Научная статья на тему '2017. 04. 029. Сенгупта А. , Рэй А. Исследования и передача знаний в британских университетах. Динамический взгляд на университетскую амбидекстрию. Sengupta A. , Ray A. University research and knowledge transfer: a dynamic view of ambidexterity in British universities // research policy. - 2017. - Vol. 46, n 5. - p. 881-897. - Mode of access: http:// dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2017. 03. 008'

2017. 04. 029. Сенгупта А. , Рэй А. Исследования и передача знаний в британских университетах. Динамический взгляд на университетскую амбидекстрию. Sengupta A. , Ray A. University research and knowledge transfer: a dynamic view of ambidexterity in British universities // research policy. - 2017. - Vol. 46, n 5. - p. 881-897. - Mode of access: http:// dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2017. 03. 008 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ / ВОВЛЕЧЕНИЕ В АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / СВЯЗИ УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ / АМБИДЕКСТРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 029. Сенгупта А. , Рэй А. Исследования и передача знаний в британских университетах. Динамический взгляд на университетскую амбидекстрию. Sengupta A. , Ray A. University research and knowledge transfer: a dynamic view of ambidexterity in British universities // research policy. - 2017. - Vol. 46, n 5. - p. 881-897. - Mode of access: http:// dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2017. 03. 008»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2017.04.029. СЕНГУПТА А., РЭЙ А. ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ В БРИТАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ. ДИНАМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА УНИВЕРСИТЕТСКУЮ АМБИДЕКСТ-РИЮ.

SENGUPTA A., RAY A. University research and knowledge transfer: A dynamic view of ambidexterity in British universities // Research policy. - 2017. - Vol. 46, N 5. - P. 881-897. - Mode of access: http:// dx.doi.org/10.1016/j.respol.2017.03.008

Ключевые слова: передача знаний; вовлечение в академические исследования; коммерциализация; связи университетов с промышленностью; амбидекстрия.

Авторы, представляющие научные центры Великобритании и Индии, анализируют динамику взаимосвязи между двумя компонентами амбидекстрии1 в университетах - исследованиями и передачей знаний. Цель статьи - выявить механизмы, с помощью которых эти две компоненты взаимодействуют и, возможно, взаимно влияют друг на друга. Авторы предлагают теоретическую модель, связывающую эти две компоненты на уровне образовательной организации. Модель проверена на материалах длительного обследования в секторе высшего образования Великобритании.

Университеты традиционно рассматриваются как центры обучения студентов и получения новых знаний в русле традицион-

1 Амбидекстрия (ambidexterity) - термин, перешедший в науковедение и другие области знания из медицинской литературы, в которой он обозначает умение индивидуума одинаково уверенно пользоваться правой и левой руками. В данном контексте он обозначает способность университетского менеджмента совмещать два разных вида деятельности. - Прим. реф.

ных мертонианских норм исследовательской и образовательной деятельности1. Однако за последние несколько десятилетий эта традиционная точка зрения претерпела медленное, но верное изменение, и в настоящее время учреждения высшего образования все шире рассматриваются в качестве ключевых игроков в области предпринимательства и инновационной деятельности. Одной из главных причин этого является изменение экономической, социальной и технологической среды, в которой они действуют. В недавнем прошлом университеты во многих странах столкнулись с финансовыми трудностями, что побудило их освоить альтернативные модели финансирования, прежде всего модели, связанные с расширением тесного взаимодействия с промышленностью. Университеты были вынуждены адаптироваться как в структурном, так и в стратегическом плане.

Сегодня университеты наряду со своей миссией производства знания и обучения все больше внимания уделяют своей «третьей миссии» - передаче знаний и их коммерциализации. Соответственно структурная адаптация направлена на создание специализированных подразделений, занимающихся передачей знаний в промышленность. Эти подразделения - отделы передачи знаний (ОПЗ) (Knowledge Transfer Offices) - действуют в качестве связующего звена между исследователями и потребителями их продукции. Эти изменения в секторе высшего образования все чаще изучаются в свете того, что в науковедческой литературе носит название «ам-бидекстрия»2. Концепция амбидекстрии в организации означает ее (организации) способность выполнять основные функции и в то же время наращивать потенциал для выполнения задач за пределами ее основных возможностей. Это способствует повышению эффективности ее работы. Концепция широко применяется в работах по научно-технической политике3.

1 Dasgupta P., David P.A. Toward a new economics of science // Research policy. - 1994. - Vol. 23, N 5. - P. 487-521.

2

Entrepreneurial universities and research ambidexterity: A multilevel analysis / Chang Y.C., Yang P.Y., Martin B.R., Chi H.R. // Technovation. - 2016. - Vol. 54. -P. 7-21.

3

Cao Q., Gedajlovic E., Zhang H. Unpacking organizational ambidexterity: Dimensions, contingencies, and synergistic effects // Organization science. - 2009. -Vol. 20, N 4. - P. 781-796.

Применительно к университету амбидекстрия означает способность осуществлять параллельные мероприятия, не входящие в сферу его традиционной деятельности (исследования и образование), как правило, в сфере торговли и взаимодействия с практическими потребителями. Университеты все чаще рассматриваются в качестве «предпринимательских»: они могут использовать произведенные в них знания для достижения коммерческих целей. Овладение амбидекстрией положительно влияет на способность организации к передаче знаний, однако последствия ее воздействия на динамичные взаимосвязи между производством знаний и их трансфером пока еще не изучены. В проведенных ранее исследованиях найдена определенная степень корреляции качества исследований и результативности доставки знаний по различным каналам. Авторы изучают механизмы, лежащие в основе этой корреляционной связи. Большой интерес для них представляют признаки зависимости этих компонент от стратегии университета. Они также пытаются определить, зависит ли связь между компонентами от уровня университета, например от его размера и репутации.

Передача знаний сегодня признана одним из ключевых процессов в рамках миссии университетов. Это не стандартная процедура, она может производиться с помощью разных способов - как официальных, так и неофициальных. Принятый в США в 1980 г. Закон Бэя-Доула был первым шагом на пути формализации этого процесса с помощью выпуска патентов, лицензий и организации малых предприятий. Многие страны приняли эту модель. Во многих университетах появились ОПЗ.

В Великобритании нет аналогичного законодательства, однако эта модель активно используется: ОПЗ появились в структуре британских университетов в качестве связующего звена между исследователями и потребителями результатов исследований. Британские ОПЗ главным образом сосредоточены на коммерциализации интеллектуальной собственности (ИС). Однако в последние годы они разрабатывают и другие стратегии. При этом по-прежнему связь между исследованиями и передачей знаний остается неясной с точки зрения организации нужных процессов.

Для выявления механизмов передачи знаний авторы обращают внимание на важный фактор - фактор времени. Наравне с другими ресурсами для перевода хотя бы части результатов иссле-

дований в форму, пригодную для практического использования, требуется время. Поэтому компонента амбидекстрии, связанная с передачей знаний, становится ключевой. Именно она обеспечивает соответствующую поддержку и инфраструктуру для этого преобразования.

Авторы статьи выдвинули несколько гипотез. Первая гипотеза заключается в том, что исследовательская компонента деятельности университета с течением времени укрепляет компоненту, связанную с передачей знаний: результаты ранее выполненных исследований положительно сказываются на будущей деятельности по передаче знаний. Вторая гипотеза состоит в том, что размер и репутация университета негативно влияют на связь между ранее проведенными исследованиями и будущей передачей знаний. Третья гипотеза: нынешний уровень передачи знаний позитивно влияет на взаимосвязь между продуктивностью предыдущих и текущих исследований.

Данные для обследования были получены из нескольких источников, главным образом они предоставлены Агентством по статистике высшего образования (Higher Education Statistics Agency). Для оценки результативности исследований были использованы данные общенационального аудита исследований, который проводится в Великобритании каждые шесть лет. В качестве меры результативности использовалось число публикаций в рецензируемых и ранжируемых журналах в период с 2001 по 2014 г. Расчет продуктивности исследований учитывал не только количество статей, опубликованных в журналах, но и «взвешивал» вклад каждой публикации с соответствующим рангом самого журнала.

Для расчета продуктивности передачи знаний на массиве разнородных организаций в анализ включался ряд специальных контрольных факторов для каждого университета. Во-первых, в расчеты были включены доходы от передачи знаний за предыдущие годы. В частности, учтены средние показатели доходов, связанных с полученной интеллектуальной собственностью, контрактами, доходами от совместной и консалтинговой деятельности за периоды 2005-2006 гг. и 2006-2007 гг. Во-вторых, было учтено, что помимо деятельности по коммерциализации и обмену знаниями университеты нередко участвуют в работе с неакадемическими партнерами по другим каналам, не связанным с проведением ис-

следований. Имеется в виду обеспечение специализированной подготовки и дополнительного образования, предоставление помещений и оборудования в аренду и другие виды деятельности.

Полученные результаты показывают, в частности, что наличие в университетах ОПЗ и опыт работы этих подразделений -ключевые факторы, обеспечивающие коммерческий успех. Ранее амбидекстрия изучалась на уровне отдельных лиц и факультетов1, авторы статьи изучили это явление на уровне организаций. Они также выявили основные динамичные взаимосвязи между двумя компонентами - исследовательским процессом и процессом передачи знаний. Было обнаружено, что результаты ранее проведенных исследований положительно воздействуют на процесс передачи знаний. Тем самым доказана первая гипотеза авторов. Что касается второй гипотезы, авторы доказали, что большой масштаб и высокая репутация университета угнетающе воздействует на коммерциализацию знаний. Это свидетельствует о более значительном структурном разделении двух компонент, когда университет достигает определенной степени зрелости. Авторы также показали, что «возраст» университета не оказывает воздействия на потенциал амби-декстрии.

Для всей выборки университетов наиболее тесно компоненты взаимодействуют, если университет ведет исследования по контрактам, за которыми следуют совместные работы, коммерциализация и консалтинг. Очевидно, что исследования по контрактам обеспечивают наилучшую возможность для укрепления амбидек-стрии в университете в относительно короткие сроки. Полученные результаты выявляют отличия для элитных университетов, в которых предпочтительным способом передачи знаний является сотрудничество.

В соответствии с третьей гипотезой авторами обнаружено существенное влияние исследований академического профиля на процессы передачи знаний и их внедрения. Такое воздействие происходит с определенным временным лагом.

Результаты статьи представляются важными для выработки политики, стимулирующей университеты развивать и поддержи-

1 Entrepreneurial universities and research ambidexterity: A multilevel analysis / Chang Y.C., Yang P.Y., Martin B.R., Chi H.R. // Technovation. - 2016. - Vol. 54. -P. 7-21.

вать амбидекстрию. Однако для этого требуется выполнение важного условия: технология передачи знаний и соответствующие структуры должны быть созданы заблаговременно (это, например, ОПЗ, подготовленный персонал, подходящие системы стимулирования и т.д.).

С. В. Егерев

2017.04.030. БАРУФФАЛЬДИ С., ДИ МАЙО Г., ЛАНДОНИ П. ДЕТЕРМИНАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ОБЛАДАТЕЛЯМИ СТЕПЕНИ PhD. АНАЛИЗ СЕТИ LINKEDIN. BARUFFALDI S., DI MAIO G., LANDONI P. Determinants of PhD holders' use of social networking sites: Analysis based on LinkedIn // Research policy. - 2017. - Vol. 46, N 4. - P. 740-750. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j.respol.2017.01.014

Ключевые слова: высококвалифицированные специалисты; международная мобильность; сеть LinkedIn; выпускники аспирантуры; обладатели степени PhD; научная мобильность.

Авторы статьи, сотрудники ведущих итальянского и швейцарского университетов, поставили перед собой цель проанализировать, как используют сайты социальных сетей (ССС) выпускники инженерных вузов. В качестве объекта исследований авторы выбрали выпускников аспирантур, обладающих докторской степенью (PhD). Именно они играют важную роль в инновационном процессе, в частности в производстве и распространении знаний.

Исследование проводится на примере сети LinkedIn - известного сайта среди работников различных специальностей. В научной среде он наиболее популярен в кругу высокоцитируемых уче-ных1. Согласно данным, предоставленным корпорацией LinkedIn, это крупнейшая в мире профессиональная сеть в Интернете с более чем 364 млн зарегистрированных участников, действующая в более чем 200 странах (с. 4).

Авторы пытаются выявить детерминанты, стимулирующие обладателей степени PhD регистрироваться в сети LinkedIn и далее развивать более или менее широкие персональные сети контактов.

1 Do highly cited researchers successfully use the social web? / Mas-Bleda A., Thelwall M., Kousha K., Aguillo I.F. // Scientometrics. - 2014. - Vol. 101, N 1. -P. 337-356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.