Научная статья на тему 'Противодействие незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции: некоторые Актуальные вопросы теории и практики'

Противодействие незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции: некоторые Актуальные вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
793
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ / PRODUCTION AND TRAFFICKING / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ILLICIT TRAFFICKING / ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ / ETHYL ALCOHOL / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ALCOHOLIC PRODUCTS / СПИРТОСОДЕРЖАЩАЯ ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ALCOHOL-CONTAINING FOOD PRODUCTS / СПИРТОСОДЕРЖАЩАЯ НЕПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ALCOHOL-CONTAINING NON-FOOD PRODUCTS / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / EARLY PREVENTION OF ALCOHOLISM AMONG MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович

В статье рассматриваются отдельные теоретические и практические вопросы противодействия незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции. Автором вносятся отдельные предложения, направленные на эффективное решение исследуемой проблемы: следует ввести в юридический оборот и использовать термин "ранняя профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних", разработать проект и впоследствии принять Федеральный закон "О государственном регулировании ранней профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних в Российской Федерации".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO ILLICIT TRAFFICKING IN ETHYL ALCOHOL, ALCOHOL, ALCOHOL-CONTAINING FOOD AND ALCOHOL-CONTAINING NON-FOOD PRODUCTS: SOME TOPICAL THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES

The article deals with some issues of theory and practice of counteraction to illicit trafficking in ethyl alcohol, alcohol, alcohol-containing food and alcohol-containing non-food products. The author makes some proposals on the effective solution of the problem under study and suggests introducing the term "early prevention of alcoholism among minors", drafting and thereafter adopting the Federal Law "On government regulation of early prevention of alcoholism among minors in the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «Противодействие незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции: некоторые Актуальные вопросы теории и практики»

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

УДК 351.761:343.976

Валерий Александрович ВЛАСОВ,

доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

vav.70@mail.ru

противодействие незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции: некоторые актуальные вопросы теории и практики

counteraction to illicit trafficking in ethyl alcohol, alcohol, alcohol-containing food and alcohol-containing non-food products: some topical theoretical and practical issues

В статье рассматриваются отдельные теоретические и практические вопросы противодействия незаконному обороту этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции. Автором вносятся отдельные предложения, направленные на эффективное решение исследуемой проблемы: следует ввести в юридический оборот и использовать термин "ранняя профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних", разработать проект и впоследствии принять Федеральный закон "О государственном регулировании ранней профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних в Российской Федерации".

The article deals with some issues of theory and practice of counteraction to illicit trafficking in ethyl alcohol, alcohol, alcohol-containing food and alcohol-containing non-food products. The author makes some proposals on the effective solution of the problem under study and suggests introducing the term "early prevention of alcoholism among minors", drafting and thereafter adopting the Federal Law "On government regulation of early prevention of alcoholism among minors in the Russian Federation".

Ключевые слова: производство и оборот, незаконный оборот, этиловый спирт, алкогольная продукция, спиртосодержащая пищевая продукция, спиртосодержащая непищевая продукция, общественный контроль, ранняя профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних.

Keywords: production and trafficking, illicit trafficking, ethyl alcohol, alcoholic products, alcohol-containing food products, alcohol-containing non-food products, public control, early prevention of alcoholism among minors.

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции имеют в Российской Федерации важнейшее значение не только для различных отраслей российской экономики, но и для населения.

Следует обратить внимание на неоднозначность толкования указанного выше постулата. Это объясняется тем, что произ-

водство и оборот исследуемого вида пищевых продуктов и непищевых товаров является стратегическим источником увеличения доходной части государственного бюджета, которые на протяжении длительного периода составляют 8-10% (например, доходы в федеральный бюджет в 2015 г. от продажи алкоголя составили 68 млрд. рублей [4]).

12 - № 1 (26) • 2017

Вместе с тем чрезмерное употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, как показывает объективная реальность, влечет увеличение преступности, снижение производительности труда, распад семей, рождение детей с различными врожденными дефектами и аномалиями, рост инвалидизации и случаев суицида среди населения и т.д.

В распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 2128-р "О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года" [2] прямо указано: "В России в 1914 - 1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции - 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х гг. началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х гг. потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 г. оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза. Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год".

Число случаев смертельного отравления алкогольной продукцией в Российской Федерации с каждым годом увеличивается. Ежегодно от алкогольного отравления в стране гибнут 30 тысяч человек. По статистическим данным, число смертельных случаев отравления алкоголем и его суррогатами составляют около 53% всех отравлений, потому что каждый четвертый случай отравления алкоголем приводит к смерти. Так, в Республике Удмуртия 360 человек, в том числе 14 детей в возрасте до 14 лет, отравились алкоголем и спирт-содержащими жидкостями в первом полугодии 2014 г. [5]

Хотелось бы также обратить внимание на исследуемую проблему применительно к городу Красноярску. Так, осенью 2015 г. в городе после употребления купленного через сеть Интернет некачественного алкоголя, в том числе под маркой "Джек Дэниэлс", 11 человек умерли, еще 27 человек отравились. [6]

В начале января наступившего 2017 г. в гаражном боксе Советского района города Красноярска сотрудники полиции обнаружили цех по производству и розливу фальсифицированного алкоголя, где было изъято более пяти тонн алкогольных суррогатов, имитирующих продукцию известных марок. В отношении владельца гаражей возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 327.1 УК РФ "Использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок". [7]

Как показывает практика, вред жизни и здоровью граждан наносится посредством подделывания алкогольной продукции, заменой этилового спирта техническим, который содержит повышенное количество метилового спирта, альдегидов, кетонов, сложных эфиров и т.д.

Объективными причинами массовой подделки алкогольной продукции в Российской Федерации следует считать следующие: отсутствие государственной монополии, как это было в советский период; недостаточно качественный контроль за ее оборотом специально уполномоченными органами и должностными лицами государственной власти; отсутствие дешевых видов алкогольной продукции в результате высокой ставки акциза.

В частности, обращает на себя внимание тот факт, что за 2012-2014 гг. в результате резкого повышения ставки акциза на алкогольную продукцию розничная продажа алкогольной продукции в России сократилась почти на четверть из-за оттока потребителей в нелегальный сектор. Например, ставка акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта до 9%) возросла до 320 рублей в 2013 г. и до 400

Вестник Сибирского юридического института МВД России —

рублей в 2014 г. по сравнению со ставками в 2012 г. в размере 230 рублей. Следовательно, в 2014 г. по сравнению с

2012 г. ставка акциза на эти виды подакцизных товаров увеличилась на 73%. За тот же период почти в два раза возросла налоговая ставка на этиловый спирт, реализуемый организациям, которые не уплачивают авансовый платеж акциза, а также на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%. Например, на указанную алкогольную продукцию ставка акциза в I полугодии 2012 г. составила 254 рублей, во II полугодии - 300 рублей, в

2013 г. - 400 рублей, в 2014 г. - 500 рублей. [8]

Имелся еще один существенный аспект рассматриваемой проблемы - это существовавшая на тот момент времени неравнозначность акцизов между странами Таможенного союза. В результате средняя цена водки в Казахстане из-за разницы в акцизах была в два с половиной раза меньше, чем в Российской Федерации. Данной ситуацией умело пользовались предприниматели, которые ее завозили как легально, так и нелегально. В результате они получали значительную прибыль из-за массового ввоза дешевой казахской водки в субъекты Российской Федерации, расположенные на границе с Казахстаном. [9]

Законодатель оперативно отреагировал на подобные ситуации и Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ в УК РФ была внесена ст. 200.2 "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий". В ч. 1 ст. 200. 2 УК РФ закрепляется уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере, которое наказывается штрафом в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. В ч. 2 данной статьи указано: то же деяние, совершенное: а) группой лиц по

предварительному сговору; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового. Частью 3 ст. 200.2 УК РФ установлено, что деяния, предусмотренные частями первой или второй данной статьи, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

С 26 декабря 2016 г. в Российской Федерации вступил в силу временный запрет на розничную продажу непищевой продукции, содержащей спирт, за исключением парфюмерной продукции и стекло-омывающих жидкостей. На такие меры пошёл Роспотребнадзор после массового отравления концентратом для принятия ванн "Боярышник". По последним данным число жертв от его употребления гражданами выросло до 79 человек, 76 из которых умерли в городе Иркутске. [10]

Президент России В. В. Путин назвал произошедшее массовое отравление в городе Иркутске трагедией. Более того, глава российского государства назвал большой проблемой алкоголизацию населения. По его словам, в настоящий момент осуществляется комплекс мер по борьбе с этим явлением. В частности, речь идет о запрете продажи алкоголя вблизи школ. [11]

В современный период базовым нормативным правовым актом, который устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, выступает Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)

14

№ 1 (26) • 2017

алкогольной продукции" [1] (далее -ФЗ № 171).

В п. 1 ст. 2 ФЗ № 171 закреплено понятие этилового спирта, которым является спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.

Согласно п. 7 ст. 2 указанного закона алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Законодатель под спиртосодержащей продукцией понимает пищевую или непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции (п. 3 ст. 2 ФЗ № 171). Соответственно, собственно спиртосодержащая продукция подразделяется на два вида:

1) спиртосодержащая пищевая продукция. К этому виду относится пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5% объема готовой продукции (п. 4 ст. 2 ФЗ № 171);

2) спиртосодержащая непищевая продукция. Это непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержа-

щая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции (п. 5 ст. 2 ФЗ № 171).

Следовательно, главная отличительная особенность между спиртосодержащей и алкогольной продукцией заключается не только в содержании спирта, но и в его непосредственном предназначении. В частности, собственно алкогольная продукция производится только для ее употребления, при ее изготовлении используется исключительно пищевое сырье. Спиртосодержащая продукция может быть и непищевой, и это тоже будет отличием между двумя вышеобозначенными видами. В свою очередь, пищевая спиртосодержащая продукция не используется для реального употребления, но может служить одним из компонентов для алкогольной продукции. Непищевая спиртосодержащая продукция отличается от алкогольной продукции тем, что она не может использоваться для непосредственного употребления ни при каких условиях, так как предназначена только для бытовых, медицинских, косметических и иных подобного рода целей.

Еще один важный момент - обязательное лицензирование рассматриваемого вида деятельности. Так, лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции це-

Вестник Сибирского юридического института МВД России

лях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций; производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 1 ст. 18 ФЗ № 171).

С 19 октября 2009 г. полномочия по лицензированию исследуемого вида деятельности были переданы специально созданной Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь-регулированию). Главными функциями указанного органа государственной власти являются лицензирование деятельности по производству и обороту алкогольной продукции и осуществление государственного надзора за деятельностью организаций в данной отрасли.

Росалкогольрегулирование осуществило целый комплекс эффективных мер: замораживание ставки акциза, снижение минимальной розничной цены на водку, увеличение числа проверок, изъятие оборудования из нелегальных водочных цехов, а также оперативное и организованное подключение к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оптовиков и крупных сетей (ЕГАИС), в результате реализации которых уже в 2015 г. удалось остановить падение розничных продаж алкогольной продукции.

И. Апарышев положительно оценивает деятельность Росалкогольрегулирования, так как, согласно официальной статистике, до создания в 2009 г. этого ведомства каждая вторая бутылка в стране была нелегальной. После трех лет работы указанного государственного органа этот показатель сократился на 20%. Положительная динамика говорит о правильном выборе курса модернизации государственного регулирования алкогольной отрасли. [3, с. 15]

Нельзя не отметить и деятельность других надзорных органов по рассматриваемой проблеме. Так, специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в ходе надзора за соблюдением законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в первом полугодии 2016 г. были проведены 92 надзорных мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот алкогольной продукции. Проверены 93 организации торговли и общественного питания, из них на 45 (48,4%) объектах установлены нарушения законодательства РФ. [12]

Признавая отдельные положительные моменты в исследовании проблемы незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, нельзя не отметить, что ее научное познание еще далеко от завершения.

В связи с ограниченным объемом статьи следует обратить внимание на отдельные предложения, направленные на ее эффективное решение.

В Государственную Думу в 2015 г. членом комитета Совета Федерации по экономической политике А. Беляковым внесен законопроект об увеличении до 21 года возраста, по достижении которого допускается продажа алкогольной продукции. Аналогичные законопроекты этот сенатор уже вносил на рассмотрение в 2009, 2012 и 2013 годах. По его словам, нынешний документ составлен с учетом предыдущих заключений и замечаний правового характера. В пояснительной записке к законо-

проекту указано: "18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя. ... В 21 год молодой человек может сделать собственный выбор в данном вопросе, не оглядываясь на мнение окружающих" [13]. К сожалению, пока законопроект не стал реальным законом. Вместе с тем в ряде стран на законодательном уровне этот вопрос решен положительно. Например, в таких государствах, как Япония, Исландия, Норвегия, продажа алкогольной продукции разрешена с двадцатилетнего возраста, с 21 года допускается продажа алкоголя в США, Пакистане, Индонезии. Еще более высокий возрастной порог установлен в некоторых штатах Индии, в которых продажа алкоголя разрешена лицам, достигшим 25 лет.

Также целесообразно разработать проект и впоследствии принять Федеральный закон "О государственном регулировании ранней профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних в Российской Федерации". В качестве базового понятия следует ввести в юридический оборот и использовать термин "ранняя профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних", под которой следует понимать совокупность мер политического, экономического, социального, правового, организационного, информационного и иного характера, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих употреблению алкогольной продукции несовершеннолетними, а также на оказание воспитательного воздействия на них в целях не-

допущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Важная роль в борьбе с производством и реализацией этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции должна отводиться институтам гражданского общества. Целесообразно развивать общественный контроль в исследуемой области, например, общественные активисты должны создавать общедоступные онлайн-площадки для сбора информации о незаконном производстве и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции и передавать ее в правоохранительные органы.

В ст. 4 ФЗ № 171 прямо указано: "государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом". Исходя из значительного количества негативных событий в рассматриваемой области следует ставить вопрос о возврате именно к государственной монополии.

Вне всякого сомнения, исследуемая проблема является многоаспектным и комплексным явлением, охватывающим все сферы жизни российских граждан: правовую, политическую, экономическую и социальную.

По глубокому убеждению автора настоящей статьи, эффективное решение проблемы незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции в нашей стране должно носить системный и комплексный характер.

Библиографический список

1. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции : Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.12.2015, с изм. от 30.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.

^jjf Вестник Сибирского юридического

института МВД России -

2. О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 2. - Ст. 264.

3. Апарышев, И. Тяжело похмелье / И. Апарышев // ЭЖ-Юрист. - 2013. - № 5. -С. 15.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http:/ /www.gks.ru (дата обращения: 08.01.2017).

5. URL: http://antikontrafakt.ru/kontrafakt/alkogol (дата обращения: 08.01.2017).

6. URL: http://www. newslab.ru (дата обращения: 08.01.2017).

7. URL: https://news.mail.ru/incident (дата обращения: 08.01.2017).

8. URL: http://spirt-express.ru/novosti/alkomonitoring/2710 (дата обращения 08.01.2017).

9. URL: http://tass.ru/ekonomika/1619781 (дата обращения 08.01.2017).

10. URL: http://sibdepo.ru/reading/v-kuzbasse-svoj-boyaryshnik-kak-otlichit-palyonyj-alkogol.html (дата обращения: 08.01.2017).

11. URL: https://lenta.ru (дата обращения: 08.01.2017).

12. URL: http://24.rospotrebnadzor.ru/press/release/148539 (дата обращения: 13.01.2017).

13. URL: http://www.ellida.ru/informatsiya/58-v-gosdumu-v-ocherednoj-raz-vnesen-zakonoproekt-o-prodazhe-alkogolya-s-21-goda.html (дата обращения: 13.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.