Научная статья на тему 'Региональный инновационный процесс как мультипроект'

Региональный инновационный процесс как мультипроект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / МУЛЬТИПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / MULTIDESIGN APPROACH / ECONOMIC DEVELOPMENT / NNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанов Игорь Анатольевич

В статье рассматривается возможность и особенности использования мультипроектного подхода как инструмента активизации инновационного процесса в регионе. Доказывается, что технологии управления проектами применимы к управлению процессами по достижению целей инновационного развития регионов. Обосновывается возможность представления регионального инновационного процесса как совокупности проектов, находящихся на различных стадиях жизненного цикла. Одним из обязательных условий автор видит общность интересов всех участников инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional innovative process as multiproject

In article possibility and features of use of a multidesign approach, as instrument of activization of innovative process in the region is considered. It is proved that technologies of management of projects are applicable to management of processes on achievement of the purposes of innovative development of regions. Possibility of representation of regional innovative process as sets of the projects being at various stages of life cycle locates. One of indispensable conditions, the author sees a community of interests of all participants of innovative process.

Текст научной работы на тему «Региональный инновационный процесс как мультипроект»

В 1987 г. окончил Ленинградский государственный институт авиаприборостроения, в 1999 г. — Сибирскую государственную автомобильно-дорожную академию.

Сфера научных интересов — региональная экономика, инновации, инвестиции.

Игорь Анатольевич ШАБАНОВ — кандидат экономических наук, соискатель СПбГЭУ.

Автор 42 публикаций.

И.А. ШАБАНОВ

^ ^ ^

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК МУЛЬТИПРОЕКТ

Региональный инновационный процесс как «совокупность последовательных действий для достижения результата» [1, с. 1046], по сути, является мультипроектом, поскольку в любой произвольный момент времени может быть представлен как совокупность инновационных проектов с разной степенью проработки. В управлении мультипроектами сливаются проектные и процессные подходы, сочетающие применение принципов инновационного менеджмента как механизма управления проектами и принципов контроллинга как механизма управления непрерывным процессом.

Инновация, представляющая собой результат процесса внедрения продуктового либо процессного новшества, всегда организуется с применением проектной технологии, так как процессу разработки и внедрения инновации присущи все признаки проекта, а процесс внедрения новшества представляет последовательность связанных событий. Это, прежде всего, уникальная, в отличие от операций, деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. В свою очередь процесс внедрения чего-либо — это проект либо совокупность проектов, предполагающая достижение заданной цели в установленные сроки, в рамках утвержденного бюджета и формализованной структурой руководства. Следовательно, технологии управления проектами как прикладная часть менеджмента применимы к управлению процессами по достижению инновационных целей. В рамках технологического уклада как совокупности технологий, характерных для определенного уровня развития производства, инновационный процесс представляет собой непрерывный процесс. Его можно представить в качестве совокупности проектов, находящихся на различных стадиях жизненного цикла — от генерации идеи, проектирования, деятельности по ее воплощению и совершенствованию к получению конечного результата — инновации, т. е. стадии получения инновационного продукта.

Рассматривая основные аспекты управления инновациями с позиций управления проектами, где предметом управления является программа или проект, т. е. «целенаправленная, ограниченная во времени последовательность, как правило, однократных, комплексных и нерегулярно повторяющихся действий (мероприятий, работ)» [2, с. 385], необходимо отметить, что к признакам проекта можно отнести: сложность и комплексность, нерегулярность осуществления, однократность структурных мероприятий, определение сроков начала и окончания мероприятий по программе или проекту, а в случае их продолжительности — разделение на этапы. Перечисленным признакам в полной мере соответствуют инновационные программы, осуществляемые на региональном уровне, как система увязанных между собой по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий производственно-

ГРНТИ 06.61.33 ©И. А. Шабанов, 2013

технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, пути и средства решения программной проблемы.

Инновационные программы, реализуемые на уровне региона, имеющие общерегиональное значение и выступающие чаще всего как целевые комплексные программы, по признаку значимости применения получаемых инновационных результатов могут быть федеральными и региональными; как инструмент реализации научно-технической политики региона — научно-техническими комплексными программами, реализуемыми с целью технического обновления и технологического совершенствования производства; социально-экономическими, реализуемыми с целью повышения уровня и качества жизни проживающего на данной территории населения; экологическими, осуществляемыми с целью сохранения и улучшения среды обитания. В условиях развития информационного пространства разделение инновационных программ по признаку значимости применения получаемых инновационных результатов достаточно условно. Например, результат мог планироваться к использованию внутри региона, но его успешность дала возможность к его мультиплицированию в других субъектах регионального хозяйствования. Как инструмент реализации научно-технической политики региона инновационные программы, как правило, характеризуются комплексностью, т. е. совокупностью технико-технологического, экономического, социального результата.

Исходя из содержания комплекса мероприятий и отдельных работ, региональные программы и проекты могут быть стратегическими, охватывающими, как правило, мероприятия, связанные с изменением потенциала региона, и оперативными, касающимися текущих мероприятий в рамках хозяйствующих субъектов региона и не изменяющими, или изменяющими незначительно потенциал региона. Примером стратегического проекта для региона может быть формирование в Омской области кремниевого кластера, имеющего целью создание кремниевых производств, где будет налажен выпуск сырья для солнечной энергетики, микроэлектроники и сверхточной оптики, на основе использования минерально-сырьевой базы региона, ее кадрового и научного потенциала, производственной базы, и ввод его в эксплуатацию Его стратегический характер определяется длительным периодом потребления результата реализации программы, изменением специализации региона.

По нашему мнению, деление проектов на стратегические и оперативные достаточно условно, и некоторые стратегические проекты реализуются посредством детализации мероприятий в проектах оперативного характера. В качестве примера такой «условности» можно рассмотреть комплексную инновационную программу развития молочного животноводства в Омской области, имеющей целью создание экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока. Для региона программа является стратегическим мультипроектом, направленным на долгосрочное развитие отрасли молочного животноводства и смежных отраслей. С другой стороны, строительство в рамках программы небольших молочно-перерабатывающих комплексов — объект оперативного проектного планирования. Таким образом, этот мультипроект охватывает как стратегические, так и текущие цели развития региона. В целом следует отметить, что мультипроектный подход может охватывать как стратегические, так и оперативные цели инновационного развития.

Исходя из определения стратегических и оперативных программ и проектов в масштабах региона, можно сказать, что одни и те же программы и проекты для регионов разного уровня развития и потенциала могут быть как стратегическими, так и оперативными. Для промышленно развитого региона реализация федеральной или региональной программы может не сопровождаться изменением потенциала региона, либо это изменение будет несущественным, а следовательно, не будет носить стратегического характера, касаясь только текущих мероприятий в рамках хозяйствующих субъектов региона. Например, создание сборочного производства автомобилей «Фольксваген» в Калужской области — стратегический проект для региона, а создание аналогичного производства автомобилей "Toyota" и "Ford" в Санкт-Петербурге — нет. Это положение становится еще более актуальным, если понимать регион не только как административно-территориальную единицу государства, а шире — как определенную территорию, обладающую целостностью и взаимосвязанностью ее составных элементов, например экономический район.

Исходя из вышесказанного целесообразно ввести понятие и рассматривать в процессе анализа региональных инновационных программ и проектов на основе мультипроектного подхода, их последст-

вий и значимости стратегическую релевантность инновационных программ и проектов, под которой мы понимаем степень практической применимости результата, мероприятия, связанного с изменением потенциала региона. Определение стратегической релевантности может характеризовать региональную инновационную программу или проект как стратегическую или оперативную по различного рода признакам, которые могут быть признаны исследователем существенными, например, по степени изменения потенциала региона, изменений в части модернизации и обновления основных фондов и в используемых технологиях, изменений в структуре валового регионального продукта, временных горизонтов реализации и др. Определение стратегической релевантности представляется необходимым для определения необходимости и целесообразности участия регионального органа власти в рассматриваемой программе или проекте. Если программа или проект признаются стратегическими для региона, то степень участия должна быть достаточно высокой и даже может рассматриваться вопрос о придании программе или проекту статуса региональной, в иных случаях необходимости высокой степени участия нет.

Региональный инновационный процесс, рассматриваемый как мультипроект, предполагает систему планирования региональных инновационных проектов и программ, включающих содержательную цель, сроки, используемые ресурсы, планируемые результаты, формализованную структуру работ по проекту и его отдельным этапам. При этом под структурой работ подразумеваются составление перечня или комплексов работ, с указанием взаимосвязей между ними, расчеты параметров времени или мощности, требуемой для проведения работ; детальное планирование целей сроков, затрат, эффективности. Эти требования являются характеристикой мультипроектного подхода. Например, рассмотренная выше комплексная инновационная программа развития молочного животноводства в Омской области имеет цель — создание экономических и технологических условий для устойчивого развития поголовья скота и увеличения объемов производства молока. Помимо вышеперечисленных целей, которые можно охарактеризовать как экономические, можно выделить и другие цели: социальные, заключающиеся в повышении обеспеченности населения региона молочной продукцией, развитии сельских районов региона; бюджетные, т. е. увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней; технико-технологические, заключающиеся в повышении технической культуры путем освоения передовых технологий хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами, предоставляющего возможности развития предприятиям машиностроительной отрасли региона. Программа предусматривает соответствующее ресурсное обеспечение, прежде всего, финансовое: общий объем финансирования, источники и структуру финансирования. В рамках проектного планирования разработана формализованная структура работ по проекту и его отдельным этапам, включающая перечень мероприятий с указанием взаимосвязей между ними, расчеты сроков реализации всей программы и ее этапов, параметров эффективности.

При всей кажущейся, на первый взгляд, проработанности программы, с позиций мультипроектного подхода, представляется ее недостаточность в отношении всех ее участников или заинтересованных сторон: бизнеса, в том числе малого, который, как планируется, должен стать основной «движущей силой» программы, и социума, на который направлена программа. Поясним. Инновационные по содержанию программы и проекты регионального уровня должны приниматься на уровне законодательного и исполнительного органа власти региона, но с обязательным участием и учетом всех, как прямых, так и косвенных, держателей интересов, что, по нашему мнению, будет способствовать углублению мультипроектного подхода, повышению его эффективности. Это особенно актуально для представленной программы, так как она является для региона стратегическим мультипроектом, направленным на долгосрочное развитие основной и смежных отраслей, включающим достаточно многочисленные объекты проектного планирования. В рамках развития мультипроектного подхода реализуемых на уровне региона инновационных проектов и программ представляется целесообразным применение концепции системного инжиниринга, под которым мы понимаем «движение в развитии проекта от общего к деталям или принцип нарастающей детализации в движении по фазам проекта при непрерывной многовариантности, когда проводится концептуальное разделение планирования (проектирования) систем проектов и собственно управления проектами» [3, с. 69]. Процесс управления проектом является понятием емким и учитывающим все управленческие действия по подготовке и реализации проекта. Важно понимать, что в данном случае речь идет не о каких-либо мероприятиях

по решению самой проблемы, а об управлении процессом решения данной проблемы концептуально, на уровне региона, о создании механизма выявления и решения проблем регионального развития.

Процесс планирования развития инноваций в регионе на основе концепции системного инжиниринга должен протекать по основным фазам проекта с нарастающей детализацией — от предварительного исследования, основной разработки до детального конструирования с постоянной привязкой к проектируемой системе. Завершение каждой фазы жизненного цикла проекта должно сопровождаться анализом состояния дел и принятием решения о дальнейших действиях. При этом последующие действия, помимо решения о продолжении проекта, могут носить как нерадикальный характер — изменение структуры проекта, его сроков, бюджета, так и радикальный характер — принятие решения о прекращении проекта.

Исходя из мультипроектного подхода, планирование крупных проектов, реализуемых на уровне региона, должно осуществляться в несколько стадий. Эти стадии детализируются планом реализации проекта и включают мероприятия предварительной, сопровождающей и заключительной стадий. Предварительная стадия, как правило, предполагает детализацию общего характера проекта до принятия законодательным органом власти решения о реализации проекта, формирования исполнительного органа проекта или заключения договоров с подрядными организациями, т. е. до формального старта проекта. Представляется целесообразным на предварительной стадии проекта широкое обсуждение вопросов, связанных с его реализацией, в деловых и общественных кругах региона. Учет мнений разных групп экспертов и общественности представляется особенно актуальным в части инновационных проектов, имеющих неоднозначное влияние на среду обитания проживающего на данной территории социума. Широкое обсуждение на предварительной стадии не представляется нам затратной процедурой, способной отодвинуть или «торпедировать» начало реализации проекта. В условиях развития информационных технологий и при максимальной формализации процедур данная стадия может иметь определенные начало и окончание обсуждения, быть оперативной, эффективной и, самое главное, транспарентной.

После старта регионального проекта, начало которому дает принятие регионального закона о некоей региональной инновационной программе, предварительная проработка носит максимально детальный характер: формируется и формализуется организационная структура проекта, определяется руководство проекта (председатель регионального правительства, министр регионального отраслевого министерства), состав и полномочия координационного и экспертного советов, исполнительный орган проекта. После заключения договоров с подрядными организациями, поставщиками оборудования, провайдерами на оказание услуг и т. д., когда известны, определены и обобщены точные сроки, точная стоимость затрат на работы и услуги, прежде всего подрядных организаций, по проекту, осуществляется максимально детальная проработка плана проекта, включающая определение бюджета программы и источников его формирования. Последующие стадии проекта предполагают сопоставление плана с фактическими результатами и принятие решения о корректировке планов проекта либо его прекращении.

На заключительной стадии проекта должна проводиться окончательная детализация путем проведения план-фактного анализа, а затем и оценка завершившегося проекта. Представляется целесообразным, чтобы результаты проекта, так же как и предварительная стадия проекта, были доступны для широкого общественного обсуждения в регионе.

Особенностью региональных инновационных программ и проектов является значительная доля работ, связанных с капитальным строительством. И если доля затрат на капитальное строительство значительна и соизмерима со стоимостью проекта, то в этом случае планирование работ в рамках исполнения проекта и соответствующее планирование снабжения, финансирования разделять на этапы либо невозможно, либо нецелесообразно. Формы проектного планирования предполагают формы генерального подряда, заключающиеся в том, что подрядчик берет на себя общую ответственность за выполнение проекта, с соблюдением сроков, выполнением сметы, обеспечением качества. Особенностью модели эксплуатации, не меняющей принципиально сути подхода, является то, что ответственность за планирование производства или строительства, техническое, коммерческое, финансовое обеспечение и эксплуатацию берет на себя один или несколько субъектов. В этом случае развитие и осуществление проекта являются предметом переговоров на всех фазах развития проекта — от обоснования предложения проекта до его реализации.

Это в полной мере относится к регионам с ярко выраженной отраслевой специализацией или выполнению региональных проектов, предметом которых является весь процесс выполнения заказа, договора или контракта. В процессе непрерывной жизнедеятельности региона в каждом частном инновационном комплексе, под которым мы понимаем инновационную программу (проект, мультипроект) либо этап инновационной деятельности, может осуществляться стратегическое или оперативное проектное планирование. При планировании хозяйственной деятельности региона важно отражать показатели доходов и расходов на инновационные цели. Эти показатели, рассчитанные при проектном планировании, должны быть учтены в бюджете региона. При использовании средств бюджета на инновационные проекты и программы необходимо гибкое распределение средств в рамках всего региона для недопущения неплатежеспособности одного или нескольких проектов, так как в регионе всегда параллельно реализуется несколько инновационных проектов, что требует применения агрегирования расчетов на базе ключевой информации по отдельным проектам.

Все это свидетельствует о необходимости формирования системы мультипроектного контроллинга как механизма, косвенно способствующего созданию условий для генерации и воплощения инновационных идей, в соответствии с основными направлениями развития региона. Условиями обеспечения функционирования данного механизма является наличие организационных, информационных, кадровых, правовых, финансово-экономических, политических и иных условий развития регионального инновационного процесса. Механизм управления инновационным процессом должен быть построен на принципах планирования деятельности, мониторинга результатов, анализа процесса принятия решений о корректировке проектной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткая российская энциклопедия: в 3 т. Т 2 / сост. В.М. Карев. М.: Оникс 21 век, 2003. 1135 с.

2. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. 765 с.

3. Шабанов И.А. Механизм инновационного процесса в регионе. Владимир: ВлГУ, 2005. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.