Научная статья на тему 'Региональный инновационный процесс: альтернативность вариантов реализации проекта'

Региональный инновационный процесс: альтернативность вариантов реализации проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВАРИАН-ТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА / КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ / REGIONAL INNOVATIVE PROCESS / ALTERNA-TIVENESS OF OPTIONS OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT / CRITERIA OF AN OPTIMALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанов Игорь Анатольевич

В статье обосновывается необходимость рассмотрения аль-тернативных вариантов реализации целей региональных ин-новационных программ и проектов на всех этапах: от поста-новки проблемы до проведения контроля хода выполнения работ. Анализируются критерии оптимальности при рас-смотрении альтернатив на различных этапах проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional innovative process: alter-nativeness of options of implementa-tion of the project

In article need of consideration of alternative options of realization of the purposes of regional innovative programs and projects at all stages is considered: from problem statement before monitoring procedure of a course of works. Criteria of an optimality locate by consideration of alternatives at various stages of the project.

Текст научной работы на тему «Региональный инновационный процесс: альтернативность вариантов реализации проекта»

В 1987 г. окончил Ленинградский государственный институт авиаприборостроения, в 1999 г. — Сибирскую государственную автомобильно-дорожную академию.

Сфера научных интересов — региональная экономика, инновации, инвестиции.

Игорь Анатольевич ШАБАНОВ — кандидат экономических наук, соискатель СПбГЭУ.

Автор 43 публикаций.

И.А. ШАБАНОВ

^ ^ ^

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ВАРИАНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Инновация как результат процесса внедрения продуктового либо процессного новшества всегда организуется с применением проектной технологии, так как процессу разработки и внедрения инновации присущи все признаки проекта, а процесс внедрения новшества представляет последовательность связанных событий [2, с. 78]. Исходя из этого, рассматривая детально этапы планирования и контроля, с учетом специфики и особенностей региональных инновационных проектов, с целью перехода от проекта к контроллингу процесса необходимо отметить следующее.

На этапе постановки проблемы необходимо определение возможных путей ее решения. Этап постановки проблемы и характеризует старт проекта, определяющего предмет решения, цели, задачи и методы проектного планирования. Цели проекта неразрывно связаны с его предметом и могут быть разделены на стратегические и оперативные относительно сроков исполнения и масштабов достигаемого результата. В качестве стратегической цели достижения результата инновационных коммерческих проектов чаще всего принимается цель максимизации прибыли или капитализации бизнеса, а оперативной — максимизация доходов (или сумм покрытия?) и минимизация затрат. Для региона качество стратегической цели определяется в основном характером проблемы, которую пытается решить регион. В инновационном развитии региона такие проблемы могут быть классифицированы на проблемы технического, технологического, экономического, социального, в том числе экологического, характера либо представлять собой комплекс проблем, включающий вышеперечисленные. Вместе с тем, какой бы характер ни носила решаемая проблема, ее основной целью является социальная направленность, которая выражается в улучшении качества жизни, условий труда, качества и количества рабочих мест в регионе, улучшении среды обитания. При этом важность решения задач экономического характера не уменьшается, так как экономические результаты инновационного развития региона являются источником формирования регионального бюджета, а следовательно, основой решения социальных задач. Для региона, так же как и для хозяйствующего субъекта, в качестве оперативных целей проектной деятельности принимаются достижение ликвидности проекта и минимизация затрат на всех стадиях проекта, при условии следования стратегической цели. Степень достижения этих целей должна анализироваться по каждому проекту или программе и по региону в целом.

При планировании работ в рамках проектной деятельности любого характера и масштаба, в том числе региональной инновационной деятельности, в качестве целей могут задаваться либо временная цель, заключающаяся в минимизации длительности проекта и сроков выполнения работ, либо ресурсная цель, заключающаяся в оптимизации использования всех видов ресурсов. Не всегда, но достаточ-

ГРНТИ 06.61.33 ©И. А. Шабанов, 2013

но часто, при реализации проектов инновационного характера, особенно на инвестиционных и эксплуатационных стадиях, эти цели являются взаимоисключающими — либо работы будут произведены быстрее, но с большими затратами, либо с меньшими затратами, но в более длительные сроки. Оптимальным является подход, основанный на синтезе этих двух целеполаганий, представляющий выработку оптимальной по затратам и длительности осуществления проекта цели. При анализе затрат и результатов проекта или его частей задается цель по оптимизации затрат, иногда — по оптимизации результатов: получения запланированной прибыли, достижения требуемого объема выпуска, обеспечения ликвидности проекта, исполнения бюджета проекта, обеспечения требуемых временных параметров. Именно такая система планирования должна быть характерна на этапе постановки проблемы для региональных проектов.

Оптимальность между параметрами времени и затрат минимальна либо недостижима на предин-вестиционной стадии проекта — поиска решения, проведения исследований, составления прогнозов, проведения экспертиз и обоснований, в том числе экологических. Нам представляется, что оптимальности проведения этой стадии можно достичь путем широкого обсуждения программы или проекта, т. е. вовлечением в этот процесс широкой группы держателей прямых и косвенных интересов — представителей региональной законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, населения, групп экспертов, в том числе и альтернативных, общественных организаций. Прединвестицион-ная стадия региональных инновационных программ и проектов должна быть максимально транспа-рентной для всех заинтересованных лиц.

На этапе поиска решения рассматриваются альтернативные варианты реализации целей региональных инновационных программ и проектов. Так как «объектом планирования в проекте является последовательность и структура работ, направленных на достижение цели программы или проекта, ограниченных периодом времени и ресурсами» [1, с. 412], критериями альтернативности являются: содержание, длительность, потребность в ресурсах для выполнения комплекса или отдельных работ по программе или проекту. Содержание видов работ в рамках проекта, в том числе с целью поиска альтернативных решений, может быть разделено на этапы, характеризующиеся возможностью подведения промежуточного результата проекта в рамках данного этапа. Альтернативность возможна и обусловлена непрерывным характером научно-технического прогресса. Это приобретает особую актуальность при принятии долгосрочных программ, когда содержание этапов выполнения проекта может корректироваться из-за появления новых, более эффективных и совершенных вариантов решения данной проектной проблемы. Это связано, в первую очередь, с появлением новых технологий, материалов, программных продуктов. Изменение такого рода в состоянии существенно изменить содержание работ или быть причиной прекращения выполнения проекта.

Альтернативность применима и к определению сроков выполнения отдельных видов работ по проекту. На ход выполнения любого проекта оказывают влияние множество факторов, и корректировка сроков выполнения — самый распространенный вид альтернативности, в том числе и при реализации региональных инновационных проектов и программ. При этом альтернативность сроков выполнения тех или иных работ всегда рассматривается в связи с альтернативностью в части использования ресурсов, характеризуемых видом работ, количественным параметром каждого из них, временным параметром.

При обсуждении альтернативных вариантов реализации проекта важно учитывать ограничения в выборе вариантов, связанных с последовательностью выполнения работ, как в пределах видов работ в рамках проекта, так и в очередности видов работ в рамках проекта. В первую очередь это касается технологических требований к последовательности операций, где вариантность в последовательности выполнения работ невозможна. Так, например, при проведении работ капитального строительства последовательность работ обусловлена технологией — нельзя сначала возвести крышу, а затем залить фундамент. Иногда выполнение определенных работ закреплено законодательно, и такие работы не только не могут быть исключены из проекта, но накладывают ограничения на альтернативность содержания других видов работ в рамках проекта. Например, обеспечение заданных законодательно процедур или параметров базовых условий: необходимость проведения экологической экспертизы проекта, определение количества выбросов (сбросов), выявление факторов вредного воздействия и определение их уровня. На протяжении реализации всего проекта эти ограничения могут быть по-

стоянными и ограничивающими работы по проекту на других этапах. Они могут быть и латентными, но если они являются явными, то должны быть учтены.

Альтернативность сроков выполнения проекта обусловлена результатами выполнения его предыдущего этапа. Наиболее простым способом планирования сроков является суммирование длительностей выполнения работ по проекту. Все эти требования в полной мере соответствуют требованиям к управлению (в части оценки и выработки альтернативности) региональной инновационной деятельностью, и здесь сложно переоценить возможности и значение применения методов сетевого планирования как инструмента отражения возможностей того или иного альтернативного решения.

Метод сетевого планирования может стать методом планирования региональных инновационных программ и проектов, объединяющим в себе временные, ресурсные цели и цели ликвидности. Методика сетевого планирования достаточно глубоко проработана и актуальна, на наш взгляд, на этапе постановки проблемы, поскольку позволяет отобразить связь между отдельными работами в ходе выполнения проекта с одновременным отражением структуры и продолжительности работ. Наглядность и относительная простота подачи информации на сетевом графике позволяет на этапе постановки проблемы оперативно вносить изменения в модель развития проекта. Немаловажно и то, что метод сетевого планирования точно «укладывается» в рамки системного инжиниринга и мультипроектного подхода, т. е. проработка проекта в процессе разработки сетевого планирования, идет по принципу «от общего к частному».

В зависимости от применения метода сетевого планирования, особенно при сложной последовательности работ, возможно применение матричных расчетов, исходя из пессимистической, вероятностной и оптимистической оценки продолжительности работ. Для каждого из этих значений могут быть исчислены варианты продолжительности проекта и варианты установления конечных сроков. Соответственно это и определяет варианты исчисления затрат и сроков реализации проекта.

Планирование крупных инновационных проектов в рамках региона сопряжено с составлением бюджета проекта или программы, и, по нашему мнению, всегда должно задаваться жесткое постоянное соподчинение между временем и издержками, которое по ходу выполнения проекта может меняться в незначительных пределах. Это обусловлено тем, что регионы реализуют либо инновационные проекты с минимальными рисками и со связанными либо с прикладными разработками или освоением новых для региона продуктов или технологий, либо с рисками, сопоставимыми с возможностями региона и не являющимися критическими. В случае реализации масштабных и сложных инновационных проектов и объективной невозможности корректного прогнозирования времени и затрат, а соответственно, и реализации проекта должен задаваться временной и ресурсный лаг — интервал времени и затрат ресурсов. Проекты такого характера, по нашему мнению, для регионов единичны, и риски проекта должны быть определены на прединвестиционной стадии в процессе расчетов. При реализации крупных, масштабных и сложных инновационных проектов минимизация рисков возможна посредством детализации субпроектов, т. е. проектов в составе базового проекта или программы, а на последующих этапах и проработки субпроектов или детализацией затрат на одну работу, с учетом соподчиненности сроков и затрат.

С целью оптимизации и повышения эффективности управления возможна группировка работ в блоки, пакеты, и уже применительно к этим блокам, пакетам планируются затраты, носящие общий и косвенный характер, т. е. затраты распределяются на весь объем работ. Возможен поиск альтернативных вариантов.

Задачей проведения и оценки альтернативных вариантов решения проблем инновационного развития является ориентация на получение эффекта, под которым может пониматься соблюдение или сокращение сроков реализации проекта, уменьшение или выполнение бюджета затрат. Получение положительного результата является успехом проекта, и если гарантированное достижение цели проекта влечет за собой дополнительные издержки и временные затраты, то при принятии решения выбирается именно этот вариант — в случае, если иного способа достижения цели не существует. Оценка вариантов выполнения работ с точки зрения цели соблюдения сроков основывается главным образом на информации, которая может определяться методами сетевого планирования, диаграмм, методов балльной оценки, дающих более наглядное представление о ходе реализации проекта во времени, либо их симбиозом, когда сетевой график накладывается на ось времени — так называемый метод сетевой балочной диаграммы.

При поиске оптимальной по затратам продолжительности проекта возможен расчет средних затрат по ускорению этапов работ. Оптимальный вариант — при линейной зависимости затрат и времени — определяется минимумом совокупных затрат и времени для данного этапа. При нелинейной зависимости рассчитывается отношение прироста затрат к уменьшению времени и определяется оптимальный вариант «удорожания этапа при сокращении времени». При этом допускается признание оптимальным такого альтернативного варианта, при котором происходит увеличение и стоимости, и времени проекта, например при реализации проектов, социальные или экологические параметры которых, значимы для региона, где они реализуются. В таких случаях решение о применении того или иного альтернативного варианта реализации проекта должно приниматься руководителями программы или проекта, но с обязательным учетом мнения прямых и косвенных держателей интересов проекта.

Этап принятия решения и утверждения окончательного варианта проекта, позволяющего наилучшим образом достичь цели проекта, проводится на базе оценки различных альтернативных вариантов и утверждается руководством проекта. Варианты решений могут зависеть от ограничения или отсутствия ограничения по срокам и ресурсам. В числе приоритетов могут быть и иные цели, например ограничения экологического характера, которые могут и должны быть учтены. Принятые за основу планы агрегируются, укрупняются, и в конечном счете утверждается многоуровневый план проекта.

Заключительный этап — контроль за ходом реализации проекта — ориентирован на выполнение целевых критериев. Для контроля продуктивности проектной деятельности, как правило, применяется метод план-фактного анализа как сопоставление количественных и качественных показателей, характеризующих продуктивность проекта. Показатели плановых затрат пересчитывают на фактически достигнутые результаты проекта и только потом сравниваются с фактом. Такой подход позволяет оценивать отклонения плановых и фактических показателей, исключая фактор изменения объема.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М: Финансы и статистика, 1997. 765 с.

2. Шабанов И.А. Механизм инновационного процесса в регионе. Владимир, ВлГУ, 2005. 167 с.

3. Шабанов И.А. Региональные аспекты стратегии социально-экономического развития // Инновационное развитие региона: опыт и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции 10 декабря 2008 г. // Вестник филиала ВЗФЭИ. Омск. 2008. № 9. 406 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.