Научная статья на тему 'Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с девиантным поведением'

Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ДЕВИАЦИЯ / DEVIATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков А.В.

Данная статья посвящена основным итогам инновационной деятельности, проводимой на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум». В статье описаны основные результаты инновационной работы, а также дальнейшие перспективы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF INNOVATIVE ACTIVITY TO DEVELOP VOCATIONAL COMPETENCE OF TRAINEES SVE WITH DEVIANT BEHAVIOR

The main results of innovative activity are shown in this article, which is carried out on the basis of Ust’-Katav industrial-technological college. The author describes the main results of innovative work and future prospects of research.

Текст научной работы на тему «Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с девиантным поведением»

УДК 377+376.5 А. В. Савченков, доц. Челябинского

государственного педагогического университета (ЧГПУ), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: alex2107@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО СДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Данная статья посвящена основным итогам инновационной деятельности, проводимой на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум». В статье описаны основные результаты инновационной работы, а также дальнейшие перспективы исследования.

Ключевые слова: девиантное поведение, девиация, профессиональные компетенции, профессиональное образование, обучающиеся.

Девиантные проявления в поведении подростков не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В данное время введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, предполагающие развитие компетенций, на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.

В то же время никто не рассматривал проблему формирования профессиональных компетенций у подростков с девиантным поведением, поэтому актуальность нашей инновационной деятельности не подвергается сомнению.

На данный момент нами проведена достаточно большая работа, включающая следующие мероприятия как организационного, так и учебно-методического и воспитательного направлений.

1. Проведен цикл учебных занятий с преподавателями и мастерами производственного обучения на тему «Компетентностный подход в развитии профессионально важных качеств личности обучающегося».

2. Проведен цикл занятий с педагогическими кадрами по теме «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с девиантным поведением».

3. Проводился обучающий семинар «Особенности организации учебно-воспитательного процесса для подростков с девиантным поведением», на котором не только присутствовали педагоги техникума, но и приглашались представители школ города и специалисты комплексного центра и детского дома.

4. Проведено совместное совещание с администрацией и руководителями ведомств и организаций Усть-Катавского городского округа, на котором была затронута проблема девиантного поведения подростков.

5. Проведено анкетирование обучающихся с целью выявления уровня их адаптированно-сти к условиям среднего профессионального образования, издан информационно-аналитический отчет.

6. Разработаны критерии и уровни девиант-ного поведения обучающихся, выделена экспериментальная группа, проведен констатирующий эксперимент.

Апробированы методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), опросник «Подростки о родителях» (ADOR), опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (ПДО) А. Е. Личко и др.

7. Проведен теоретический анализ проблемы, коллективом издано больше 20 статей в научных журналах, в том числе одна статья в сборнике, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией России (ВАК).

Образовательные технологии: наука и практика

8. Проведен семинар «Профилактика и методы борьбы с алкоголизмом и наркоманией в подростковой среде».

9. На данный момент ведется работа по выбору профессиональных компетенций, которые мы будет формировать в ходе инновационной деятельности, по выбору дисциплин, на которых они будут формироваться; нами ведется разработка контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности каждой профессиональной компетентности в отдельности, результаты данной работы в дальнейшем, как мы надеемся, позволят полностью перейти к компетентностному подходу.

10. Нами планируется внедрение системы компетентностно ориентированных задач, направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций. Основой нашего подхода к проектированию содержания системы задач стало единство всех компонентов профессиональной компетенции (общих и специальных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности), отлаженное в компетентностно ориентированных ситуациях.

Система включает предметно ориентированные, практико-ориентированные и профессиональные задачи, используемые в зависимости от их функционального назначения на разных этапах изучения учебных дисциплин профессиональных циклов.

Предметно ориентированные задачи выступают средством формирования у учащихся СПО совокупности знаний по учебным дисциплинам профессиональных циклов, необходимых и достаточных для освоения умений и навыков специалиста в составе конкретных профессиональных компетенций, а также развития профессионально значимых качеств личности. Такие задачи строятся на основе ситуаций, соответствующих темам (разделам) учебной дисциплины. Они предлагаются учащимся СПО в виде устного или тестового задания, практической или лабораторной работы, обычно содержащих научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы и способствующее приобретению студентами творческого или эмоционально-ценностного опыта [1].

11. Нами планируется внедрение системы практико-ориентированных задач, которые выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональной компетенции специалиста, развития у студен-

тов профессионально значимых качеств личности. Они строятся путем отбора таких прак-тико-ориентированных ситуаций, в которых отрабатываются умения и навыки студентов, являющиеся базовыми для решения профессиональных задач, входящих в состав компетенции специалиста.

Нами разработан комплекс тренинговых занятий, в том числе тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т. д.

Тренинг ассертивности, или аффективно-ценностного обучения, основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы учащихся СПО обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации [2].

12. Нами ведется разработка методических рекомендаций по организации образовательного процесса, направленных на формирование профессиональных компетенций обучающихся с девиантным поведением на базе СПО.

С обучающимися ведется постоянная воспитательная работа, направленная на профилактику девиантного поведения, они активно учув-ствуют не только в городских, но и в областных конкурсах. За счет этого происходит компенсация пробелов и недостатков в общем развитии подростка, усиление деятельности в той

области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения подростка спортом, техникой, музыкой и др.).

Библиографический список

В заключение хочется сказать о том, что результаты инновационной деятельности видны уже сейчас и несомненным достоинством, на наш взгляд, является ее практико-ориентированность.

1. Лозовой, В. В. Профилактика наркомании : школа, семья [Текст] : учеб. пособие / В. В. Лозовой. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 168 с.

2. Матги, Л. Криминология и социология отклоняющегося поведения [Текст] / Л. Матги. — Хельсинки, 2004. — 259 с.

УДК 334/377 Е. А. Серебренникова, зам. директора по НМР

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), соискатель ГБОУДПО ЧИРПО, г. Челябинск, e-mail: lenas-77@inbox.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

В статье приведены ссылки на нормативные источники и выдержки из них, убедительно доказывающие актуальность внедрения и реализации программ предпринимательской направленности в образовательных организациях. Приведены и обоснованы организационно-педагогические условия, в которых реализуется учебный процесс; отражена практическая составляющая процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, организационно-педагогические условия, учебный план, дисциплина, профессиональный модуль.

В апреле 2012 г. нашей образовательной организации был присвоен статус областной экспериментальной (инновационной) площадки по теме «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов учреждения СПО, обучающихся по специальностям технического профиля».

При вхождении в эксперимент мы разработали опросник, опросили студентов четвертого курса технических специальностей и обработали результаты.

При разработке опросника за основу был взят термин «образованность», введенный С. И. Гессеном и развитый Г. Н. Сериковым в модели образованности человека, в рамках которой образованность понимается как результат образования и воспитания, т. е. набор свойств и качеств, возникающих у человека в процессе обучения и воспитания на основе его природных данных.

В нашем исследовании осведомленность проявляется в информированности студентов

об известных им сведениях, о предпринимательской деятельности в процессе усвоения социального опыта. Выражается осведомленность полнотой, точностью представлений.

Сознательность проявляется в собственном отношении к деятельности, внутренней направленности на активные действия. Выражается целеустремленностью, логичностью.

Действенность проявляется в отношении к усвоенным знаниям и умениям. Выражается активностью личности. Степень активности является критерием сформированности готовности к деятельности, намерения действовать в соответствии с усвоенными знаниями и умениями.

Умелость проявляется в способности человека пользоваться усвоенными знаниями и умениями, регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали и принципы взаимоотношений с окружающими. Выражается в результативности деятельности и приобретается в процессе жизни и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.