Научная статья на тему 'Региональное инновационное развитие на принципах контроллинга, интегрированного в систему управления регионом'

Региональное инновационное развитие на принципах контроллинга, интегрированного в систему управления регионом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / ПРОЦЕСС / КОНТРОЛЛИНГ / ПРОГРАММА / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанов Игорь Анатольевич

Обосновывается возможность использования контроллинга в качестве инструмента активизации инновационного процесса с привлечением к этому процессу всех заинтересованных сторон субъектов инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональное инновационное развитие на принципах контроллинга, интегрированного в систему управления регионом»

УДК 65.0(075.8)

И.А. Шабанов

Омский институт (филиал) Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НА ПРИНЦИПАХ КОНТРОЛЛИНГА, ИНТЕГРИРОВАННОГО В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

Обосновывается возможность использования контроллинга в качестве инструмента активизации инновационного процесса с привлечением к этому процессу всех заинтересованных сторон -субъектов инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, регион, процесс, контроллинг, программа, проект.

Организация и координация инновационной и иной хозяйственной деятельности на территории региона, по нашему мнению, одна из основных функций исполнительного органа власти. При такой модели регион может быть рассмотрен как некая организация с функциональной структурой, представляющая совокупность институтов управления регионом и хозяйствующих субъектов. Безусловно, организации и предприятия региона могут рассматриваться и как относительно самостоятельные. Их самостоятельность проявляется в системе планирования хозяйственной деятельности: выборе контрагентов, найме персонала и установлении оплаты труда, планировании номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и т.д. [1, с. 32]. Вместе с тем, она ограничена ресурсными возможностями региона, общностью используемой инфраструктуры, целями и задачами, пересекающимися с целями и задачами других хозяйствующих субъектов, взаимосвязью с системой управления регионом. Следовательно, с определенными ограничениями к исследованию региона как совокупности предприятий могут быть применены подходы для многозвенного предприятия и входящих в него самостоятельных производств. На основании такого подхода исполнительный орган власти региона (правительство региона) путем организации и координации хода хозяйственного процесса, исходя из потребностей региона, тенденций развития, формирует направления развития, отвечает за постановку и достижение целей, решает задачи инновационного развития региона в целом. Инновационные хозяйствующие субъекты, в зависимости от формы собственности, формы финансирования, выбранной организационно-правовой формы, решают задачи реализации собственных инновационных проектов и программ в рамках направлений развития региона. Целесообразность такого подхода вытекает из того, что все хозяйствующие субъекты, в том числе и инновационные, осуществляющие свою деятельность на территории региона, и, следовательно, косвенно, а в отдельных случаях и прямо, находятся под управлением исполнительных органов власти региона - они используют местные ресурсы, инфраструктуру, руководствуются местным законодательством, уплачивают налоги в региональный и местные бюджеты, используют потенциал, в том числе и наименование региона как бренд, для продвижения своей продукции на внешних рынках и организации бизнеса с внешними по отношению к региону контрагентами. Немаловажна и возможность получения полиаспектной региональной поддержки.

В случае отдельных инновационных программ и проектов, имеющих для региона стратегическое значение, исполнительная власть в лице региональных министерств может брать на себя непосредственно функции управления. Это управление должно быть в значительной степени децентрализованным и осуществляться через создание предприятий, учредителями которых являются региональный орган исполнительной власти и соответствующие управленческие структуры - совет директоров либо дирекция. В такой модели регион можно рас-

сматривать как систему функционирующих на его территории хозяйствующих субъектов, являющихся его подсистемами.

Основой успешного применения модели, в которой предприятия рассматриваются как элементы регионального хозяйственного комплекса, в той или иной мере управляемой исполнительным органом власти региона, является наличие эффективной организационной структуры, системы планирования и отчетности, базирующейся на системе показателей инновационного процесса в целом и выполнения отдельных программ и проектов. Система планов как формализованная их совокупность, содержащих качественные и количественные показатели, информационно отражает планируемые цели, анализ и состояние внешней среды, состояние инновационного процесса. Безусловно, в такой модели взаимодействия исполнительного органа власти и хозяйствующих субъектов методы организации планирования должны быть сведены в практическое руководство по планированию инновационного процесса в регионе. Методическое единство дает возможность обобщения планов и показателей. В этом руководстве в качестве основы планирования должна быть обоснована целесообразность данного формата планирования, отражены цели и задачи планирования, показатели, в том числе характеризующие инновационность развития.

Планирование инновационного процесса в регионе должно базироваться на системе информационного обеспечения, элементами которой являются статистический и управленческий учет хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории. Учет и сбор информации ориентирован на обеспечение информационных потребностей всех участников инновационного процесса, в первую очередь центров принятия решения, достоверной своевременной информацией. Источниками этой информации могут быть статистическая, финансовая и бухгалтерская отчетность предприятий региона при условии согласия хозяйствующих субъектов этой отчетности в ее использовании, а также аналитическая информация, формируемая региональным органом контроллинга, в составе исполнительного органа власти или при его отсутствии соответствующим функциональным подразделением (региональным министерством, департаментом, отделом и т.д.).

Существенным аргументом в пользу данной модели является и усложнение системы управления регионом, заключающееся в значительном числе хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную, в том числе и инновационную деятельность на его территории, а как следствие, необходимость координации этой деятельности. Эта деятельность, особенно в случае инновационных предприятий и организаций, может потребовать кооперированных усилий в различных областях деятельности субъектов различной формы собственности, что может быть обеспечено единым механизмом. То есть реализация инновационных проектов и программ может потребовать формирования своего рода матричной организационной структуры, в которой роль координатора выполняет региональный орган исполнительной власти.

Эффективность механизма формирования инновационного процесса в регионе во многом определяется комплексным использованием возможностей современных информационных технологий и реализацией принципов формирования электронного правительства регионов, представляющего систему электронного документооборота государственного управления и предполагающего построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки [2, с. 122]. Возможности современных информационно-коммуникационных технологий как инструмента активизации инновационного процесса в регионе нам представляются гораздо шире, чем организация электронного документооборота - это, прежде всего, использование его для проведения мониторинга и контроля, моделирования информационного источника для проведения анализа и расчетов эффективности принимаемых управленческих проектных решений. Информационное обеспечение инновационного процесса в регионе является основой организации и проведения мониторинга и

контроля. На основании проводимого мониторинга и полученной в результате информации может быть организована система контроля инновационного процесса, особенностью которого является не только достижение поставленных инновационным проектом или программой целей, но и ориентация на перспективные качественные изменения. С учетом этого функции системы контроля инновационного процесса в регионе сводятся к контролю процесса достижения поставленных целей регионального инновационного развития; контролю прогнозов и тенденций развития тех или иных перспективных направлений; контролю отклонений прогнозов от целей развития и анализу причин этих отклонений; контролю выполнения планов и программ развития; контролю расходования бюджетных средств (в случае бюджетного финансирования инновационных проектов и программ); контролю внешней среды и тенденций ее изменения; контролю выполнения планов инновационного развития. То есть, оперируя показателями достигнутого уровня и сложившегося положения, система контроля ориентирована на перспективу.

Результатом проведения контроля является формирование рекомендаций для совершенствования инновационного процесса. Безусловно, при учете непрерывного характера инновационного развития рекомендации должны носить альтернативный и вариантный характер.

Эффективным инструментом, обеспечивающим решение аналитических задач инновационного развития, в общей системе управления инновационным процессом в регионе может стать подразделение ситуационного анализа и поддержки принятия управленческих решений, как оперативного, так и стратегического характера. С его помощью могут решаться задачи: оценки социально-экономического состояния и динамики развития региона; кратко, средне и долгосрочного прогнозирования процессов социально-экономического развития; выявления проблемных ситуаций и объектов критики, требующих анализа и принятия соответствующих решений руководством региона; анализа эффективности расходования бюджетных средств в регионе и анализ причин возникновения негативных ситуаций, оценки результатов принимаемых управленческих решений; разработки аналитических материалов с обобщением передового опыта решения проблем социально-экономического развития региона; анализа предложений общественности, специалистов и ученых по повышению эффективности развития региона. Структурно данное подразделение может представлять взаимосвязанные функциональные группы, отделы, комитеты или комиссии по соответствующим направлениям - социально-экономического развития и обеспечения продовольственной безопасности региона, отраслей промышленного производства, эффективности расходования бюджетных средств региона, проблемных ситуаций и общественного мнения, предложений научной общественности и СМИ по направлениям развития региона, анализа передового опыта и др. [3, с. 239].

Достаточно широкая трактовка понятия «контроллинг» делает возможным применение данного подхода в различных областях деятельности. Сложность и масштабность региональных процессов развития, подразумевающих инновационный процесс как основу развития и неотъемлемый элемент общественной жизни, не только делают управление инновационным процессом в регионе на основе контроллинга необходимым условием эффективности этих процессов, но и требуют пояснения содержания данного термина применительно к данной работе. Под контроллингом мы будем понимать его значение в экономическом смысле, то есть как наблюдение и управление. Объединяя функции информационного обеспечения, планирования, учета, контроля и координации, связывая все эти функции в единую систему, не подменяя собой функций управления инновационным процессом, интегрируя и координируя их, контроллинг может обеспечить качественно новый уровень управления. В соответствии с этим расширенное толкование термина, в нашем понимании, сводится к выполнению функций управления. Обобщая эти функции, можно определить контроллинг как информационное обеспечение с целью организации эффективного управления.

Рассматривая цели контроллинга региональной инновационной политики, необходимо отметить, что они формируются исходя из целей региональной политики, которая во всех случаях декларируется как направленная на развитие региона и повышение уровня жизни населения, то есть основная конечная задача руководства региона сводится к решению социальных вопросов и вопросов сохранения и улучшения среды обитания. Для реализации этой цели руководство региона организует коммерческую деятельность на своей территории субъектов хозяйствования, финансовый результат деятельности которых является основой формирования регионального бюджета, а как следствие, является источником развития региона и решения социальных вопросов.

Основной функцией контроллинга инновационного процесса в регионе является подготовка решения о принятии той или иной инновационной программы или проекта и контроль эффективности их реализации. Эти задачи распространяются на инновационные проекты и программы, реализуемые и готовящиеся к реализации в регионе и нуждающиеся в мерах региональной или федеральной поддержки. К функциям контроллинга необходимо отнести предоставление контрольных расчетов и методик этих расчетов, консультирование всех заинтересованных в информации участников инновационного процесса. Значение функции информационного обеспечения участников инновационного процесса с учетом ее возрастающей роли может быть достигнуто только в случае кооперированного стиля управления, заключающегося в единстве целей всех участников, заинтересованности в результатах.

Необходимо отметить разграничение задач контроллинга инновационного процесса и других задач, решаемых участниками инновационного процесса. То есть задачи, разделяемые на стратегический контроллинг и оперативный контроль, могут быть, а по нашему мнению, должны быть, разделены. В связи с этим представляется целесообразным организация выполнения основной части стратегических задач экономической службой исполнительного органа власти региона - министерством экономики региона, а задач контроля, особенно если инвестиционный проект финансируется, дотируется или льготируется бюджетом региона, -финансовой службой региона - министерством финансов. Такое разграничение обусловлено принципиальным отличием задач стратегического контроллинга инновационных проектов и программ, к которым необходимо отнести, прежде всего, перспективное и текущее планирование программ и проектов, а оперативного - контроль расходования финансовых ресурсов, обеспечение финансовыми ресурсами. Нам представляется, что в случае решения задачи экономического консультирования и организации специальных исследований с целью проведения анализа эффективности реализации инновационных проектов и программ целесообразна организация системы контроля с использованием функций контролирующих органов с привлечением независимых специалистов.

Главные задачи стратегического контроллинга инновационного развития региона можно определить как формирование системы и условий последовательного непрерывного инновационного развития региона, мониторинг национального и мирового инновационного процесса, особенно в части специализации региона и решения актуальных задач развития, и поддержание уровня развития региона. Это достигается разработкой и рассмотрением возможных альтернативных стратегий инновационного развития и выбором оптимальной на основе внутренних и внешних условий, имеющихся заделов инновационной сферы региона в конкретных областях и с учетом «узких» и слабых мест, свободных рыночных ниш, формированием системы необходимых и достаточных показателей и анализом экономической эффективности инновационных решений и инвестиций, направленных на реализацию этих решений.

Рассмотрение внутренних факторов должно включать анализ состояния инновационной сферы и имеющегося «задела» (технологии, патенты, разработки, состояние развития производственной сферы и т.д.), анализ интеллектуального потенциала, анализ состояния регионального маркетинга и продвижения инноваций, анализ социальных и экологических про-

блем региона, анализ организационной структуры и механизма регионального инновационного процесса, анализ и формирование региональных преимуществ (территориальных, ресурсных, интеллектуальных и др.).

На этапе реализации плана инновационного стратегического развития региона предметом контроллинга инновационного процесса является проведение следящего контроля достижения стратегических целей инновационного развития на основе анализа запланированного и достигнутого уровня развития и выработка рекомендаций по его корректировке. Целью оперативного контроллинга инновационного процесса в регионе является создание системы управления достижением текущих целей инновационного развития региона и принятие превентивных мер. Структурно оперативный контроллинг инновационного процесса в регионе можно представить как последовательность этапов, которые могут быть определены как задачи оперативного контроллинга: установление целей инновационного развития региона с учетом имеющегося потенциала и тенденций развития конкретных инновационных направлений развития, планирование этого развития путем разработки и принятия инновационных проектов и программ, организации учета реализуемых инновационных проектов и программ, организации системы информационных потоков, мониторинг инновационных проектов и программ, контроль и анализ инновационных проектов и программ, выработка рекомендаций по оптимизации их реализации.

Закономерен вопрос в целесообразности информирования хозяйствующих субъектов о своих инновационных перспективах исполнительной власти региона. В современной хозяйственной отечественной практике очень часто любая информация, выходящая за пределы представляемой в обязательном порядке, объявляется хозяйствующими субъектами коммерческой тайной. Нам представляется подобная практика аномальной по нескольким причинам. Хозяйственная деятельность инновационных предприятий и организаций осуществляется на территории региона и предполагает использование различных региональных ресурсов - в первую очередь материальных и трудовых. Соответственно планирование этих ресурсов на уровне территориального образования предполагает наличие у органа исполнительной власти достоверной информации о будущих потребностях в ресурсах всех субъектов деятельности, а как следствие, и планирование мероприятий по обеспечению ими. На различных этапах деятельности, особенно на этапе завершения проектной стадии, инновационное предприятие, как правило, нуждается в прямой (льготы, субвенции, трансферты и др.), а в большей степени косвенной, в том числе протекционистской, поддержке исполнительной власти - это участие в региональных, межрегиональных выставках и иных форумах, представление инновационного продукта при контактах исполнительной власти с другими регионами, использование наименования региона как бренда и др. По нашему мнению, отечественные хозяйствующие субъекты, в том числе и инновационные, находятся на начальном этапе стадии осознания, что любая открытость деятельности - для потребителя, власти, контрагентов - первопричина будущих доверительных отношений, доведения до будущих потребителей социальной и иной значимости инновационного проекта, программы или продукта, повышения качества продукции и технологических процессов, а в конечном итоге и долговременной эффективной деятельности.

Немаловажна методологическая и методическая помощь региональной исполнительной власти в вопросах планирования и маркетинга. Накапливая и обобщая опыт инновационного планирования, участвуя в процессе инновационного планирования, система контроллинга инновационного процесса в регионе обобщается и методологически совершенствуется - и уровень этого совершенствования выше, чем на уровне отдельного регионального предприятия, не входящего в систему транснациональных или национальных корпораций.

Одним из показавших эффективность механизмов региональной политики и форм регионального развития является разработка и реализация целевых инновационных программ, создаваемых на основе концепций стратегического развития региона и способных дать им-

пульс развития смежным, на первый взгляд не связанным напрямую с целями и задачами данной программы, отраслям и сферам региональной экономики. Инновационность целевых программ проявляется, помимо продуктовых и технологических аспектов, в инновационной форме организации решения проблемы развития региона, содержащих комплекс мероприятий и смежных проектов, направленных на достижение целей программы, концентрирующих ресурсы и координирующих деятельность различных органов регионального управления, активизирующих межрегиональные экономические связи.

Методологически структура целевой инновационной программы аналогична структуре бизнес-планирования и включает, помимо характеристик проблемы, целей, ресурсов, механизма реализации, управления и контроля, характеристику смежных проектов или мероприятий, имеющее собственное содержание и экономический или иной эффект от его реализации. Особенностью отдельных мероприятий или проектов, реализуемых в рамках программы, является проявление их эффективности в составе других мероприятий данной инновационной программы, не имеющих эффекта в отрыве от них.

Целевые инновационные программы, разрабатываемые в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, должны предполагать возможность альтернативного варианта решения исходя из значимости целей, из приоритетов стратегического развития региона, на основе всестороннего анализа целей и их ранжирования, обоснования мероприятий достижения целей программы и плана их реализации, структуризации программы, блоков и отдельных проектов. Альтернативность возможна при выборе ресурсов и источников их получения, формировании организационной структуры реализации по каждому блоку проектов, формализации процедур мониторинга, контроля и приемки работ. Причем в случае реализации целевых программ, имеющих статус региональных или реализуемых с привлечением средств регионального бюджета, мониторинг и контроль должны быть не только со стороны исполнительной власти региона как основного заказчика, но и не исключать возможности общественного контроля со стороны других держателей интересов и возможности использования ими альтернативных видов контроля и мониторинга. При этом система мониторинга и организованная на ее основе система контроля могут включать широкий арсенал инструментов: от разработки системы сбалансированных показателей и расчета степени достижения основных и промежуточных результатов программы до публичной демонстрации фото- и видеоотчетов о промежуточных и конечных результатах, например, в Интернете.

Так как инновационный процесс сопряжен с высоким уровнем риска, пропорциональным инновационности проектов и программ, их относительная минимизация возможна организацией системы прогнозирования, предполагающей прогноз и сравнительный анализ промежуточных результатов этапа и конечных результатов осуществления программы с целью корректировки действий по ее реализации.

Разработчиками целевой программы может быть исполнительная власть региона либо внешняя подрядная организация, специфика деятельности которой отвечает целям и задачам инновационной программы и требованиям заказчика. Причем размещение заказа на разработку инновационной целевой программы как этапа ее реализации должно предусматривать открытость для участников и возможность обсуждения для держателей интересов. В случае программ и проектов, допускающих альтернативность решения проектной проблемы, разработчиков может быть несколько - не меньше количества альтернативных решений. Исполнительная власть региона как государственный заказчик должна не только нести ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию программы, включающую подготовку исходного задания, управление действиями разработчиков и исполнителей программы, контроль эффективного использование материальных и финансовых ресурсов, но и обеспечить гласность проектных процедур и своих решений.

В нашей стране процесс формирования федерализма и разграничения полномочий федерального центра и регионов не завершен, что во многом определяет приоритеты при планировании финансовых ресурсов и возможности инновационного развития регионов. Основным направлением совершенствования системы планирования общественных финансов и исполнения полномочий государства и регионов должен стать переход от сметного планирования на основе индексации сложившихся затрат прошлых периодов к развитию системы перспективного финансового планирования, развитию программно-целевых методов бюджетного планирования и результативных принципов бюджетирования. Система сметного планирования на основе индексации сложившихся затрат прошлых периодов не создает стимулов к сокращению издержек и экономии бюджетных средств; недостаточно ориентирована на достижение конкретных результатов деятельности. Переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами представляется более перспективным. Порядок разработки и реализации целевых программ должен предусматривать включение в их обоснование ожидаемых конечных результатов реализации программных мероприятий. Это не исключает дальнейшего использования действующей системы учета, отчетности и контроля исполнения бюджета, позволяющей оценивать, главным образом, правомерность расходования бюджетных средств. Система измерения результатов бюджетного финансирования инновационного процесса должна включать и социально-экономические результаты либо, на основе комплексности рассматриваемых показателей, давать представление о степени достижения этих результатов. Внедрение программно-целевых методов бюджетирования как составляющая системы контроллинга способно повысить эффективность бюджетных расходов, способствовать формированию механизма инновационного процесса в регионе.

Библиографический список

1. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан. - М. : Финансы и статистика, 1997. - 765 с.

2. Шабанов, И.А. Механизм инновационного процесса в регионе / И.А. Шабанов. - Владимир, Изд-во ВлГУ, 2005. - 167 с.

3. Шабанов, И.А. Региональные аспекты стратегии социально-экономического развития / И.А. Шабанов // Инновационное развитие региона: опыт и перспективы : материалы междунар. науч.-практич. конф. 10 декабря 2008 г. // Вестник филиала ВЗФЭИ в городе Омске. - 2008. - № 9. - 406 с.

I.A. Shabanov

Plekhanov Russian University of Economics Omsk Institute (branch) REGIONAL INNOVATION DEVELOPMENT ON THE PRINCIPLES OF CONTROLLING INTEGRATED

IN THE SYSTEM OF REGIONAL MANAGEMENT

The article substantiates the possibility of using the product cost as a tool to strengthen the innovative process, with the involvement of all interested parties - subjects of innovative activity.

Key words: innovations, the region, the process, controlling, program, project.

References

1. Khan D. Planning and control: the concept of controlling. Moscow, Finance and Statistics, 1997. 765 p.

2. Shabanov Igor. Mechanism of innovation process in the region, Vladimir, Vladimir State University, 2005.

167 p.

3. Shabanov I.A. Regional aspects of the strategy of socio-economic development. Innovative development of the region: experience and prospects. Materials of international scientific-practical conference on 10 December 2008. Bulletin of the branch vzfi in Omsk, 2008, no. 9, 406 p.

© Шабанов И.А., 2014

Автор статьи - Игорь Анатольевич Шабанов, доцент, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: shabanov.ig@yandex.ru.

Рецензенты:

С.В. Семченко, кандидат экономических наук, доцент, Финансовая академии МВД, филиал в городе Омске; Т.В. Иванова, кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.