Научная статья на тему 'Трудовая деятельность как элемент в системе профилактики отклоняющегося поведения студентов организаций среднего профессионального образования'

Трудовая деятельность как элемент в системе профилактики отклоняющегося поведения студентов организаций среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VET STUDENT'S SOCIAL PORTRAIT / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ/ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MISBEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR / СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ / WORK SYSTEM OF MISBEHAVIOR PREVENTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LABOUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Н.Н.

В статье на основе социального портрета студента организации среднего профессионального образования обосновывается необходимость выстраивания системы профилактики отклоняющегося поведения студентов, приводятся факторы, обуславливающие девиантное поведение подростков. Приводится опыт успешной работы по профилактике отклоняющегося поведения в ГБПОУ «Миасский строительный техникум», ее формы. Акцент делается на такой форме, как вовлечение в коллективную трудовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR ACTIVITY AS AN ELEMENT IN THE SYSTEM OF VET STUDENTS'' MISBEHAVIOUR PREVENTION

On the basis of the VET student’s social portrait the article proves the necessity to create the system of students’ misbehavior prevention, presents the factors causing the students’ deviant behavior. The author presents the successful practice example in misbehavior prevention and the forms of the prevention in the Miass college of building. The article underlines the involvement in the collective labour activity as a form of prevention.

Текст научной работы на тему «Трудовая деятельность как элемент в системе профилактики отклоняющегося поведения студентов организаций среднего профессионального образования»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Антонова, Н. Н. Трудовая деятельность как элемент в системе профилактики отклоняющегося поведения студентов организаций среднего профессионального образования [Текст] / Н. Н. Антонова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 72-76.

УДК 376 ББК 74.57

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Н. Антонова

В статье на основе социального портрета студента организации среднего профессионального образования обосновывается необходимость выстраивания системы профилактики отклоняющегося поведения студентов, приводятся факторы, обуславливающие девиантное поведение подростков. Приводится опыт успешной работы по профилактике отклоняющегося поведения в ГБПОУ «Миасский строительный техникум», ее формы. Акцент делается на такой форме, как вовлечение в коллективную трудовую деятельность.

Ключевые слова: социальный портрет студента среднего профессионального образования, отклоняющееся/девиантное поведение, система работы по профилактике отклоняющегося поведения, профессиональная подготовка, трудовая деятельность.

Внедрение инноваций в образовательную практику организаций среднего профессионального образования (далее — ОСПО) с необходимостью требует знать и учитывать в работе социальный портрет студента. Исследования, проводимые в 2014-2016 гг. в ОСПО г. Челябинска, среди прочего показали, что «для 40 % студентов выбор колледжа оказался вынужденным местом обучения, так как, либо из-за низких показателей в учебной деятельности (30,0 %), либо из-за девиантного поведения (10,0 %), их не брали для дальнейшего обучения в школе» [1, с. 749]. Кроме того, только каждый третий студент воспитывается в полной семье, каждый второй студент имеет частичную занятость помимо учебы, а для каждого третьего респондента она носит вынужденный характер [1]. Результаты исследования коррелируют с нашим многолетним изучением ситуации в малом горо-

де области. Однако подростки, по разным причинам оказавшиеся в сложной ситуации, связанной с выстраиванием их образовательной траектории, в малом городе в меньшей степени имеют свободу для исправления положения. В этой связи мы полагаем, что миссия организаций СПО помимо прочего состоит и в том, чтобы помочь таким подросткам в вопросах получения профессионального образования.

В частности, как может быть смягчена реальная жизненная ситуация, когда школьники не сдали основной государственный экзамен (ОГЭ), а возвратиться в школу для повторного обучения не посчитали нужным?

В сентябре 2014 г. в связи с письменным обращением администрации Миасского городского округа в Министерство образования и науки Челябинской области, согласно статье 34 ФЗ «Об обра-

зовании в Российской Федерации» [2], таким обучающимся были предоставлены условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития на базе восьми классов (на тот момент), а в ГБПОУ «Миасский строительный техникум» была открыта группа профессиональной подготовки по профессии «плотник», в которую были зачислены 25 подростков четырнадцати-пят-надцати лет.

Изучив социальный паспорт этой учебной группы, мы увидели, что 90 % обучающихся составляют группу риска: одиннадцать человек состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), шестеро — из многодетных малообеспеченных семей, семнадцать — из неполных семей, причем четыре человека проживают с отцами, без матерей. Опыт работы в профессиональном образовании убеждает нас в правоте великого отечественного педагога А. С. Макаренко, писавшего: «Никаких особых правонарушителей нет, а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что, если бы в детстве попал в такое же положение, и я был бы таким, как они. Всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы — нормальный ребенок будет вести себя так» [3, с. 438].

Выстроенная к этому моменту система работы по профилактике отклоняющегося поведения студентов предполагала систему общих и специальных мероприятий. Изучение теоретических аспектов проблемы [4-7] дает основание утверждать, что условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например, с подростками.

Мы изучили мотивы, по которым обучающиеся «плохо» себя ведут. Это привлечение внимания, стремление к власти, месть, избегание (страх) неудачи и привычка к тому, «что их часто ругали», например, один обучающийся поменял шесть школ за... восемь лет.

Как известно, особенности социализации подростков с девиантным поведением обуславливаются биологическими, психологическими и социальными факторами [8].

Проведя диагностику, мы выявили, что в большинстве случаев у наших подростков девиантное поведение было обусловлено социальными факторами [9]. Социальные факторы — это «такие явления и процессы, которые сами не порождают,

а могут провоцировать противоправное деяние, в частности, неблагоприятная семейная обстановка; неорганизованность досуга несовершеннолетних; воздействие микросреды; недостатки воспитательной работы с подростками в учебных заведениях и в трудовых коллективах» [10, с. 19].

1. Социально-педагогические факторы, выражающиеся в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта:

- учебная декомпенсация;

- школьная дезадаптация;

- социальная дезадаптация;

- криминализация.

2. Неблагополучие семьи. Здесь следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

- смерть родителей;

- конфликтные отношения между родителями;

- асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;

- психические заболевания родителей;

- жестокое обращение, насилие в семье;

- оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;

- хроническая психологическая травматизация;

- недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.

- дисгармоничный стиль внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей.

3. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу и пр.

4. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов, с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Для демпфирования этих факторов в системе профилактической работы ГБПОУ «Миасский строительный техникум» применяются разные формы.

Первая форма — организация социальной среды. В профилактику девиантного поведения у подростков мы включили, прежде всего, мероприятия по формированию установок на здоровый образ жизни.

Работа с молодежной субкультурой организовывалась нами совместно с молодежной организацией «Комитет по делам молодежи», волонтерами из объединения «Здоровый Миасс» и с Центром доармейской подготовки «Сармат».

Вторая форма профилактической работы в условиях образовательной организации — информирование. Это наиболее привычное для нас направление работы, реализуемое в форме лекций, бесед, распространения и даже чтения специальной литературы или просмотров видео- и телефильмов с их дальнейшим обсуждением. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Третья форма — организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Формами, альтернативными нарушениям поведения, являются: познание (путешествия), испытание себя (походы в лес, спорт с риском — «Сармат»), значимое общение, любовь, творчество, трудовая деятельность (столярно-плотницкая мастерская). Поэтому мы старались выявить интересы каждого мальчишки и направить его в различные кружки, спортивные секции.

В нашем случае это организация кружка «Умелые руки». Он представляет собой проект дополнительного образования, направленный на занятость подростков во внеучебное время, профилактику правонарушений через самовыражение обучающихся в рамках организованной трудовой деятельности. Основными задачами программы кружка являлись:

- образовательные (совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов, обеспечить обучающихся дополнительными знаниями в области столярного дела, научить практическому использованию и применению навыков в самостоятельной жизнедеятельности);

- развивающие (развивать зрительное восприятие, способствовать развитию творческой и предпринимательской активности);

- воспитательные (воспитывать: трудолюбие, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда,

лидерские качества и умение работать в коллективе, интерес к творческой и досуговой деятельности).

К концу учебного года наши «восьмиклассники» знали:

- названия инструментов, материалов, приспособлений, деревообрабатывающих станков;

- правила безопасности труда при работе в столярной мастерской;

- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

- способы обработки различных материалов.

Они умели:

- правильно пользоваться инструментами, оборудованием в столярной мастерской;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

- организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

- бережно относиться к инструментам, оборудованию, материалам;

- экономно, рационально размечать материалы;

- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

В течение первого учебного года ребята принимали участие в неделях добрых дел, в волонтерском движении, помогали обществу инвалидов в ремонте мебели, оконных рам, перил, дверей, облагораживали участки детских садов.

В конце первого года обучения четверых ребят сняли с учета в инспекции по делам несовершеннолетних благодаря хорошим характеристикам.

Самый главный результат нашей работы — 30 июня 2015 г. обучающимся этой группы вручили аттестаты за девятый класс и свидетельства об уровне квалификации.

Заинтере совавшись профессией «мастер сто-лярно-плотничных работ» (срок обучения — 2 года 10 месяцев), обучающиеся этой группы решили (а родители поддержали их решение) продолжить обучение и получить среднее профессиональное образование и профессию по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих в ГБПОУ «Миасский строительный техникум».

Это решение было поддержано администрацией техникума, и была сформирована группа из обучающихся, уже прошедших профессиональную подготовку, имеющих навыки столярного дела и опыт работы на станках. Позднее у студентов возникла идея создания бизнес-проекта деревообрабатывающего производства. Изучив проблему в теоретической и практической плоскости [11], мы пришли к выводу, что для реализации этой иннова-

ционной деятельности в ГБПОУ «Миасский строительный техникум» имеются все необходимые условия. В результате руками этих студентов изготовлена мебель для компьютерного класса, шкафы для общежития, инвентарь для детских садов и т. д.

Сейчас эта группа на третьем курсе, за все время обучения отчислены два человека — один призван в армию, а другой поменял место жительства, все остальные обучаются, участвуют в общественной жизни техникума. В настоящее время сделаны две заявки на участие в областном конкурсе молодеж-

ных проектов «Студенческая инициатива» в номинациях «Зеленый свет» и «Гражданская инициатива».

Студенты до вечера находятся в техникуме, потому что работы в мастерской хватает; благодаря профессиональным действиям мастера производственного обучения и куратора группы студентам там комфортно, отклоняющееся поведение осталось в прошлом. Успехи студентов этой группы — свидетельство грамотной системной работы по профилактике отклоняющегося поведения на основе трудовой деятельности.

Библиографический список

1. Зайко, А. П. Социальный портрет студентов российских колледжей : Региональный аспект [Текст] / А. П. Зайко // XX Междунар. конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире : Методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 16-18 марта 2017 г.). — Екатеринбург : УрФУ, 2017. — С. 747-752.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/34.

3. Макаренко, А. С. Собр. соч. [Текст] : в 7 т. Т. 5 / А. С. Макаренко. — М., 1946. — С. 438.

4. Молчанов, С. Г. Стратегия и тактика профилактики девиантного поведения : методы, реализация и научное сопровождение [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3. — С. 19-25.

5. Савченков, А. В. Проблема профилактики и коррекции девиантного поведения студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум» [Текст] / А. В. Савченков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1. — С. 135-138.

6. Прилепина, О. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социально-педагогической работе [Текст] / О. А. Прилепина // Профессиональное образование. Столица. — 2016. — № 7. — С. 33-35.

7. Сидоров, Н. Р. Девиантное поведение несовершеннолетних и принципы системного противодействия [Текст] / Н. Р. Сидоров // Школьные технологии. — 2014. — № 1. — С. 88-91.

8. Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением [Текст] / В. В. Завражнов, Г. А. Романова // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 588-590.

9. Социально-педагогические факторы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.newsocio.ru/nspgs-411-1.html.

10. Танаева, З. Р. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних [Текст] : учеб. пособие / З. Р. Танаева. — Челябинск, ЧЮИ МВД России, 2010. — 102 с.

11. Сташкевич, И. Р. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля [Текст] / И. Р. Сташкевич, Е. А. Серебренникова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 3 (40). — С. 207-209.

For citation: Antonova, N. N. Labour activity as an element in the system of VET students' misbehaviour prevention [Text] / N. N. Antonova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 72-76.

LABOUR ACTIVITY AS AN ELEMENT IN THE SYSTEM OF VET STUDENTS' MISBEHAVIOUR PREVENTION

N. N. Antonova

On the basis of the VET student's social portrait the article proves the necessity to create the system of students' misbehavior prevention, presents the factors causing the students' deviant behavior. The author presents the successful practice example in misbehavior prevention and the forms of the prevention in the Miass college of building. The article underlines the involvement in the collective labour activity as a form of prevention.

Key words: VET student's social portrait, misbehavior / deviant behavior, work system of misbehavior prevention, training, labour activity.

References

1. Zaiko A.P. Sotsial'nyi portret studentov rossiiskikh kolledzhei : Regional'nyi aspect. Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire : Metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya, 20th International conference, Ekaterinburg, UrFU, 2017, pp. 747-752. (In Russian)

2. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. [Prinyat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g. : odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: https://www.zakonrf.info/ zakon-ob-obrazovanii-v-rf/34.

3. Makarenko A.S. Sobr. soch. Vol. 5, Moscow, 1946, 438 p. (In Russian)

4. Molchanov S.G. Strategiya i taktika profilaktiki deviantnogo povedeniya : Metody, realizatsiya i nauchnoe soprovozhdenie. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 3, pp. 19-25. (In Russian)

5. Savchenkov A.V. Problema profilaktiki i korrektsii deviantnogo povedeniya studentov GBOU SPO (SSUZ) «Ust'-Katavskii industrial'no-tekhnologicheskii tekhnikum». Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2015, no. 1, pp. 135-138. (In Russian)

6. Prilepina O.A. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v sotsial'no-pedagogicheskoi rabote. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa, 2016, no. 7, pp. 33-35. (In Russian)

7. Sidorov N.R. Deviantnoe povedenie nesovershennoletnikh i printsipy sistemnogo protivodeistviya. Shkol'nye tekhnologii, 2014, no. 1, pp. 88-91. (In Russian)

8. Zavrazhnov V.V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty problemy sotsializatsii podrostkov s deviantnym povedeniem. Molodoi uchenyi, 2016, no. 26, pp. 588-590. (In Russian)

9. Sotsial'no-pedagogicheskie factory, available at: http://www.newsocio.ru/nspgs-411-1.html.

10. Tanaeva Z.R. Preduprezhdenie pravonarushenii nesovershennoletnikh. Chelyabinsk, ChYuI MVD Rossii, 2010. 102 p. (In Russian)

11. Stashkevich, I.R., Serebrennikova E.A. Model' formirovaniya kompetentsii predprinimatel'skoi deyatel'nosti u studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam tekhnicheskogo profilya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2013, no. 3, i. 40, pp. 207-209. (In Russian)

Антонова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР ГБПОУ «Миасский строительный техникум», Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: nat_nik1501@mail.ru

Antonova N. N., deputy director, Miass building technical secondary school, Chelyabinsk region, e-mail: nat_nik1501@mail.ru

Сведения для цитирования: Задорожная, Н. В. Некоторые методические особенности профориентационных занятий для дошкольников (из опыта проведения занятия «Кем быть? Автослесарем!» в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего») [Текст] / Н. В. Задорожная, Г. В. Морозов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 76-80.

УДК 373/377 ББК 74.200.52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ «КЕМ БЫТЬ? АВТОСЛЕСАРЕМ!» В УСЛОВИЯХ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»)

Н. В. Задорожная, Г. В. Морозов

В статье описывается опыт проведения профориентационного занятия по профессии «автослесарь» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.