Научная статья на тему 'Ответственность предприятий за несоблюдение торгового законодательства при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции'

Ответственность предприятий за несоблюдение торгового законодательства при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / СПИРТОСОДЕРЖАЩАЯ ПРОДУКЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнова Сара Магомед Кызы, Усанова Мария Андреевна, Макаревич Марина Леонидовна

В данной статье раскрываются особые требования при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ответственность торговых предприятий за их несоблюдение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусейнова Сара Магомед Кызы, Усанова Мария Андреевна, Макаревич Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность предприятий за несоблюдение торгового законодательства при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТОРГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ Гусейнова Сара Магомед кызы, студент (e-mail: s.guseinova97@gmail.com) Усанова Мария Андреевна, студент (e-mail: mary.usanova2011@yandex.ru) Макаревич Марина Леонидовна, к. и. н., доцент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

г.Санкт-Петербург, Россия (e-mail:makarevichm@mail.ru)

В данной статье раскрываются особые требования при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ответственность торговых предприятий за их несоблюдение.

Ключевые слова: алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, несовершеннолетний, лицензирование, ответственность.

Вопросам эффективной организации производства рынка потребительских товаров в настоящее время уделяется большое внимание, так как он является высококонкурентной зоной, его функционирование направлено на улучшение организации товароснабжения и качества обслуживания населения^].

Рынок алкогольной продукции является важной составляющей рынка потребительских товаров. С давних времен алкогольная продукция неотъемлемая часть русских застолий. На сегодняшний день трудно представить торжественное мероприятие без алкогольных и спиртосодержащих напитков.

В настоящее время закон достаточно полно регулирует производство и оборот данной продукции, однако, далеко не всеторговые предприятия соблюдают предписанные нормы.

В соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольной продукцией является такая пищевая продукция, которая имеет в своем составе свыше 0,5 процента этилового спирта от объема готовой продукции. В отличие от алкогольной спиртосодержащая продукция может быть как пищевой, так и непищевой.

ФЗ № 171 регламентирует производство и реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с востребованностью данного товара.

Согласно вышеуказанному документу гл. 2, ст. 16, п. 2 розничная продажа и потребление алкогольной продукции имеет ряд ограничений. Одним из них является отпуск данного товара несовершеннолетним.

Штрафные санкции за несоблюдение правил реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. От 30.10.2017). Отпуск алкогольной продукции лицам, не достигшим восемнадцати лет, при условии, что это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, наказывается административным штрафом на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (Ст. 14.16 п. 2.1. (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 193-ФЗ)). При повторном правонарушении виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 151.1 УК РФ «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 253-ФЗ)». Деяние влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [2].

Однако, несмотря на все существующие запреты, на сегодняшний день купить алкогольную продукцию несовершеннолетнему не составит большого труда. Большинство нестационарных предприятий торговли, а также розничных торговых сетей не требуют документа, подтверждающего достижение совершеннолетнего возраста. Большинство лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, покупают алкогольную продукцию в ларьках, магазинах пешеходной доступности и др.

На наш взгляд, существуют пути решение данной проблемы:

1. Доводить до сведения продавцов и кассиров существование запрета продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции лицам, не достигших совершеннолетнего возраста;

2. Контролировать соблюдение вышеупомянутой статьи ФЗ № 173 персоналом предприятия торговли;

3. Данное действие работника руководство торгового предприятия должно расценивать как дисциплинарное правонарушение работника, которое влечет за собой увольнение по п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Согласно ФЗ № 171 реализация алкогольной продукции запрещается без наличия соответствующей лицензии, сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Федерального закона и информации, установленной пунктом 3 статьи 11 вышеуказанного доку-

мента, а также без деклараций о соответствии и маркировки в соответствии со статьей 12 ФЗ № 171.

Причинами нарушения требований производителями, импортерами, а также лицами, которые осуществляют продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:

1. Халатное отношение к безопасности конечного потребителя;

2. Желание сэкономить на издержках:

• Материальные (деньги). Лицензирование — дорогостоящая процедура, которая в конечном итоге увеличивает стоимость продукции;

• Нематериальные (время). Лицензирование — процесс, требующий определенное количество времени;

3. Некомпетентность лица, осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, либо умышленное противоправное деяние, направленное на получение выгоды.

Преимущества данной процедуры для предприятий, осуществляющих розничную продажу, а также для производителей, импортеров алкогольной и спиртосодержащей продукции заключаются в следующем:

1. Срок действия лицензии довольно длительный, чаще всего 1 год, со дня ее выдачи;

2. Лицензированный товар вызывает доверие у потребителя, то есть пользуется наибольшим спросом.

Ответственность за реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции без наличия соответствующей лицензии регламентированаа УК РФ Статьей 171.3. «Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 203-ФЗ)». Изготовление, закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без наличия соответствующей лицензии при условии, что такая лицензия является обязательной, совершенные в крупном размере - влекут наложение штрафа в размере от двух миллионов до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами сроком до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет либо без такового [2].

В соответствии с п. 9 ст.16 ФЗ № 171 продажа алкоголя запрещена в период с 23 до 8 ч.

Нарушение особенных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая реализацию алкоголя после 23 часов по ч. 3 ст. 14.16 КоАП (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ) с конфискацией товара или без нее составляет:

- 20000-40000 рублей для должностных лиц

- 100000-300000 рублей для юридических лиц [1].

Выполнение этих предписаний некоторые предприятия всячески пытаются обойти. Например, зоны беспошлинной торговли не работают по российским законам. А это значит, что алкоголь там можно купить посреди ночи вполне легально. Вынести спиртное оттуда могут только те, кто там работает. Также после вступления в силу закона в барах посетителям стали предлагать напитки в розлив.

Однако, ужесточение контроля оборота спиртного позволяет предотвратить различные нарушения. Ярчайшим примером нарушения, как со стороны производителей, которые осуществляли продажу контрафактной продукции, так и потребителей, которые использовали данный товар не по назначению, является массовое отравление, которое произошло 18 декабря 2016 года. Жители Иркутска выпили контрафактную химическую смесь «Боярышник», что привело к летальному исходу 77 человек. По результатам оперативно-розыскных мероприятий установлено, что отравившиеся употребляли концентрат для принятия ванн «Боярышник», который, согласно этикетке, имеет в своем составе 93% этилового спирта, экстракт боярышника, лимонное масло, глицерин и диэтилфталат. Фальсификация данной продукции состояла в том, что вместо этилового спирта использовали метиловый, а также в составе был обнаружен антифриз. Согласно маркировке жидкость была произведена в Санкт-Петербурге в соответствии с ТУ 9158-007-46931608-01, однако документа с таким номером не существует [4].

Данная трагедия повлекла за собой множество изменений, касающихся непосредственно производства, закупки и реализации, как алкогольной продукции, так и товаров лекарственного назначения на основе спирта. В Минздраве рассказали, что в рамках борьбы с «аптечным алкоголизмом» ведомство подготовило проект федерального закона, который запрещает продажу спиртовых аптечных товаров в вендинговых аппаратах. По факту случившегося возбуждено уголовное дело по ч. 3 статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц» (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 157-ФЗ).

Несоблюдение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (реализация в общественном транспорте, образовательных учреждениях, в нестационарных торговых объектах и т.п.) влечет наложение административного штрафа аналогичного реализации алкогольной продукции в ночное время.

Таким образом, несмотря на опасность и вредность алкогольной и спиртосодержащей продукции, она остается востребованной в нашей стране. Поэтому государство старается всеми силами обезопасить население от недоброкачественного товара, а также снизить масштабы злоупотребления алкогольной продукции, путем разработки соответствующих ограничений, запретов, требований. С каждым годом законы ужесточаются. Быть может,

в скором будущем настанет время, когда люди совсем откажутся от алкоголя, но это уже совсем другая история. А пока государство четко регламентирует производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Реализация указанных законодательных положений также требует совершенствования подзаконных нормативных актов в части ужесточения государственного контроля надзора за осуществлением данного вида деятельности. Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. От 30.10.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 18.11.2017).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N бЗ-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 18.11.2017).

3. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (ред. от 29.07.2017) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 18.11.2017).

4.РБК Санкт-Петербург Массовое отравление «боярышником» в Иркутске, 19 дек, 2016: [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/ 19/12/2016/ 5857be1d9a7947488534277a (дата обращения 18.11.2017).

5. Дудакова И. А., Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: кол. моногрф. Ростов н/Д. Изд-во ДГТУ. 2011. 140с.

Guseinova Sara Magomed kizi, student (e-mail: s.guseinova97@gmail.com)

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia Usanova Maria Andreevna, student (e-mail: mary.usanova2011@yandex.ru)

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor (e-mail: makarevichm@mail.ru)

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia THE RESPONSIBILITY OF ENTERPRISES FOR NON-COMPLIANCE WITH TRADE LEGISLATION UPON SALE OF ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS

Abstract. This article describes the features of the realization of alcoholic products and alcohol-containing products, also the responsibility of the failure of commercial facilities to abide by their commitments.

Keywords: alcoholic products, alcohol-containing products, imperfectly-year-old, licensing, responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.