Научная статья на тему 'Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования'

Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков А. В., Лизунов П. В.

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования. В статье представлены основные цели, задачи, новизна инновационной работы по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков А. В., Лизунов П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AT STUDENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The problem of formation of professional competencies at students with deviant behavior in conditions of vocational education is considered in this article. The main aims, tasks, scientific novelty of experimental platform upon the research topic are presented.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования»

УДК 377+376

Savchenkov A.V, Lizunov P.V. THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AT STUDENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN CONDITIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION. The problem of formation of professional competencies at students with deviant behavior in conditions of vocational education is considered in this article. The main aims, tasks, scientific novelty of experimental platform upon the research topic are presented.

Key words: professional competencies, deviant behavior.

А.В. Савченков, доц. каф. ПиППО, г. Челябинск, E-mail: alex2107@mail.ru;

П.В. Лизунов, и.о. директора Усть-Катавского индустриально-технологического техникума, г. Усть-Катав, E-mail: lizunov_pavel@mail.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования. В статье представлены основные цели, задачи, новизна инновационной работы по теме исследования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, девиантное поведение.

Переход к рыночной экономике, усиление интеграционных процессов в европейской и мировой системе образования обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа. Рынок рабочей силы требует от выпускника среднего профессионального образовательного учреждения наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения на языке «компетенций», на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.

Значимым компонентом профессиональной компетентности, как отмечено в работах отечественных и зарубежных исследователей, являются общие компетенции - набор базовых знаний и надпредметных умений, а также личностных качеств индивида, необходимых для продуктивной деятельности. Общие компетенции, в отличие от профессиональных, которые в основном формируются и развиваются в процессе изучения профильных дисциплин и дальнейшей деятельности по специальности, необходимо формировать на всех этапах образовательного процесса, в том числе в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам, а также в процессе психолого-педагоги-ческого сопровождения обучающихся. При этом необходимо учитывать тот факт, что значительная часть обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования склонны проявлять девиантное поведение.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций [1].

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального феномена.

В связи с актуальностью этой темы, 24 января 2013 г., согласно приказу Министерства образования и науки Челябинской области, на базе Усть-Катавского индустриально-технологического техникума была открыта областная инновационная площадка по теме «Комплекс психолого-педагогических мероприятий как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся с девиантным поведением» (выписка из приказа Министерства образования и науки Челябинской области за № 16 от 24.01.13 г.).

Одной из задач, поставленных перед коллективом техникума, является изучить особенности девиантного поведения как проблему и на основе полученных знаний разработать инновационные подходы в успешном формировании профессиональных компетенций у подростков с девиантным поведением.

Необходимость в этом возникла в связи с увеличением числа вновь поступающих студентов с наличием учета в ПДН ОВД. Но основной мотивацией для выбора именно такой темы стал вопрос профилактики девиантного поведения среди студентов. Всем известно, что подростковый возраст и начало перехода к периоду юношества не всегда предсказуем в поведенческом отношении. Лучше проблему предотвратить, чем бороться с ней.

Следует отметить, что среди подростков с девиантным поведением довольно часто встречаются творческие, трудолюбивые, а иногда и просто нестандартно мыслящие люди. Таким детям иногда бывает довольно сложно адаптироваться в современном мире. Чаще всего это довольно эмоциональные и ранимые люди, применяющие в качестве психологической защиты или привлечения к себе внимания не всегда одобряемые формы поведения.

Подходит к завершению подготовительный этап работы. За это время проведен ряд мероприятий, например, принято решение:

• о создании на базе УКИТТ, межведомственного психо-лого-медико-педагогического консилиума;

• при участии администрации и руководителей ведомств и организаций города создан Совет делового партнерства Усть-Катавского городского округа;

• планируется работа по составлению межведомственных программ: (программа - «Здоровьесбережение детей и подростков», программа - «Мой профессиональный выбор», программа - «Дорогою добра»);

• проведен семинар для педагогов техникума «Составляющие девиантного поведения»;

• проводился обучающий семинар «Особенности организации учебно-воспитательного процесса для подростков с девиантным поведением», на котором присутствовали не только педагоги техникума, но и приглашались представители школ города и специалисты МОУ Комплексного центра и МОУ «Детский дом».

Следует учитывать, что обучающихся техникума, состоящих на учете в ПДН ОВД, на сегодняшний день 12 человек, от общего количества. А это значит, что основной упор в работе, конечно же, будет направлен на профилактическую работу с

подростками, на просветительскую работу с их родителями по вопросам возрастных психолого-физиологических особенностей их детей.

Девиантное поведение деструктивной направленности в подростковом возрасте — это отклоняющаяся от общепринятых норм форма самореализации и самоутверждения личности на этапе первичной социализации. Оно характеризуется слабой осознанностью, преобладанием аморальных действий и поступков над противоправными.

Основными элементами механизма формирования девиантного поведения подростков являются:

- наличие проблемной ситуации, характеризующейся отсутствием или слабой выраженностью у подростка социально-одоб-ряемого стереотипа выполнения нормативных требований;

- разрешение проблемной ситуации, осуществляющееся путем доминирования установок, в которых выражается потребность в реализации сиюминутных побуждений, в формах неконтролируемых действий, которые могут превратиться в стереотип асоциального поведения;

- в результате возникают насыщенные негативными эмоциями и чувствами действия, вызывающие конфликт с теми личностями и общностями, которые требуют соблюдения принятых большинством людей ориентаций и установок [2].

В основе механизма лежат как биологические, так и социальные факторы. К биологическим факторам относятся природные склонности подростка, сиюминутные побуждения, узкоэгоистические инстинкты, неосознанность совершаемых поступков и действий. К социальным факторам — средовые факторы (влияние семьи и школы) и воспитательные образцы, в которых утверждается система аморального поведения, отсутствие навыка самоконтроля.

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

В настоящее время традиционная система общеобразовательной подготовки, ориентированная на формирование предметных знаний и умений, а не на разностороннее развитие личности обучающихся, занимает прочное положение в образовательной практике.

Остаются нерешенными противоречия между:

• требованиями, предъявляемыми работодателями к качествам личности выпускников учреждений СПО, и их фактической профессиональной подготовкой, неадекватной ожиданиям государства, общества в отношении сформированностип-рофессиональных компетенций специалиста;

• объективными возможностями учреждений СПО в становлении профессиональной компетентности обучающихся и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом, содержательном и методическом уровнях;

• необходимостью разработки психолого-педагогического мероприятий способствующих формированию профессиональных компетенций обучающихся в связи с изменившимися требованиями к процессу и результату обучения, а также с проявлениями девиантного поведения у обучающихся;

• большими возможностями реализации средств в психо-лого-педагогической профилактике девиантного поведения личности и их недостаточной востребованностью в условиях современной образовательной системы.

Процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением по нашему мнению должен включать себя:

• помощь в адаптации обучающихся к условиям среднего профессионального учреждения;

• развитие эмоциональной устойчивости обучающихся с девиантным поведением;

• работа с семьей, изучение типа семейного воспитания;

• разработка методов формирования общекультурных компетенций в процессе преподавания различных дисциплин в учреждениях СПО.

Исследование научной литературы по данной проблеме показали, что эта тема нова, и комплексных исследований по ней практически нет, хотя можно встретить некоторые толкования отдельных понятий.

Таким образом, актуальность исследования данной проблемы обусловлена:

• состоянием проблемы в теории и практике образования;

• социальным заказом, определенными федеральными и региональными требованиями;

• необходимостью проведения исследований по формированию профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением;

• необходимостью разработки комплекса мероприятий способствующих формированию общих компетенций;

• необходимость вовлечения обучающихся с девиантным поведением в новые социальные процессы и явления, новые социальные институты и структуры на глобальном, федеральном и региональном уровнях, что требует от каждого соответствующей адаптации по всем этим позициям, начиная с государственно-общественного уровня и кончая уровнем семьи и личных отношений;

• потребностью в качественной реализации образовательного процесса при наличии сложных современных социальноэкономических, демографических условий, в которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Актуальным на психолого-педагогическом уровне становится пересмотр профессиональной подготовки (и формы, и содержания) рабочих кадров и специалистов для современных производств. Основная идея исследования: создание психологопедагогических условий и мероприятий, для предупреждения девиантного поведения у обучающихся в средних профессиональных учреждениях, при этом работа будет проводится не только с обучающимися, но и с их семьями.

В связи с вышесказанным задачи проводимой нами инновационной работы заключаются в следующем:

• Выявить сущность, структуру, состояние проблемы формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в теории и практике среднего профессионального образования.

• Обосновать состав и содержание профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях СПО как важной составляющей общей компетентности будущих специалистов; выявить роль общеобразовательной подготовки, а также работы с семьей в формировании общих компетенций.

• Разработать теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций обучающихся с девиантным поведением.

• Разработать и подтвердить в обучающей практике СПО комплекс психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешному формированию профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением.

• Разработать методическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся с девиантным поведением в условиях СПО.

Новизна проводимой нами работы состоит:

• в концептуальных изменениях в организации воспитательной работе, ее ориентации не только на личностью ученика, но и на семью, в которой он воспитывается;

• в разработке методики организационного, психолого-пе-дагогического и научно-методического сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях СПО;

• в определении и обосновании инновационных форм и методов организации образовательного процесса, способствующих формированию общих компетенций через вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность;

• в выявлении основных направлений психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения, к которым относятся:

- социальная адаптация;

- ресоциализация и дальнейшая социализация;

- помощь в процессе обучения и стимулирование познавательной активности;

- работа с семьями обучающихся.

• в представлении элементов механизма формирования девиантного поведения подростков;

• в разработке комплекса диагностических материалов на основе традиционныхи инновационных (компетентностно ориентированные тесты, контекстные, ситуационные задания, пор-

тфолио) средств контроля, позволяющего выявить уровень сфор-мированности общих компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях СПО.

Практическая значимость работы заключается:

• в разработке методики организационного, психолого-пе-дагогического и научно-методического сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования;

• в выявлении комплекса мероприятий, направленных на формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях СПО;

• в обосновании необходимости:

- совершенствования профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих педагогическую работу с обучающимися с девиантым поведением;

- использования возможностей, заложенных в целостном педагогическом процессе образовательной структуры;

Библиографический список

- осуществления межведомственного взаимодействия специалистов (педагогов, психологов, медиков, и т.д.);

- организации работы по повышению уровня психолого-ме-дико-педагогических знаний родителей, использования потенциала семьи в решении проблем подростков и т.д.

• в получении комплекса теоретических и эмпирических результатов, которые могут составить основу для разработки методических рекомендаций для педагогов и родителей;

• в определении и обосновании форм и методов организации образовательного процесса, способствующих формированию профессиональной компетентности через вовлечение обучающихся с девиантным поведением в активную познавательную деятельность, направленную на освоение компетенций самими студентами посредством решения проблемных заданий.

Работа инновационной площадки рассчитана на три года, что несомненно будет способствовать достижению поставленных задач.

1. Гатальский, В.Д. Социально-педагогические предпосылки профилактики девиантного поведения молодежи // Известия Рос. гос. пе-дагогич. ун-та им. А.И. Герцена. - СПб. - 2009. - № 102.

2. Евдокимова, Т.Г. Девиация как социальное явление // Академический журнал Западной Сибири. - Тюмень. - 2008. - № 2.

Bibliography

1. Gataljskiyj, V.D. Socialjno-pedagogicheskie predposihlki profilaktiki deviantnogo povedeniya molodezhi // Izvestiya Ros. gos. pedagogich. un-ta im. A.I. Gercena. - Spb. - 2009. - № 102.

2. Evdokimova, T.G. Deviaciya kak socialjnoe yavlenie // Akademicheskiyj zhurnal Zapadnoyj Sibiri. - Tyumenj. - 2008. - № 2.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 378:796/799

Yatlova E.A., Kozlov N.S. COMPETENCE METHOD IN THE BASIS OF STUDENTS' TRAINING FOR SELFORGANIZATION OF HEALTHY LIFE-STYLE WITH THE HELP OF PHYSICAL TRAINING IN AN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION. The article discloses the necessity to accept the competence method as one of the leading ones in the system of general secondary and professional education which determined the consideration of the educational process aim as the formation of the key competences.

Key words: self-organizing, physical training, healthy life-style, competences, competence method.

Е.А. Ятлова, аспирант АГАУ, г. Барнаул;

Н.С. Козлов, д-р. пед.наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: Katyajatlova@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОСНОВЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К САМООРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Статья раскрывает необходимость создания новых программ и модели формирования ЗОЖ студентов средствами физической культуры в вузе.

Ключевые слова: самоорганизация; физическая культура; здоровый образ жизни; компетенции; компетентность^ подход.

Обучение в высшей школе - сложный и длительный процесс, имеющий ряд характерных особенностей и предъявляющий высокие требования к пластичности психических и физиологических функций молодых людей. При поступлении в высшее учебное заведение у вчерашних школьников происходит нарушение жизненного стереотипа. Начальный период обучения играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов. От него во многом зависит, будет студент здоровым или больным.

По данным научной литературы, за последние 20 лет доля здоровых студентов сократилась более чем в 2,5 раза на начальном этапе обучения и более чем в 4 раза к окончанию вуза [1; 2; 3]. Растет количество учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В связи с этим, во многих публикациях прослеживается мысль о том, что необходимо создать такие программы и модели формирования ЗОЖ студентов средствами физической культуры, которые бы изменили проблемную ситуацию, отношение студента к своему здоровью и образу жизни (В.А. Пузынин, Л.Н. Рюти-на, И.В. Стародубцева и др.). Это необходимо сделать еще

и потому, что происходит вхождение страны в компетентност-ное профессиональное образование, и, чтобы не остаться в стороне от его модернизации, необходимо перестроить процесс преподавания предмета «Физическая культура» и его дидактической составляющей «Здорового образа и стиля жизни» на основе компетентностного подхода, его сущность и содержание раскрыты в монографиях, статьях, рекомендациях и защищенных диссертациях (А.М. Андреева, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Д.Г. Левитес, А.В. Хуторской и др.).

Проведенный анализ литературы показал, что компетент-ностному подходу и его внедрению в практику работы кафедр физического воспитания уделено недостаточно внимания. И только в последние годы опубликован ряд работ, раскрывающих некоторые аспекты проблемы использования компетентно-стного подхода в процессе подготовки специалистов по физической культуре и учебном процессе по физическому воспитанию в вузе (В.Ф. Балашова, В.В. Погодин, Н.И. Самойлова и др.).

Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих в системе общего и профессионального образования предопределило рассмотрение цели образовательного процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.