Научная статья на тему '2013. 02. 022. Хьюит-дандас Н. Исследовательский университет и трансфер знаний в Великобритании. Hewitt-Dundas N. research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // research policy. – 2012. – Vol. 41. – Р. 262–275. – doi:10. 1016/j. Respol. 2011. 10. 010'

2013. 02. 022. Хьюит-дандас Н. Исследовательский университет и трансфер знаний в Великобритании. Hewitt-Dundas N. research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // research policy. – 2012. – Vol. 41. – Р. 262–275. – doi:10. 1016/j. Respol. 2011. 10. 010 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УНИВЕРСИТЕТЫ ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / УНИВЕРСИТЕТЫ НИЗКОИНТЕНСИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 02. 022. Хьюит-дандас Н. Исследовательский университет и трансфер знаний в Великобритании. Hewitt-Dundas N. research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // research policy. – 2012. – Vol. 41. – Р. 262–275. – doi:10. 1016/j. Respol. 2011. 10. 010»

2013.02.022. ХЬЮИТ-ДАНДАС Н. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. HEWITT-DUNDAS N. Research intensity and knowledge transfer activity in UK universities // Research policy. - 2012. - Vol. 41. - Р. 262275. - DOI:10.1016/j.respol.2011.10.010.

Ключевые слова: университет - промышленность; передача знаний; инновационная политика; университеты высокоинтенсивных исследований; университеты низкоинтенсивных исследований.

Автор, сотрудник Королевского университета в Белфасте (Великобритания), обозначает актуальную проблему своего исследования как недостаточное внимание к различиям между университетами в их инновационной деятельности. Разнообразие в университетском секторе отражается в особенностях передачи знаний. В своей работе автор определяет взаимосвязь между интенсивностью исследований в университетах и их стратегическими приоритетами в процессах передачи знаний, а также их способностью организовать эти процессы и масштабами деятельности в данной области.

Были выделены университеты высокоинтенсивных исследований (high research intensive universities - HRI) и университеты низкоинтенсивных исследований (low research intensive universities -LRI), различающиеся по способам своего участия в развитии экономики, мерам организационной поддержки, получаемой для осуществления передачи знаний, масштабам и сферам внешних обязательств.

Деятельность университетов по передаче знаний рассматривается с учетом диапазона каналов передачи, включая каналы, определяемые отношениями интеллектуальной собственности (ИС), такие как патенты, лицензии и деятельность по созданию предприятий. Этот диапазон расширяется и включает другие каналы (совместные исследования, контракты, консультирование, учебная деятельность, использование внешними организациями ресурсов и оборудования университетов). С точки зрения политической стратегии, если деятельность по передаче знаний имеет специфику, тогда однородная политика в секторе высшего образования, направленная на стимулирование сотрудничества университетов и предприятий, может быть неадекватной.

Учитывая то, что взаимосвязь между инвестициями в ИР и национальным и региональным экономическим ростом была доказана эмпирически, правительства определили приоритеты распределения инвестиций через два основных канала: 1) прямое приобретение и / или предоставление средств для приобретения общественных благ (включая высшее образование); 2) стимулы для частных инвестиций (налоговые стимулы или субсидии для ИР). И поскольку они увеличили свои инвестиции в университетские исследования, в обществе появилось растущее ожидание чистого положительного эффекта от этих инвестиций на уровне того же эффекта, которое могли принести частные инвестиции.

Эксперты полагают, что преимущество финансирования исследований посредством фондов и грантов заключается в том, что это - «меритократическое» вознаграждение: ресурсы достаются успешным исследовательским подразделениям и университетам, и это действует как стимул для дальнейшего улучшения работы. Другими словами, это приводит «к повышению эффективности использования ресурсов в ближайшей перспективе» (с. 263). Однако такой режим финансирования может привести к так называемой «гомогенизации», поскольку у всех университетов могут появиться одинаковые цели, т.е., например, публикации результатов исследований в международных авторитетных журналах.

Великобритания была одной из первых стран, в которых в начале 1980-х годов была введена система финансирования, основанная на результатах: «установление ограничений на государственное финансирование и преобладающая политическая идеология в Великобритании привели к политике, нацеленной на большую ответственность и селективность» (с. 263).

Фактическая оценка исследований была введена в Великобритании в 1986 г. в виде «процедуры оценки исследований» (Research Assessment Exercise - RAE). RAE оценивает качество исследования на основе учета публикаций, соответствующих высоким национальным или международным уровням. RAE были проведены в 1986, 1989, 1992, 1996, 2001 и 2008 гг. Несмотря на более чем 20 лет существования такого режима финансирования, данные свидетельствуют о том, что гомогенизации не произошло и сильное внутреннее дифференцирование сохраняется.

К концу 1990-х годов режим финансирования, основанный на результатах, сохранился, а политика правительства получила новое направление - на стимулирование экономического эффекта исследований. Например, правительственная Белая книга 1998 г. подчеркнула важность развития исследовательских возможностей для экономики, основанной на знаниях. Белая книга 2000 г. представила в общих чертах предложения по размещению капитала в научной сфере и укреплению прочных связей между предприятиями и университетами с целью обеспечить превосходство в ИР и гарантировать производство инновационных продуктов и услуг.

В то время как высококачественные исследования стимулировались посредством RAE и различных других механизмов финансирования исследований, правительство также направило свои усилия на создание условий для получения знаний и передачи технологий в университетах. В 1999 г. Совет по финансированию высшего образования для Англии (Higher Education Funding Council for England - HEFCE) объявил о создании Фонда содействия взаимосвязям между высшим образованием, бизнесом и обществом (Higher Education Reach-out to Business and the Community Fund - HEROBC). В его задачи входило обеспечение платформы финансирования и осуществление организационных и структурных мер, направленных на развитие и укрепление стратегических отношений между университетами и бизнесом, а также стимулирование деятельности по передаче знаний и навыков. Это финансирование было доступно каждой организации в университетском секторе.

Наличие дифференциации в университетском секторе и в деятельности по передаче знаний было признано лишь в 2007 г. В «Обзоре государственной политики в сфере науки и инновационной деятельности в Великобритании» (Review of Government's Science and Innovation Policy in the UK) подчеркивалась важность «разнообразия превосходства» (diversity of excellence) в фундаментальных исследованиях; проводилось различие между исследовательскими университетами, сосредоточившими свои усилия на некоммерческих исследованиях, преподавании и передаче знаний, и университетами, сотрудничающими с бизнесом и фокусирующимися на важной экономической миссии профессионала, ведущего

исследования по заказам пользователя и решающего проблемы местных и региональных компаний.

Другими словами, качество исследования стало ключевым дифференцирующим фактором разнородности в стратегиях передачи знаний и исследовательской деятельности в университетском секторе. В контексте Великобритании это также означало возвращение к двухуровневым подходам в высшем образовании, существовавшим до 1992 г., когда признавалось разделение на университеты интенсивных исследований и университеты, более сосредоточенные на профессионально-техническом обучении.

Все действующие в Великобритании университеты можно разделить на четыре группы: «Russell Group», «Group 1994», «Post 1992» и «прочие университеты», которые в большинстве (хотя не исключительно) являются специализированными в определенных сферах, таких как педагогическое образование, сельское хозяйство, искусство и дизайн, воспитание и уход за детьми дошкольного возраста (nursery), богословие и т.д. Это распределение отражает развитие сектора высшего образования от «двойной политики» с разделением на два разных сектора - университеты и «технические и другие колледжи общественного сектора» - к одному сектору высшего образования в результате изменений методик государственного финансирования после принятия Закона 1992 г. о дальнейшем и высшем образовании (1992 Further and Higher Education Act). «Технические и другие колледжи общественного сектора» были образованы в 1960-1970-е годы, когда в политике правительств Великобритании и других европейских стран появился уклон на развитие политехнического образования. Их финансирование осуществлялось из источников местных органов власти, а средства центральных фондов направлялись на поддержку классических университетов. С 1992 г. политехнические вузы один за другим стали получать статус университетов с правом присвоения ученых степеней. Таким образом в стране появились 32 политехнических университета. Вместе с 28 университетами, созданными еще в 1960-х годах, они составили группу университетов «Post 1992».

«Russell Group» была сформирована в 1994 г. университетами, которые стремились выделиться, отделиться от других вузов (в настоящее время это 20 или 12% университетского сектора). Приоритеты «Russell Group» включают продвижение ведущей роли

Великобритании в международных исследовательских проектах; адекватное финансирование исследований; привлечение в них ведущих ученых и исследователей; обеспечение студентов образованием высокого качества.

Превосходство исследований в университетах «Russell Group» отражено в следующей статистике: в 2004/2005 уч. г. эти университеты получили 65% (1,8 млрд. ф. ст.) дохода от исследований, выполненных по грантам и коммерческим контрактам; 56% всех докторских степеней, присвоенных в Великобритании; в этих университетах учатся более 30% всех иностранных студентов из стран, не входящих в ЕС. По оценкам RAE (2001), в университетах «Russel Group» 78% персонала работали в департаментах, получивших самую высокую оценку ведущейся там исследовательской работы (Grade 5), и 57% персонала - в департаментах с более высокой оценкой (Grade 5*). В 2004/2005 уч. г. университеты «Russell Group» получили около 64% финансирования фундаментальных исследований.

Университеты «Group 1994» тоже были сформированы в 1994 г. после принятия закона 1992 г. и так же, как «Russell Group», они стремились дифференцировать себя от более широкой массы организаций сектора высшего образования в соответствии с теми же критериями. В настоящее время эта группа насчитывает 19 участников. Однако эти университеты имеют более низкий доход и меньший штат. Количество международных научных контрактов и объем финансирования научных исследований в них значительно ниже аналогичных показателей в «Russell Group».

Университеты «Russell Group» самые крупные по сравнению с университетами других групп. Этот эффект масштаба проявляется и в показателях средних доходов сотрудников: 394 036 ф. ст. -«Russel Group»; 94 393 ф. ст. - «Post 1992». Доход одного штатного преподавателя также самый высокий в университетах «Russell Group» - 151 381 ф. ст.; «Group 1994» - 73 876 ф. ст.; «Post 1992» -135 922 ф. ст.; другие вузы (как правило, специализированные университеты) - 149 606 ф. ст.

С целью определения того, каким образом качество исследования университетов отражено в их стратегии передачи знаний и деятельности, автор использует данные экспертизы RAE 2001 и выделяет три параметра качества исследования для каждого уни-

верситета: процент объема исследований, оцененных на 4 или выше; процент преподавательского состава, оцененного на 4 или выше; процент дохода от научных грантов и контрактов.

Используя методы кластерного анализа, автор обнаруживает явный раскол между университетами этих групп. Таким образом, подтверждается гипотеза о разнородности в университетском секторе, которая отражает особенности происхождения и развития университетов, различия в их размере и объеме выделяемых ресурсов, «широте» (академические дисциплины) и «глубине» (преподавательский состав), в их усилиях в научно-исследовательской работе (гранты на проведение исследований) и т.д. Учитывая эти различия, «Russell Group» представлена в работе как HRI, а «Post 1992» - как LRI

Большое внимание в статье уделяется деятельности по передаче знаний, которой занимаются отделы трансфера технологий (Technology Transfer Offices - TTO). Автор задается вопросами: насколько способность передачи и получения знаний зависит от наличия TTO, его размера и спектра услуг; меняются ли данные показатели для университетов HRI и LRI. Обнаружено, что, несмотря на наличие TTO, его укомплектование и квалификацию персонала, есть существенные различия в масштабе и области действий по передаче знаний. Это противоречит результатам других исследований, в которых утверждается, что увеличение штата TTO приводит к более высоким показателям дохода. Выяснилось, что способность создавать и передавать знания проявляется наиболее эффективно там, где это соответствует стратегическим приоритетам.

Другой аспект анализа разнородности деятельности по передаче знаний в пределах университетского сектора - география деловых связей университета. Данные свидетельствуют, что внешние эффекты исследований пространственно ограниченны. Например, в США ограничение составляет около 75 км; в Германии, где более чем половина всех инноваций являются результатом университетских исследований, они распространяются в пределах 100 км от соответствующего университета; во Франции, где основным показателем служит число цитирований научных публикаций, большие его значения зафиксированы на небольших расстояниях от источников знаний.

Объяснение эффекта близости университетских знаний может быть найдено в информационных преимуществах от географической близости, так как создание нового знания происходит не только при передаче кодируемого знания, но и неявного знания. Передача знания быстрее происходит при личном взаимодействии и медленнее при увеличении расстояния. Однако значимость расстояния между партнерами по передаче знаний зависит также от каналов передачи знаний. Например, каналы с высокой относительной зависимостью от личных контактов между партнерами, вероятно, будут более ограничены расстоянием, чем такие каналы, как контракт, консультирование или лицензии.

Влияние географического местоположения обнаруживается и в формулировке организационной миссии для университетских групп. Значение имеют следующие факторы: расположение университета (в городе или пригороде); полномочия местных властей, например в графстве. Обнаружено, что цели организационной миссии по-разному сосредоточены на области интересов регионального правительства (29,3% ЬШ и 40% ИЯ1 университетов).

Влияние географической концентрации деятельности по передаче знаний немного выше для такого показателя, как сдача в аренду средств и оборудования, интеллектуальной собственности. Для университетов ЬЯ1 в среднем только более половины полного найма средств и оборудования приходится на региональных агентов (54,4%). Для университетов ИЯ1 доля доходов, полученная от сдачи в аренду оборудования региональным агентам, заметно выше (37,3%), чем доля доходов, полученная от контрактов и консультирования. Средние и малые предприятия более склонны арендовать средства и оборудование у региональных университетов, чем крупные фирмы, которые меньше ограничены географическим расстоянием. В среднем большая часть дохода от использования интеллектуальной собственности, полученного в 2005-2006 гг. университетскими группами, имела источники вне региональной экономики.

Оценивая в целом ситуацию в инновационной сфере, автор замечает, что инновации и передача знаний переместились от корпоративной модели производства знаний к новой распределенной, межорганизационной модели инновационного развития. В этой модели изменился не только тип коммерческих предприятий и других организаций, формирующих связи с университетами, но и ка-

налы, через которые они получают доступ к знанию и передают его далее. В то время как научные публикации и патентование были эффективными средствами распространения знаний в прошлом, то теперь обнаруженная значимость передачи неявного знания означает, что новые каналы передачи знаний, включая совместные исследования и информационные контакты, стали существенно более важными. Соответственно оценка результатов передачи знаний университетами должна принимать во внимание более широкий диапазон каналов.

С.М. Пястолов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.