Научная статья на тему 'Особенности управления инновационным развитием авторемонтных предприятий'

Особенности управления инновационным развитием авторемонтных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АВТОРЕМОНТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / ИННОВАЦИЯ / ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васин А.С., Васин М.В.

В условиях кризиса в России снижения покупательной способности населения высокий уровень востребованности услуг авторемонтных предприятий сохраняется. С учетом конкуренции выживаемость подобных предприятий прямо зависит от качества предоставляемых услуг, для повышения которого требуется инновационное развитие авторемонтного предприятия. В статье рассмотрены особенности инновационного развития авторемонтных предприятий в контексте существующих разновидностей инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления инновационным развитием авторемонтных предприятий»

ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

23 (56) - 2009

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А. С. ВАСИН,

доктор экономических наук Управление федерального казначейства по Тульской области, отделение по г. Туле Е-таМ: vasin_as@mail. ги

М. В. ВАСИН,

аспирант кафедры менеджмента

Тел.: 8 (4872) 33-99-99

Тульский государственный университет

В условиях кризиса в России, когда снижается покупательная способность населения, тем не менее сохраняется высокий уровень востребованности услуг авторемонтных предприятий. С учетом конкуренции выживаемость подобных предприятий прямо зависит от качества пре-доставляемыхуслуг, для повышения которого требуется инновационное развитие авторемонтного предприятия. В статье рассмотрены особенности инновационного развития авторемонтных предприятий в контексте существующих разновидностей инноваций.

Ключевые слова: кризис, инновационное развитие, авторемонтные предприятия, конкуренция, качество услуг, инновация, вторичный рынок.

Несмотря на кризис, парк легковых и грузовых автомобилей Российской Федерации продолжает расти. Своевременно принятые Правительством России антикризисные меры позволили избежать существенного снижения доходов основной массы населения и, в основном, сохранить их на уровне, достигнутом в период относительной экономической стабилизации. В этот период наблюдался постоянный рост доходов, темпы которого для достаточно большой группы населения превосходили темпы роста цен на новые и подержанные автомобили, что привело к существенному повышению доступности автомобиля для значительного количества семей в России. Естественно, что в период кризиса объем продаж отечественных автомобилей существенно снизился, срок эксплуатации существующего парка автомобилей увеличился и, соответственно, возросла необходимость в услугах авторемонтных предприятий, значительная часть которых представляет собой предприятия малого бизнеса.

В условиях кризиса при ограничении денежных ресурсов населения возрастает также привлекательность приобретения автомобилей на вторичном рынке, где реализуются автомобили «с пробегом». Этот рынок насыщен как автомобилями, приобретенными новыми и эксплуатирующимися в России, так и ввезенными из-за рубежа подержанными автомобилями. Эта последняя составляющая, по мнению ряда исследователей, оказывает весьма негативное воздействие на отечественную автомобильную промышленность, так как на этом рынке, несмотря на достаточно высокие пошлины и «добавленную стоимость» продавцов и перекупщиков, цены остаются практически демпинговыми, поскольку цена подобных автомобилей за рубежом в целом ряде случаев символическая.

Таким образом, автомобильный парк нашей страны характеризуется существенной долей автомобилей с длительным сроком эксплуатации, что усугубляется существованием целого ряда негативных факторов, характеризующих условия эксплуатации автомобиля в России. Кроме того, следует отметить, что в последние годы снизился планируемый срок эксплуатации автомобильной техники, закладываемый при ее производстве. В основном автомобиль сейчас производится в расчете на срок эксплуатации без крупного ремонта, составляющий приблизительно около пяти лет. Однако в период кризиса реальный срок эксплуатации автотранспортных средств существенно превышает срок, установленный производителем. Это также является причиной существенного возрастания спроса на услуги авторемонтных предприятий.

Однако, несмотря на повышающийся спрос, количество авторемонтных предприятий в настоящее время настолько велико, что существует достаточно жесткая конкурентная борьба между ними. При этом первостепенной становится проблема выживаемости подобных предприятий в подобной конкурентной среде. Естественно, что чем выше качество предоставляемых услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобильной техники, тем более значительные конкурентные преимущества приобретает предприятие. В свою очередь, на современном этапе развития науки и техники качество авторемонтных услуг оказывается непосредственно связанным с эффективным использованием инновационных технологий и оборудования для ремонта и технического обслуживания автомобилей. Таким образом, возникает необходимость решения задач управления инновационным развитием, то есть задач инновационного менеджмента на авторемонтных предприятиях малого бизнеса.

Рассмотрим некоторые особенности подобного инновационного развития. Основные положения и понятия, относящиеся к сфере инновационного развития в целом, определены достаточно четко, рассмотрим их [1].

«Инновация (нововведение)» — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

«Инновационная деятельность» — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

«Государственная инновационная политика» — определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

«Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)» — совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

«Инновационная сфера» — область деятельности производителей и потребителей инновационной

продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

«Инновационная инфраструктура» — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

«Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)» — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Кроме того, рядом авторов [2, 3] достаточно широко используется понятие «инновационная активность». С помощью этого понятия оценивается интенсивность инновационной деятельности.

Весь этот понятийный аппарат относится как к инновационному процессу в целом, так и к конкретным его проявлениям, в том числе и на авторемонтных предприятиях. Естественно, что наибольшая инновационная активность возможна на крупных современных предприятиях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом. Однако, как уже отмечалось ранее, наличие конкуренции вынуждает авторемонтные предприятия решать задачи инновационного развития.

Таким образом, основной особенностью подобных инновационных процессов является их реализация в рамках предприятий автосервиса, относящихся к предприятиям малого бизнеса. Это, естественно, существенно повышает инновационные риски, так как даже небольшие вложения в инновационные проекты, которые не принесли ожидаемого экономического эффекта, могут иметь весьма негативные последствия для предприятия малого бизнеса. Поэтому существенно возрастает роль максимально точной оценки реальных затрат на тот или иной инновационный проект и экономического эффекта от его реализации, для чего необходим теоретический анализ и выработка практических рекомендаций, учитывающих особенности инновационного менеджмента в малом бизнесе авторемонтных предприятий.

Рассмотрим ряд других особенностей инновационного развития авторемонтных предприятий в контексте существующих разновидностей инноваций и инновационной деятельности.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации предусматрива-

Опыт. Проблемы. Решения

23 (56) - 2009

ют получение принципиально новых продуктов, а также применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих. Процессные инновации означают новые методы организации производства и новые технологии. Процессные инновации могут быть также связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия. Для авторемонтных предприятий характерны оба типа инноваций, но поскольку они относятся к сфере услуг, то очевидно, максимальный объем будут иметь процессные инновации.

По типу новизны для рассматриваемого рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия или группы предприятий. Естественно, что для авторемонтных предприятий наиболее характерны инновации, являющиеся новыми для данного предприятия.

Используя системный подход, можно обнаружить инновации на входе предприятия (нововведения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.) и инновации на выходе предприятия (новые изделия, услуги, технологии, информация и др.) а также инновации внутри системной структуры предприятия (управленческой, производственной и технологической). Все эти разновидности инноваций могут быть характерны и для авторемонтных предприятий.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные или базовые, улучшающие и модификационные или частные. Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга также и по степени охвата стадий жизненного цикла продукции или услуги. Поскольку для авторемонтных предприятий, относящихся к сфере малого бизнеса, характерны повышенные инновационные риски, то вполне очевидно, что они могут позволить себе радикальные или базовые инновации только в случае гарантированного успеха. Обычно такие инновации внедряются после появления достоверных сведений о существовании опыта их эффективной реализации в России или за рубежом.

После появления кардинально нового продукта или технологии основная масса предприятий ожидает, пока какой-нибудь хозяйствующий субъект, склонный к риску или обладающий необходимыми ресурсами, внедрит данную инновацию и получит результат. Однако после обнаружения эффективности подобной инновации процесс ее внедрения происходит лавинообразно. В то же время улучшающие и модификационные инновации внедряются на авторемонтных предприятиях постоянно, так как они, обычно, не требуют значительных инвестиций.

Процесс внедрения инноваций называют также диффузией инноваций, при этом инновационный процесс постепенно превращается в процесс, приносящий дополнительную прибыль. При этом успех инновационного процесса на автотранспортном предприятии в значительной степени зависит от особенностей перераспределения общественно-полезного эффекта от инноваций между производителями услуг и их потребителями. В результате диффузии возрастает число производителей и потребителей инновации.

Следует отметить, что поскольку существенная часть инноваций на автотранспортных предприятиях относится к группе процессных или технологических инноваций, то они могут обладать свойством «невидимости» для потребителя услуги, который получает отремонтированный автомобиль и в большинстве случаев не имеет представления о технологии его ремонта. Тогда влияние потребителей на скорость диффузии подобных инноваций становится косвенным, опосредованным через повышение качества ремонта, привлекающее новых клиентов.

Скорость диффузии инновации зависит также от характера используемых коммуникационных каналов между членами социальной системы, в которой действуют как производители услуги, так и ее потребители. Здесь весьма существенную пользу могут оказать современные средства обмена информацией и, прежде всего Интернет, который сам по себе представляет собой абсолютно инновационную коммуникационную среду. В настоящее время Интернет превратился в исключительно мощное средство продвижения и информационной поддержки инноваций.

Миллионы людей обращаются к Интернету за теми или иными советами. На тысячах сайтов ведутся форумы, затрагивающие громадное количество тем, которые всесторонне обсуждаются. Именно эти форумы и могут превратиться в средство эффективной диффузии инноваций в авторемонтном бизнесе. Здесь возможна как прямая, так и косвенная реклама инноваций в форме отзывов клиентов об удачно проведенных ремонтах и высоком качестве услуг. При этом важно, чтобы это были реальные отзывы, а не сфабрикованные самим предприятием, так как если фактическое качество услуг будет отличаться от рекламируемого в Интернете в худшую сторону, на форуме обязательно появятся сообщения от недовольных клиентов, и весь положительный имидж предприятия неизбежно будет потерян.

Существенную положительную роль в повышении скорости диффузии инноваций играет работа с постоянными клиентами предприятия. Наличие определенных групп постоянных клиентов тех или

иных предприятий или организаций характерно для сферы услуг вообще и для авторемонтных предприятий, в частности. Постоянным клиентам необходимо предлагать пользоваться новыми услугами, выполняемыми на основе инновационных проектов, с большими скидками в оплате с целью их возможной рекламы как в Интернете, так и при личном общении в группах автолюбителей или профессиональных водителей.

В любом случае хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии инновации определяется не только способом передачи информации и свойствами социальной системы, но также свойствами самого нововведения. Эти свойства должны демонстрировать явные преимущества по сравнению с традиционными решениями, но в то же время обеспечивать совместимость со сложившейся практикой и существующими технологическими структурами.

В процессе внедрения инновации можно выделить ряд групп производителей и потребителей, отличающихся по скорости внедрения или восприятия инновации. К ним обычно относят новаторов, ранних реципиентов, раннее большинство и отстающих. Все группы, кроме первой, относят к так называемым имитаторам, которые внедряют инновации, руководствуясь опытом предшественников. Очевидно, что наибольшие риски в инновационном процессе характерны для новаторов, но они же могут получить и максимальную прибыль от инновации, являясь в определенный период монополистами в области ее использования. Меньшие риски, но и меньшие прибыли характерны для ранних реципиентов. Раннее большинство формируется при лавинообразном внедрении инновации, в этом случае инновационные риски сведены практически к нулю, но появляются новые риски, связанные с конкуренцией.

Наконец, для отстающих производителей характерен риск «старения» инновации, заключающийся в ее внедрении в тот период, когда уже появилась более совершенная ее альтернатива. Эффективность инновационного процесса в значительной степени связана также с его непрерывностью, любая остановка в процессе внедрения нововведений приводит к потере конкурентных преимуществ.

При оценке эффективности любой инновации в условиях авторемонтного предприятия необходимо также учитывать, что она может быть обеспечена как за счет расширения количества клиентов

предприятия, так и за счет снижения себестоимости выполнения работ. Первое возможное направление повышения эффективности непосредственно связано с необходимостью использования различных коммуникационных каналов, затрат на рекламу и т. д. В то же время следует отметить, что в условиях конкуренции на рынке авторемонтных услуг вероятность существенного повышения количества клиентов в результате внедрения инновации невелика, и такое повышение возможно только в случае ухода конкурентов с рынка. Однако прогнозировать увеличение числа клиентов, а тем более уход с рынка конкурентов весьма сложно.

Гораздо проще прогнозировать снижение себестоимости в результате внедрения инноваций. Однако значительную часть стоимости услуг по ремонту автомобилей составляет стоимость запасных частей. Поэтому наиболее эффективной областью инноваций могут быть процессы с большой долей труда персонала авторемонтного предприятия. К подобным процессам можно отнести покрасочные, сварочные и другие подобные работы.

Весьма эффективной областью инноваций на авторемонтных предприятиях может стать также информационная деятельность по поиску на рынке наиболее дешевых запасных частей, материалов и комплектующих. Здесь также вполне возможно использование возможностей Интернета и современных поисковых систем.

Таким образом, в современных условиях кризисного и посткризисного развития экономики России является исключительно важным (но одновременно достаточно рискованным) внедрение инновационных продуктов и технологий на авторемонтных предприятиях, относящихся к сфере малого бизнеса. При этом наибольшая эффективность внедрения инноваций может быть достигнута при использовании современных механизмов инновационного менеджмента с учетом специфики авторемонтных предприятий.

Список литературы

1. О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы: постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 832.

2. Попов В. Д. Инновационная активность предприятий: проблемы и перспективы. Красноярск: Краснояр. гос. аграр. университет. 2001. 53 с.

3. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.