Научная статья на тему 'Роль трудовых ресурсов в формировании экономического потенциала современного предприятия'

Роль трудовых ресурсов в формировании экономического потенциала современного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / КАПИТАЛ / ПЕРСОНАЛ / ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барткова Н. Н., Кисловская И. Ю.

В статье обосновывается роль фактора труд как ключевого элемента производственной функции современного предприятия. Определены базовые факторы стратегического развития персонала организации, рассмотрено содержание категории «потенциал трудовых ресурсов» и представлены результаты его проявления. Разработана иерархическая модель формирования экономического потенциала предприятия с учетом его корпоративных конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль трудовых ресурсов в формировании экономического потенциала современного предприятия»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ЭКОНОМИКА ТРУДА

УДК 330.3:658.3

Н.Н. Барткова, И.Ю. Кисловская

РОЛЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье обосновывается роль фактора труд как ключевого элемента производственной функции современного предприятия. Определены базовые факторы стратегического развития персонала организации, рассмотрено содержание категории «потенциал трудовых ресурсов» и представлены результаты его проявления. Разработана иерархическая модель формирования экономического потенциала предприятия с учетом его корпоративных конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: труд, капитал, персонал, потенциал трудовых ресурсов, экономический потенциал, конкурентное преимущество.

Человеческий фактор в инновационной экономике становиться главным в экономическом развитии, как отдельных компаний, стран, так и всего человечества. Поэтому традиционные факторы экономического роста - накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда - необходимо рассматривать во взаимосвязи с человеческим фактором [1].

Сократовское «Знание - сила» все более становится реальностью нашей жизни. Знание -синоним информации. Информация - это сила, власть, а информационные и инновационные технологии - мощнейший экономический фактор развития. В XVIII веке англичанин У. Петти создал знаменитую формулу: «Труд - это отец и активный принцип богатства, Земля - его мать» [2]. Он обозначил труд и землю в качестве источников богатства. Если рассматривать данный тезис через призму современной экономики, то фактор труд - это потенциал трудовых ресурсов предприятия, а земля - его основной капитал.

Туган-Барановский М.И. полагал, что «развитие производительных сил общественного труда имеет тенденцию не понижать, а повышать процент прибыли» [3]. Критически переосмыслив схему К. Маркса, он придерживался мнения о том, что труд является основным источником прибыли и добавленной стоимости продукта.

В экономической теории труд рассматривается как один из важнейших факторов производства. Традиционно его определяют как целесообразную деятельность человека, направленную на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство продукции (работ, услуг). Другой существенной особенностью труда является то, что он, с одной стороны, представляет собой важнейший фактор процесса адаптации человека к внешней среде, а с другой - фактор воздействия как на внешнюю среду, так и на собственно человеческую природу [4].

Мировой опыт экономического развития показывает тесную связь динамики финансовых показателей компаний, характеризующих их устойчивость, успешность (маргинальной прибыли, доходности акций и выручки на одного работающего) и вложениями в инновационные про-

© Барткова Н.Н., Кисловская И.Ю., 2012.

29

Новый университет. 2012. № 12 (22).

ISSN 2221-7347

екты передачи и привлечения новых знаний посредством эффективного и результативного развития персонала.

Фактор «труд» в рамках производственной функции предприятия становиться решающим в процессе инновационного развития на все уровнях экономики. В создаваемой инновационно-инвестиционной модели экономики, базирующейся на многообразии форм собственности и видов хозяйственной деятельности, работник, с его человеческими и профессиональными качествами становится главным элементом хозяйственной системы.

Трудовые ресурсы на микроуровне можно рассматривать как важнейшую динамично развивающуюся социально-экономическую подсистему предприятия, которая имеет конкретную структуру, взаимодействующую и обменивающуюся информацией с другими системами и внешней средой в интересах достижения частных (целей развития сотрудников) и глобальных целей (инновационная стратегия компании с учетом корпоративных конкурентных преимуществ). Такая постановка вопроса предполагает наличие базовых условий стратегического развития персонала (см. рис. 1).

к

О

О

Он

D

С

К

CQ

S

Он

о

и

о

CQ

О

ч

о

Системное внутрифирменное мышление

Отказ от традиционных подходов

Опыт, умения, навыки, личностные характеристики

Внутрифирменное

обучение,

подготовка,

переподготовка

Мотивация персонала (стимулирование)

Обмен знаниями с внешней средой

Формирование

нематериальных

активов

Участие персонала в принятии стратегических решений Участие

Открытость к инновациям

Видение перспектив развития фирмы

Анализ факторов, влияющих на стабильность ПТР

Адаптация к внешней среде

Планирование затрат на формирование ПТР

Оценка уровня развития ПТР

Диагностика, мониторинг результатов проявления ПТР

CQ

О

ч

о

Рис. 1. Базовые факторы стратегического развития персонала предприятия

Последнее основывается на применение эффективных методик контроля, анализа и оценки результативности развития потенциала трудовых ресурсов (ПТР), расширяющих информационную базу принятия управленческих решений и обеспечивающих надежность, оперативность и адаптивность управления компанией в современной экономике. Уточнение базовых факторов стратегического развития персонала современного предприятии позволяет заключить, что категория «потенциал трудовых ресурсов» включает в себя совокупность личностных, профессиональных, нравственных и этических характеристик работников, формирующих их компетенции и позволяющих им продуцировать и (или) применять новые знания в целях реализации стратегии и миссии организации [5].

30

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Для обоснования применения существующих методик контроля, анализа и оценки результативности развития персонала компании целесообразно предложить иерархическую структуру результатов проявления потенциала трудовых ресурсов (см. рис. 2).

Численность персонала, опосредующего результат увеличивается

Значимость для организации возрастает

Рис. 2. Иерархия результатов проявления потенциала трудовых ресурсов

Тем самым в иерархии результатов проявления потенциала трудовых ресурсов можно выделить следующие уровни:

S базовый уровень - производственный результат (осуществляется текущая плановая деятельность; реализуется производственная программа; обеспечивается заданный уровень производительности и рентабельности труда; поддержания рыночных позиций; составляются проекты и реализуются развития персонала (обучение, подготовка и переподготовка кадров организации); определяется дополнительный объем произведенной продукции и размер экономии по сырью, материалам, топливу и энергии;

S средний уровень - интеллектуально-инновационный результат (определяется открытость определенной группы трудовых ресурсов (части персонала), способность продуцировать новые знания; осуществляется разработка ноу-хау и других нематериальных активов);

S верхний уровень - формирование положительного гудвилла (создание имиджа, разработка бренда, применение новых форм организации производства, развитие связей с общественностью, позиционирование организации, ее социальной ответственности перед обществом).

В соответствии с экономическим законом синергии составляющих потенциала трудовых ресурсов приводит к формированию новых корпоративных конкурентных преимуществ и капитализации рыночной стоимости организации (высший уровень).

Конкурентное преимущество - это те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное превосходство над конкурентами. Наглядно процесс поддержания конкурентного преимущества представлен в виде следующей схемы (см. рис. 3).

Основная проблема конкурентного преимущества - существование реальной угрозы его копирования конкурентами. Однако практически не поддается копированию хорошо интегрированная цепочка создания ценности, в которой все виды деятельности соответствуют друг другу в достижении оптимальной стратегии развития бизнеса.

31

Новый университет. 2012. № 12 (22).

ISSN 2221-7347

Рис. 3. Петля конкурентных преимуществ [104]

В то же время, конкурентное преимущество, направленное просто на достижение эффективности не является единственный путем ее достижения. Главный и единственный путь достижения конкурентного преимущества, согласно М.П. Портеру, - это выбор превосходной стратегии и затем приспособление всей цепочки создания ценности организации к реализации этой стратегии [6].

Стратегия выступает своеобразным звеном между эффективностью и производительностью. И операционная эффективность, и стратегия важны для лучшей производительности, которая является главной целью любого предприятия. Операционная эффективность означает выполнение тех же операций лучше, чем конкуренты, она включает, но не сводится к эффективности. Она относится к любому числу операций, которые позволяют организации лучше использовать их [7].

Природа конкурентных преимуществ - «источника эффективности» организации лежит гораздо глубже, чем непосредственно характеристики производимой ею продукции (работ, услуг), или бизнес-процессов, создающих эту продукцию (работы, услуги). Для того чтобы предприятие могло сохранить уникальность ресурсов и их востребованность на рынке, она должна обладать способностями, основанными на процессах, сочетающих материальные и нематериальные активы, являющиеся особо ценными для конкурентоспособности компании (производственная, сбытовая технология, клиентская база, связи с общественностью, крепкий коллектив, отлаженные отношения с поставщиками и партнерами, бренд, репутация и инновационная культура) [8]. Эти неосязаемые активы зачастую становятся единственным уникальным и наиболее реальным источником корпоративного конкурентного преимущества, которое может долгосрочно генерировать доходы. Объективно все обозначенные элементы (капитал, труд, нематериальные активы) формируют экономический потенциал предприятия и являются движущей силой выработки и воплощения его инновационной стратегии (см. рис. 4).

Ретроспективный анализ исследований сущности, содержание и структуры экономического потенциала показал, что первоначально задача его развития виделась по большей части как количественное увеличение основных видов ресурсов, а интенсификация воспринималась скорее как внедрение инноваций и повышение качества трудовых ресурсов. Так, Макко-нелл К.Р. и Брю С.Л. [9] определяют экономический потенциал как реальный объем продукции, производимый национальной экономикой при полном использовании имеющихся ресурсов. Шнипер Р.И. [10] пишет, что «экономический потенциал - это совокупность элементов национального богатства, задействованных в региональном воспроизводственном процессе, создающих условия для комплексного экономического и социального развития региональной системы». Шульга В.А. [11] рассматривает экономический потенциал как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов.

Позднее определяющую роль стали играть факторы интенсификации (увеличение мотивации, внедрение новых форм управления и организации производства), которые выступили элементами экономического потенциала, усложнили структуру и взаимосвязь его составляющих. В связи с этим определение экономического потенциала было дополнено организационными, социальными, нематериальными и трудовыми факторами, опосредующими использование ресурсов.

32

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ КОРПОРАТИВНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Информационный Организационный Маркетинговый

потенциал й 1 потенциал потенциал й 1

VI уровень

Управленческий потенциал

о

Он

!>-.

О

1)

Он

D

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

CQ

О

п

Он

н

о о

еа I

о К

л я о ЕЕ

Е S

Он о сЗ С С ^

>5

5 8 и &

К

Он

I

к

Потенциал трудовых ресурсов

а

|

В

Он

О

О

Инвестиционный (финансовый) потенциал

о

£

11 § 1 с

о 3

о

Он

о

Ю сЗ О CQ

а о

§ 5

й Л

е о

к

Он

1

Он

Он

1)

Он

1)

к

Г)

1

сЗ

з

ю

§

и

н

Производственно-технический потенциал

ft

I

1)

s

1

экономический потенциал предприятия

Рис. 4. Иерархическая модель формирования экономического потенциала предприятия (авторский подход)

33

Новый университет. 2012. № 12 (22).

ISSN 2221-7347

Данную трактовку поддерживают Мироедов А.А., Гутман Г.В., Федин С.В. [12], акцентируя внимание на том, что экономический потенциал учитывает не только объем имущества, но качественные характеристики, предопределяющие потенциальные возможности реализации этого имущества в регионе. Наряду с этим Велбн Т.К. и Архипов А.И. [13] пишут, что экономический потенциал - это экономические ресурсы страны, которые при полном их использовании позволяют производить максимальный ВНП. Белоусов Р.А. [14] рассматривает экономический потенциал как способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать национальное богатство для удовлетворения общественных потребностей. Самоукин А.И. [15] также отмечает, что экономический потенциал определяется совокупностью ресурсов как вовлеченных в народное хозяйство, так и не использующихся в данный момент времени.

Приведение к «единому знаменателю» всех представленных трактовок категории «экономический потенциал» позволяет сформулировать и уточнить данное понятие: экономический потенциал предприятия - это совокупность способностей его «экономики» осуществлять производственно-хозяйственную и финансовую деятельность, выпускать продукцию (оказывать услуги, выполнять работы), удовлетворять запросы потребителей, реализовать миссию и стратегию, обеспечивать развитие производства и потребления, определяемое его производственным, управленческим, трудовым, научно-техническим и инвестиционным потенциалом. Стратегические потенциальные возможности организации реализуются посредством формирования соответствующей ресурсной, производственно-технической и финансово-экономической базы. В этой связи происходит формирование экономического потенциала на микроуровне путем взаимодействия всех его элементов с учетом ориентации на производственную функцию предприятия (см. рис. 4).

Исходя из этого можно выделить четыре составляющих, оптимальное сочетание и эффективное взаимодействие которых обеспечивает получение максимального результата в виде капитализации стоимости элементов производственной функции предприятия и его рыночной стоимости в целом, создавая тем самым благоприятные условия формирования инновационной стратегии предприятия с учетом корпоративных конкурентных преимуществ:

ЭП = ОК+ОБ+ТР + НА, (1)

где ЭП - экономический потенциал предприятия; ОК - основной капитал (стоимость средств труда, амортизационные отчисления и расходы по их содержанию и обслуживанию); ОБ - оборотный капитал (стоимость всех оборонных средств, включая денежные средства и краткосрочные финансовые вложения); ТР - трудовые ресурсы (затраты на создание, содержание, воспроизводство и развитие персонала); НА - нематериальные активы (стоимость нематериальных активов, амортизационные отчисления и расходы по их обслуживанию).

Приоритет следует отдавать основному капитала, персоналу и нематериальным активам, причем последние два элемента объединяются в одну экономическую категорию - потенциал трудовых ресурсов. Таким образом, вектор современного этапа эволюции категории «трудовые ресурсы» ориентирован на новые значения и компетенции, способность и готовность персонала генерировать и (или) применять инновационные технологии, тем самым повышая рыночную стоимость бизнеса.

Библиографический список:

1. Барткова Н.Н. «Новое» содержание базовых элементов производственной функции предприятия // Журнал экономической теории. 2010. № 2. С. 170-173.

2. Петти В. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики: Петти, Смит, Рик-кардо. М.: Эконов-Ключ, 1993. С. 34.

3. Туган-Барановский М. И. Крушение капиталистического строя как научная проблема // Новый путь, 1904. № 10. С. 202.

4.Экономика труда / Под ред. ВинокуроваМ. А., Горелова Н. А. СПб.: Питер, 2004. 656 с. С. 30.

5. Крупина Н.Н., Барткова Н.Н. Инновационный потенциал трудовых ресурсов организации и его оценка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. № 3. С. 20-26.

6. Porter М. Е. What is the strategy? // Harvard Business Review, November-December, 1996.

7. ПортерМ. Конкуренция. СПб.: ИД «Вильямс», 2001.

8.Itami H. Mobilisiing Invisible Assets. Boston: Harvard University Press, 1987.

9Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2-х т./ Пер. с англ. М.: Республика, 1992. 745 с.

34

ISSN 2221-7347

Экономика и право

10. Шнипер Р.И. Регион: Экономические методы управления. Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние,1991. 320 с.

11. Шульга В.А. Национальная экономика. Учебник для вузов. - М.: Российская экономическая академия, 2002. 592 с.

12. ГутманГ.В.,.МироедовА.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.

13. АрхиповА.И., Велбн Т.К. Экономический словарь. М.: Проспект, 2005. 624 с.

14. Белоусов Р.А. Рост экономического потенциала. М., 1972.

15. Самоукин А.И. О содержании понятия потенциала общества. Методология статистического социально-экономического потенциала. М., 1986.

Статья поступила в редакцию 25.12.2012.

БАРТКОВА Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Кавминводский институт (филиал).

КИСЛОВСКАЯ Ирина Юрьевна - старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на предприятии», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Кавминводский институт (филиал).

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.