Научная статья на тему 'Инновационный менеджмент на авторемонтных предприятиях'

Инновационный менеджмент на авторемонтных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васин А.С., Васин М.В.

Показан высокий уровень востребованности услуг авторемонтных предприятий в России. Сделан вывод, что в условиях конкуренции выживаемость подобных предприятий зависит от уровня качества предоставляемых услуг, который определяется эффективным использованием инновационных технологий и оборудования для ремонта и технического обслуживания автомобилей. Показана возможность и выявлены особенности использования концепции «конкурирования на острие» в условиях предприятий автосервиса. Рассмотрены возможные варианты рекламы инновационных услуг на предприятиях автосервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный менеджмент на авторемонтных предприятиях»

инновационный менеджмент

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

A.C. ВАСИН,

доктор экономических наук

М.В. ВАСИН

Тульский государственный университет

Современное состояние экономики Российской Федерации характеризуется бурным ростом парка легковых и грузовых автомобилей. Экономическая стабилизация, характерная для последних пяти лет, одновременно с постоянным ростом доходов, темпы которого для достаточно большой группы населения превосходили темпы роста цен на новые и подержанные автомобили, привела к существенному повышению доступности автомобиля для значительного числа семей в России. Следует, однако, отметить, что эта доступность и привлекательность автомобилей в определенной мере компенсировалась существенным ростом цен на автомобильное топливо, но в целом это не оказало заметного влияния на снижение объемов прироста автомобильного парка. Иными словами, если человек принял решение приобрести автомобиль, то высокая цена на бензин его обычно не останавливает. Естественно, что одновременно с ростом рынка новых автомобилей расширяется и вторичный рынок, на котором реализуются автомобили «с пробегом». Этот рынок переполнен как автомобилями, приобретенными новыми и эксплуатирующимися в России, так и ввезенными из-за рубежа подержанными автомобилями. Эта последняя составляющая, по мнению ряда исследователей, оказывает весьма негативное воздействие на отечественную автомобильную промышленность, так как на этом рынке, несмотря на достаточно высокие пошлины и «добавленную стоимость» продавцов и перекупщиков, цены остаются практически демпинговыми, так как цена подобных автомобилей за рубежом в целом ряде случаев символическая.

В результате структура автомобильного парка Российской Федерации характеризуется значительной долей автомобилей с достаточно длительным сроком эксплуатации. Кроме того, условия эксплуатации автомобиля в России, как известно, до сих пор оставляют желать лучшего. Здесь можно отметить и низкокачественное топливо, и плохие дороги, и недостаточную квалификацию существенной части водительского состава. Поэтому востребованность услуг авторемонтных предприятий в России очень велика. Поскольку есть спрос, то по законам рыночной экономики должно появиться и предложение. И оно появилось в форме весьма значительного количества авторемонтных предприятий. Сформировалась сеть автомобильного сервиса, состоящая в основном из мелких предприятий, находящихся в постоянной конкурентной борьбе друг с другом. В этих условиях выживаемость подобных предприятий непосредственно зависит от уровня качества предоставляемых услуг, который на современном этапе научно-технического развития определяется эффективным использованием инновационных технологий и оборудования для ремонта и технического обслуживания автомобилей. В результате на подобных мелких предприятиях возникает необходимость решения задач управления инновационными процессами, т. е. задач инновационного менеджмента.

Таким образом, главной особенностью подобных инновационных процессов является их реализация в рамках предприятий автосервиса, относящихся к предприятиям малого бизнеса. Это прежде всего существенно повышает инновационные риски, так как для малого бизнеса даже

небольшие вложения в инновационные проекты, которые не принесли ожидаемого экономического эффекта, могут оказаться критическими и привести к банкротству. Поэтому особенно возрастает роль максимально объективной оценки реальных затрат на тот или иной инновационный проект и экономического эффекта от его реализации, для чего необходимы теоретический анализ и выработка практических рекомендаций, учитывающих особенности инновационного менеджмента в малом бизнесе авторемонтных предприятий. В то же время следует отметить, что сейчас явно недостаточно исследований в указанной области. В качестве примера подобных исследований можно привести работы В. А. Корчагина и Д. К. Сысоева [1 — 3], которые наряду с решением задачи оптимального размещения предприятий автосервиса в регионе предложили некоторый комплексный коэффициент, который рассматривается в качестве критерия эффективности инвестиций в инновационный проект автосервисного предприятия. Однако предложенная для вычисления данного коэффициента методика не учитывает фактора конкуренции среди авторемонтных предприятий города и района, оказывающей существенное влияние на инновационные риски. Здесь следует отметить, что существующее размещение конкурирующих предприятий указанными авторами не учтено также и при оптимизации размещения предприятий автосервиса в регионе. Однако, несмотря на эти отдельные недостатки, предложенные в [1 — 3] механизмы и методики могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего формирования элементов теории и практики инновационного менеджмента на авторемонтных предприятиях.

Вполне очевидно, что выбор той или иной стратегии инновационного менеджмента на предприятии автосервиса должен определяться его спецификой. В настоящее время существует целый ряд подходов к формированию подобных стратегий [4], однако основным принципом для их формирования является принцип адаптивности — соответствие стратегии текущему состоянию внешней среды и своевременное ее изменение. В [4] описаны также два подхода к разработке адаптивной стратегии в области инновационного менеджмента, которые основываются соответственно на «концепции конкурирования на острие» и «концепции организационного обновления». Однако традиционно обе эти концепции используются в инновационном менеджменте в крупных организациях. В то же время «концепция конкури-

рования на острие» в современных условиях может быть с успехом применена и в малом бизнесе на предприятиях автосервиса, так как она по своей сути направлена на получение конкурентных преимуществ в достаточно жестких условиях.

Авторы данной концепции [5] анализируют принципы стратегического управления, используемые наиболее успешными инновационными компаниями, и выделяют ряд принципов, таких как «выработка полусвязанного стратегического направления», «непрерывный поток изменений», «нахождение на рубеже хаоса», «следование темпу времени», «импровизация и коадаптация» и т. д. [4]. Все эти принципы в настоящее время весьма успешно реализуются на крупных предприятиях, обладающих значительными кадровыми и финансовыми ресурсами, позволяющими сохранять устойчивость даже при возникновении отдельных ошибок в принятых решениях.

В то же время, как уже отмечалось ранее, предприятия автосервиса представляют собой типичные предприятия малого бизнеса, обычно не имеющие достаточно значительных оборотных средств. Поэтому возникает вопрос: возможно ли применение в этих условиях «концепции конкурирования на острие», которая представляется весьма привлекательной, так как продемонстрировала высокую эффективность в условиях крупных предприятий? Проведенный анализ показал, что использование этой концепции с учетом некоторых особенностей вполне возможно и в условиях малого бизнеса.

Прежде всего следует отметить, что один из основных принципов этой концепции, а именно «нахождение на рубеже хаоса», весьма характерен для сферы услуг автосервиса, так как поток клиентов весьма неравномерен и труднопрогнозируем. Соответственно и структура подобного предприятия адаптивно подстраивается под изменяющийся поток клиентов и заказываемых ими операций. Эта структура характеризуется обычно минимальным числом менеджеров. Основной персонал составляют ремонтные рабочие, непосредственно оказывающие автосервисные услуги. Весьма приветствуется и часто практикуется совмещение обязанностей, когда один и тот же работник может выполнять и функции менеджера, и авторемонтника. В ряде случаев к выполнению работ, непосредственно связанных с ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей, подключаются и владельцы предприятий, а на самых мелких предприятиях обычно владелец совмещает все функции персонала предприятия. При отсутствии заказов часть

персонала может даже временно перейти на работу в другие организации, а при появлении большого числа заказов вновь вернуться в автосервисное предприятие.

Таким образом, хаотичность и адаптивность структуры и состава подобного предприятия практически всегда имеют место, однако основной костяк персонала достаточно стабилен. В то же время на таких предприятиях имеется весьма ограниченное количество лиц, принимающих решения в стратегической и финансовой сферах, что облегчает реализацию принципа следование темпу времени, когда инновационные проекты реализуются не в ответ на действия конкурентов, а с определенной регулярностью. Однако одновременная реализация принципов следования темпу времени и непрерывный поток изменений требуют, естественно, и непрерывного потока затрат на инновационные проекты. При выделении этих средств одновременно с максимально точным прогнозированием экономического эффекта от инновационного проекта необходимо придерживаться определенных правил, к которым можно отнести следующие:

1. Весьма нежелательно в условиях малого бизнеса использовать для финансирования инновационных проектов заемные средства, в особенности с короткими сроками кредитования и высокими процентными ставками. Неудачные инновационные проекты, финансируемые из собственных средств, приведут только к некоторому снижению уровня благосостояния владельцев и персонала предприятия, а при финансировании за счет заемных средств могут привести к банкротству.

2. Необходимо максимально использовать возможности участия в федеральных и муниципальных целевых программах поддержки инновационных предприятий при условии выгодного долгосрочного льготного кредитования или безвозмездного выделения средств. Однако, учитывая, что в первую очередь эти программы направлены на поддержку более крупного бизнеса, для включения в них следует использовать различные формы объединений предприятий автосервиса.

3. При реализации концепции конкурирования на острие необходимо иметь эффективные методики достаточно достоверной оценки трех параметров: максимально допустимой суммы финансовых средств, выделяемых на инновационный

проект Фп; оптимальной величины временного интервала между началами реализаций инновационных проектов АТип; и максимально допустимой

продолжительности реализации инновационного проекта Т . Величина Т может быть определена

ип ип

различными способами. Прежде всего ее можно определить из условия максимальной среднегодовой доходности проекта, и когда эта доходность начинает снижаться, необходимо прекращать его реализацию. Однако такой метод возможен только в условиях достаточно высокой доходности предприятия автосервиса без учета рассматриваемого инновационного проекта. Если же основная доходность обеспечивается именно за счет успешно реализованного проекта, то такой метод определения максимально допустимой продолжительности

Тип неприменим, и данная величина может быть определена из условия достижения момента превышения текущих затрат на инновационный проект над его доходностью. В то же время возможен вариант, когда реализация инновационного проекта не обеспечивает дополнительной доходности в течение достаточно длительного времени. Тогда продолжительность Тип определяется как максимально допустимое время ожидания результата от инновационного проекта.

При реализации инновационных проектов также весьма важно учесть поведение конкурирующих предприятий автосервиса, которые могут внедрять ту же инновационную технологию, позволяющую оказывать автовладельцам новые услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Естественно, если в какой-то период данное авторемонтное предприятие является монополистом данной услуги, то оно может получить хорошие экономические результаты. Однако для этого необходимо широкое информирование потенциальных клиентов о подобных услугах и инновационных технологиях. Здесь неоценимую пользу могут оказать современные средства обмена информацией, и прежде всего Интернет.

Сам по себе Интернет появился в свое время как абсолютно инновационная коммуникационная среда. В настоящее время он превратился в исключительно мощное средство продвижения и информационной поддержки инноваций. Миллионы людей обращаются к Интернету за теми или иными советами. На сотнях и тысячах сайтов ведутся форумы, затрагивающие громадное количество тем, которые всесторонне обсуждаются. Именно эти форумы и могут превратиться в средство продвижения инноваций в авторемонтном деле. Здесь возможна как прямая, так и косвенная их реклама в форме отзывов клиентов об удачно проведенных ремонтах и высоком качестве услуг. При этом важно, чтобы это были реальные от-

зывы, а не сфабрикованные самим предприятием, так как если фактическое качество услуг будет отличаться от рекламируемого в Интернете в худшую сторону, на форуме обязательно появятся сообщения от недовольных клиентов, и весь положительный имидж предприятия будет растерян.

Весьма важна также работа с постоянными клиентами предприятия. Наличие определенных групп постоянных клиентов тех или иных предприятий или организаций характерно для сферы услуг вообще и для авторемонтных предприятий в частности. Постоянным клиентам необходимо предлагать пользоваться новыми услугами, выпол-

Литература

няемыми на основе инновационных проектов, с большими скидками в оплате в целях их возможной рекламы как в Интернете, так и при личном общении в группах автолюбителей или профессиональных водителей.

Таким образом, использование современных концепций инновационного менеджмента с учетом специфики авторемонтных предприятий позволит им находиться на передовых позициях по техническому и технологическому оснащению, что обеспечит расширение спектра предлагаемых ими услуг и существенный экономический эффект.

Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

(495)621-72-79

1. Корчагин В. А., Ляпин С. А., Сысоев Д. К. Моделирование эколого-экономического взаимодействия транспорта и окружающей среды // Наука и техника транспорта. — 2007. — №1. — С. 47 — 51.

2. Корчагин В. А, Сысоев Д. К, Ризаева Ю. Н. Математическая модель оценки инновационного потенциала предприятий автосервиса // Материалы международной научной конференции «Проблемы эксплуатации транспортных машин». — Тюмень: ТНГУ, 2007. — С. 168 — 172.

3. Сысоев Д. К. Повышение качества и эффективности технического сервиса легковых автомобилей региона: Дисс. на соискание ученой степени канд. техн. наук. — Орел: ОрелГТУ, 2008. — 171 с.

4. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 368 с.

5. Brown S. L., EisenhardtK. M. Competing on the edge: strategy as structured chaos. Boston: Harvard Business School Press, 1998 301 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.