанная модель прогрессивной эволюции цивилизации невозможна без экономических механизмов обеспечения связи между наукой и производством. Таким связующим звеном и выступает венчурный бизнес, как бизнес в области прорывных научно-технологических инноваций. Важными источниками таких инноваций, в большинстве стран мира, являются, наряду с другими, высшие учебные заведения - университеты. Вопросу теории и практики связи венчурного бизнеса с ними в зарубежных исследованиях и посвящена эта краткая работа.

Зарубежные исследователи исследуют вопрос венчурного бизнеса в университетах с точки зре-

ния самых разных позиций. Это вытекает из той специфики той отрасли, в рамках которой ими осуществляется исследование и личной специфики, которая выражается в понимании венчурного бизнеса, применительно к университетам. Наиболее распространенными концептами здесь выступают:

• предпринимательский, где венчур воспринимается и рассматривается как разновидность предпринимательства, осуществляемого университетами;

• инновационный, где венчурный бизнес университетов рассматривается как логическое развитие научной творческой деятельности;

• научно-политический, где венчурный бизнес выступает в качестве части или разновидности научной политики университета в целом;

• регионалистский, где венчурный бизнес университетов воспринимается как важная составляющая экономического развития региона;

• технологического трансферта, в рамках которого венчурный бизнес университетов есть форма коммерциализации технологий и результатов научных исследований, полученных в университетах 1.

Длительное время иностранная наука рассматривала венчурный бизнес университетов исключительно как экономический механизм трансферта технологий 2. Такое положение не удивительно,

1 См.: RASMUSSEN E. THE PROCESS OF NEW VENTURE CREATION IN A UNIVERSITY SETTING. University of Bodo, Norvay, 2005, p. 3.

2 См. напр.: Mowery, D.C. and Shane, S. Introduction to the special issue on university entrepreneurship and technology transfer. Management Science, 2002, 48(1), v-ix. Perez, M.P. and Sanchez, A.M. The development of university spin-offs: early dynamics of technology transfer and networking. Technovation, 2003. Samsom, K.J. and Gurdon, M.A. University scientists as entrepreneurs -a special case of technology-transfer and high-tech venturing. Technovation, 1993, 13(2), 63-71.

с

ИННОВАЦИИ

МИР

так как ранее для передачи выработанных технологий и результатов научных исследований от университетов к индустриальным потребителям требовались специальные механизмы. Сегодня, по мнению иностранных исследователей такое положение уже в прошлом, так как резко увеличилось количество каналов связи между университетами производственными организациями, наиболее эффективными из них признаются распространение знаний путём обучения и публикаций, прямое взаимодействие путем кооперации и лицензирования с заинтересованными компаниями, наконец основание новых предприятий ориентированных на продвижение на рынке технологий разработанных в университете или продукции произведенной с использованием этих технологий 1.

В этих условиях, в 2004 году С. Шейн, в работе «Академическое предпринимательство», предложил претендующее на универсализм определение венчурного бизнеса университетов, как «создание компаний использующих элементы интеллектуальной собственности, созданной в академических институтах университета» 2. Анализируя это определение, необходимо отметить, что в университетской среде, большинство венчурных проектов начинаются как инициативные проекты самих университетов, которым в последствии могут подключиться заинтересованные компании. Однако, чаще всего университет проводит все исследования на своей базе самостоятельно, поэтому, позже, сам создаёт компанию по продвижению результатов исследований 3.

В наши дни, рассматривая венчурный бизнес университетов как предпринимательский процесс, большинство исследователей отталкиваются от определения, которое ему дали в конце 80-х гг. М. Лоу и И. МакМиллан - предпринимательство есть создание новых предприятий 4. Обосновывая правильность такого подхода, зарубежные исследователи считают предприятие, созданное универ-

ситетом для продвижения новой технологии или продукции произведенной с её использованием на рынок, основной формой и механизмом именно бизнеса как такового, без чего осуществлять его невозможно будь он хоть венчурным, хоть - нет 5.

В этих условиях выделяются три основных элемента венчурного бизнеса университетов:

1. Возможности;

2. Исследователи;

3. Университетские условия. Рассмотрим их подробнее.

Рассматривая категорию «возможности» в венчурном бизнесе университетов Дж. Экхардт и С. Шейн определили их как ситуацию, в которой новые товары, услуги, материалы, технологии или знания могут быть представлены на рынке путем формирования новых отношений между целями и средствами экономического развития 6. При этом для реализации возможностей в практике венчурного бизнеса университетов С. Шейн выделяет две основных модели Шумпетерианскую и Киршнерианскую 7.

В соответствии с первой новые знания (технологии) крайне важны для промышленных предпринимателей и они будут активно их приобретать для того чтобы переформатировать своё производство с целью повышения его доходности 8. В свою очередь, И. Киршнер, отмечает, что предпринимательство основывается на неравенстве в доступе в к существующей информации, поэтому, делает вывод он, одни предприниматели приобретя новые технологии могут сделать всё, чтобы их не приобрели другие 9. Обе эти модели, как в отдельности, так и совместно, способны определить перспективы существующих возможностей в венчурном бизнесе университетов.

В последнее время на проблему венчурных возможностей появился несколько иной взгляд. В соответствии с ним, венчурные возможности не есть

1 Cm.: Carlsson, B. and Fridh, A.C. Technology transfer in United States universities - A survey and statistical analysis. Journal of Evolutionary Economics, 2002, 12(1-2), 199-232.

2 Cm.: Shane, S. Academic entrepreneurship -University spinoffs and wealth creation, 3353 pp. New horizons in entrepreneurship, edited by S. Venkataraman. Edward Elgar Publishing, Inc., Cheltenham, 2004, p. 4.

3 Cm.: Dew, N., Velamuri, S.R. and Venkataraman, S. Dispersed knowledge and an entrepreneurial theory of the firm. Journal of Business Venturing, 2004, 19(5), 659-679.

4 Cm.: Low, M.B. and MacMillan, I.C. Entrepreneurship: Past research and future challenges. Journal of Management, 1988, 14, 139-161.

5 Cm.: Van de Ven, A.H., Polley, D.E., Garud, R. and Venkataraman, S. The Innovation journey. Oxford University Press, Oxford, 1999.

6 Cm.: Eckhardt, J.T. and Shane, S.A. Opportunities and entrepreneurship. Journal of Management, 2003, 29(3), 333-349.

7 Cm.: Shane, S. A General Theory of Entrepreneurship: The Individual-Opportunity Nexus. Edward Elgar, Cheltenham, UK, 2003.

8 Cm.: Schumpeter, J.A. The Theory of Economic Development. Transaction Books, New Brunwick, NJ, 1934 .

9 Cm.: Kirzner, I.M. Entrepreneurial discovery and the competitive market process: An Austrian approach. JOURNAL OF ECONOMIC LITERATURE, 1997, 35(1), 60-85.

И. А. Гурьянова, О. Б. Зильберштейн

Венчурный бизнес и университеты: опыт анализа иностранных исследований

объективно существующий и статичный монолит, но условие, динамично трансформирующееся в течение венчурного предпринимательского процесса. Возможность может начаться очень неопределенным образом, но быть развита в более ясно сформулированную бизнес-идею, и, наконец, стать бизнесом с заметным доходом для университета.

Принципиально важную роль в реализации возможностей играют научные исследования и создание инноваций, выступающих основой для формирования и совершенствования бизнес-идей 1. Однако коммерческий потенциал инноваций зависит от того поля, на котором они были выявлены и созданы. Исследовав венчурную деятельность ряда университетов, зарубежные исследователи пришли к выводу о том, что наиболее перспективными направлениями сегодня, да и в обозримом будущем, будут выступать инжиниринг, биотехнологии и исследования в области источников энергии 2.

Другим важным аспектом реализации возможностей в венчурном бизнесе университета зарубежные исследователи называют обязательные мероприятия по защите интеллектуальной собственности, осуществляемые путем патентования. ПО словам упоминавшегося С. Шейна, университеты больше внимания уделяют вопросам лицензирования при продвижении продукта на рынке 3. Это не совсем верно, так как в том случае, если патентование было проведено не эффективно, ожидать эффективного лицензирования затруднительно. В этом ракурсе Р. Йенсен и М. Торсби отмечают, что в большинстве американских университетов лицензионное продвижение технологий осуществляется тогда. Когда они ещё находятся в «зародышевом» состоянии и требуются определенные усилия для доведения их до такого патентного состояния, которое может обеспечить разумные шансы на коммерческий успех 4.

Вторым компонентом венчурного бизнеса университетов, как мы писали выше, являются исследователи. Оценивая их роль в венчурном бизнесе, С. Галио и М. Катц, отмечают, что выявление венчурных возможностей является, по сути, когнитивным актом, который осуществляется только индивидуальным исследователем 5. Поэтому, приобретает особое звучание вопрос связи индивидуального исследователя с теми сотрудниками университета, которые в рамках венчурного процесса будут непосредственно продвигать продукт на рынке. Установление этой связи в эффективном виде дело весьма сложное, но именно оно является ключевым процессом венчурного бизнеса университетов 6. Сутью этой связи, в целом ряде исследований, указывается объективное донесение до венчурных менеджеров университета сути исследований и инноваций, проводимых учеными, так как по ходу их передачи инновационная идея может трансформироваться или вовсе потеряться 7. Такое положение привело коллектив авторов Грин, Браш и Харт к выводу о том, что на этом этапе также должен функционировать специальный агент, целенаправленно осуществляющий связь между исследователями и венчурными менеджерами 8.

Рассматривая вопрос о роли индивидуальных исследователей в венчурном бизнесе университетов далее, Чой и Шепард выявили, что предприниматели, более вероятно, будут реагировать на предлагаемые им технологии в тех случаях, когда продукт является более наукоёмким, а технология более полно проработана с точки зрения предоставляемых ею возможностей, продвижение технологий более высоко организовано, а пользователям оказывается консультационная и техническая поддержка 9.

Исследования показывают, что продвижение любого нового продукта или технологии на рынке в рамках венчурного предпринимательства включает

1 Cm.: Bhave, M.P. A Process Model of Entrepreneurial Venture Creation. Journal of Business Venturing, 1994, 9(3), 223-242.

2 Cm.: Chrisman, J.J., Hynes, T. and Fraser, S. Faculty entrepreneurship and economic development -the case of the university of Calgary. Journal of Business Venturing, 1995, 10(4), 267-281.

3 Cm.: Shane, S. Selling university technology: Patterns from MIT. Management Science, 2002, 48(1), 122-137.

4 Cm.: Jensen, R. and Thursby, M. Proofs and prototypes for sale: The licensing of university inventions. American Economic Review, 2001, 91(1), 240-259.

5 Cm.: Gaglio, C.M. and Katz, J.A. The psychological basis of opportunity identification: Entrepreneurial alertness. Small Business Economics, 2001, 16(2), 95-111.

6 Cm.: Bird, B.J. and Allen, D.N. Faculty entrepreneurship in research university environments. Journal of Higher Education, 1989, 60(5), 583-596.

7 Cm.: Henrekson, M. and Rosenberg, N. Designing efficient institutions for science-based entrepreneurship: lessons from the US and Sweden. Journal of Technology Transfer, 2001, 26, 207-231.

8 Cm.: Greene, P.G., Brush, C.G. and Hart, M.M. The corporate venture champion: A resourcebased approach to role and process. Entrepreneurship Theory and Practice, 1999, 23(Spring), 103-122.

9 Cm.: Choi, Y.R. and Shephard, D.A. Entrepreneurs' decisions to exploit opportunities. Journal of Management In press, 2003.

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2012

МИР

в себя значительный компонент обучения пользованию продуктом или применения технологии 1. Основываясь на этом утверждении, авторский коллектив Вохора, Райт и Локетт пришли к утверждению о том, что «без развития или установления способности превратить научные знания в коммерчески реализуемое предложение, которое удовлетворяет неудовлетворенную потребность рынка, коммерциализация достижений фундаментальных наук невозможна» 2.

В этих условиях, сегодня наиболее эффективной формой осуществления венчурных проектов является командная. При этом под командой понимается не столько исследовательская группа, сколько составная группа, куда входят собственно исследователи, агенты по связям с венчурными менеджерами и венчурные менеджеры. И здесь на первый план выходят проблемы не столько проведения научных изысканий, сколько слаженности работы команды на основе взаимопонимания.

Переходя к рассмотрению последнего вопроса - условий университетской среды для развития венчурного бизнеса, необходимо отметить, что все, без исключений исследователи исходят из того, что либо в самом университете сформирован венчурный фонд, либо имеется сторонний венчурный фонд, с которым заключен договор. Поэтому генеральной проблемой университетской венчурной среды выступает вопрос доступа к этим фондам конкретных исследователей и исследовательских групп.

Другой важной составляющей университетской венчурной среды являются ценности академической культуры и порядок опубликования результатов исследований. Иногда они вступают в противоречие с правилами бизнеса, где требуется сохранение секретности до выхода продукта или технологии на рынок, тогда как традиции оповещения академической общественности требуют наискорейшей публикации результатов 3.

Основываясь на глубоком изучении профессионального предпринимательства в области венчурных проектов М. Кенни и В. Гое подчеркнули, что университетская структура, в классическом её понимании, скорее не содействует, а препятствует активному венчурному бизнесу. Причины этого они увидели в традициях и ориентированности университетов на образовательную, прежде всего, а не научно-исследовательскую и венчурную деятельность. Выход из такого положения, по их мнению, заключается в том, что исследователи должны быть равнозначно включены в три основных подсистемы такого социального института, как университет: научно-образовательную: учебная работа на факультете и научные исследования в лабораториях, развивающую: культурное развитие студентов и экономическую: реализация проектов по продвижению результатов исследований и технологий на рынке 4.

Практическим воплощением такой связи традиционной научно-образовательной и культурной среды со средой венчурного бизнеса университета выступает сегодня целый спектр различных по форме и содержанию организаций это и научные бизнес инкубаторы, и офисы трансферта технологий, и центры научного предпринимательства, и научные (техно) парки. Именно эти и подобные им организации, по мнению иностранных специалистов, являются теми механизмами, которые способны связать результаты работы в лабораториях студентов и преподавателей с профилями функционирования венчурных фондов, как университетских, так и сторонних и вывести технологии и результаты исследований на рынок.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что проблема исследования и осуществления венчурного бизнеса университетов ярко поставлена в зарубежной науке со второй половины 80-х гг. прошлого века. Имеются определенные достижения, но, по заявлениям самих же иностранных исследователей, перспектив в этой области весьма много.

1 Cm.: Carroll, G.R. and Mosakowski, E. The Career Dynamics of Self-Employment. Administrative Science Quarterly, 1987, 32, 570-589.

2 Cm.: Vohora, A., Wright, M. and Lockett, A. Critical junctures in the development of university high-tech spinout companies. Research Policy,

2004, 33(1), 147-175.

3 Cm.: Ndonzuau, F.N., Pirnay, F. and Surlemont, B. A stage model of academic spin-off creation. Technovation, 2002, 22(5), 281-289.

4 Cm.: Kenney, M. and Goe, W.R. The role of social embeddedness in professional entrepreneurship: a comparison of electrical engineering and computer science at UC Berkley and Stanford. Research Policy, 2004, 33(5), 679-844.

Гурьянова И. А. - начальник Службы внутреннего контроля Института МИРБИС Зильберштейн О. Б. - кандидат экономиченских наук, зав. аспирантурой Института МИРБИС e-mail: ¡rina_gourianova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.