Научная статья на тему 'Проблема профилактики и коррекции девиантного поведения студентов ГБОУ СПО (ссуз) "Усть-Катавский индустриально-технологический техникум"'

Проблема профилактики и коррекции девиантного поведения студентов ГБОУ СПО (ссуз) "Усть-Катавский индустриально-технологический техникум" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR / КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков А.В., Лизунов П.В.

В данной статье представлены задачи и принципы коррекции и профилактики девиантного поведения среди студентов СПО, описаны методы и педагогические технологии, которые будут применены в экспериментальной работе по его коррекции и профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков А.В., Лизунов П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM PREVENTION AND CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF UST''-KATAV INDUSTRIAL-TECHNOLOGICAL COLLEGE

This article presents the tasks and principles of correction and prevention of deviant behavior among students of the college. The methods and pedagogical techniques, that would be used in the experimental work of its correction and prevention, are described.

Текст научной работы на тему «Проблема профилактики и коррекции девиантного поведения студентов ГБОУ СПО (ссуз) "Усть-Катавский индустриально-технологический техникум"»

педагогической практики, есть побуждение к рефлексии. Важно, что, побуждая студентов к рефлексии, преподаватель ориентирует их на осмысление противоречий педагогической действительности, противоречий нравственного сознания с позиции философско-этического знания, выполняющего эвристическую функцию в научном и моральном познании действи-

Библиографический список

тельности, сотканной из противоречий. Такое знание задает направленность нравственному сознанию будущего учителя. Нравственное сознание, связанное с определением нравственных ориентиров деятельности, ориентиров собственного развития и развития ученика, указывает на жизненную философию будущего учителя.

1. Позднякова, О. К. Нравственное сознание учителя : структура и особенности [Текст] / О. К. Позднякова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2012. — № 1 (01). — С. 160-166.

2. Бездухов, В. П. Гуманистическая направленность учителя [Текст] / В. П. Бездухов. — Самара : СПб. : СамГПУ, 1997. — 172 с.

3. Гусейнов, А. А. Этика [Текст] : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 1998. — 472 с.

4. Аристотель. Сочинения [Текст]. В 4 т. Т. 4 / Аристотель. — М. : Мысль, 1983. — 830 с.

5. Кант, И. Критика практического разума [Текст] / И. Кант. — СПб. : Наука, 1995. — 528 с.

УДК 377+376.5 А. В. Савченков, доц. Челябинского

государственного педагогического университета (ЧГПУ), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru П. В. Лизунов, директор Усть-Катавского индустриально-технологического техникума, Челябинская обл., г. Усть-Катав

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГБОУ СПО (ССУЗ) «УСТЬ-КАТАВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

В данной статье представлены задачи и принципы коррекции и профилактики девиантного поведения среди студентов СПО, описаны методы и педагогические технологии, которые будут применены в экспериментальной работе по его коррекции и профилактике.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, коррекция девиантного поведения, среднее профессиональное образование.

Основной задачей инновационной деятельности, проводимой на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», является профилактика и коррекция девиантного поведения у студентов СПО. При этом мы руководствуемся следующими принципами.

Во-первых, принципом системности коррек-ционных, профилактических и развивающих задач, взаимообусловленность которых отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности подростка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития. Закон неравно-

мерности, гетерохронности развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормы. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Поэтому при определении целей и задач коррекционно-профилактической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не из сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития обучающихся СПО должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.

Во-вторых, мы учитываем принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, не зная исходных данных об обучающемся, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Коррекционно-профилактический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации произошедших изменений или их отсутствия, то есть контроля динамики хода и эффективности коррекции, проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы коррекционно-педагогической деятельности — от постановки целей до их достижения, получения конечного результата.

В-третьих, мы руководствуемся принципом учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, который в коррекционно-профилактическом процессе целесообразнее рассматривать как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие «психологический возраст» ввел Л. С. Выготский, который видел в этом новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития.

В-четвертых, мы опираемся на деятель-ностный принцип коррекции, определяющий тактику проведения коррекционной работы

и способы реализации поставленных целей. Исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности подростка и создание необходимых условий для его ориентации в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения студентов СПО.

Ведущая деятельность подростка определяет его отношение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отношений «подросток — сверстник», «подросток — взрослый». При планировании и организации коррекционно-педагогиче-ской деятельности следует выбирать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильные сложные ситуации, которые подросток был бы в состоянии разрешить, что направляло бы его в положительное русло развития.

Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции и профилактики.

В-пятых, мы применяем принцип комплексного использования методов и приемов кор-рекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направленности личности, поведения подростка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и социальную ситуацию, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и готовность педагогов к его осуществлению. При этом должны присутствовать определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррек-ционных приемов, ступенчатость воздействия на сознание учащихся СПО, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечение его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.

И наконец, мы руководствуемся принципом интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне своего окружения, взаимоотношения с которым являются активным компонентом, составной частью системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении

подростка есть результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллектива учебного заведения, то есть сложности в поведении — это следствие отношений подростка с ближайшим окружением, их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, кор-рекционная работа с подростком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на его взаимоотношения со сверстниками оказывается либо недостаточно эффективной, либо попросту безрезультатной.

Задачи экспериментальной работы по коррекции и профилактике девиантного поведения среди студентов СПО:

- организационно-управленческое стимулирование профилактической и коррекционной деятельности в образовательном процессе ПОО СПО;

- определение уровня работы педагогического коллектива по преду-преждению и коррекции девиантного поведения студентов СПО;

- программирование и учебно-методическое оснащение профилакти-ческой и коррек-ционной деятельности;

- работа с семьями подростков с девиант-ным поведением;

- организация психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения студентов СПО в процессе профилактических мероприятий;

- активизация взаимодействия образовательной организации с администрацией города в сфере инновационной деятельности по профилактике девиантного поведения;

- оценка результатов профилактической и коррекционной деятельности с позиций современных требований к личности студентов СПО.

Методы экспериментальной работы по коррекции и профилактике девиантного поведения среди студентов СПО:

- мониторинг, систематизация, анализ и синтез, аналогия и моделирование, наблюдение, изучение документации и статистики, посещение учебных занятий, беседа и интервьюирование, анкетирование, опрос, письменные работы, тестирование, всестороннее изучение контингента несовершеннолетних и выявление круга лиц, склонных к девиантному поведению;

- проведение разъяснительной работы со всеми несовершеннолетними;

- создание обстановки (социально-психологического климата) защищенности

личности, формирование межличностных и межгрупповых отношений взаимной гуманности, ответственности; развенчание показательного героизма лиц, пытающихся ложным способом самоутвердиться в уголовной среде, укрепить свой статус; проведение решительной борьбы с «воровскими традициями», «нормами» и «законами», одобряющими такие действия;

- психологическая диагностика [методика измерения родительских установок и реакций (PARY), методика «Мера заботы», «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), опросник «Подростки о родителях» (ADOR), опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), опросник А. Е. Личко для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (ПДО), методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дар-ки, методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика Рене Жиля];

- безмашинная и компьютерная диагностика;

- педагогическое моделирование;

- педагогическое проектирование и прогнозирование;

- педагогический эксперимент;

- описательная и индивидуальная статистика;

- корреляционный анализ [1].

Педагогические технологии, которые будут

применены в ходе экспериментальной работы по коррекции и профилактике девиантного поведения среди учащихся СПО:

1) диагностика, мониторинг девиантности студентов СПО, определение типичных затруднений в их творческой самореализации;

2) создание на уроках и мероприятиях социокультурной направленности ситуаций, построенных на преодолении доминанты нормативного над субъективным;

3) использование креативных социокультурных ситуаций, требующих смены ориентации с выбора решений на решение проблем;

4) обсуждение социокультурных проблем, связанных с преодолением доминанты анализа по отношению к синтезу решений;

5) создание ситуаций общения, требующих преодоления доминанты субъект-объектной ориентации в общении со сверстниками, педагогами, психологами и формирование доминанты субъект-субъектной ориентации;

6) корректировка перспективных стратегий развития творческих способностей в условиях социокультурной деятельности [2].

В экспериментальной работе по коррекции и профилактике девиантного поведения среди

студентов СПО можно выделить следующие направления:

- нормализация и обогащение отношений студентов СПО с окружающим миром, прежде всего с педагогами и сверстниками;

- компенсация пробелов и недостатков в общем развитии подростка, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения подростка спортом, техникой, музыкой и др.);

- восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);

- постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;

- усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности студентов по удовлетворению их интересов;

- исправление как преодоление отрицательного, то есть ликвидация пробелов в формировании положительных и искоренение отрицательных качеств и вредных привычек [3].

Основные пути коррекции девиантного поведения среди студентов СПО:

1) постановка перед учащимися СПО проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали их внимания, сообщение неординарной информации, которая должна заинтересовать подростков;

2) постановка перед коллективом или группой подростков определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности ребят. Этот способ эффективен при условии адекватности альтернативы возрастным особенностям, соответствия ее специфическим интересам и возможностям подростков;

3) переориентация членов коллектива или группы студентов СПО, которая достигается в процессе усложнения жизнедеятельности или за счет расширения круга общения подростков. Кроме того, возможен путь постановки перед группой обучающихся целей, которые внешне соответствуют их актуальным потребностям, а в действительности требуют для своего достижения переориентации их интересов.

По нашему мнению, перечисленные мероприятия будут способствовать профилактике и коррекции девиантного поведения студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум».

Библиографический список

1. Савченков, А. В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования [Текст] / А. В. Савченков, П. В. Лизунов // Мир науки, культуры, образования. — № 5. — С. 233-235.

2. Волков, П. Б. Психолого-педагогическая поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами физической культуры и спорта [Текст] / П. Б. Волков // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Ярославль, 2009. — 160 с.

3. Клейберг, Ю. А. Девиантология [Текст] : хрестоматия / Ю. А. Клейберг. — СПб., 2010.

УДК 378+376.5 И. Р. Сташкевич, проф. филиала Военного

учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, д-р пед. наук, доц., e-mail: stashkevichiren@mail.ru С. В. Савельева, доц. филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: ssv_08_62@mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ КУРСАНТАМИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

Проблема выявления талантливых обучающихся и их развития, заключающегося в формировании личности, готовой к самостоятельному, нестандартному решению профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.