Научная статья на тему 'Общие меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции'

Общие меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2603
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ОБЩИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CRIME PREVENTION / ILLEGAL TRAFFICKING OF ALCOHOL PRODUCTS / GENERAL PREVENTION MEASURES / COUNTERING CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянов В.М., Новичкова Е.Е.

Незаконное изготовление, хранение, перевозка, продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются совокупностью виновных противоправных, общественно опасных действий, нарушающих установленный порядок производства и оборота алкогольной продукции. Меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматриваются в статье в двух аспектах социальном и экономическом. Эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от решения государством экономических и социальных проблем общества. Она также напрямую зависит от нормативного правового регулирования этой деятельности федеральными органами государственной власти. Авторами статьи сформулированы предложения по повышению эффективности общих мер предупреждения незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянов В.М., Новичкова Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General measures of preventing the crimes related to illegal manufacture, storage, transportation, sale of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products

Illegal manufacture, storage, transportation, sale of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products is a set of guilty illegal acts, socially dangerous actions that violate the established procedure for the production and turnover of alcohol products. The measures of preventing the crimes related to illegal manufacture, storage, transportation, sale of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products are considered in the article in two aspects social and economic. The effectiveness of crime prevention largely depends on the state’s ability to solve the economic and social problems of the society. It also directly depends on the normative legal regulation of this activity by the federal public authorities. In the final part, the authors formulate the proposals to improve the effectiveness of general measures to prevent illicit trafficking of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products.

Текст научной работы на тему «Общие меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

ЕМЕЛЬЯНОВ В.М., кандидат юридических наук, nino-tyumen@yandex.ru Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

НОВИЧКОВА Е.Е., qwerpoiu07@rambler.ru Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110

EMELYANOV V.M., Candidate of Legal Sciences, nino-tyumen@yandex.ru Chair of administrative activities of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

NOVICHKOVA E.E., qwerpoiu07@rambler.ru Chair of administrative law and administrative activities of the internal affairs bodies; East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Lermontov St. 110, Irkutsk, 664074, Russian Federation

ОБЩИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ, ХРАНЕНИЕМ, ПЕРЕВОЗКОЙ, ПРОДАЖЕЙ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация. Незаконное изготовление, хранение, перевозка, продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются совокупностью виновных противоправных, общественно опасных действий, нарушающих установленный порядок производства и оборота алкогольной продукции. Меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматриваются в статье в двух аспектах — социальном и экономическом. Эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от решения государством экономических и социальных проблем общества. Она также напрямую зависит от нормативного правового регулирования этой деятельности федеральными органами государственной власти. Авторами статьи сформулированы предложения по повышению эффективности общих мер предупреждения незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ключевые слова: предупреждение преступлений; незаконный оборот алкогольной продукции; общие меры предупреждения; противодействие коррупции.

GENERAL MEASURES OF PREVENTING THE CRIMES RELATED TO ILLEGAL MANUFACTURE, STORAGE, TRANSPORTATION, SALE OF ETHYL ALCOHOL, ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS

Annotation. Illegal manufacture, storage, transportation, sale of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products is a set of guilty illegal acts, socially dangerous actions that violate the established procedure for the production and turnover of alcohol products. The measures of preventing the crimes related to illegal manufacture, storage, transportation, sale of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products are considered in the article in two aspects — social and economic. The effectiveness of crime prevention largely depends on the state's ability to solve the economic and social problems of the society. It also directly depends on the normative legal regulation of this activity by the federal public authorities. In the final part, the authors formulate the proposals to improve the effectiveness of general measures to prevent illicit trafficking of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products.

Keywords: crime prevention; illegal trafficking of alcohol products; general prevention measures; countering corruption.

Предупреждение преступлений является стратегическим направлением в системе мер, осуществляемых государством по укреплению законности и правопорядка. Оно представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию) ее истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе предупреждения преступлений криминогенные факторы могут подвергаться направленному и опосредованному воздействию тогда, когда они еще не набрали силу. Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступлений позволяет прерывать замышляемую или начатую противоправную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств. Предупреждение преступлений дает возможность решать задачи борьбы с ними наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для государства и общества.

Эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от решения государством экономических и социальных проблем общества. Она также напрямую зависит от нормативно-правового регулирования этой деятельности федеральными органами государственной власти.

Предупреждение правонарушений в любой сфере связано с вторжением в права и свободы граждан, которые могут быть реализованы при условии должного отношения к гражданам со стороны государства. Являясь органом публичной власти, государство законодательно закрепляет как собственные обязанности по охране прав и свобод своих граждан, так и обязанности иных субъектов не допускать нарушений этих прав и свобод в различных сферах жизнедеятельности.

Субъекты предупреждения преступлений должны осуществлять свои полномочия на основе применения криминологического анализа в целях разработки плана действий, направленных на успешную ликвидацию возникающих криминогенных ситуаций. Для успешного осуществления задач по предупреждению преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, про-

дажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, они должны не только располагать общей концепцией на уровне государства, но и иметь ясное и полное представление о механизме влияния конкретных местных условий на состояние преступности в данной сфере. Это возможно лишь на основе знания фактического состояния преступности и достоверных результатов деятельности по ее предупреждению.

Под предупреждением преступности криминологи понимают «деятельность государства и общества, направленную против преступности с целью удержания ее на минимальном уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин, это воздействие на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений» [1, с. 76].

Н.Ф. Кузнецова предлагает рассматривать предупреждение преступности как «многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, направленную:

- на выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий,

- выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступления,

- выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска,

- выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение» [2, с. 138].

А. Г. Лекарь рассматривает предупреждение преступлений «как установление лиц, обнаруживающих намерение совершить преступление, и принятие к ним мер с целью не допустить реализации этих намерений в преступные действия» [3, с. 19].

В приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению престу-

плении» определено, что предупреждение преступлений - деятельность служб, подразделении и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением*.

Предупреждение преступлений должно осуществляться посредством воздействия как на общество в целом, так и на конкретный объект.

В криминологии понятия «предупреждение» и «профилактика» чаще рассматриваются как синонимы. Однако предупреждение как более широкое понятие включает в себя профилактику (стадия формирования намерения), предотвращение (стадия приготовления), пресечение (стадия покушения).

В зависимости от причин и условий преступности на стадии формирования намерения в ст. 15 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» выделяется два вида профилактики: общая и индивидуальная**.

Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать

* О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. N 19: ред. от 20 янв. 2016 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

** Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ // Рос. газ. 2016. N 139.

таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений.

Индивидуальная профилактика заключается в непосредственной воспитательной работе с конкретным человеком в том случае, когда его поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступления. С практической стороны индивидуальная профилактика преступлений - это выявление лиц, склонных к совершению преступлений, их изучение, оказание на них положительного воздействия с целью недопущения совершения преступлений. Непосредственными объектами индивидуальной профилактики являются как конкретные лица, так и окружающая их микросреда [4, с. 211].

В зависимости от особенностей применения мер профилактического воздействия на разных этапах профилактики ученые выделяют также раннюю профилактику.

По их мнению, ранняя профилактика охватывает:

- меры коррекции моральных качеств лица, совершающего аморальные действия, указывающих на процесс деморализации, могущий привести к совершению преступления;

- меры оздоровления отрицательной микросреды, под влиянием которой в сознании лиц, попавших в эту среду, могут сформироваться отрицательные взгляды, и они могут встать на путь совершения преступления [5, с. 112].

Г.А. Аванесов в структуре ранней профилактики различает также непосредственную профилактику. По его мнению, она отличается от ранней тем промежутком времени, который отделяет лицо от момента возможного совершения правонарушения, и степенью социальной опасности лица. Суть непосредственной профилактики, с точки зрения Г.А. Аванесова, составляет организация и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин преступлений, условий и обстоятельств, которые оказывают содействие их совершению, на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности [6, с. 108-109].

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о предупреждении преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо отметить, что таковыми является совокупность виновных противоправных, общественно опасных деяний, нарушающих установленный порядок производства и оборота алкогольной продукции, совершенных на определенной территории за определенный промежуток времени, обладающих качественными и количественными характеристиками.

В широком смысле незаконный оборот алкогольной продукции рассматривается как деятельность юридических или физических лиц по производству, закупке, поставке, хранению и реализации алкогольной продукции, осуществляемая с нарушением действующего законодательства, устанавливающего правила и порядок производства и оборота алкогольной продукции, которая включает в себя совокупность всех виновных (не только уголовно наказуемых) противоправных деяний, нарушающих установленный порядок производства и оборота алкогольной продукции [7, с. 7].

Меры предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, можно рассматривать в двух аспектах - социальном и экономическом.

К числу мер социального характера необходимо отнести прежде всего общее снижение потребления спиртных напитков.

В целях предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо направить усилия государства на формирование здорового образа жизни и развитие физкультурно-спортивной активности, массового досуга и организацию отдыха населения.

Существует проблема социального характера, заключающаяся в чрезмерном употреблении алкогольных напитков и, как следствие, формировании постоянного спроса на подобную продукцию.

В августе 2014 г. в 43 субъектах Российской Федерации (100 населенных пунктов) с участием 1500 респондентов был проведен опрос по проблеме употребления алкоголя. В результате опроса установлено, что 70 % россиян употребляют спиртные напитки с разной периодичностью, при этом число еженедельно потребляющих алкоголь составило в целом 10 %. 19 % респондентов употребляют спиртное два-три раза в месяц, 39 % -несколько раз в год. 30% сообщили, что никогда не употребляют алкогольные напитки. В тройку самых распространенных в стране алкогольных напитков вошли водка (указал 31 % опрошенных), пиво (31 % опрошенных) и вино (30 % опрошенных). Далее следуют коньяк, виски и ром (по 13 %), самогон (6 %), наливки, домашнее вино (5 %)*.

Директор Московского научно-практического центра наркологии Е. Брюн отметил, что за последние пять лет (с 2011 по 2016 г.) потребление алкоголя в России снизилось почти на треть. «Сейчас взрослый человек потребляет в среднем в год 12,8 литров абсолютного алкоголя (этилового спирта). Пять-шесть лет назад официальная цифра была 18 литров»**.

Глава Минздрава России В. Скворцо-ва отметила, что в соответствии с позицией Всемирной организации здравоохранения потребление алкоголя на душу населения не должно превышать 8 литров в год***.

Между тем в России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около 500 тысяч человек в год****.

Для снижения уровня употребления алкоголя в стране, по нашему мнению, необходимо следующее:

- пропаганда здорового образа жизни населения, особенно молодежи, исключение рекламных акций, пропагандирующих употребление алкогольных напитков, развитие культурных и спортивных организаций;

* URL: http://liport.ru

** Потребление алкоголя в России снизилось на треть.URL: http://www.novayagazeta.ru/ news/2016/05/20/

*** Опрос: почти треть россиян не употребляет алкоголь URL: http://vz.ru/news/2016/12/28/.

**** в России от алкоголя ежегодно умирают около 500 тыс. человек. URL: http://regnum.ru

- укрепление нравственного самосознания молодежи, создание способности эффективно противостоять навязыванию употребления алкогольной продукции;

- разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально производимой алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.

Меры экономического характера нашли отражение в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р*.

Результаты реализации данной Концепции уже отразились в изменениях российского законодательства. Так, предусмотрена административная и уголовная ответственность за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, ст. 151.1 УК РФ), т.е. запрет на потребление алкогольной продукции несовершеннолетними, продажу им алкоголя.

С 1 января 2017 г. вступили в действие изменения, которые отразятся на продаже алкоголя. Ограничена продажа пива в пластиковых бутылках, объем которых превышает 1,5 литра, продажа алкогольной продукции в праздничные дни. С целью снижения потребления спиртных напитков населением была утверждена законодательная норма относительно запрета на продажу алкоголя в ночное время. Часы продажи алкоголя в различных регионах Российской Федерации варьируются. Разрешенное время продажи алкоголя устанавливается согласно требованиям Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей

* О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. N 2128-р // Рос. газ. 2010. N 2. Ст. 264.

продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»**.

Индикаторами достижения результатов реализации настоящей Концепции являются:

1) на первом этапе (2010-2012 гг.):

- снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15 %;

- снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции при общем существенном снижении уровня потребления алкогольной продукции;

- повышение уровня вовлечения детей и молодежи в занятия спортом;

2) на втором этапе (2013-2020 гг.):

- ликвидация нелегального алкогольного рынка;

- снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55 %, а также создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции;

- снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма, включая алкогольные психозы;

- снижение уровня смертности, связанной с острым отравлением алкогольной продукцией.

Отравление «Боярышником» в Иркутске стало резонансным событием в 2016 г. Количество жертв ядовитого концентрата для принятия ванн «Боярышник», содержащего в соответствии с этикеткой 93 % спирта этилового, экстракт боярышника, лимонное масло, глицерин и диэтилфталат, в Иркутской области, достигло 76 человек. Согласно результатам проведенных экспертиз случившееся - это результат употребления суррогата алкоголя, который в своем составе содержал метиловый спирт - яд, даже в малых количествах способный нанести непоправимый урон здоровью. Кроме этого, в некоторых образцах был обнаружен не только метиловый спирт, но и антифриз. Концентрат для принятия ванн «Боярышник» и подобные средства привлекают людей, которые

** О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22 нояб. 1995 г. N 171-ФЗ // Рос. газ. 1995. 29 нояб.

имеют алкогольную зависимость, так как их цена в 3-4 раза ниже стоимости водки, а эффект опьянения имеется. По данным Росалкогольрегулирования, только за текущий год было изъято 37 миллионов литров суррогатного алкоголя, а употреблено за этот же период в среднем 200 миллионов литров спиртосодержащих средств типа «Боярышник»*.

Вместе с тем реализация государственных мер, направленных на профилактику алкоголизма среди населения России, достигла ощутимого эффекта. Об этом сообщила Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Так, за последние семь лет легальные продажи алкоголя в стране сократились на 9 %, число больных алкоголизмом - на 11 %, а число больных, впервые взятых под диспансерное наблюдение, почти на треть**.

В настоящее время запрещена розничная торговля алкогольной продукцией в детских, образовательных, медицинских организациях, на спортивных объектах, в организациях культуры и других аналогичных учреждениях.

Торговля алкогольной продукцией должна осуществляться в рамках единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Данный механизм автоматического учета позволяет отслеживать перемещение и продажу алкоголя в режиме реального времени, что является эффективным способом борьбы с теневым рынком.

Программа ЕГАИС была запущена в тестовом режиме в 2015 г., после принятия соответствующего закона. Автоматизированный контроль за передвижением алкогольной продукции направлен на достижение следующих целей:

1. Контроль качества алкоголя и сокращение количества отравлений.

2. Увеличение налоговых поступлений через снижение доли теневого рынка.

Для этого были регламентированы процессы, позволяющие отслеживать этапы перемещения алкоголя. Определенные направления взяты под усиленный контроль:

* В Иркутске уточнили число отравившихся метанолом // Рос. газ. 2016. 29 янв.

** Роспотребнадзор отметил снижение масштабов злоупотребления алкоголем // Рос. газ.

2016. 29 июля.

- документация на спиртосодержащие товары;

- ограничения для торговли некачественной продукцией;

- полное и своевременное начисление акциза;

- импорт алкогольной продукции;

- детальный анализ товарооборота алкоголя, позволяющий отслеживать все этапы передвижения.

Точка продажи алкоголя должна быть оснащена специальными сканерами, которые предназначены для считывания информации с этикеток алкогольной продукции. Данное устройство подключается к Интернету, что позволяет оперативно передавать информацию о каждой операции в единую систему. Кроме того, сканер подключен к кассовому аппарату, что позволяет отображать номер бутылки на каждом чеке***.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрен порядок учета объемов производящейся продукции. Так, Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливает, что организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие для этих целей основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Данное оборудование должно отвечать следующим требованиям:

- основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства вина, и для производства в соответствии с перечнем, установленным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г.

*** Продажа алкоголя с 1 января 2017 года. URL: http://2017god.com

N 898-Р «Об утверждении перечня спиртосодержащей непищевой продукции»*, спиртосодержащей непищевой продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;

- основное технологическое оборудование для производства вина должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции;

- вышеназванное основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема розничной продажи) должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации**.

Возникает вполне логичный вопрос: какими способами лица, осуществляющие легальное производство продукции, все же выводят ее из-под контроля и учета государственных органов?

Проблема видится в коррупционных действиях лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность любых организационных форм собственности, и лиц, осуществляющих функции государственного контроля над сферой легального оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

* Об утверждении перечня спиртосодержащей непищевой продукции: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 898-Р // Рос. газ. 2006. 29 июня.

** Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства винодельческой продукции: постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 380 // Рос. газ. 2006. 29 июня.

Именно противоправные действия должностных лиц, осуществляющих контрольные функции в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также осуществляющих контрольно-надзорные функции по обеспечению безопасности, позволяют умышленно допускать фальсификаты алкогольной и спиртосодержащей продукции в торговую сеть.

Действия, осуществляемые за вознаграждение со стороны предпринимателей и нелегальных поставщиков, выражаются в преступном неисполнении возложенных на должностных лиц функций и влекут негативные последствия не только для экономических интересов государства, но и для здоровья населения.

Несмотря на то, что борьба с коррупцией носит общий характер, на наш взгляд, ее необходимо рассматривать в качестве одной из мер, направленных на предупреждение преступлений в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В целях борьбы с коррупцией Президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы*** и даны соответствующие поручения органам исполнительной власти Российской Федерации.

Разработка комплекса правовых актов, направленных на противодействие коррупции, позволила условно стандартизировать системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности.

Однако, учитывая факторы влияния противоправных деяний преступного характера, связанных с незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, меры предупреждения преступлений в данной области также должны носить и экономический характер.

Одной из эффективных экономических мер считаем воссоздание государственной монополии на производство этилового спирта и отдельных видов алкогольной продукции, в частности водки.

*** О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 2016 г. N 147 // Рос. газ. 2016. 13 апр.

Монополия на производство спирта позволит полностью контролировать объемы продукции, производимой на территории государства, ее качество, т.е. соответствие техническим условиям и Государственным стандартам.

Подобная практика существует, например, в Германии, где весь объем отпуска спирта с предприятий-производителей, в том числе и частных, контролируется государством. В Белоруссии 90 % спирта подконтрольно государственным органам [8].

Считаем, что в России производство алкогольной продукция с содержанием этилового спирта менее 20 % объема вполне может остаться в ведении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Первые шаги по созданию монополии на данный вид деятельности уже сделаны. Так, контролируемое государством ОАО «Росспиртпром» осуществило приобретение восьми региональных спиртзаводов [8]. Доля Росспиртпрома на российском рынке спирта после приобретения новых предприятий увеличилась на 60 %. Если в 2007 году, по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, в России было 135 спиртзаводов, которые принадлежали примерно 100 собственникам, то на данный момент осталось порядка 35 предприятий, которыми владеют шесть-семь компаний*.

Действия Правительства Российской Федерации по урегулированию вопросов оборота этилового спирта и алкогольной продукции подтверждают мнение об

* Государство решилось на монополизацию спиртами http://www.vz.ru

острой необходимости возврата к монополии в производстве алкогольной продукции, что позволит свести практически к нулю количество фальсифицированной продукции на рынке в целом. Это даст дополнительные вливания денег в бюджет страны, отпадет необходимость налогообложения предпринимателей-производителей и, следовательно, повысит рентабельность выпускаемой продукции.

Итак, изучение общих мер предупреждения незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции позволяет сделать следующие выводы:

1. В целях предупреждения преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением, перевозкой, продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо направить усилия государства на формирование здорового образа жизни и развитие физкультурно-спортивной активности, массового досуга и организацию отдыха населения, на профилактическую работу с детьми и молодежью и, возможно, с лицами, уже склонными к систематическому употреблению алкогольной продукции.

2. Учитывая динамичность развития общества, отношений между странами и внутри них, существует необходимость постоянного совершенствования нормативной правовой базы в целях недопущения образования и развития новых форм коррупционных проявлений, что и прослеживается в состоянии действующего законодательства и динамике его развития.

3. Необходимо срочное воссоздание государственной монополии на производство спиртосодержащей продукции.

Список литературы

1. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: учебник. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т: Питер, 2002. 432 с.

2. Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 640 с.

3. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юрид. лит., 1972. 104 с.

4. Емельянов В.М. Административно-правовые особенности профилактики преступлений подразделениями милиции общественной безопасности (по материалам Тюменской области): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. СПб., 2006. 367 с.

5. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1976. 435 с.

6. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький, 1975. 215 с.

7. Долгов А.В., Иванченко Р.Б., Милюков А.Ф. Криминальная ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и меры борьбы с ней: монография. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2005.

8. Государство решилось на монополизацию спирта // Взгляд. Деловая газета. 2016. 23 янв. URL: http:// vz.ru (дата обращения: 10 мая 2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.