Научная статья на тему 'Актуальность реализации программ предпринимательской направленности и создания организационно-педагогических условий в образовательных организациях СПО'

Актуальность реализации программ предпринимательской направленности и создания организационно-педагогических условий в образовательных организациях СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPETENCE OF BUSINESS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / PROFESSIONAL UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Е.А.

В статье приведены ссылки на нормативные источники и выдержки из них, убедительно доказывающие актуальность внедрения и реализации программ предпринимательской направленности в образовательных организациях. Приведены и обоснованы организационно-педагогические условия, в которых реализуется учебный процесс; отражена практическая составляющая процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMMES OF THE BUSINESS DI- RECTION AND ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SVE

The links to regulatory sources and excerpts from them are given. They prove the relevance of the introduction and implementation of entrepreneurial orientation in educational institutions. There are given the organizational and pedagogical conditions, in which the educational process is implemented. The practical component of the process of formation of entrepreneurship competence is shown.

Текст научной работы на тему «Актуальность реализации программ предпринимательской направленности и создания организационно-педагогических условий в образовательных организациях СПО»

области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения подростка спортом, техникой, музыкой и др.).

Библиографический список

В заключение хочется сказать о том, что результаты инновационной деятельности видны уже сейчас и несомненным достоинством, на наш взгляд, является ее практико-ориентированность.

1. Лозовой, В. В. Профилактика наркомании : школа, семья [Текст] : учеб. пособие / В. В. Лозовой. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 168 с.

2. Матги, Л. Криминология и социология отклоняющегося поведения [Текст] / Л. Матги. — Хельсинки, 2004. — 259 с.

УДК 334/377 Е. А. Серебренникова, зам. директора по НМР

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), соискатель ГБОУДПО ЧИРПО, г. Челябинск, e-mail: lenas-77@inbox.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

В статье приведены ссылки на нормативные источники и выдержки из них, убедительно доказывающие актуальность внедрения и реализации программ предпринимательской направленности в образовательных организациях. Приведены и обоснованы организационно-педагогические условия, в которых реализуется учебный процесс; отражена практическая составляющая процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, организационно-педагогические условия, учебный план, дисциплина, профессиональный модуль.

В апреле 2012 г. нашей образовательной организации был присвоен статус областной экспериментальной (инновационной) площадки по теме «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов учреждения СПО, обучающихся по специальностям технического профиля».

При вхождении в эксперимент мы разработали опросник, опросили студентов четвертого курса технических специальностей и обработали результаты.

При разработке опросника за основу был взят термин «образованность», введенный С. И. Гессеном и развитый Г. Н. Сериковым в модели образованности человека, в рамках которой образованность понимается как результат образования и воспитания, т. е. набор свойств и качеств, возникающих у человека в процессе обучения и воспитания на основе его природных данных.

В нашем исследовании осведомленность проявляется в информированности студентов

об известных им сведениях, о предпринимательской деятельности в процессе усвоения социального опыта. Выражается осведомленность полнотой, точностью представлений.

Сознательность проявляется в собственном отношении к деятельности, внутренней направленности на активные действия. Выражается целеустремленностью, логичностью.

Действенность проявляется в отношении к усвоенным знаниям и умениям. Выражается активностью личности. Степень активности является критерием сформированности готовности к деятельности, намерения действовать в соответствии с усвоенными знаниями и умениями.

Умелость проявляется в способности человека пользоваться усвоенными знаниями и умениями, регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали и принципы взаимоотношений с окружающими. Выражается в результативности деятельности и приобретается в процессе жизни и профессиональной деятельности.

ДА НЕТ

СУБТЕСТ «ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ»

1. Знакомы ли вы с мерами поддержки правительством Челябинской области субъектов малого и среднего предпринимательства?

2. Знаете ли вы, где получить информацию о том, с чего начать свой бизнес? (если ДА, назовите источник)

3. Знакомы ли вы с правилами составления бизнес-плана?

СУБТЕСТ «СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ»

4. Собираетесь ли вы начать свой бизнес после получения диплома?

5. Если ДА, знаете ли вы, какой продукт (услугу) будете производить (оказывать)?

6. Будет ли спрос на продукт (услугу), который вы собираетесь предлагать?

СУБТЕСТ «ДЕЙСТВЕННОСТЬ»

7. Можете ли вы одновременно заниматься несколькими направлениями и быстро переключать внимание?

8. Расставьте в порядке приоритета понятия: 1) «умение рисковать»; 2) «гибкость»; 3) «осторожность»

9. Готовы ли вы к тому, что ваша работа и личные цели будут взаимно дополнять друг друга?

СУБТЕСТ «УМЕЛОСТЬ»

10. Вы согласны с утверждением: «В бизнесе допустимы не совсем этические решения»?

11. Как вы считаете, значимы ли для предпринимателя такие черты, как этика поведения и моральные принципы?

Рис. 1. Опросник на выявление уровня обра.

Вопросы опросника были разбиты на блоки. Опросник представлен на рисунке 1.

Анализ опроса студентов, обучающихся специальностям технического профиля, позволяет сделать вывод, что подготовка к предпринимательской деятельности не является для них самоцелью. Значительная часть выпускников не планирует связывать свою деятельность с предпринимательством, и определенная часть не сможет сделать это по личностным показателям.

Результаты опроса находятся в пределах областей от ниже среднего до выше среднего уровня. Прогнозируемый результат предполагает нахождение точек в области только высокого уровня. Большой диапазон перепада точек свидетельствует о несистемности представлений об объекте деятельности (это связано с тем, что знания об объекте студенты получили только в процессе социального опыта, направленная содержательная подготовка отсутствовала). Выявлена нелогичность представлений и знаний, получены противоречащие друг другу данные.

В экспериментальных группах технического профиля:

1) при низкой осведомленности о предмете (34,1 %) действенность составила 76,1 %, т. е. информированность о деятельности достаточно низкая, а готовность к активным действиям достаточно высокая;

ванности в области предпринимательства

2) умелость, т. е. способность регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали, составила 46 %, при этом действенность достаточная высока (76,1 %), что говорит о количественном, а не о качественном показателе, так как этика поведения современного предпринимателя сегодня ставится на одно из первых мест; среди опрошенных 82,6 % ответили положительно на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что в бизнесе допустимы не совсем этические решения?».

В контрольной группе студентов экономической специальности при осведомленности в 64,6 % сознательность, т. е. готовность к активным действиям, составила всего лишь 31 %.

По результатам трех семестров работы в экспериментальных группах прирост этого показателя составил в среднем 20,8 %.

Умелость, т. е. сформированность этического компонента, выросла с 46 % до 74 %.

Однако в современных условиях рыночной экономики, по нашему мнению, у каждого человека должны быть сформированы компетенции в области предпринимательства, что подтверждается и нормативно-правовыми источниками.

В документах, утвержденных в период с 2000 по 2008 гг. [Концепция Федеральной целевой программы развития образования на

2011-2015 гг., Национальная доктрина образования в РФ (2000-2025 гг.), доклад «Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г.], прослеживается лишь косвенный призыв к реализации программ по предпринимательской подготовке.

В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования квалификаций в РФ на период до 2020 г., одобренной Коллегией Минобрнауки России, одной из задач является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся [1]. В качестве мероприятий для реализации данной задачи предусмотрено «...развитие социальных и предпринимательских компетенций обучающихся, обеспечивающих их адаптацию к изменениям внешних условий» [1]. В разделе VIII «Успешная социализация и эффективная самореализация молодежи» сказано: «Важным направлением обеспечения трудоустраиваемости выпускников профессиональных образовательных организаций рассматривается создание условий для развития "адаптивных ресурсов" выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости. Для этого в профессиональных образовательных организациях получат развитие содержание и технологии обучения, обеспечивающие:

- получение обучающимися дополнительных смежный квалификаций;

- целевое обучение умениям предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на развитие предпринимательских умений обучающихся;

- подготовку в области эффективного поведения на рынке труда;

- формирование социальных компетенций, включая работу в команде, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы» [5].

Однако уже в 2012 г. в нашей образовательной организации созданы следующие организационно-педагогические условия для реализации программ предпринимательской подготовки.

Для специальностей технического профиля:

1) построение образовательного процесса на основе интеграции программ базовой отраслевой и предпринимательской подготовки;

2) реализация программы дисциплины «Теория решения изобретательских задач»;

3) реализация программы профессионального модуля «Организация и управление предпринимательской деятельностью»;

4) формирование компетенций предпринимательской деятельности, основанное на мотивации к предпринимательской деятельности путем вовлечения будущих предпринимателей в проект «Волонтерское движение».

Для профессий технического профиля:

1) реализация программы дисциплины «Теория решения изобретательских задач»;

2) формирование компетенций предпринимательской деятельности, основанное на мотивации к предпринимательской деятельности путем вовлечения будущих предпринимателей в проект «Волонтерское движение».

Для специальностей социально-экономического профиля:

1) реализация программы дисциплины «Выпускник в условиях регионального рынка труда»;

2) формирование компетенций предпринимательской деятельности, основанное на мотивации к предпринимательской деятельности путем вовлечения будущих предпринимателей в проект «Волонтерское движение».

В данной статье мы раскроем первое и второе организационно-педагогические условия для специальностей технического профиля.

В 2012/13 и 2013/14 уч. гг. реализация профессионального модуля «Организация и управление предпринимательской деятельностью» осуществлялась за счет часов дополнительных образовательных услуг. В 2014/15 уч. г. программа данного модуля внесена в учебные планы специальностей технического профиля за счет часов вариативной части. Предполагается, что на выпуске студент параллельно с выпускной квалификационной работой представляет готовый бизнес-план, разработанный в направлении получаемой специальности. Элемент учебного плана представлен на рисунке 2.

Исходя из выявленной специфики предпринимательской деятельности и опираясь на собственные исследования [2-5], отметим, что компоненты компетенций, входящие в выделенные нами группы — проектные, управленческие, профессиональные (отраслевые), рефлексивные, — формируются более успешно при реализации дисциплины «Теория решения изобретательских задач». Личностные качества, ко -торыми предприниматель должен обладать, по утверждению многих авторов, для осуществления успешной деятельности, по нашему мнению, развиваются и активизируются в процессе освоения данной дисциплины.

ПМ.05 Выполнение работ по профессиям 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр» Эк 468 48 420 38 0 0 136 140 144 0 0 0

МДК.05.01 Технология работы с профессиональным электроинструментом ДЗ 48 16 32 16 32

МДК.05.02 Технология выполнения штукатурных работ 48 16 32 12 32

МДК.05.03 Технология выполнения малярных работ 48 16 32 10 32

УП.05 Учебная практика ДЗ 252 252 72 108 72

ПП.05 Производственная практика ДЗ 72 72 72

ПМ.06 Организация и управление предпринимательской деятельностью Эк 468 144 324 128 0 0 22 78 40 67 117 0

МДК.06.01 Организация и планирование экономико-правовой деятельности 324 108 216 86 22 56 24 51 63

МДК.06.02 Психология предпринимательской деятельности 108 36 72 42 22 16 16 18

УП.06 Учебная практика ДЗ 36 36 36

Всего /38ДЗ/ 18э 7506 2214 5292 1956 165 612 792 576 828 576 864 576 468

ПДП Преддипломная практика 4

ГИА Государственная итоговая аттестация 6

Рис. 2. Элемент учебного плана специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Умения генерировать бизнес-идеи; владеть Задачей на данном этапе является стимули-методами оценки конкурентоспособности биз- рование творческой деятельности по поиску не-неса. стандартных решений. Для этого используются

методы психологической активизации творчества (мозговой штурм и его модификации, синек-тика, ассоциативные методы, морфологический анализ и его модификации, метод фокальных объектов), методы систематизации перебора вариантов (морфологический анализ, метод контрольных вопросов), методы направленного поиска (АРИЗ). Применение ФСА с целью увеличения конкурентоспособности эффективно в условиях малого и среднего предпринимательства.

Умения планировать, анализировать собственную деятельность; регулировать свое поведение.

Данные элементы компетенций формируются при сопоставлении себя с критериями творческой личности. Такими критериями (по Г. С. Альтшуллеру) являются: умение держать удар; наличие большой достойной цели; наличие динамической системы планов для достижения цели; наличие системы планирования и контроля личного времени, направленной на достижение цели; промежуточная результативность; оптимальная техника выполнения работ по достижению цели, особенно при решении творческих задач; высокая работоспособность, а также соотнесение личных целей и целей бизнеса с критериями достойной цели (новизна, общественность, практичность, конкретность, независимость, значительность).

Умение решать стандартные профессиональные (технологические) задачи.

Решать профессиональные задачи самостоятельно и с большей эффективностью по-

могают знание теории причинно-следственных связей и умение применять способы устранения нежелательных эффектов (ликвидация, изоляция, компенсация вредного действия, «оттягивание» вредного действия и/или его последствий).

Умение превращать идею в новую технологию.

Данному процессу способствует знание основных понятий системного подхода (системный анализ, система, надсистема, подсистема, функции системы, законы развития систем, законы статики, кинематики, динамики, цель системы как смысл ее функционирования, этапы развития системы, средства достижения поставленной цели, ресурсы, модель, идеальная модель, сверхэффект, факторы расплаты), кроме того, ему способствует знание этапов и закономерностей развития технических систем.

Дисциплина «Теория решения изобретательских задач» позволяет сформировать предпринимательское мышление и выступает инструментом, позволяющим превратить любой ресурс в товар.

Освоение программ предпринимательской направленности при прохождении основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования позволит выпускнику среднего специального учебного заведения успешно социализироваться в обществе и даст ему возможность адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке труда.

Библиографический список

1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.inesnet.ru/wp-content/uploads/2013/11/strategy_06.pdf.

2. Серебренникова, Е. А. Подготовка специалиста технического профиля для экономики России [Текст] / Е. А. Серебренникова // Россия и Европа : связь культуры и экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (29 окт. 2012 г.). В 2 ч. Ч. 1. — Прага, Чешская Респ. : Изд-во WORLD PRESS s. r. o., 2012. — С. 177-180.

3. Серебренникова, Е. А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности [Текст] / Е. А. Серебренникова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2012. — № 2 (02). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО. — С. 36-38.

4. Серебренникова, Е. А. Компетенции предпринимательской деятельности и их формирование в условиях среднего профессионального образования [Текст] / Е. А. Серебренникова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 1 (07) — Челябинск : Изд-во ЧИРПО.

5. Серебренникова, Е. А. Методы ТРИЗ как инструмент подготовки студентов технических профилей к предпринимательской деятельности [Текст] / Е. А. Серебренникова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015 — С. 240-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.