Научная статья на тему 'Механизм формирования региональных инновационных программ и проектов на принципах контроллинга'

Механизм формирования региональных инновационных программ и проектов на принципах контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / MECHANISM / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / РЕГИОН / REGION / ПРОЦЕСС / PROCESS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ПРОГРАММА / PROGRAM / ПРОЕКТ / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабанов Игорь Анатольевич

Обосновывается и предлагается механизм формирования региональных инновационных проектов и программ на принципах информационной открытости, планирования, организации контроля реализации программ и проектов с привлечением к этому процессу всех заинтересованных сторон субъектов инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF FORMATION OF REGIONAL INNOVATION PROGRAMS AND PROJECTS ON THE PRINCIPLES OF CONTROLLING

The article explains and provides a mechanism for the formation of regional innovation projects and programs on the principles of information openness, planning, organization of monitoring the implementation of programs and projects with the involvement of all interested parties subjects of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования региональных инновационных программ и проектов на принципах контроллинга»

УДК 65.0(075.8)

И.А. Шабанов

Омский институт (филиал) Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ НА ПРИНЦИПАХ КОНТРОЛЛИНГА

Обосновывается и предлагается механизм формирования региональных инновационных проектов и программ на принципах информационной открытости, планирования, организации контроля реализации программ и проектов с привлечением к этому процессу всех заинтересованных сторон - субъектов инновационной деятельности.

Ключевые слова: механизм, инновации, регион, процесс, информация, планирование, контроль, программа, проект.

Региональная инновационная система как совокупность объектов и субъектов инновационной деятельности определяет состояние инновационного процесса в регионе. В состав региональной инновационной системы, помимо объектов инновационной деятельности - инновационных проектов и программ и субъектов этой деятельности - органов государственного управления, предприятий и организаций, граждан, входят институциональные условия хозяйствования, определяемые совокупным влиянием федеральной научно-технической политики и стратегии социально-экономического развития региона. Потому в условиях многоукладного хозяйства роль исполнительной власти региона представляется целесообразной и правомочной не только как субъекта управления экономикой региона, но и как субъекта координации и экономического регулирования поведения хозяйствующих субъектов на территории региона. Органы регионального управления, не вмешиваясь в дела самостоятельных хозяйствующих субъектов, должны заниматься, в первую очередь, формированием социально-экономической среды региона в интересах развития региона и проживающего на его территории социума.

Взаимоотношения местных органов власти, предпринимателей и населения, их взаимное влияния на состояние инновационного процесса в регионе должны рассматриваться с учетом множественности интересов каждого из субъектов инновационной системы. Так, решения по вопросам организации бизнеса оцениваются предпринимателями с позиций возможности получения дохода и прибыли, доступности инвестиций, возможности развития предприятия и совершенствования технологий. Для региональных органов власти важно решение проблемы формирования бюджета и развития территории, что достигается проведением независимой политики регионального развития, относительной свободой в выборе системы налогообложения и установления налоговых ставок, получением внешних источников доходов. Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, противоречивость интересов, отношения предприятий и органов власти должны строиться на принципах партнерства, исходя из единства источника получения доходов и регионального бюджета.

Модель региональной инновационной системы, построенной на принципах контроллинга, должна предполагать возможность выравнивания региональных диспропорций с учетом сложившихся объективных различий типов регионального развития. То есть асимметричный тип регионального развития, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по показателям развития, его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, его усугубляют, должен смениться гармоничным, симметричным или нейтральным, при которых разрыв в уровне региональных показателей сокращается или хотя бы сохраняется. Это положение особенно актуально для стран, регионы которых, как территориально-административные образования, образованы по национальному признаку или предполагают

компактное проживание на данной территории одной или преобладающей национальности, так как асимметрия развития регионов - потенциальная угроза целостности страны.

Региональные инновационные системы, функционирующие на принципах контроллинга, могут стать эффективным инструментом территориального развития, безусловно, с учетом индивидуального подхода к решению проблем для каждого региона. Вместе с тем, основополагающим условием создаваемой региональной инновационной системы является ее опора на стратегию комплексного развития. Для этого на начальном этапе должны быть разработаны и законодательно утверждены федеральная инновационная политика и стратегия инновационного развития, предусматривающие основные направления развития страны и роль данного региона в этом развитии. На основании положений федеральной формируется региональная инновационная политика и стратегия. Для ее формирования региональным органам государственной власти необходимо разработать и реализовать эффективные механизмы взаимодействия между структурными элементами региональной инновационной системы, которая, функционируя на принципах контроллинга, должна выполнять функции:

-формирования перспективных направлений исходя из достигнутого уровня развития региона и сформулированных целей и задач его инновационного развития;

- координации деятельности хозяйствующих субъектов по достижению целей развития региона;

- организации информационной и консультационной поддержки держателей интересов с целью принятия ими управленческого решения;

- создания и обеспечения функционирования общей информационной системы управления инновационным развитием, обеспечения ее максимальной открытости;

- оптимальности управленческого процесса развитием региона;

- последовательности и непрерывности развития.

Координирующие и исполнительные функции по реализации стратегии, инновационных проектов и программ, реализуемых на территории региона, должен выполнять исполнительный орган власти - правительство региона. Эти функции должны включать мониторинг проектов и программ и мониторинг внешней среды с целью выявления тенденций развития инновационного процесса в областях, являющихся стратегическими для региона, - например, в областях традиционной специализации региона.

Система регионального управления и контроллинга должна разрабатываться в рамках действующих организационных структур исполнительного органа власти и предприятий -структура исполнительного органа власти определена законодательно, а предприятий тесно связана с их отраслевой спецификой, продуктовой программой, местом производства, утвердившимся стилем руководства и др. Предприятия региона могут находиться в различных организационно-правовых формах, быть полностью самостоятельными либо входить в более крупные объединения, но независимо от этого, в силу ведения деятельности на территории региона, они всегда прямо или косвенно находятся под управлением исполнительного органа власти, отвечающего за постановку и достижение целей регионального развития, решающего задачу координации деятельности хозяйствующих субъектов и всей системы регионального хозяйства в целом. Таким образом, рассматривая регион как систему, предприятия региона можно считать, с определенными допущениями, его подсистемами.

Предпосылками успешного применения предлагаемой модели региональной инновационной системы на принципах контроллинга являются отвечающая задачам управления организационная структура и построенная на ее основе система планирования. На уровне правительства региона необходимо устанавливать: в каких отраслях и направлениях развития будет осуществляться деятельность региона в соответствии с региональными потребностями и имеющимися в регионе ресурсами, как эти области соотносятся. Тем самым исполнительный орган власти определяет прежде всего для бизнес-сообщества направления, в развитии которых нуждается регион и по которым будет оказываться поддержка органов региональной ис-

полнительной власти. В процессе выработки управленческих решений, касающихся вопросов инновационного развития и в зависимости от масштабности решения, участвуют председатель правительства, коллегия или расширенная коллегия правительства региона, представительного и законодательного органа власти региона, бизнес-сообщества, общественные организации и союзы, общественность и предпринимательство региона. То есть принцип выработки управленческих решений, касающихся вопросов инновационного развития, должен быть следующим - чем масштабнее вопрос, по которому принимается решение, тем представительнее состав участников коллегии.

Подготовка и расстановка руководящих кадров, безусловно, является прерогативой собственников и руководства предприятий. Вместе с тем, считаем целесообразным согласование назначений в части первых руководителей стратегических предприятий региона с исполнительной властью региона. Это целесообразно в связи со значительностью прав в принятии решений, касающихся текущих и перспективных направлений развития предприятия. Отраслевые министерства и департаменты правительства региона, обладая координирующими и консультационными функциями, должны иметь в своем составе сильных, пользующихся большим авторитетом специалистов, которые, не нарушая интересов развития бизнеса, контролировали бы соблюдение приоритетов регионального развития, поскольку существует опасность, что хозяйствующие субъекты будут преследовать интересы, не всегда соответствующие целям развития региона. И хотя консультационная поддержка по специальным вопросам оказывается, прежде всего, руководству предприятий, она в большей степени необходима руководству исполнительной власти региона, так как позволяет получать информацию о текущем состоянии и перспективах развития данного предприятия.

При децентрализованном управлении региональной экономики, предполагающем минимальное участие правительства региона, стратегическое планирование осуществляется хозяйствующими субъектами на основе собственных целевых планов. Такой подход оправдан для предприятий, производственные мощности и продукция которых, может выходить за уровень региональных, например входящих в национальные или международные объединения, использующих оригинальную технологию и обладающих исключительными правами на нее. Для предприятий регионального уровня, продукция которых направлена на удовлетворение местных потребностей, координация и консалтинговая помощь исполнительного органа власти и его подразделений представляется необходимой. Это не ограничивает роли собственников и руководителей предприятия - окончательное решение остается за ними. Конкуренция предприятий региона, выпускающих одинаковую продукцию, исходя из концепции проектного управления и контроллинга, носит характер прогнозируемой и управляемой, так как происходит в условиях открытого информационного поля, а поэтому продуктивна.

Подобная организация представляется целесообразной в целях соблюдения общеполитических интересов развития региона. Руководство региона не обладает в процессе планирования, по отношению к руководству предприятий, какими бы то ни было существенными правами на принимаемые ими решения, но обоснованные мотивированные прогнозы исполнительного органа власти должны быть доведены до руководства и собственников предприятия. Успех подобного взаимодействия исполнительного органа власти и хозяйствующих субъектов во многом определяется тем, удастся ли интегрировать предприятия региона в единый региональный промышленный комплекс, с системой целей регионального развития и контроля за их осуществлением, в том числе общественным контролем, без вмешательства в текущую деятельность предприятий и без ограничения руководства в принятии решений. Руководство предприятий должно достаточно свободно проявлять предпринимательскую инициативу, но сочетающуюся с концепцией развития региона. В этом и будет проявляться один из основных принципов предпринимательства - направленность на «удовлетворение общественных потребностей».

Организация взаимодействия правительства региона и хозяйствующих субъектов представляется особенно актуальной при принятии стратегических решений об организации исследований и разработок, так как, помимо функции координации исследований и разработок, выполняемых различными предприятиями, регион располагает базой региональных и федеральных высших учебных заведений и региональных организаций прикладной, а в некоторых регионах и фундаментальной науки, финансирует либо принимает участие в финансировании отдельных исследований и разработок. При высокой степени централизации информации и ее доступности для всех субъектов инновационной и иной хозяйственной деятельности региона, задача принятия верного управленческого решения значительно облегчается, и это в полной мере относится к предприятиям - субъектам регионального инновационного процесса.

Особое внимание исполнительной власти региона должно уделяться стратегическим предприятиям и направлениям региональной специализации. Анализ таких направлений на уровне региона может проводиться на основе первичной и статистической отчетности, а также форм специального мониторинга, заполняемым предприятиями на добровольной основе. При этом результаты анализа и прогноза, проводимого предприятием и правительством региона, могут отличаться, например, в результате выбора различных масштабов сравнения и оценки конкурентов, но это отличие не может быть существенным. Основываясь на результатах анализа и с учетом поставленных целей, можно планировать инновационные программы и проекты, ориентируясь при этом на стратегические направления регионального бизнеса.

В рамках регионального функционального планирования, исходя из координирующей роли исполнительного органа власти, функциональные планы предприятий региона могут быть сведены в единый региональный план. Правительство региона в лице своих подразделений может консультировать предприятия по вопросам тенденций развития отрасли и перспективных планов региона. Такое взаимодействие должно носить не директивный, а информативный и рекомендательный характер. При следовании рекомендациям регионального правительства риск неблагоприятного исхода должен быть разделен с правительством, в противном случае предприятия несут его сами. Например, в 2008 г. результатом кризиса в жилищном строительстве стало прекращение работ по возведению жилья в регионах, а во многих случаях из-за банкротства застройщика. В случае системного мониторинга и своевременного анализа тенденций развития рынка жилья и финансовых рынков на региональном уровне могли быть приняты меры к нивелированию регионального рынка и минимизации последствий кризиса.

Таким образом, роль контроллинга в системе инновационного процесса в регионе обусловлена:

- в аспекте информационного обеспечения инновационного процесса - в обеспечении всех заинтересованных сторон информацией об инновационном потенциале региона и обеспечении доступности информации об инновационной деятельности в регионе и ее результатах;

- в аспекте планирования - в координации планов инновационных проектов и программ, реализуемых на территории региона, и разработке консолидированного плана инновационного развития с включением в него инновационных проектов и программ в целом по региону; разработке и совершенствовании методик планирования инновационного процесса и разработке планов конкретных инновационных программ и проектов;

- в аспекте контроля и регулирования - в оценке степени достижения поставленных целей, проведении анализа отклонений и выработке рекомендаций для управляющего воздействия;

- в аспекте организационной работы - в учете и контроле выполнения инновационных программ и проектов;

- в аспекте мотивирования и стимулирования инновационного процесса в регионе - во всех возможных мерах поддержки инновационных программ и проектов: финансовых, про-

текционистских, пропагандистских (через средства массовой информации, участие в выставках и иных общественных форумах), в развитии и стимулировании системы подготовки и привлечения кадров по направлениям региональной специализации;

- в аспекте анализа принимаемых решений и оптимизации информационных потоков -в формировании информационной системы принятия решений инновационного развития, в сборе информации и обеспечении ею всех заинтересованных участников инновационного процесса.

Безусловно, все указанное выше имеет смысл в практическом применение при условии соблюдения принципа разумной достаточности. В свою очередь, достаточность, по нашему мнению, определяется взаимной заинтересованностью и готовностью субъектов хозяйственной деятельности к новой форме взаимного сотрудничества с органами исполнительной власти региона и другими субъектами инновационной деятельности.

Рассмотренные принципы, функции и задачи контроллинга применительно к управлению региональной хозяйственной деятельностью позволяют предложить модель региональной инновационной системы на принципах контроллинга. В ее основе лежит положение о том, что реализация целей и задач инновационного развития региона осуществляется посредством инновационных проектов и программ в регионе, включающих международный, национальный, региональный уровни и уровень хозяйствующих субъектов; управление инновационным процессом основано на использовании действующей системы управления регионом, включающей органы законодательной, исполнительной, судебной власти, систему общественного управления и контроля, включающую бизнес-сообщество, специалистов конкретной инновационной области в качестве экспертов, общественные организации, граждан. Предложенный нами механизм формирования региональных инновационных проектов и программ на основе существующей системы управления и ее функциональных элементов, с обязательным включением в этот процесс всех субъектов инновационной деятельности устанавливает новые, на наш взгляд, более рациональные связи между всеми субъектами инновационного управления. При этом он включает в себя весь процесс разработки и принятия данных проектов и программ:

- формирование инновационного предложения и инновационного спроса потенциальными потребителями и заказчиками инноваций;

- инициирование инновации;

- рассмотрение инновационного предложения в отраслевой рабочей группе Министерства экономики региона либо в специально сформированном для этих целей органе;

- разработку инновационного проекта или программы и оценку его социально-экономической эффективности;

- рассмотрение проекта инновационной программы в региональном экономическом совете и формирование проекта закона «Об инновационной программе... (наименование программы)»;

- рассмотрение проекта закона «Об инновационной программе. (наименование программы)» главой региона (руководителем администрации региона, губернатором, председателем правительства региона, президентом республики в составе федерации и аналогичными руководителями);

- представление одобренного проекта закона «Об инновационной программе. (наименование программы)» в законодательный орган власти (законодательное собрание региона, курултай, меджлис и аналогичные органы с законодательной функцией);

- принятие закона «Об инновационной программе. (наименование программы)».

Кроме перечисленных этапов, механизм формирования региональных инновационных

проектов и программ включает порядок принятия и доведения документа до исполнителей.

Для принятия решений при выборе и реализации инновационных проектов и программ используют традиционные подходы: анализ внешней и внутренней среды; формулировку целей, приоритетов и критериев инновационного проекта; создание альтернативных вариантов инновационных проектов; оценку их социально-экономической эффективности; выбор лучшего из вариантов.

Создается система управления, мониторинга и оценки результатов внедряемого проекта, связанная обратными связями со всеми предшествующими этапами процесса. Она может быть представлена схематично (рисунок).

Как видно из блок-схемы, инициирование инноваций возможно при наличии инновационного спроса и инновационного предложения (на блок-схеме это обозначено как функция дизъюнкции). Причем нам представляется, что, применительно к определению движущих сил инновационного процесса, имеет место взаимное влияние спроса и предложения. Наличие технических, технологических, ресурсных возможностей делает вероятным реализацию новшества, а его функциональные возможности формируют спрос на него. В свою очередь, наличие платежеспособного спроса, дефицит ресурсов, возрастающая стоимость использования традиционных методов стимулируют проведение работ в соответствующих областях, формируя инновационное предложение. В соответствии с таким подходом инициаторами инновации могут быть предприниматели и другие представители бизнес-сообщества региона, предприятия федерального или регионального подчинения, негосударственные некоммерческие организации, иные заинтересованные лица и ведомства, в том числе входящие в различные союзы, объединения, общественные организации, например в Торгово-промышленную палату, объединенные в отраслевые ассоциации, входящие в региональное отделение Союза промышленников и предпринимателей. Инициаторами новшеств, реализуя свои конституционные права, могут быть и граждане. Рассмотрение инновационного предложения осуществляется рабочей группой министерства экономики региона в нормативно-определенный или иным способом установленный срок. Для этого могут привлекаться независимые эксперты, использоваться региональный и межрегиональный банк данных о резервах производственных мощностей, результаты маркетинговых исследований, патентная и другая информация, способствующая комплексной оценке предложения. Формирование рабочей группы должно проходить по принципу компетентности участников, их относительной незаинтересованности, но отражающей все потенциальные стороны и мнения участников - региональной власти, бизнес-сообщества, населения региона. Формирование банка данных о резервах производственных мощностей должно осуществляться на добровольной основе собственниками этих мощностей. А формирование инновационного процесса как непрерывного и результативного будет способствовать заинтересованности собственников предприятий региона во включении их предприятий в «Межрегиональный банк данных о резервах производственных мощностей».

Результатом рассмотрения должно быть решение о рекомендации региональному экономическому совету (совету по экономической и промышленной политике при правительстве региона) либо иному уполномоченному органу исполнительной власти региона разработать программу или проект. В совете по экономической и промышленной политике при правительстве региона должен быть одобрен проект закона с передачей председателю правительства региона либо возвращен с замечаниями и предложениями на доработку в отраслевую рабочую группу министерства экономики региона. Далее одобренный проект закона передается на утверждение законодательному органу власти региона - законодательному собранию, и закон вступает в силу. На всех этапах рассмотрения и разработки проекта закона возможно и целесообразно привлечение специалистов, в том числе внешних по отношению к региону, в качестве экспертов, проведение различного рода расчетов и построение моделей, возможны и возвращение документа на предыдущий этап для доработки либо мотивированный отказ. В случае необходимости поддержки проекта или его возможной государственной значимости направляется соответствующее ходатайство в Правительство Российской Федерации. Результатом принятия закона «Об инновационной программе... (наименование)» является поддержка программы органами региональной власти. Меры государственной поддержки должны быть достаточно подробно формализованы. Например, это может быть механизм льготного кредитования программ и проектов, признанных инновационными и имеющих региональное значение.

Механизм формирования региональных инновационных программ

Кажущаяся на первый взгляд очевидность изложенного алгоритма рассмотрения и принятия инновационных проектов и программ в практической деятельности регионов не реализуется либо реализуется не в полной мере. В Российской Федерации и ее регионах есть все необходимые элементы механизма инновационного процесса, но нет механизма. Основная причина, на наш взгляд, заключается в отсутствии эффективной системы информационного обеспечения, планирования и контроля инновационного процесса. Под эффективной системой информационного обеспечения мы понимаем доступность и полноту информации для всех заинтересованных сторон о проблемах и перспективных возможностях инновационного развития региона, его инновационном потенциале. Системное планирование инновационного развития региона должно подразумевать, помимо свойственных планированию аспектов, включение в этот процесс инноваторов и субъектов инновационной и хозяйственной деятельности, иных субъектов инновационной деятельности. Контроль инновационного процесса должен охватывать стадии формирования инновационного предложения, формирования региональных проектов и программ, их реализацию, включать не только деятельность контрольных органов, но и контроль субъектов инновационной деятельности, то есть общественный контроль.

Таким образом, на основании обобщения изложенных выше функций и задач решение проблемы активизации регионального инновационного процесса мы видим в реализации модели региональной инновационной системы на принципах контроллинга.

Библиографический список

1. Хан, Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан. - М. : Финансы и статистика, 1997. - 765 с.

2. Шабанов, И.А. Механизм инновационного процесса в регионе / И.А. Шабанов. - Владимир : ВлГУ, 2005. - 167 с.

3. Шабанов, И.А. Региональные аспекты стратегии социально-экономического развития / И.А. Шабанов // Инновационное развитие региона: опыт и перспективы : материалы междунар. науч.-практич. конф. 10 декабря 2008 г. // Вестник филиала ВЗФЭИ в городе Омске. - 2008. - № 9. - 406 с.

I.A. Shabanov

Plekhanov Russian University of Economics, Omsk Institute (branch) THE MECHANISM OF FORMATION OF REGIONAL INNOVATION PROGRAMS AND PROJECTS ON THE PRINCIPLES OF CONTROLLING

The article explains and provides a mechanism for the formation of regional innovation projects and programs on the principles of information openness, planning, organization of monitoring the implementation of programs and projects with the involvement of all interested parties - subjects of innovative activity.

Key words: mechanism, innovation, region, process, information, planning, control, program, project.

References

1. Khan D. Planning and control: the concept of controlling. Moscow, Finance and statistics, 1997, 765 p.

2. Igor Shabanov. Mechanism of innovation process in the region. Vladimir, Vladimir state University, 2005,

167 p.

3. Shabanov I.A. Regional aspects of the strategy of socio-economic development. Innovative development of the region: experience and prospects. Materials of international scientific-practical conference on 10 December 2008. Bulletin of the branch VZFI in Omsk, 2008, no. 9, 406 p.

© Шабанов И.А., 2014

Автор статьи - Игорь Анатольевич Шабанов, доцент, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: shabanov.ig@yandex.ru.

Рецензенты:

С.В. Семченко, кандидат экономических наук, доцент, Финансовая академии МВД, филиал в городе Омске; Т.В. Иванова, кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.